0
5587
Газета Вооружения Интернет-версия

23.03.2007 00:00:00

Забытое детище «Арсенала»

Алексей Спиридонов

Об авторе: Алексей Геннадиевич Спиридонов - инженер.

Тэги: тюрин, арсенал, подлодка


Авторы некоторых материалов «НВО» упорно доказывают: разработчики ракетных комплексов (РК) для РВСН принципиально не способны создать РК для Военно-морского флота. Основной аргумент – «сухопутчики» не имеют опыта конструирования баллистических ракет для подводных лодок (БРПЛ).

Это, однако, вызывает большие сомнения, поскольку есть исторический пример, опровергающий данное утверждение. Речь идет о комплексе Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31 (РСМ-45, западное обозначение SS-N-17) – «детище» ленинградского КБ «Арсенал».

ПОТРУДИЛИСЬ И ПОДЕЛИЛИСЬ

Напомню, что завод «Арсенал» ведет свою историю с основанных Петром Великим в 1711 году Пушечных литейных мастерских. Почти вся трехвековая деятельность «Арсенала» связана с развитием отечественной артиллерии: от первых орудий петровской эпохи до современных корабельных автоматизированных артиллерийских систем, ракетных комплексов и автоматических космических аппаратов.

В конце 1950-х годов в КБ «Арсенал» были начаты работы по проектированию первых боевых ракетных комплексов (БРК) стратегического назначения с твердотопливными баллистическими ракетами. В соответствии с правительственным постановлением от 9 сентября 1958 года бюро приступило к разработке РК Д-6 с твердотопливной ракетой, предназначенного для оснащения перспективных ракетоносцев.

Однако создание двигателя на смесевом топливе требовало решения ряда сложных научных, технических и технологических задач, которые на рубеже 1950–1960-х годов оказались еще «не по плечу» советскому ракетостроению. Возник и ряд чисто организационных трудностей. В результате в соответствии с постановлением от 4 апреля 1961 года работы по программе Д-6 были прекращены. С 1961 года создавался ПБРК (подвижный боевой ракетный комплекс) с твердотопливной ракетой РТ-15 средней дальности.

Тем же правительственным постановлением СКБ-385, получившее в 1966 году открытое название Конструкторского бюро машиностроения (КБМ, в настоящее время – ГРЦ «КБ им. академика В.П. Макеева»), поручалось приступить к работам по новому твердотопливному «лодочному» комплексу Д-7 с ракетой РТ-15М (4К-22), ориентированному на новую подводную лодку проекта 667А. При этом всю техническую документацию, подготовленную «арсенальцами» по программе Д-6, передали СКБ-385.

Предполагалось, что ракета РТ-15М будет иметь стартовую массу порядка 50 т (более чем в три раза превышающую массу американской БРПЛ UGM-27A «Поларис-А1») и дальность полета 2400 км. Работы по комплексу Д-7 были доведены до стадии бросковых испытаний, но в 1962 году, когда заказчик выдвинул требование увеличения боекомплекта ракетоносцев (и, следовательно, уменьшения габаритов ракет), интерес к программе стал постепенно угасать, а в 1964 году ее вовсе прекратили из-за невозможности разработчиков уложиться в рамки новых требований.

НОВОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Накопленный к 1970 году опыт создания твердотопливных ракет позволил КБ «Арсенал» под руководством главного конструктора П.А.Тюрина выйти с предложением о разработке БР для модернизированной атомной субмарины проекта 667А. Инициатива ленинградцев получила поддержку, и в начале 1970-х годов, параллельно с работами КБМ над модернизированной жидкостной ракетой Р-27У, «Арсенал» получил задание на разработку комплекса Д-11 с твердотопливной ракетой Р-31. Новая БРПЛ со стартовой массой 26 840 кг имела дальность 4200 км (круговое вероятное отклонение порядка 1400 м). Первоначально ее предполагалось оснастить как моноблочной, так и разделяющейся головной частью (ГЧ), однако в дальнейшем от последнего варианта отказались, ограничившись моноблочной ГЧ мощностью 500 Кт.

Проекту подводной лодки под комплекс Д-11 присвоили индекс «667АМ» (шифр «Навага-M»). Он разрабатывался в Ленинградском проектно-монтажном бюро «Рубин» (ЛПМБ «Рубин») под руководством главного конструктора О.Я.Марголина. Из-за возросшей массы ракеты на подводных лодках 667-го проекта оказалось возможным разместить только 12 БР нового типа.

Внешне модернизированный корабль отличался от ПЛАРБ проекта 667А кормовой надстройкой, имеющей несколько меньшую длину и большую высоту. Возросло и полное водоизмещение подводной лодки.

Старт ракеты производился посредством порохового аккумулятора с глубины до 50 м без предварительного заполнения шахты водой (что повышало скрытность боевого применения, так как шумы, возникавшие при поступлении воды в кольцевой зазор, демаскировали корабль во время предстартовой подготовки). Пуск был возможен при волнении моря до 8 баллов. Весь боекомплект выстреливался в течение одной минуты единым залпом. Время предстартовой подготовки составляло 3,5 минуты.

Для переоборудования по проекту 667АМ выделили подводную лодку К-140 – второй корабль проекта 667А. Субмарина была построена на Северном машиностроительном предприятии и введена в состав Северного флота 30 декабря 1967 года. Работы по модернизации атомохода начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря. Во время испытаний лодки были проведены две стрельбы на максимальную дальность (более 4000 км). Для этого субмарине пришлось идти к северной оконечности Новой Земли и оттуда с параллели 77╠ северной широты стрелять по боевому полю «Кура» на Камчатке.

ТЕМ И ОГРАНИЧИЛИСЬ

В заключении командующего Северным флотом, датированным 14 сентября 1979 года, комплексу Д-11 давалась следующая характеристика: «Испытания в целом показали хорошие эксплуатационные качества, высокую скорострельность при малом времени подготовки, безопасность использования и простоту обслуживания, принятие комплекса... позволит расширить боевые возможности ракетных подводных крейсеров стратегического назначения пр.667А, продолжить ознакомление опыта эксплуатации твердотопливных баллистических ракет с целью его использования при дальнейшем проектировании перспективных ракетных комплексов».

Собственно, «накоплением опыта» все и ограничилось: модернизированная лодка К-140 осталось единственной в своем роде. В 1978 году на вооружение флота поступил модернизированный комплекс Д-9Д с усовершенствованной жидкостной БРПЛ Р-29Д, обладающей дальностью полета до 9100 км, а также повышенной точностью (КВО порядка 1000 м). Комплекс Д-11 в 1979 году был принят в опытную эксплуатацию, продолжавшуюся в течение 10 лет. На Западе лодка проекта 667АМ получила обозначение Yankee II.

Промышленность выпустила в общей сложности 36 серийных ракет Р-31, 20 из которых были израсходованы в процессе испытаний и практических стрельб. В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет этого типа (как находящихся на борту лодки, так и на складах) методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно, лишний раз продемонстрировав высокую надежность отечественного оружия. А 17 декабря 1990 года К-140 отправилась в Северодвинск для разделки на металл...

Что касается современных реалий, то при нынешнем проблемном состоянии российского ОПК не нужно делить конструкторские коллективы на «свои и чужие». Необходимо объединить накопленный опыт и знания всех разработчиков БРПЛ и создать оружие, достойное России.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Создатель «Новых людей» возглавил партию

Создатель «Новых людей» возглавил партию

Евгений Солотин

Алексей Нечаев уверен, что власть должна уделять больше внимания не Ливии и Сирии, а российским регионам

0
1529
Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

0
1791
Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Александр Иванин

В России возник флот амбиций и обещаний

0
4024
Поздравление

Поздравление

0
818

Другие новости

Загрузка...