0
1335
Газета Вооружения Интернет-версия

25.08.2006 00:00:00

Требуется централизованная структура

Владимир Заборский

Об авторе: Владимир Васильевич Заборский - капитан 1 ранга в отставке.

Тэги: минобороны, опк, иванов, впк


Опубликованная в № 21 «НВО» за 2006 год статья Леонида Сафронова «Беда в исполнении принятых решений», по сути, содержит одну главную идею – ее автор категорически против воссоздания Миноборонпрома, в котором было бы сконцентрировано, как в советскую эпоху, управление всем ОПК (и частично другими отраслями промышленности). Пусть, мол, вся оборонка будет разбросана по разным, в том числе частным, холдингам, компаниям, агентствам и пр. И никакие государственные органы в деятельность этих структур вмешиваться не должны. Леонид Сафронов убежден, что их руководители хорошо знают, куда вести ОПК, что нужно для его развития, какие образцы вооружения и военной техники нужны Минобороны (и другим силовым ведомствам).

При этом автор пишет: «Многие считают (кстати, кто эти «многие»? – В.П.), что девять оборонных министерств СССР фактически управляли сотнями предприятий ОПК». Однако на самом деле такое управление было «нереальным». На мой взгляд, Леонид Сафронов недостаточно знаком со структурой и комплексным функционированием этих министерств. Именно они управляли всем ОПК (и частично гражданской промышленностью), и как раз, как ниже сам автор и подтверждает, через «крупные головные предприятия» (НИУ, промышленные объединения, заводы и пр.), то есть через те же самые, по современным понятиям, отраслевые «холдинги», которые пока пытаются сформировать.

Вдобавок создается впечатление, что Леонид Сафронов в прошлом в своей работе не соприкасался с деятельностью существовавшей в Советском Союзе ВПК (ее полное название Комиссия по военно-промышленным вопросам Президиума Совета Министров СССР), а потому ошибочно трактует ее задачи и функции. Никаких «крупных проектов» ВПК не готовила (это было бы ей просто не под силу при ее весьма скромном штате), она оценивала эти проекты и являлась главным арбитром именно в увязке и разрешении возникших противоречий и несогласованных проблем как между промышленностью и военным ведомством, так и между промышленными соисполнителями. Именно поэтому, совершенно правильно отмечает Леонид Сафронов, все подготовленные ВПК проекты постановлений Совмина СССР начинались с фразы «Принять предложение┘ о создании┘ и т.д.». Так что ВПК именно и являлась «мостом», как точно подмечено автором, не только между промышленными структурами, но и между промышленностью и Минобороны (последнее почему-то Сафронов отрицает).

Считаю совершенно неприемлемым следующее утверждение автора статьи: «Заказ вооружения и военной техники – это не дело Минобороны». Простите, а чье же это дело? Правда, в ходе «реформ» система заказывающих органов Минобороны, ранее продуктивно, на мой взгляд, функционировавшая десятилетиями, претерпела серьезные изменения и деформации. Так, виды Вооруженных сил фактически лишены прав заказа ВВТ (хорошо это или нет – время покажет). Но пока еще в военном ведомстве есть заместитель министра обороны по вооружению (с соответствующим штатом военных сотрудников), на которого и возложены задачи и права заказа ВВТ. И его, значит, надо «под корень отреформировать»? Пусть промышленники сами себе и заказы оформляют. Они, как, видимо, полагает Леонид Сафронов, лучше знают, что нужно военным.

А между тем уже и вице-премьер Сергей Иванов (он же министр обороны, председатель ВПК, председатель Морской коллегии) заявил, что в составе ВПК планируется, причем спешно, сформировать Центр, на который будет возложена задача централизованного заказа всей номенклатуры ВВТ для Минобороны и других силовых структур («НВО» № 23, 2006). То есть, надо полагать, функции заказа В и ВТ будут изъяты из ведения заместителя МО по вооружению.

Зачем это делается – непонятно. Ведь заказ ВВТ не должен быть (ранее такого и не было) задачей ВПК. Как выше сказано, ВПК – это арбитр («мост») в увязке и согласовании всех возникающих проблем между промышленностью и Минобороны. Зачем же нагружать ее еще и заказывающими функциями и превращать в некий контрольно-заказывающий, к тому же промышленный «монстр»? По-моему, прав член Совета по оборонной политике Шлыков, называя такой центр «мертворожденным ребенком» («НВО» № 23, 2006), пользы от которого не будет. Действительно, у нас есть свои достижения и преимущества в действующей (и ранее действовавшей) системе заказов ВВТ, сопровождении их разработки и производства, что доказано Великой Отечественной войной и послевоенным бурным развитием Вооруженных сил. Зачем нужна очередная деформация, причем в спешном порядке, этой системы?

В следующем своем посыле Леонид Сафронов сетует, что «многие» (опять «многие»! – В.П.) желают восстановить «старую схему государственного управления» ОПК. Однако он считает это «невозможным, да и ненужным». Вместе с тем ниже автор признает целесообразность отраслевого управления ОПК, но «на другом уровне» (непонятно только, на каком. – В.П.).

Но главное – Леонид Сафронов, как уже упоминалось выше, доказывает, что воссоздавать Миноборонпром не нужно. И вот какие доводы приводит в обоснование. Возродить Миноборонпром означает «противопоставлять (?! – В.П.) предприятия оборонной промышленности другим предприятиям в России и за рубежом» (кстати, причем здесь зарубежье? – В.П.). Более того «создание Миноборонпрома опять (? – В.П.) отбросит процесс реального реформирования промышленности на пару лет назад и существенно затруднит этот процесс в будущем».

В завершение своей статьи Сафронов делает следующее заявление, цитирую: «Создание ВПК считаю полезным, но не хотелось бы, чтобы этой структурой управляли военные (?! – В.П.). Даже беглый анализ показывает, что все попытки поручать профессиональным военным управление промышленными предприятиями (? – В.П.) оканчивались провалами».

Но какое имеет значение, кто возглавляет ВПК, – бывший военный или гражданский специалист? Важно иное – компетентен ли человек в данной сфере, обладает ли он соответствующей подготовкой, опытом работы и пр. О каких кадровых военных, «управляющих промышленными предприятиями», упоминает Сафронов? Мне такие неизвестны, кроме начальников (директоров) флотских (окружных) заводов по ремонту кораблей и военной техники войск. Предприятия оборонки возглавляли и возглавляют гражданские руководители (но может, кто из них и имел воинские звания). Или Сафронов считает и ВПК «промышленным предприятием», которое не должен возглавлять генерал Владислав Путилин?

Далее Сафронов делает следующее заявление: «Назначение же Иванова руководителем ВПК, наверное, правомерно». Это, надо полагать, реверанс в адрес министра обороны. Я же считаю, что во главе Военно-промышленной комиссии надо поставить должностное лицо, не зависимое от «китов» ОПК, от МО, то есть вице-премьера, подчиненного непосредственно председателю правительства (об этом см. статью в «НВО» № 12, 2006). Еще раз повторяю: десятилетиями действующая в Советском Союзе организация руководства и управления ОПК продемонстрировала свою высокую эффективность. Полагаю, к ней и следует стремиться, «реформируя» структуру управления российским ОПК.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

"Самотлорнефтегаз" завершил проект рекультивации земель "исторического наследия"

Татьяна Астафьева

Специалисты научились очищать арктические территории даже зимой

0
762
Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Внедрение искусственного интеллекта принесет БРИКС 600 миллиардов долларов

Ольга Соловьева

Китай существенно обгоняет РФ по инвестициям в машинное обучение

0
943
Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Малые партии оказались в подвешенном состоянии

Дарья Гармоненко

В условиях СВО дефицит электората тревожит даже парламентские политструктуры

0
864
Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
864

Другие новости