Есть касание палубы!
Фото Эдуарда Чаленко
Баренцево море, 28 сентября. Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Н.Г.Кузнецов» полным ходом идет навстречу северному ветру – такой курс упрощает посадку на палубу. Над ней несколько раз, опускаясь все ниже и ниже, проходит самолет с необычными для экипажа корабля опознавательными знаками. Это серийный МиГ-29КУБ, построенный в РСК «МиГ» по заказу индийского флота.
В очередном проходе машина касается палубы колесами шасси и вновь взмывает в небо – состоялась генеральная репетиция посадки. Через несколько минут истребитель, захватив посадочным гаком трос аэрофинишера, останавливается у надстройки «Кузнецова».
Поднят фонарь. Палубная команда и специалисты РСК «МиГ» приветствуют летчиков, но на их лицах еще нет бурной радости: первая посадка нового самолета на корабль – очень непростая и, прямо скажем, небезопасная операция. Однако пилоты корпорации «МиГ» – Николай Диордица и Михаил Беляев – справились с ней на «отлично».
Генеральный директор РСК «МиГ» и компании «Сухой» Михаил Погосян внимательно следил за полетами с мостика «Кузнецова». |
Герой России Николай Диордица – ветеран палубной авиации, а Михаила Беляева ждет ритуальная процедура посвящения в узкий клуб корабельных пилотов. Он – известнейший в мире испытатель, чья воздушная акробатика на сверхманевренном МиГ-29М ОВТ восхищает зрителей отечественных и зарубежных аэрошоу. Но от торжественно-шутливой церемонии былые заслуги не спасают – товарищи несколько раз прикладывают его «пятой точкой» к гаку истребителя.
МиГ-29КУБ откатывают на стоянку, очищая палубу для следующего самолета. Через некоторое время, сделав ряд пробных заходов, на корабль садится краснозвездный МиГ-29К. Его пилотирует шеф-пилот «МиГа» – Герой России Павел Власов. Он блестяще «притирает» самолет к палубе. Власову посвящение не грозит – он летал с «Кузнецова» в самом начале карьеры испытателя.
Шеф-пилота «МиГа» сразу после посадки вновь взлетает в воздух – его качают не только друзья, но и командование авиации Северного флота. Все довольны, но больше всех, похоже, рад гендиректор «МиГа» Михаил Погосян. Он говорит, что успешные полеты с палубы «Кузнецова» помогут МиГ-29К/КУБ найти новых заказчиков. Погосян уверен, что эти машины будут востребованы и в российских Вооруженных силах.
Действительно, вице-премьер Сергей Иванов в начале 2009 года заявил о включении новых МиГов в госпрограмму вооружения для переоснащения «Кузнецова» после исчерпания ресурса Су-33. Кроме того, завершение испытаний индийских «корабелок» делает более реалистичными планы постройки в России новых авианосцев, которые в сентябре обсуждала Военно-промышленная комиссия.
Для корпорации «МиГ», переживающей не самые легкие времена, успех на «Кузнецове» крайне важен. Фирма вложилась в создание и организацию серийного производства нового семейства истребителей. Они унаследовали аэродинамику МиГ-29, но кардинально отличаются от него по боевым возможностям и эксплуатационным качествам.
Николай Диордица (слева) и Михаил Беляев после посадки. |
МиГ-29К/КУБ – базовые машины семейства. На их основе создаются самолеты сухопутного базирования, в частности МиГ-35, которые представляют Россию в борьбе за заказ ВВС Индии. Продолжаются переговоры о закупке индийскими ВМС еще одной партии МиГ-29К/КУБ. Доклад представителей Минобороны Индии, наблюдавших за полетами в Баренцевом море, может ускорить сделку.
После нескольких посадок и взлетов на корабле пара истребителей уходит в сторону Североморска, а оттуда, после заправки и отдыха пилотов, – в Москву. Скоро их пути разойдутся. МиГ-29КУБ вместе с самолетами первой партии отправится к теплому Индийскому океану. Новая встреча с «Кузнецовым» ему скорее всего не суждена. А МиГ-29К будет летать в России. На палубу российского корабля он вернется.