Неудачные испытания ракеты комплекса «Булава-30» ставят вопрос: будут ли в ближайшем будущем стратегические силы России способны на ответный удар? Соответствует ли сегодняшний состав ядерной группировки РФ возможности нанесения ответного удара?
Формально, в настоящее время он соответствует. В состав группировки входят мобильные грунтовые ракетные комплексы (РМГК) «Тополь», являющиеся основной ударной силой ответного удара. Однако они находятся на боевом дежурстве более 20 лет. Это вдвое больше гарантийного срока эксплуатации. Поставка в войска нового подвижного комплекса «Тополь-М» пока не начата, первые три ракеты запланированы к постановке на боевое дежурство только к концу текущего года.
Кроме того, необходимость ввода в строй в 2008 году двух атомных подводных лодок с ракетами «Булава» при существующих в России темпах производства ракет неизбежно будут сдерживать замену ПГРК «Тополь» на ПГРК «Тополь-М».
На надежность ракетной группировки России влияет и несение боевого дежурства ракетами с истекшими гарантийными сроками. И тут надо ставить вопрос о степени риска. Ведь на послегарантийном этапе эксплуатации начинают проявляться признаки старения, деградации и износа (система переходит в предельное состояние), надежность становится ниже требуемого уровня.
Впрочем, далеко не все ракеты достигают предельного уровня. Их техническое состояние может быть вполне надежным. Например, в 2004–2005 годах были проведены успешные пуски ракет «Тополь» и СС-20, произведенных более 20 лет назад. И тем самым – подтверждена надежность ракет, стоящих на боевом дежурстве. Однако у некоторых вспомогательных наземных систем признаки старения и износа наблюдаются. Значительно вырос расход ЗИП.
При нынешних темпах перевооружения ракетной группировки существующие ракеты должны нести боевое дежурство еще лет тридцать, что, конечно же, нереально. Ракеты «Тополь» ставились на боевое дежурство в 1985–1991 годах по 45 штук в год. А ракеты «Тополь-М» подвижного базирования планируется произвести в этом году в количестве трех штук.
Ракеты УТ23 УТТХ шахтного базирования были поставлены на боевое дежурство в 1989–1990 годах в количестве 56 штук. А за шесть лет серийного производства изготовлено всего 52 ракеты «Тополь-М» шахтного базирования (менее 10 в год) при первоначальных планах развертывания по 16–20 ракет в год.
При таких темпах производства и неизбежного вывода из боевого состава ракет с давно истекшими гарантийными сроками (в частности, СС-19) состав наземной группировки ракет РФ к 2010 году может резко сократиться. То же можно сказать и о морской составляющей ядерной триады.
Все 52 ракеты «Тополь-М» развернуты в одном позиционном районе европейской территории России. Следовательно, они будут лететь к территории США в одной зоне азимутов, что, безусловно, упростит размещение и облегчит работу американской системы ПРО. Размещение ракет «Тополь-М» на азиатской территории России в высвободившихся шахтных пусковых установках ракет СС-20 пока не начато.
Последние 15 лет практически все финансирование опытно-конструкторских работ по тематике РВСН шло на комплексы «Тополь-М». Финансирование других НИОКР производилось по остаточному принципу. В результате со значительным отставанием ведутся работы по созданию подвижного командного пункта дивизии и аппаратуры боевого управления РВСН выше полкового звена. Остановлена на стадии эскизного проектирования разработка подвижных командных пунктов Ракетных войск и Генерального штаба, аппаратуры резервных и дублирующих систем управления. Со значительным отставанием ведутся работы по переоснащению видовых командных пунктов аппаратурой управления нового поколения.
В результате, по оценкам экспертов Минобороны, живучесть тракта управления ракетным оружием чуть ли не на порядок ниже живучести самого ракетного оружия, что, конечно же, является мощным дестабилизирующим фактором. Когда СССР имел 10–12 тыс. боезарядов, а для гарантированного ответного удара достаточно 200 боевых блоков, то недостаточно высокой эффективностью управления можно было и пренебречь. Но с сокращением количества ракет-носителей важность эффективного управления ими возрастает.
Стоит еще добавить, что основные технические решения по комплексу «Тополь-М» закладывались в конце 1980-х годов в условиях действия ограничений, предусмотренных соответствующими международными соглашениями. Учитывая, что в настоящее время эти ограничения уже не действуют, следует ожидать уже в ближайшее время появления на ракете «Тополь-М» разделяющейся головной части и комплекса средств преодоления противоракетной обороны. Очевидно, что боевое оснащение ракеты «Тополь-М» будет максимально унифицировано с боевым оснащением ракеты «Булава».