Генеральный директор Уралвагонзавода Николай Малых.
Еще не прозвучал заводской гудок, а в цехах уже царит утренняя суета, предшествующая новому трудовому дню. Генеральный директор Уралвагонзавода Николай Александрович Малых по-хозяйски идет по пролетам, здоровается с рабочими и мастерами, осматривает станки, технологические линии – каково их «здоровье», выдержат ли все возрастающий темп, который задают им люди. У уральского машиностроительного гиганта сегодня заказов, что называется, под завязку, только успевай поворачиваться.
Напряженный график у всех – от металлургов, стоящих в начале технологической цепочки, до сборщиков готовой продукции – вагонов, цистерн, лесовозов, хопперов, платформ, танков и инженерных машин, экскаваторов, ПУМов, тракторов┘
СТАНОВЛЕНИЕ ЛИДЕРА
Вряд ли парень, родившийся в кировском селе Бобылево, переехавший с семьей на Урал и окончивший обычную школу в Нижнем Тагиле, мог предполагать, что ему уготована удивительная судьба. Все начиналось, как у большинства здешних ребят: сразу после школы пришел на Уралвагонзавод – так посоветовали родители, работавшие там. Да и самого привлекал гигант, который спустя десятилетие вошел в Книгу Гиннесса как рекордсмен по величине производственных площадей. Год работал слесарем-инструментальщиком на том самом криогенном производстве, где создавались заправочные комплексы ракет, открывшие для всего мира возможность покорить космос. В атмосфере творчества, постоянного поиска новых решений началось формирование личности – ищущей, неуспокоенной, и в то же время четко организованной и целеустремленной.
40 лет назад здесь – на реальном производстве – молодой Николай Малых понял главный принцип, по которому жил и теперь живет Уралвагонзавод: умри, но сделай. Сделай то, что поручила страна, без чего она не будет такой надежной, такой могучей. И, как каждый уралвагонзаводец, в славном прошлом предприятия он черпал силы для будущего. Ведь нельзя подвести завод, выпускавший в годы Великой Отечественной лучшие танки 40-х годов ХХ века – Т-34, чье грозное шествие по полям сражений закончилось в Берлине. Подвиг уралвагонзаводцев, бившихся как на боевом, так и на трудовом фронте против фашистов, вдохновлял Николая всю жизнь. Не раз в трудные минуты он вспоминал людей, ковавших Победу, и думал: ведь они смогли, они выдержали, хотя им было еще тяжелее. Значит, и я смогу.
Формированию характера способствовали и занятия тяжелой атлетикой, лыжами, футболом, хоккеем, волейболом, теннисом. Получил первый разряд по лыжам, но со спортом жизнь не связал. Хотя и до сих пор уверен: выносливость и здоровье – оттуда, из молодости. Физкультурная закалка пригодилась и в армии. Служил в Каунасе, в Воздушно-десантных войсках, где каждый день – боевая подготовка с максимальными нагрузками. До сих пор считает: волю и характер закалил в ВДВ.
После армии – вновь трудовые будни на Уралвагонзаводе, в экспериментальном цехе. Толкового слесаря механосборочных работ заметили, назначили инженером-исследователем, затем перевели инженером-технологом отдела главного технолога. Николай активно работал в комсомоле, проявил себя хорошим организатором, настоящим лидером молодежи. Трудовое соревнование, спортивные баталии, молодежные конкурсы – везде он участвовал и увлекал за собой других. И не случайно в 27 лет именно его избрали секретарем комитета комсомола завода. По численности членов организации и по масштабам дел комитет приравнивался к районному. Одновременно – учеба в Уральском политехническом институте по специальности «Обработка металлов давлением». Малых решил стать настоящим профессионалом, а на этом пути без теоретических знаний не обойтись.
Получив высшее образование, снова вернулся на производство, уже заместителем начальника одного из цехов механосборочного производства. Затем – перерыв уже на партийную работу. Посты заместителя, а затем секретаря парткома завода занимал восемь лет, был правой рукой директора и вместе с ним отвечал за выполнение плана.
Участие партийного лидера в производственном процессе оказалось настолько деятельным, что дальнейшее назначение – заместителем генерального директора по производству – стало вполне логичным. А вот следующую должностную ступень, директорскую, Николай Малых занял после семилетнего перерыва, пришедшегося на работу вне Уралвагонзавода.
ОТПРАВНАЯ ТОЧКА
1990-е годы с их политической активностью и обнищанием большей части граждан были тестом на выживание и суровой коммерческой школой, насаждавшей новые экономические понятия и взаимоотношения. То, что Малых оказался способным учеником, подтверждает тот факт, что фирма «Тагилснаб» за годы, что он ее возглавлял, не только выбралась из долговой ямы, но и превратилась в стабильно прибыльную. Не случайно в 1997 году именно на Николая Александровича пал выбор губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя, когда он искал генерального директора для Уралвагонзавода. Только успешный менеджер, выживший в условиях дикого российского рынка, мог вывести из глубокой депрессии машиностроительный гигант. И только свой, заводской, знавший доподлинно, изнутри весь огромный производственный и интеллектуальный потенциал предприятия.
В июле 1997-го Малых уходил из налаженного бизнеса в полную неизвестность. Цеха завода простаивали из-за отсутствия заказов, долги по зарплате доходили до полугода. Энергетики отключали за неуплату счетов за электричество и газ. Замерзал жилой район вагоностроителей – Вагонка. В той ситуации необходимо было найти какое-то неординарное решение. И директор нашел его. В течение ряда лет ни шатко ни валко шли переговоры «Рособоронэкспорта» с индийскими военными о закупке российских танков. Прежнее руководство завода, по советской привычке, ориентировалось на вышестоящее начальство – как, мол, в министерстве решат, так и будет. Малых решил форсировать события. Проявил настойчивость, ходил из одного «высокого» кабинета в другой. Одновременно со специалистами Уральского конструкторского бюро тяжелого машиностроения создавали для Индии модель нового танка – с более мощным двигателем, современной системой управления огнем. В 2001 году Москва и Дели заключили соглашение о поставках Т-90С. Этот «летающий» танк в адских условиях пустыни Тара доказал свою боеспособность, ремонтопригодность и живучесть.
Директор до сих пор хорошо помнит, как во время пробега индус – водитель танка – вывел из строя двигатель бронированной машины. Партнеры по переговорам хотели убедиться, что действительно возможен его ремонт в полевых условиях. Помнит и их удивление, когда заводским специалистам удалось в самые сжатые сроки ликвидировать ЧП и продолжить движение по пескам.
Нижнетагильский танк оказался самым лучшим. Впрочем, пути отступления у уралвагонзаводцев отсутствовали: за ними стояло родное предприятие, семьи, которые нельзя было лишить будущего.
Индийский контракт стал отправной точкой для возвращения Уралвагонзавода в нормальное рабочее русло. А как его выполняли – добивались финансирования, возвращали ушедших специалистов, налаживали оборудование – это уже отдельная история. Трудная, но со счастливым концом.
УРОКИ КОНВЕРСИИ
В начале 1990-х годов Россия начала демонстрировать Западу мирные намерения, перековывая мечи на орала. Оборонные предприятия были обязаны перестроиться на выпуск бытовой техники, кастрюль и других предметов домашнего быта. Уралвагонзаводу в этом отношении еще повезло: вместо танков ему предложили делать коммунальные машины – ПУМы и экскаваторы. На изготовление шла высококачественная сталь, поэтому они получались тяжелыми и дорогими. К тому же конструкторам и инженерам, привыкшим иметь дело с высокотехнологичными машинами, было неинтересно «изобретать велосипед», и они с неохотой брались за новые разработки.
Нижнетагильский Т-90С –один из лучших танков в мире. Фото предоставлены Уралвагонзаводом |
Николай Александрович решил переломить ситуацию. Да, сегодня есть для механосборщиков работа, индийский контракт требует полной отдачи сил и энергии. Но и бросать дорожно-строительную тематику нельзя, тем более уже «засветились» на рынке и заняли на нем определенную нишу. Директор смотрел вперед. На гособоронзаказ в те годы рассчитывать не приходилось, надо было предусмотреть выпуск мирной продукции после завершения контракта. Так и получилось: в 2004 году, когда именно дорожно-строительная техника стала главной работой для механосборочного завода. Одновременно появился трактор РТ-М-160. Не просто трактор, а настоящий энергетический модуль, способный за один проход по полю провести сразу несколько операций, используя современные технологии. Аграрии, конечно, слышали о такой технике, но она производилась за рубежом и стоила, даже не новая, очень дорого. Российский трактор, аналогов которого у нас не было, привлек их внимание.
Тяговитость и универсальность машины быстро завоевали сердца механизаторов. Сегодня РТ-М-160 – непременный участник крупнейших аграрных выставок. Он внесен в государственный реестр, сельхозпроизводители могут приобрести его в лизинг. Сейчас трактора можно встретить на торфоразработках, в коммунальном хозяйстве, на их базе создан по заказу ОАО «РЖД» тяговый модуль вагонов. К 2015 году предполагается поставлять на российский рынок до 8 тыс. тракторов ежегодно. Они должны быть лучшими на российском рынке и конкурентоспособными за рубежом – вот так, по-максимальному, ставит задачу директор.
ПО ДИРЕКТОРСКОМУ СЦЕНАРИЮ
Сложившееся на Уралвагонзаводе основные технологические цепочки по выпуску танков и грузовых вагонов в советские времена стали основой мощного научно-производственного комплекса. В нем были и институты, и КБ, и заводы, и производства, обеспечивавшие практически замкнутый производственный цикл. В период, когда заказов не хватало, российские реформаторы начали поговаривать о разделе завода. Но генеральный директор твердо стоял на своем: уникальный комплекс дробить нельзя. В нем все так взаимозависимо, что, допустим, отделить металлургию от вагоностроения – значит, уничтожить и то, и другое. Тем более были подобные прецеденты. Разделили «Уралмаш», и завод-гигант фактически умер. Николай Александрович был уверен: наступят лучшие времена, в стране начнет развиваться экономика, понадобятся и большегрузные вагоны, и дорожно-строительная техника, и трактора, а для укрепления обороноспособности – танки.
Предвидение и расчет директора на восстановление реального сектора экономики страны полностью оправдались: ожил вагонный рынок, ажиотажным спросом стали пользоваться цистерны. Вагонное производство тут же перестроили на выпуск этой продукции. Директор «метался» по всей стране, зная, что не сегодня-завтра понадобятся сотни поставщиков, действия которых раньше координировали министерства. Многие предприятия влачили жалкое существование и не могли поставлять качественную продукцию. Николай Александрович помогал смежникам встать на ноги, наладить выпуск необходимых ему изделий. Если выходить на большие объемы, говорил в то время гендиректор, то без кооперации не обойтись. Каждый должен отвечать за свое дело и выполнять его хорошо.
Развитие рынка, появление на нем новых игроков заставляют руководителей бизнеса постоянно перестраиваться, быстрее внедрять новые технологии и конструкторские разработки. Без реконструкции, модернизации и расширения производства не обойтись. На Уралвагонзаводе реанимировали закрытые ранее за ненадобностью вагонные пролеты, увеличили производство – сначала цистерн, затем полувагонов. Директор привлек для обновления оборудования и технологических линий известные зарубежные компании. Так появились в металлургическом производстве агрегат «Ковш-печь», безопочная формовочная линия итальянской фирмы IMF, участок изготовления стержней на автоматах немецкой фирмы Laempe, здесь же установлен комплекс новой радиально-ковочной машины RF-35, некоторые цеха подверглись коренной реконструкции и даже перепрофилированию. Во всех переделах появились самые современные станки с ЧПУ, роботизированные комплексы. Мечта директора – освоение безлюдных технологий – начинает претворяться в жизнь.
– Человек должен трудиться и жить в достойных условиях, не хуже, чем персонал ведущих мировых компаний, – не устает повторять Малых.
Но директор нее только дает, он еще и взыскивает. По его мнению, человек – тот, что приходит к новому оборудованию и садится к компьютеру, – должен соответствовать предъявляемым высоким требованиям. Чистота рабочего места, чистая рабочая одежда – «пунктик» директора. Слишком много его сил да и средств завода ушло на то, чтобы оснастить цеха, так что за культуру производства Малых спрашивает по полной...
Но и новое оборудование не поможет без новых знаний. Каждый третий уралвагонзаводец ежегодно проходит переобучение – повышает разряд, получает смежную профессию или поступает в высшее учебное заведение, аспирантуру или магистратуру. Предприятие выступило совместно с ведущими вузами страны соучредителем Корпоративного университета. Теперь подготовка специалистов идет в соответствии с требованиями завода, и выпускникам не требуется долгой адаптации на предприятии. Недавно Уральский филиал Российской экономической академии имени Г.В.Плеханова выпустил первую группу, прошедшую обучение по программе «Директорский корпус». Двадцать начальников цехов, крепких производственников, получили дополнительное образование, которое позволит им в дальнейшем стать топ-менеджерами. Директор убежден, что только из людей, имеющих за плечами школу производства, знающих его изнутри, уже показавших свои организаторские способности, могут вырасти успешные руководители.
БУДУЩЕЕ РОЖДАЕТСЯ СЕГОДНЯ
Несмотря на жестокую конкуренцию, Уралвагонзавод сохраняет свою нишу в производстве грузовых вагонов, а главное – высокий рейтинг. Недаром главный перевозчик страны выбрал его своим основным партнером в непростом деле обновления парка подвижного состава. С 2003 года Николай Александрович добивался долгосрочного договора с ОАО «РЖД», и только в сентябре 2007 года был подписан беспрецедентный в современной истории договор на поставку железнодорожникам в 2008–2010 годах 40 тыс. 650 полувагонов. Общая сумма контракта составила около 68 млрд. руб. Одновременно был решен вопрос о долгосрочном контракте с Министерством обороны РФ. Теперь у директора есть твердая уверенность, что установившаяся традиция – начинать год с полным портфелем заказов по всем направлениям – не прервется. Можно смело планировать дальнейшее развитие завода.
То, чего так упорно добивался генеральный, свершилось. На Уралвагонзаводе работать стало престижно. Недаром средний возраст в коллективе не превышает 40 лет, и это едва ли не лучший показатель среди оборонных предприятий России. Завод активно участвует в национальных программах, предоставляя своим работникам возможность приобрести жилье, поправить здоровье и набраться сил во время отпуска в летних лагерях и на базах отдыха, устроить детей в дошкольные учреждения, заняться спортом.
За несколько месяцев до своего 60-летия Николай Александрович Малых стал генеральным директором открытого акционерного общества «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод имени Ф.Э.Дзержинского». По указу президента Российской Федерации произошла не просто смена формы собственности. ОАО в разы увеличилось за счет вошедших в корпорацию шести научно-исследовательских институтов, четырех конструкторских бюро и шести промышленных предприятий, а нижнетагильский вагоно- и танкостроительный гигант стал головной компанией. Этот процесс был инициирован самим Николаем Александровичем, поскольку он понимал, что рамки ФГУПа сдерживают развитие предприятия, не дают возможности оперативно реагировать на вызовы рынка.
Теперь генеральный делит свое рабочее место между Нижним Тагилом, Омском, Рубцовском, Нижним Новгородом, Москвой, Санкт-Петербургом, Челябинском и другими городами-корпорациями.
Накануне юбилея работы у Николая Александровича прибавилось. Ему некогда стареть, когда поручено дело государственной важности, когда на него, директора Уралвагонзавода, возлагает надежды многотысячный коллектив. Он по-прежнему идет за своим лидером, веря в его опыт и силу.