Военную угрозу для Российской Федерации представляют погруженные подводные лодки с ядерными баллистическими и крылатыми ракетами. Причем размещение последних на ПЛ не ограничено международными обязательствами. Вместе с тем КР даже с обычными боевыми частями, запущенные с субмарин, способны решать задачи уничтожения важных техногенных объектов жизнеобеспечения на всю глубину территории РФ. И не случайно ПЛ в условиях бесконтрольного плавания становятся рычагом политического давления на страны с плохой системой организации противолодочной обороны в потенциальных районах пуска крылатых ракет.
Данная угроза требует наличия у государства, претендующего на роль ведущей военно-морской державы, такого нового технологического атрибута, как система непрерывного и скрытного контроля за подводной обстановкой. И не только в прибрежных водах, но и в любой точке Мирового океана
В прошлом году адмирал Виктор Кравченко (предшественник Владимира Масорина на посту начальника Главного штаба ВМФ) проинформировал общественность: на Дальнем Востоке действует эффективная система контроля в подводной среде, в том числе и по подводным лодкам. Министр обороны РФ Сергей Иванов в СМИ дополнил слова флотоводца сообщением о начале функционирования такой же системы в прибрежных морях на Севере. Это успокаивает, но только если обеспеченность береговых центров управления средствами оргтехники не выдается за реально действующую систему контроля за погруженными субмаринами.
Российский Военно-морской флот на учениях демонстрирует волю решать задачи противолодочной обороны, но только в меру возможностей технических средств, принятых на вооружение. Маневры ВМФ проводятся в прибрежных водах периодически и не носят системного характера контроля подводной среды.
Правительство РФ, Генеральный штаб и Главный штаб ВМФ проявляют распорядительность в организации гособоронзаказа в направлении создания систем контроля в подводной среде. Но это они делали и пять, и десять, и двадцать лет назад, однако проблема непрерывного, скрытного и достоверного контроля в подводной среде вряд ли решена даже в прибрежных водах. Отсутствие там надежной системы подводного контроля даже за своими субмаринами продемонстрировала катастрофа атомного подводного ракетного крейсера "Курск" в Баренцевом море в 2000 году.
Традиционные подрядчики гособоронзаказа по подводным системам лет тридцать твердят, к удовлетворению и успокоению генерального заказчика, о предельно высоком уровне разработок. И ревностно оберегают свою монополию на бюджетную делянку, радостно приветствуя увеличение расходов на оборону. Однако такой "предельно высокий уровень" спровоцировал то, что подводники ВМС США целой доктриной определили зону своего преимущественного патрулирования не в океанской зоне, а в прибрежных водах РФ, нисколько не опасаясь российских подводных систем.
Эффективное использование крылатых ракет из-под воды по территории России возможно только вблизи ее берегов. Факт перевооружения двух ракетных подводных лодок ВМС США системы "Трайдент" (Trident) на крылатые ракеты - показатель долговременных планов Пентагона и бесперспективности потуг традиционных поставщиков подводных систем контроля обезопасить побережье РФ.
Десятая школа-семинар академика Леонида Бреховских, проходившая в Москве под эгидой Акустического института им. Н.Н. Андреева в мае 2004 года, показала отсутствие современных научных идей по проблеме гидроакустического обнаружения малошумных подводных лодок. Доклады ученых в основном эксплуатируют устаревшие научные взгляды сорокалетней давности. И если эти идеи лежат в основе российских систем освещения подводной обстановки, можно предполагать, что проблема заведена в тупик.
Трагедия стареющей российской науки в том, что она не смогла воспринять и осмыслить революционного явления компьютеризации всех областей человеческой деятельности. Компьютерное моделирование быстро развенчивает устоявшиеся догмы, за которые цепляются, оправдывая свой хлеб, немалое число наших ученых мужей.
Министерство обороны и ВМФ РФ, будучи государственными заказчиками систем подводного контроля, не позаботились о механизме привлечения новых поставщиков, внедрения реальной конкуренции и избавления от неэффективных исполнителей государственного оборонного заказа. Более того, ответственное заказывающее радиотехническое управление ВМФ практически стало придатком монопольных структур в обслуживании их интересов. Что может объяснить провальную научно-техническую политику в области создания современных электронных подводных систем наблюдения.
Зато отличное понимание сути проблем современного гидроакустического обнаружения малошумных подводных лодок продемонстрировало военно-морское ведомство США, которое модернизирует бортовые гидроакустические средства, прежде всего отказавшись от услуг крупных поставщиков, поручив усовершенствование бортовой гидроакустической электроники самолетов, кораблей и подводных лодок малому бизнесу (по инновационным программам SBIR Navair, Navsub, Navship и ARCI).
Между тем в заказывающих управлениях Министерства обороны и в ВМФ РФ пока не могут объяснить разницу между инновационными программами и традиционным НИОКР. Причем это происходит сегодня, когда в стране провозглашен инновационный путь развития.
Недостаточность бюджетного финансирования поставок в армию и на флот в середине 90-х годов прошлого столетия обосновывалась лозунгом о направлении финансирования на разработку современной техники. Однако отсутствие механизма объективного контроля за результатами научно-исследовательских работ и опытно-конструкторских разработок спровоцировало массовый приток "удобных" исполнителей, паразитирующих на государственном оборонном заказе.
Пришло время оснащать армию и флот современными разработанными системами. Только какими? Заказывающее управление ВМФ, "обремененное" разработками, даже не имеет методик сравнительных испытаний, чтобы выбрать достойные изделия для закупок.
Кстати, недавний Международный военно-морской салон в Санкт-Петербурге IMDS-2005 произвел удручающее впечатление на специалистов, ожидавших увидеть там серьезные современные разработки. Тогда как представители отечественных фирм постоянно и бодро уверяют всех и вся, что их продукция лучшая в мире. Однако если так дело пойдет и далее, то Россия скоро потеряет традиционных инозаказчиков Юго-Азиатского региона.
Степень угрозы из-под воды, со стороны иностранных подводных лодок с крылатыми ракетами, видимо, еще недостаточно осознана политическим и военным руководством российского государства, а также гражданской общественностью.