"КамАЗы" доминировали на салоне специальной техники.
Фото автора
На прошедшем в рамках форума «Интерполитех-2008» салоне специального транспорта среди 80 образцов автомобильной техники доминировали «КамАЗы». Был тут и «голубой вагон» – водометная установка для охлаждения разгоряченных голов во время уличных беспорядков, были и трудяги «КамАЗ-43501» и «КамАЗ-43114» разного назначения для пограничных и внутренних войск. Демонстрировались машины штабные, связные, медицинские.
ПОД КРАСНЫМ КРЕСТОМ
Внимание привлекали автомобили с медицинскими красными крестами. Один из них – мощный «КамАЗ-57533» с турбодизелем, соответствующим европейским нормам «Евро-2», и расходом топлива 18 литров на 100 км. В ярко-зеленом контейнере располагается подвижный флюорографический кабинет. Такие машины могут обслуживать не только отдаленные гарнизоны, но и местное население в условиях Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока, где сложности не только с медицинским обслуживанием, но и с дорогами.
Следующую машину в выставочной линейке представил капитан Петр Полехов, врач-хирург: «Это автоперевязочная АП-2 на базе автомобиля «КамАЗ». Здесь работает группа в составе врача-хирурга, анестезиолога и санитара-носильщика. В полевых условиях комплекс разворачивается в три отсека из каркасных палаток, которые накрываются брезентовым тентом. Еще имеется внутренний стерильный поднамет, поэтому в отсеках сохраняется антисептика. Первый отсек – предперевязочный, куда входит раненый или больной. Затем собственно перевязочная с операционным столом. Третий отсек – эвакуационный. При наличии бригады квалифицированных хирургов здесь можно оказывать помощь и тяжелораненым с минно-взрывными травмами и проникающими ранениями. Эта машина сделана в Саранске, в Мордовии, эксплуатировалась там, а сейчас на вооружении отдельного медико-санитарного батальона дивизии имени Дзержинского».
В позапрошлом году автоперевязочная выезжала в Северокавказский регион для оказания помощи действующим подразделениям. Регулярно участвует в полевых учениях. «Я не водитель, а врач-хирург, но ощущения от машины – она очень удобная, – говорит Петр Полехов. – И безотказная. Единственное замечание – низкий потолок кунга. Хирургу ростом выше среднего, я имею в виду себя, – улыбается офицер, – приходится сильно нагибаться. Или ставить стул и оперировать сидя». Но эти претензии адресованы не компании КамАЗ, а изготовителю «начинки». Под конец разговора капитан Полехов советует мне взглянуть на новую автолабораторию, тоже на базе «КамАЗа». «Вот это супертехника!» – говорит он с заметной завистью, имея в виду в первую очередь лабораторную технику.
Супертехникой оказался защитного цвета «КамАЗ Мустанг» без номеров, но с табличкой «Испытания МО РФ». Удобная выдвижная лестница, снабженная перильцами, вела в распахнутую дверь кунга. Внутри оказалось на удивление тепло. Генеральный директор воронежского НПО «Полюс», специализирующегося на производстве медицинского оборудования, Виктор Савватеев с удовольствием рассказал о новой машине. И стала понятна зависть военного хирурга. Здесь разместились компьютеризированная биохимическая лаборатория, бинокулярный микроскоп и другая современная техника, необходимая для экстренного проведения любых анализов. Сейчас машина проходит испытания, а в следующем году, наверное, будет принята на вооружение.
Транспортной платформой для новой лаборатории служит «КамАЗ» серии «Мустанг». Автомобиль мощный, словно приподнятый на колесах, он заметно отличается от своих предшественников, выпускавшихся еще в прошлом веке. На эти новые машины переводится весь транспорт Министерства обороны РФ. Воронежцы впервые получили подобное шасси. В ходе летних и осенних ходовых испытаний оценили машину на отлично. Впереди зимняя проверка. Но они уже не сомневаются, что и этот этап «КамАЗ» пройдет успешно.
Последние события на Кавказе показали, как необходимы мобильные госпитали и амбулаторные медицинские комплексы. Не только военнослужащие в них нуждаются. Гораздо важнее помощь гражданскому населению, пострадавшему от боевых действий, тысячам беженцев, среди которых всегда много больных людей. Требуются мобильные госпитали и после разрушительных стихийных бедствий, техногенных катастроф.
СКВОЗЬ ПЕСКИ И ЖАРУ
«КамАЗы» испытываются не только российскими дорогами. Самым строгим проверкам они подвергаются на международных спортивных ралли-рейдах. Вот где полностью раскрываются их возможности и подтверждается высокий экспортный потенциал. Недавно заводской экипаж пилота Владимира Чагина завоевал третье место на ралли Desert Challenge – очередном этапе Кубка мира, который проходил в Объединенных Арабских Эмиратах. Казалось бы, третье место – что тут особенного? Но два «КамАЗа» выступали в гонке для джипов!
Кроме камских грузовиков только одна команда рискнула выставить свою машину в этом классе – итальянцы на «Ивеко». Но на второй день они застряли в барханах и два дня потратили, чтобы из них выбраться. В отсутствие прямых конкурентов в классе грузовиков россияне решили соревноваться с джипами. И впервые в истории стали призерами в абсолютном зачете, уступив лишь местным гонщикам, специалистам по ралли в пустыне из Катара и ОАЭ. Этот результат поразил всю гоночную элиту.
Главная проблема, как рассказал на пресс-конференции Владимир Чагин, состояла в том, что нельзя было ехать быстро – существовала опасность взрыва колес. Кроме того, 70% маршрута проходили по пескам, тогда как на других пустынных ралли больше 50% песка не бывает. А тут пять дней тянулись просто сплошные дюны. Но «КамАЗы» шли по пескам очень хорошо. Большой сложностью стала невыносимая жара – до 40 градусов и выше. Моторы сильно грелись, поэтому на второй день с них сняли все дополнительные радиаторы и защитную сетку. Этот рейд стал хорошей подготовкой к «Дакару-2009». Но впереди еще один этап Кубка мира по ралли в Аргентине. Там будут схожие условия, так что узлы российских «КамАЗов» должны выдержать еще один трудный экзамен.
Способность этих машин работать в песчаной пустыне давно оценили в Туркменистане. Недавно ОАО «КамАЗ» поставило туда очередную партию из 260 автомобилей. Сейчас в стране эксплуатируются более 10 тыс. «КамАЗов», больше четверти из них приобретены в течение последних трех лет. До конца нынешнего года в соответствии с заключенными контрактами планируется поставка еще около 400 грузовиков различных модификаций. В Туркменистане идет бурное строительство, особенно в нефтегазовой сфере, прокладываются новые шоссейные дороги, так что потребность в грузовиках будет расти. Недавно открытый в Ашхабаде учебно-сервисный центр ООО «КамАЗ» вышел на проектный уровень и работает с полной загрузкой.
НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
«КамАЗы», доказавшие, что могут отлично трудиться в жарком климате, прорываются на рынки Латинской Америки. Сейчас идет подготовка проекта сборки грузовиков российской марки на Кубе. А с Венесуэлой уже достигнуты договоренности в сфере автомобилестроения. В настоящее время ведется активная работа по созданию нормативно-правовой базы, которая будет обеспечивать сотрудничество в этом направлении. Уже принято решение о поставке в Венесуэлу автомобилей «КамАЗ».
В сфере международного сотрудничества камские автомобилестроители начинают еще один совместный проект с итальянской фирмой ARGO S.p.A, выпускающей сельскохозяйственную технику. 7 ноября на встрече с премьер-министром Республики Татарстан Рустом Миннихановым президент итальянского холдинга Валерио Мора заявил, что в конце 2009 года итальянцы будут готовы передать для тестирования две новые модели тракторов, производство которых предполагается наладить на базе российского завода. Совместное сборочное производство открыто на площадях ОАО «КамАЗ» 18 июля 2008 года. Модельный ряд будет расширяться. Европейский производитель очень заинтересован в данном проекте, поскольку Россия, несмотря на всемирный финансовый кризис, остается растущим рынком для производителей техники.
Недавно международная компания Interbrand включила КамАЗ в список сорока самых дорогих брендов России. В этом списке он оказался впервые, заняв 34-е место с оценочной стоимостью 104 млн. долл. Для такого нематериального актива, как торговая марка, это неплохо. При этом завод добился самого высокого уровня производства за последние 13 лет. Росту продаж способствовал и заводской лизинг.
Сейчас группа компаний «КамАЗ-Лизинг» организует дилерский автоцентр на базе ООО «Набережночелнинского автоцентра «КамАЗ». Он предназначен для оказания целого комплекса услуг по приобретению и полному сервисному обслуживанию техники КамАЗа. Здесь можно будет приобрести весь модельный ряд грузовых автомобилей «КамАЗ», а также широкий ассортимент спецтехники на шасси КамАЗа. Продажи осуществляются на самых выгодных условиях с широким выбором лизинговых программ. Кроме того, в автоцентре будут оказываться услуги по предпродажной подготовке и техническому обслуживанию техники, а также по ремонту любой сложности, в том числе и капитальному. В дальнейших планах – создание в Приволжском федеральном округе на базе автоцентра дистрибьюторской сети для реализации запасных частей производства ОАО «КамАЗ» и ликвидации серого рынка данной продукции.