Фронтовой бомбардировщик Су-24.
Фото из книги "Вооруженные силы РФ"
Завершившиеся две недели назад боевые действия в Закавказье показали, что, к сожалению, российское военное командование не знакомо с высказыванием известного революционера и писателя Александра Герцена: «Глубже вглядываясь в значение былого, мы обсуждаем смысл будущего: глядя назад, мы движемся вперед». Между тем эта философская мысль имеет непосредственное отношение к строительству и применению отечественных Вооруженных сил и ВВС.
АРМИЯ СИЛЬНА ПОДДЕРЖКОЙ С ВОЗДУХА
Напомним то, о чем нам уже не раз доводилось говорить на страницах «НВО». Крупнейшие войны XX века (в том числе и Вторая мировая) начались с ожесточенной борьбы за господство в воздухе. Причем именно господство в воздухе стало основным условием успешного проведения операций Cухопутных войск и сил флота. Воистину пророческим оказался эпиграф к проекту «Наставления по применению авиации на войне», разработанному российским Генеральным штабом еще в 1916 году: «В современной войне будет иметь перевес тот, кто господствует в воздухе».
Опыт войн и военных конфликтов второй половины минувшего – начала нынешнего столетий свидетельствует о решающем значении авиационных ударов для успеха в операции или бою. При этом сегодня, когда все чаще и в большом количестве применяется высокоточное оружие, их эффективность значительно возросла.
Да, высшее военное руководство США, например, считает неприемлемым принцип децентрализованного управления американскими военно-воздушными силами. В их уставе АЕМ 1-1 сказано: «Универсальность ВВС можно легко утратить, если подчинить его наземным войскам». Командование вооруженными силами Соединенных Штатов стремится неукоснительно избегать чего-либо подобного, о чем свидетельствуют военные кампании в Югославии и Ираке.
После объединения ВВС и Войск ПВО России в единый вид Вооруженных сил он стал полновластным хозяином третьей физико-географической среды. Вместе с тем авиационная поддержка наземных войск остается одной из его главных задач. Чего, похоже, не удалось в полной мере обеспечить в ходе операции по принуждению режима Саакашвили к миру.
И вновь вынуждены кое-что напомнить. Авиационная поддержка войск (АПВ) – это огневое поражение с воздуха войск и боевой техники противника на всю глубину их оперативного построения в наступлении (обороне) в интересах создания благоприятных условий для эффективного выполнения боевых задач подразделениями, частями, соединениями Сухопутных войск с минимальными боевыми потерями в живой силе и боевой технике. АПВ – составная часть комплексного огневого поражения.
В годы Великой Отечественной войны каждый второй боевой вылет советской фронтовой авиации приходился на АПВ. Ее эффективность может быть убедительно подтверждена такими убедительными данными. Если темпы наступления наземных частей и подразделений Красной армии в тактической зоне обороны противника в 1941 году достигали 3–5 км в сутки, то в 1943-м они возросли до 20–30 км в сутки, то есть увеличились в 6–7 раз.
ПОЛЕЗНЫЙ ОПЫТ
После успешной операции в Южной Осетии командирам Российской армии высшего и среднего звена не нужно почивать на лаврах, а надо задуматься вот над чем.
Общими для всех войн периода 1991–2003 годов, проведенных США и их союзниками, являются следующие положения.
Замысел и планы предстоящих кампаний разрабатывались Пентагоном с привлечением представителей ВС стран, входящих в межнациональные силы (МНС).
Все войны проводились под непосредственным руководством американских военачальников.
При подготовке каждой войны создавались мощные трехвидовые группировки сухопутных войск, военно-морских сил, военно-воздушных сил. Основу видовых группировок МНС составляли силы и средства ВС США.
Цели войны достигались совместными усилиями сил (средств) группировок СВ, ВМС, ВВС при ведущей роли группировок Военно-воздушных сил в начальный период войны.
Управление силами (средствами) группировок – строго централизованное с широким применением современных АСУ.
Во всем этом проявилась способность США проводить широкомасштабные успешные военные операции на громадных удалениях от своих границ.
Боевые действия в Персидском заливе 1991 года – операция «Буря в пустыне» – первая обычная война после окончания холодной войны. Она открыла эру обычных войн высоких технологий с широким применением высокоточного оружия (ВТО) различных классов; продемонстрировала неуклонно возрастающую роль ВВС в ведении военных действий в трех физических сферах вооруженной борьбы; убедительно подтвердила решающую значимость ВВС.
В войнах высоких технологий характерными являются не шквалы огня, а «интеллектуальные системы оружия», с применением которых возможны «хирургические операции» по поражению объектов (целей), представляющих для определенного периода времени войны наибольшую опасность или с поражением которых прекращает функционирование определенная система (оружия, производства и т.п.).
Весьма важным, принципиально новым для войн высоких технологий является электронное оснащение новых средств вооруженной борьбы. К ним относятся в первую очередь десятки космических аппаратов различного назначения, сильная концентрация технических средств связи и компьютерной техники.
К характерным чертам обычных войн высоких технологий следует отнести такие моменты.
Жесточайшая борьба с первых минут войны за завоевание и удержание господства в воздухе (воздушно-космическом пространстве); возрастающая значимость его в ходе и исходе войны.
Широкое проведение воюющими сторонами воздушных операций и воздушных кампаний в ходе войны и особенно в начальный период войны.
Растущая значимость ВТО в решении боевых задач по поражению важных объектов противника в сочетании с увеличивающимися масштабами применения по объектам противника неуправляемых средств огневого поражения.
Массированное использование сил и средств РЭБ (других средств) с целью нарушения (срыва) управления объединениями, соединениями, частями видов ВС (родов войск), а также с целью нарушения (срыва) управления органами федеральной и региональных властей на театре (театрах) войны.
Необходимость осуществления в ходе военных действий широкого маневра сил (средств) видов ВС (родов войск) с одного операционного (стратегического) направления на другое.
Значительное изменение технологии начала ведения наступательных операций (сражений), основная сущность которой состоит в следующем. Если в годы Второй мировой войны перед началом наступления соединений сухопутных войск проводились авиационная и артиллерийская подготовки в течение порядка нескольких десятков минут, вслед за которыми соединения (части) СВ стремительно переходили в наступление, то во время войны в Персидском заливе СВ МНС перешли в наступление после проведения воздушной кампании, т.е. через 40 суток после начала войны, когда господство в воздухе было завоевано и военная мощь Ирака значительно ослабела.
Спутники связи становятся одним из основополагающих элементов системы радиосвязи на театре войны. Борьба с ними – сложнейшая и неотъемлемая составная часть вооруженной борьбы.
Применение спутников навигации – неотъемлемое условие боевого использования и повышения эффективности применения ВТО в бою (операции) силами (средствами) ВВС и ВМФ.
Это особенно проявит себя, когда наступит время достаточно широкого применения с целью эффективного поражения наземных (морских) объектов противника высокоточными серийными ударными образцами ВТО класса «космос–поверхность (земля)». Постоянно возрастающая значимость спутников разведки.
Увеличение объемов материально-технического обеспечения военных действий видов ВС (родов войск) и сокращение сроков восполнения материально-технических средств (например, авиационного топлива).
Возрастание значимости организации и осуществления взаимодействия между соединениями, частями, подразделениями видов ВС (родов войск), что обуславливает высокую эффективность работы штатов различных уровней и сокращение сроков выполнения поставленных задач по организации военных (боевых) действий и управлению войсками.
Следует особо выделить такую характерную черту крупномасштабной обычной войны, содержание которой состоит в том, что она «...будет характеризоваться высокой вероятностью перерастания в ядерную с катастрофическими последствиями для цивилизации, основ жизнедеятельности и существования человечества» (Военная доктрина РФ, раздел II, п. 9).
Таково основное содержание характерных черт современных и ближайших перспектив обычных войн высоких технологий. Всестороннее их исследование, обобщение результатов исследований и доведение их до офицерского состава ВС страны – важнейшая задача
Совокупность данных характерных черт может представлять собой в первом приближении общую характеристику войны высокой технологии.
Содержание изложенных уроков минувших войн – объективное свидетельство постоянно возрастающей роли ВВС в обычных войнах; свидетельство объективной необходимости их развития, укрепления и содержания в высокой боевой готовности государства.
Без этого поражение в войне неизбежно.