16 сентября 1955 года в Белом море с борта советской дизельной подводной лодки (ПЛ) Б-67 произведен первый в мире испытательный пуск баллистической ракеты. Таким образом, 50 лет назад родился новый вид оружия - баллистические ракеты подводных лодок (БРПЛ). Справедливости ради необходимо отметить, что праотцом этого оружия является германский инженер-ракетчик Вернер фон Браун, предложивший еще осенью 1944 года разместить свои ракеты ФАУ-2 в плавучих контейнерах, буксируемых подводной лодкой. Они же должны были послужить пусковой установкой. Но волей судьбы реализовывать этот проект пришлось советским и американским ракетчикам в условиях жесточайшей конкуренции холодной войны.
ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ
Вначале успех благоволил американцам, благодаря технологическому и экономическому превосходству в 1950-60 годы. На первом этапе американцы попытались на стадии эскизного проекта разместить на борту ПЛ жидкотопливную (на криогенном топливе: жидкий кислород - керосин) БРСД "Юпитер", но жидкий кислород на подводной лодке да еще необходимость его перекачки из бортового запаса в баки ракеты непосредственно перед стартом оказались в то время неразрешимой технической задачей, и проект был отвергнут в пользу твердотопливной БР.
За работу взялась фирма "Локхид" (ныне "Локхид-Мартин"). Новая программа получила название "Поларис", и уже в сентябре 1958 года состоялся первый (неудачный) пуск ракеты "Поларис А-IX" с наземной пусковой установки. Следующие 4 пуска так же были неудачными. И только 20 апреля 1959 года очередной старт прошел успешно. В это время флот переделывал один из своих проектов ПЛАТ "Скорпион" в первую в мире ПЛАРБ "Джордж Вашингтон" (Водоизмещение надводное - 6019 т, подводное - 6880 т). Для этого в лодку встроили 40-метровую секцию, в которой разместили 16 вертикальных пусковых шахт. В декабре 1959 года лодку спустили на воду, а 14 июля 1960 года с ее борта выполнен успешный пуск БРПЛ "Поларис А-1" (UGМ-27А) из подводного положения. Носителями этих ракет стали пять ПЛАРБ типа "Джордж Вашингтон". На вооружении БРПЛ "Поларис А-1" состояли всего пять лет.
UGМ-27А - это двухступенчатая твердотопливная ракета. Ее сварной корпус изготовлен из высокопрочной ванадиевой нержавеющей жароустойчивой стали АМЗ-256. Двигатель первой ступени тягой 45 т работает на полиуретане с присадкой алюминия и перхлората аммония. Присадка алюминия применяется для увеличения стабильности горения топлива и повышения удельного импульса до 245-250 кг*сек/кг. Двигатель второй ступени развивает тягу 4500 кг и работает на полиуретане в смеси с сополимером полибутадиена и акриловой кислоты, имеет устройство отсечки тяги, что позволяет достигать различные дальности полета. Ракета оснащена отделяющейся в полете моноблочной головной частью Мк1, оснащенной термоядерным зарядным устройством W-47 мощностью 600 кг.
Бортовая аппаратура расположена в приборном отсеке, который находится в средней части корпуса ракеты. Здесь размещаются стабилизированная платформа с акселерометрами, программный автомат управления полетом, блок вспомогательной электроаппаратуры, состоящий в основном из сервоусилителей и серводвигателей, цифровая счетно-решающая машина, источники питания и другие приборы. Вес бортовой аппаратуры наведения около 90 кг. Разработана она совместно фирмами "Дженерал Электрик" и "Хьюз". В дальнейшем эти фирмы создавали системы управления для всех американских БРПЛ "Поларис", "Посейдон" и "Трайдент". Круговое вероятное отклонение (КВО) ракеты при стрельбе на максимальную дальность (2200 км ) составляло 1000 ярдов (900 м).
Следующая модификация ракеты "Поларис" - А-2 (UGМ-27В) имела увеличенную (по длине) первую ступень, корпус которой выполнен из стеклопластика. В результате удалось увеличить дальность пуска с 2200 км до 2800 км. Ракетами "Поларис А-2"вооружили пять ПЛАРБ типа "Этен Аллен" (6955-7880 т). Эти лодки строились уже по специальному проекту.
С августа 1962 и до конца 1964 года проходит испытания более мощная модификация ракеты "Поларис А-3" (UGМ-27С), имеющая увеличенную дальность до 4600 км, а также принципиально новую головную часть рассеивающего типа Мк2RV с тремя боеголовками W-58 мощностью 200 Кт каждая, которые отстреливаются в заданной точке траектории полета одновременно и летят к району цели по близко отстоящим друг от друга баллистическим траекториям.
В сентябре 1964 года первая ПЛАРБ с новыми ракетами "Дэниел Вебстер" (SSBN-626 ) вышла на боевое патрулирование в северную Атлантику. С 1964 по 1970 годы ракетами А-3 вооружены 31 ПЛАРБ типа "Лафайет" и "Джеймс Медиссон" ("improved Lafayette"), а также перевооружены с А-1 и А-2 проекты "Джордж Вашингтон" и "Этен Аллен".
В 1964 году флот США выдает фирме "Локхид" заказ на принципиально новую ракету, оснащенную разделяющейся головной частью с боеголовками индивидуального наведения (МIRV), позволяющую поражать одной ракетой несколько целей (от 10 до 14). Проект получил наименование "Посейдон" (С-3) в честь мифического бога морей. Сама же ракета получила техническое наименование UGМ-73А. Первый удачный пуск ракеты произведен 3 августа 1968 года за 15 дней до первого испытательного пуска первой в мире МБР "Минитмен-3", оснащенной боеголовками MIRV.
В марте 1971 года первый комплект из 16 ракет "Посейдон" на борту ПЛАРБ "Джеймс Медиссон" (88ВМ-627) заступил на боевое дежурство. До 1979 года все 31 ПЛАРБ типа "Лафайет" в ходе плановых ремонтов были перевооружены на ракеты "Посейдон". Ракета двухступенчатая твердотопливная. При той же длине, что и А-3 - 10,38 м несколько больше в диаметре (1,88 м против 1,37 м). Таким образом удалось, сохранив ту же дальность - 4600 км, увеличить "забрасываемый вес" с 350 кг до 1670 кг (без учета веса обтекателя и блока разведения у "Посейдона"). Ракета оснащена головной частью Мк-3 - 10 боеголовок W-68 мощностью 50 Кт каждая (теоретически количество боеголовок может быть доведено до 14, но только за счет средств преодоления ПРО). КВО ракеты -600 ярдов (540 м ). С начала 1970 года по конец 1978 года "Локхид" произвел 620 ракет "Посейдон".
"ТРАЙДЕНТ" ОЗНАЧАЕТ "ТРЕЗУБЕЦ"
БРПЛ "Трайдент-1" (С-4) (UGМ-96А) создана как временная мера для вооружения первых лодок типа "Огайо" до подхода ракет "Трайдент-2", разработка которых затягивалась, а также для замены ракет "Посейдон" на части ПЛАРБ типа "Лафайет". Первая из них - "Френсис С. Ки" вышла на боевое патрулирование с новыми ракетами в октябре 1979 года. Впоследствии еще 11 ПЛАРБ типа "Лафайет" перевооружили на "Трайдент-1". Ракета трехступенчатая твердотопливная, корпуса ступеней изготовлены из материалов с улучшенными характеристиками (армированное волокно кевлар-49, в качестве связующего вещества применяется эпоксидная смола), и имеет качающееся сопло облегченной конструкции. Управление вектором тяги (УВТ) ракеты на активном участке траектории полета по тангажу и рысканию осуществляется за счет отклонения сопел. Управление по крену на участке работы двигателей всех трех ступеней не производится. Накапливающееся за время работы РДТТ отклонение по крену компенсируется в процессе работы двигательной установки системы разведения боеголовок (на ракетах "Поларис" использовались дефлекторы газовой струи).
Двигатели ракеты снаряжаются высокоэнергетическим твердым топливом-нитролан, имеющий удельный импульс - 271 кг*сек/кг. Система управления и наведения БРПЛ "Трайдент-1" типа Мk4 включает два электронных блока. В первом блоке массой 30 кг размещены процессор, формирующий управляющие сигналы и управляющие цепи. Во втором блоке массой 38,5кг размещена гиростабилизированная платформа, на которой установлены три акселерометра, астродатчик, а также оборудование термостатирования. КВО ракеты составляло 500 ярдов (460 м).
Формально заказ на "Трайдент-2" (О-5) фирма "Локхид" получила от флота в 1983 году, но фактически работы над ней были начаты одновременно с "Трайдент-1". До середины 1986 года технический проект носил наименование UGМ-96В, потом его переименовали в UGМ-133А. Ракета выполнена по тем же технологиям, что и "Трайдент-1". Однако из-за больших размеров - диаметр на 15%, а длина на 30% больше - удалось увеличить дальность с 4000 морских миль (7400 км) до 6000 (11100 км), а забрасываемый вес довести до 6000 фунтов (2800 кг). "Трайдент-2" оснащена разделяющейся головной частью с боеголовками индивидуального наведения Мk-5 (8 боеголовок согласно договору СНВ-1 сокращены до 4). Ракетой планировалось вооружить все строящиеся лодки нового проекта типа "Огайо" (SSBN-726). Но работы по ней затягивались и только 9-я лодка - "Тенесси" (SSBN-734) получила первый комплект ракет. С ее борта из подводного положения был произведен первый испытательный пуск в январе 1987 года. В настоящее время 14 подводных ракетоносцев типа "Огайо" в американском флоте и 4 типа "Вэнгард" в британском оснащены этими ракетами.
РУССКИЙ ОТВЕТ
По ту сторону железного занавеса советские конструкторы пошли другим путем. БРПЛ строились на основе ЖРД на низкокипящем топливе. ЖРД на низкокипящих топливах имеют удельный импульс 310-380 кг*сек /кг, что позволяет добиться большего коэффициента конструктивного совершенства по сравнению с БР на твердом топливе. Низкокипящие топлива столь же неприхотливы в обслуживании, в отличие от криогенных. Топливо ампулизируется в баках ракеты, и в таком виде ракета хранится в течение всего срока службы.
В октябре 1955 года на заводе # 402 в г. Молотовске (ныне Северодвинск) начались работы по переоборудованию большой торпедной подводной лодки Б-67, строившейся по проекту 611, для проведения испытаний ракетного оружия. Проект этой субмарины, подготовленный в августе 1954 года специалистами ЦКБ-16, после утверждения получил индекс В-611 ("Волна-611"). В ходе реконструкции в четвертом отсеке вместо второй группы аккумуляторных батарей разместили две ракетные шахты длиной 14 м диаметром 2 м.
Летные испытания ракеты, получившей на флоте обозначение Р-11ФМ, начались в начале 1955 года на полигоне Капустин Яр. В феврале 1956 года на имя первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева и Председателя Совета министров СССР Н.А. Булганина поступила докладная записка от председателя морского научно-технического комитета адмирала Л. А. Владимирского о необходимости создания подводного ракетоносного флота стратегического назначения. В мае этот вопрос обсудил Совет обороны страны. Он признал его делом особой государственной важности. Работы по доводке Р-11ФМ получили дополнительное ускорение.
Программа испытаний ракеты Р-11ФМ и ракетного комплекса Д-1 продлилась до конца 1958 года, а в феврале 1959-го состоялось решение о принятии на вооружение подводных лодок, оснащенных этим комплексом. Кроме указанных, эту ракету, до принятия на вооружение БРПЛ ракет Р-13, несли три ракетные лодки проекта 629. В 1959 году советский ВМФ получил первую ракетную подводную лодку специальной постройки проекта 629 ("Гольф-1") с дизель-электрической энергетической установкой. Строительство двух головных лодок этого проекта началось в 1957 году в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре. В конце 1958 года они были представлены на испытания. Одновременно развернулось серийное строительство ПЛ проекта 629. К началу 1960 года Северный флот получил пять ракетных лодок, а Тихоокеанский флот - две. Всего же от промышленности поступило 22 единицы. Была построена одна лодка по проекту 629Б. Она создавалась и строилась в качестве опытной для отработки новой ракетной техники и после вступления в строй входила в состав Северного флота.
Следующей советской баллистической ракетой, разработанной специально для подводных лодок, стала Р-13 (SS-N-4) (Д-2). Западные военные эксперты утверждают, что эта ракета - классический пример технологической отсталости СССР. Мол, при одинаковом стартовом весе американская ракета имеет дальность 2200 км, а советская - всего 600 км. Но упускают две очень немаловажные детали. Первое: "Поларис" - двухступенчатая, а Р-13 - одноступенчатая ракета. Второе: вес головной части (так называемый забрасываемый вес) у "Поларис А-1 " - 326 кг (столько весит ЯЗУ W-47 в корпусе боеголовки), а у Р-13 - 1598 кг. Несмотря на серьезные различия в массогабаритных характеристиках головной части (ГЧ) мощность боеголовки в первом случае - 600 Кт, во втором - 1Мт. Но и здесь не все так просто. Дьявол, как говорится, кроется в деталях. Массовая доля ЯЗУ в весе ГЧ баллистических ракет составляет от 30 до 45%, а остальное приходится на корпус боеголовки, теплозащиту и т.д. ЯЗУ W-47 Лос-Аламосская национальная лаборатория США разрабатывала специально для БРПЛ "Поларис А-1", американцы могли себе позволить такие расходы - для каждого носителя свое ЯЗУ.
На ракете Р-13 установлена ГЧ РДС-37 от МБР Р-7, и она же устанавливалась на БРСД Р-12 и Р-14. ГЧ РДС-37 из-за дефицита средств и времени перекочевала с Р-7 на Р-13 в неизменном виде. Особенности полета ГЧ МБР таковы, что на конечном участке траектории в плотных слоях атмосферы (высоты менее 100 км ) боеголовка испытывает сильнейший аэродинамический нагрев - температура поверхности конструкции достигает 6200 градусов Кельвина. Весь спуск в плотных слоях атмосферы длится не более 1 мин. За это время боеголовка МБР тормозится со скорости 7,1-7,5 км/сек до 3 км/сек. Для тепловой защиты ГЧ в СССР в то время использовался метод "отражения и поглощения". То есть отделяемая ГЧ, корпус которой выполнен в форме конуса, перед атмосферным спуском разворачивалась на 180 градусов по направлению полета основанием конуса или тыльной стороной вперед. Таким образом, большая часть энергии (до 90%) отражалась вдоль довольно пологого фронта образовавшейся перед ГЧ ударной волны. А меньшая часть поглощалась массивной пластиной, изготовленной из медного сплава. Тяжелый экран значительно увеличивал вес ГЧ. Американцы к началу 1960-х годов применяли более прогрессивный в то время метод защиты "оплавляемого и уносимого" (абляционного) теплозащитного покрытия. Материалом такого покрытия служил либо тефлон, либо графит.
К этому времени закончила испытания и поступила на вооружение первая советская атомная ракетная подводная лодка проекта 658 ("Хотел-1") водоизмещением 4039т/5300т. Всего в период с 1958 по 1964 год построили восемь субмарин этого типа (семь последних в ходе постройки модернизированы с учетом опыта эксплуатации головной АПЛ и размещения новых ракет), поступивших на Северный флот, и одну опытную для проведения испытаний баллистических ракет Р-29. На то время они были самыми скоростными и крупными из советских подлодок. Однако их радиоэлектронное и гидроакустическое оборудование не на много отличалось от оборудования дизельных лодок. Кроме трех баллистических ракет, эти подводные корабли несли мощное торпедное вооружение - шесть 533-мм носовых и четыре 400-мм кормовых аппарата для стрельбы противолодочными и противокорабельными торпедами.
Эксплуатация головной атомной лодки К-19 выявила ряд существенных конструктивных недостатков. Но, несмотря на это, АПЛ проекта 658М находились в боевом строю до конца 1980-х годов. Ракеты Р-13 состояли на вооружении до 1973 года и уступили свое место более совершенным представителям своего класса.