0
1011
Газета Вооружения Интернет-версия

23.12.2005 00:00:00

Утерянные позиции

Тэги: промышленность, авиация, развитие


Правительством РФ принята стратегия развития отечественного авиапромышленного комплекса. Цель: сохранение технологической независимости при создании новых поколений военной и гражданской продукции, возвращение России на мировой авиарынок в качестве игрока в первой пятерке производителей.

Решение весьма актуальное. Сегодняшняя ситуация, когда недавняя гордость страны - авиапром - поставляет на мировой рынок менее одного процента гражданской авиатехники, не может никого удовлетворить.

ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ

По мнению экспертов, решение проблем авиастроения прежде всего связано с определением базового принципа развития отрасли. И этот выбор сделан. Он, как заявил на недавно прошедших в Государственной Думе РФ парламентских слушаниях глава Федерального агентства по промышленности (ФАП) Борис Алешин, "заключается в переходе от анклавного образования в рамках национальных границ с абсолютным доминированием государства в активах и ориентации преимущественно на бюджетные инвестиции к модели открытой отрасли, расширяющей кооперационные связи с западными высокотехнологичными партнерами и с развивающимися авиастроительными комплексами стран-импортеров авиатехники, прежде всего с Индией и Китаем".

Глобализация отрасли потребует создания конкурентоспособных на мировом рынке центров не только в области финальной продукции, но и в производстве материалов, в двигателестроении, агрегатостроении, в разработке авионики. Для этого необходимы существенные денежные вложения. И государство должно обеспечить соответствующий финансовый рычаг и благоприятный климат для привлечения частных инвестиций.

Длительность и дороговизна создания современных конкурентоспособных продуктов определяет минимально допустимую степень интеграции активов авиастроительных компаний. При объемах продаж менее 5-6 млрд. долларов в год инвестиции в поддержание передовой конструкторской базы производственных центров, в разработку самих продуктов становятся нерентабельными. "Мы серьезно отстаем от наших американских и европейских конкурентов в процессе концентрации. Сегодня концентрация активов в авиастроении это не мода в выборе экономической модели развития компании, это императив, обусловленный современным поколением авиационных технологий, роли авиации и организации бизнеса авиаперевозок. Рынок авиатехники сегодня - это глобальный рынок без национальных границ с жесткой конкуренцией. Это растущий перспективный рынок, как в части поставки вооружений, так и в части гражданской продукции", - подчеркивает Борис Алешин.

В то же время производство авиатехники является капиталоемким бизнесом. Окупаемость проектов растягивается на 10 и более лет. Отрасль масштабна, технологически сложна, велики риски, сопряженные с огромными инвестициями в новые проекты.

Российское авиастроение видится экспертам как классический случай отрасли, в которой применимы принципы государственного и частного партнерства. Какой при этом может быть роль государства? Вне всяких сомнений, оно было, есть и должно остаться крупным собственником в капитале отрасли. И именно в этом качестве должно инициировать необходимые перемены на организационном уровне. Центральной идеей здесь, по мнению специалистов, является объединенная авиастроительная корпорация (ОАК).

Необходимость консолидации российского авиапрома в единую компанию, считают эксперты, диктуется целым рядом причин. В первую очередь это высочайший уровень концентрации авиационной промышленности, сложившийся в данный момент у конкурентов. Минимальный уровень продаж, необходимый для вхождения в пятерку ведущих игроков, оценивается сейчас в 8-10 млрд. долларов в год. Суммарная же выручка ОАК на первом этапе существования после объединения крупнейших российских авиационных заводов, согласно расчетам, достигнет всего лишь 2,5 млрд. долларов.

Но без этого не обойтись. В противном случае накапливающийся критический уровень технологического отставания к 2010 году сделает все имеющиеся сейчас отечественные продукты и разработки не конкурентоспособными, отмечалось на тех же парламентских слушаниях. Уровень капиталоемкости отрасли и продолжительность сроков реализации проектов таковы, что сегодня ни один из отечественных производителей не в состоянии принять на себя все риски в одиночку. Более того, ни один проект создания нового самолета невозможно реализовать сейчас вне рамок внутрироссийской или международной кооперации с крупнейшими мировыми производителями. Это особенно актуально на этапе первоначального вывода на рынок неизвестных ранее продуктов. Именно поэтому активизирована деятельность по созданию стратегических альянсов с крупнейшими авиастроительными корпорациями мира, в частности с "Боингом", с Индией, Китаем. В рамках стратегии предусматривается также создание вертолетостроительной корпорации.

Согласно названным выше требованиям глобализации отрасли стратегия предусматривает также развитие основных элементов авиастроительных предприятий второго уровня: двигателестроение, авионика, агрегатостроение. Они должны развиваться, ориентируясь на глобальный рынок. А производители финальной продукции должны взаимодействовать с российской корпорацией второго уровня только на рыночных условиях, то есть приобретать только ту их продукцию, которая конкурентоспособна по качеству и цене с мировыми производителями.

В сфере военной авиатехники усилия планируется сконцентрировать на ограниченном числе перспективных проектов, рассчитанных и на удовлетворение потребности российских ВВС, и уже позиционирующихся на крупных зарубежных рынках как совместные. Это прежде всего проекты перспективного фронтового истребителя и нового военно-транспортного самолета в рамках российско-индийской кооперации "Эм-ди-эй".

В ЗАКОНЕ - СКРЫТЫЕ РЕЗЕРВЫ

Для преодоления кризиса в авиапроме важным, по оценкам экспертов, является и совершенствование законодательной базы. Прежде всего - в сфере военно-технического сотрудничества (ВТС) с зарубежными странами, гособоронзаказа и приватизации. Так, по мнению специалистов ФАП, необходимо дать возможность создания совместных предприятий с нашими стратегическими партнерами в сфере военной авиации для реализации общих проектов, начиная с взаимодействия в разработке и заканчивая скоординированной программой закупок и эксплуатации. Для этого предлагается в федеральный закон о военно-техническом сотрудничестве РФ с иностранными государствами внести положение, что ВТС включает деятельность в области международных отношений, связанную в том числе с разработкой, производством, поставками, закупками и послепродажным обслуживанием продукции военного назначения, проводимыми совместно с иностранными субъектами военно-технического сотрудничества.

В том же федеральном законе предлагается снять ограничения на 51-процентное участие государства в акционерном капитале субъекта военно-технического сотрудничества, осуществляющего совместный проект полного цикла и на запрет владения иностранным юридическим лицом доли в таком субъекте.

Целесообразным считается также дополнить указ президента Российской Федерации по вопросу военно-технического сотрудничества с зарубежными странами положением о совместных с иностранными партнерами проектах в сфере ВТС. В документе предусмотреть порядок организации совместного предприятия, единого ТТЗ, гарантии закупок совместно созданных продуктов и другие вопросы, без решения которых невозможно реализовать новую модель военно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

В федеральном законе об оборонном заказе предлагается предусмотреть возможность финансирования, разработок и производства ВВТ, в том числе и в области военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, за счет собственных и привлекаемых средств организаций и предприятий, имеющих лицензию на занятие соответствующим видом деятельности с последующей компенсацией понесенных ими затрат не только из федерального бюджета, но и за счет коммерческих продаж на мировом рынке вооружений.

В федеральных законах об акционерной деятельности, о приватизации предусмотреть возможность уменьшения доли Российской Федерации в акционерном капитале общества в случае проведения дополнительной эмиссии акций этого общества. А в федеральном законе о государственном регулировании и развитии авиации предусмотреть, что для отдельных категорий авиационных организаций, реализующих совместные с иностранным партнером авиастроительные проекты, может быть снято ограничение на 25-процентный предел доли иностранного участия в уставном капитале авиационной организации. Доля участия иностранного капитала в уставном капитале в таких авиационных организациях должна определяться правительством Российской Федерации. Соответствующие предложения представлены Роспромом и Минпромэнерго в правительство.

ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ТЕНДЕНЦИЯ

А что же реально представляет сегодня авиационная промышленность России? Авиапром - одна из ведущих системообразующих, высоконаукоемких, высокотехнологичных отраслей оборонного комплекса страны - доныне является крупнейшей из отраслей ОПК по объему производства. По итогам 2004 года авиационная промышленность произвела 38,6% общего объема продукции "оборонки" в целом, причем по военной продукции (с учетом экспорта) доля ее достигает 45,9%, а по экспортным поставкам военной и гражданской продукции - 51,6% зарубежных продаж предприятий ОПК.

В конце 70-х - начале 80-х годов прошлого столетия отрасль была модернизирована с внедрением новых технологий, освоила производство авиационной техники 4-го поколения и стала способна выпускать свыше 500 самолетов и 300 вертолетов всех назначений в год. Все предприятия наряду с основной продукцией выдавали также изделия неавиационного назначения. Они предназначались для топливно-энергетического и аграрно-продовольственного комплексов, сельскохозяйственного и автотранспортного машиностроения, станкостроения. Не забудем и о медтехнике, и о многом другом.

В режиме полной загрузки производственных мощностей авиационная промышленность страны работала до 1988 года. В 1989-1991 годах, в период глубокой конверсии военного производства, объем выпускаемой отраслью продукции по сравнению с 1988 годом благодаря наращиванию строительства гражданской авиатехники снизился только на 9,6%. В 1992 году производство гражданских самолетов и вертолетов в увеличенных объемах было продолжено, однако в результате резкого сокращения оборонного заказа и действия факторов экономической реформы объем продукции авиапрома составил уже 74,4% уровня 1988 года.

После десяти лет переходного периода в экономике страны авиапромышленность оказалась в кризисе. В 1992-1997 годах авиапром, как и все отрасли, входящие в ОПК, пережил обвальный спад объемов продукции. Оборонный заказ на военную авиатехнику сократился с сотен до единичных экземпляров. С 1994 года прекратилось бюджетное финансирование закупок гражданской авиатехники, а дезинтеграция отечественных авиакомпаний и падение реальных доходов населения при росте цен на авиабилеты привели к резкому, в 2,5 раза, падению спроса на авиаперевозки и, как следствие, к кризису рынка гражданской авиатехники.

В 1997 году по сравнению с уровнем 1992 года объем производства продукции отрасли упал до 21,7%. Выпуск гражданских самолетов (без легких) снизился с 81 машины до 9. При этом соотношение среднего авиатарифа и средней зарплаты возросло с 12% в 1990 году до 123,3% в 2001-м, то есть в 10 раз.

Начиная с 1998 года тенденция спада объемов производства в отрасли была преодолена, прежде всего - за счет роста объемов экспорта военной авиатехники, а также вертолетов, запасных частей, систем и двигателей для ранее поставленной за рубеж авиатехники. Однако в 2004 году из-за значительного сокращения военного экспорта в отрасли вновь проявилась отрицательная тенденция. Объемы производства продукции за те 12 месяцев от уровня 2003 года составили: всей продукции - 88,8%, военной продукции - 77,2%, гражданской продукции - 115,2%. Численность работников авиапрома уменьшилась в 2 раза по сравнению с 1990 годом.

В 2004 году загрузка производственных мощностей отрасли не превысила и 30%. Объем производства от уровня 1992 года при этом достиг 58% (в 2003-м - 65,5%). Несоответствие относительных значений объемов и загрузки производства объясняется в значительной степени удорожанием авиатехники нового поколения. Так, цена новых самолетов Ту-204-100 и Ту-214 значительно превышает стоимость однотипного эксплуатируемого Ту-154М.

Научно-техническая база (равные ей по уровню НТБ имеют только США, Великобритания и Франция) стареет и постепенно разрушается из-за нехватки средств на ее поддержание. Износ основных фондов отрасли достиг 50-52%, в том числе активной части - 65-69%.

В 2004 году загрузка производственных мощностей отрасли составила всего около 30%. Объем производства от уровня 1992 года при этом достиг 58% (в 2003 году 65,5%). Несоответствие относительных значений объемов и загрузки производства объясняется в значительной степени за счет удорожания авиатехники нового поколения.

Общая численность работающих на предприятиях авиационной промышленности за 2004 год уменьшилась по сравнению с 2003-м на 4%, в том числе по промышленным предприятиям снижение составило 5,5%, по научным организациям - 1,9%.

Среднемесячная зарплата выросла в целом по отрасли с 6775,4 рубля в 2003 году до 7970,6 рубля в 2004-м, соответственно по промышленным предприятиям - с 6549,5 рубля до 7621,5 рубля, по научным организациям - с 7527,5 рубля до 9119,1 рубля.

Наряду с производством авиационной техники авиационной промышленностью за 2004 год выполнен значительный объем работ по выпуску гражданской продукции неавиационного назначения, составившей 55,7% общего объема гражданской продукции.

 

В 2004 году были произведены следующие количества авиационной техники:

Самолетов (без легких) - 12, в том числе пассажирских магистральных и региональных - семь: Ил-96-300 - 3 (в том числе "салон", г. Воронеж), Ту-214 - 1, Ил-62М - 1 (г. Казань), Ан-38 - 2 (г. Новосибирск); грузовых - три: Ан-124 "Руслан" - 2 (г. Ульяновск); Ан-74 - 1 (г. Омск); специальных - два Бе-200 (г. Иркутск).

Легких самолетов (авиации общего назначения, учебных и др.) - 20, в том числе: Як-54 - 3 (г. Саратов), СМ-92 - 4 (г. Смоленск), Ан-3 - 2 (г. Омск), Ил-103 - 7 (г. Луховицы, Московская обл.), Бе-103 - 3 (Комсомольск-на-Амуре), М-101 "Гжель" - 1 (г. Нижний Новгород).

Вертолетов различных модификаций - 95, в том числе: Ми-17, Ми-172 - 38 (г. Казань), Ми-8МТВ - 4 (г. Казань), "Ансат" - 3 (г. Казань), Ка-32 - 8 (г. Кумертау), Ми-8 АМТ.171 - 38 (г. Улан-Удэ), Ка-226 - 2 (г. Кумертау), Ка-226 - 2 (г. Оренбург).

Осуществлен ремонт 21 самолета, из них 12 Ту-154М (г. Самара), 8 Ан-124 (г. Ульяновск), 1 Ил-62М (г. Казань), а также 6 вертолетов, в том числе 3 - Ми-26Т (г. Ростов-на-Дону), 3 - Ми-17 (г. Казань).


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

«Токаев однозначно — геополитический гроссмейстер», принявший новый вызов в лице «идеального шторма»

Андрей Выползов

0
1492
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
3843
До высшего образования надо еще доработать

До высшего образования надо еще доработать

Анастасия Башкатова

Для достижения необходимой квалификации студентам приходится совмещать учебу и труд

0
2152
Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Москва и Пекин расписались во всеобъемлющем партнерстве

Ольга Соловьева

Россия хочет продвигать китайское кино и привлекать туристов из Поднебесной

0
2418

Другие новости