0
5370
Газета Вооружения Интернет-версия

12.02.2010 00:00:00

Индийский рынок российской оборонки

Тэги: россия, индия, оружие


россия, индия, оружие Истребитель МиГ-35 на авиасалоне в индийском городе Бангалор.
Фото Виктора Литовкина

С 15 по 18 февраля в столице Индии Дели пройдет выставка сухопутной и военно-морской техники «ДЕФЕКСПО ИНДИЯ-2010», на которой будет традиционно представлен с обширной экспозицией и отечественный государственный посредник по экспорту и импорту вооружений и боевой техники ФГУП «Рособоронэкспорт». Экспозиция на делийском салоне станет знаковым «зарубежным выездом» для наших оборонщиков. И первым крупным российско-индийским мероприятием после декабрьского визита в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха.

Во время пребывания индийского премьера в российской столице в ряде центральных отечественных СМИ появилось несколько статей, в которых утверждалось, что Дели резко сокращает закупки вооружения и военной техники в нашей стране. А с потерей этого стратегического партнера российский оружейный экспорт ожидают тяжелые времена. В компании Рособоронэкспорт эти публикации назвали «уткой по-индийски».

«Конечно, времена, когда СССР был если не монопольным, то, во всяком случае, доминирующим поставщиком ВВТ в Индию, безвозвратно ушли, – пояснил нам ситуацию заместитель генерального директора Рособоронэкспорта Виктор Комардин. – Сегодня Индия – динамично развивающаяся страна.

Вместе с экономикой увеличиваются ее потребности в вооружении и военной технике, а также финансовые возможности по реализации этих нужд. Емкость индийского рынка растет быстрее возможностей российского оборонно-промышленного комплекса по его насыщению. В эту дельту и входят новые игроки. Они, кстати, и раньше присутствовали в Индии. Еще в 80-е годы сюда пришли Франция с истребителями Mirage 2000, Германия с подводными лодками, Англия со штурмовиками Jaguar. Сегодня на этот рынок активно рвутся США.

По политическим, научно-техническим, технологическим и производственным причинам Индия открыла свой оружейный рынок всем крупнейшим мировым экспортерам продукции военного назначения. Но крупные партии вооружений страна закупает после проведения тендеров. В последние годы это стало общемировой практикой. И если взять статистику последних трех лет, то за этот период Россия выиграла 75% всех доведенных до финала индийских тендеров. Так что ни о какой кризисной ситуации в наших отношениях в сфере военно-технического сотрудничества говорить не приходится. Но факт остается фактом. Работать в условиях небывалого роста конкуренции становится все труднее и труднее».

КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ

Россия – давний и надежный стратегический партнер Индии. Военно-техническое сотрудничество между нашими странами ведет свой отсчет с ноября 1964 года, когда впервые было подписано соглашение о поставке в Индию партии самолетов МиГ-21, а чуть позднее – легких танков и вертолетов.

В ноябре 1965 года было подписано соглашение об экспорте советских подводных лодок, а в последующие годы в Индию поставлялись значительные партии советских истребителей серии МиГ, вертолеты Ми-4, военные автомашины, управляемые снаряды и боеприпасы. В ноябре 1970 года странами подписано лицензионное соглашение о выпуске усовершенствованного варианта истребителя МиГ-21 на предприятиях индийской авиапромышленности. В марте 1992 года подписан протокол о предоставлении Россией Индии крупного кредита для закупки российской военной техники. В дальнейшем Индия получала из России самолеты МиГ-29 и МиГ-29УБ. В 1994 году заключена серия контрактов на строительство боевых кораблей. Ноябрь 1996 года ознаменовался подписанием соглашения о закупке в России многоцелевых истребителей серии Су-ЗОМК. В этом же году подписан контракт на поставку российских ЗРПК «Тунгуска», также Индия закупила у России большое количество 130-мм орудий.

Значительной вехой в истории военно-технического сотрудничества между нашими двумя странами стал 1997 год, когда стороны провели переговоры по вопросам лицензионного производства самолетов Су-30МКИ на территории Индии и заключили контракт на постройку для национальных ВМС трех фрегатов. В 2003–2004 годах корабли Tabar («Секира»), Trishul («Трезубец») и Talwar («Меч») были переданы индийским ВМС. Фрегаты разработаны Северным проектно-конструкторским бюро на основе сторожевого корабля проекта 11351 (по классификации НАТО – класс «Кривак»). Для российского ВМФ было построено семь кораблей такого типа. Индийские фрегаты нового проекта являются непревзойденными в своем классе и уже названы специалистами боевыми кораблями ХХI века. Они укомплектованы современной вычислительной техникой. Цифровая система управления призвана контролировать работу всех узлов и механизмов – от двигателей и вооружения до бытовой техники. Боевой информационно-управляющий комплекс позволит определять все возможные угрозы и предлагать наиболее оптимальные и эффективные пути их нейтрализации. Такого высокого уровня компьютеризации еще не имел ни один корабль военно-морских сил Индии.

В декабре 1998 года подписаны Соглашение о реализации Программы ВТС до 2010 года и Меморандум о взаимопонимании, касающийся передачи ВМС Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Горшков». Менее чем через полгода достигнуто соглашение об обучении индийских военных специалистов в вузах Минобороны РФ. В этом же году по результатам комплексных испытаний российских танков Минобороны Индии приняло решение о закупке 100 единиц Т-90С. Достигнута договоренность о передаче Индии лицензии на производство дизельных двигателей В-92С2, которыми оснащены эти машины.

В июле 2000 года состоялась торжественная церемония передачи ВМС Индии последней из серии десяти подводных лодок проекта 877ЭКМ. Параллельно Россия поставляла и новейшее вооружение для этих субмарин. Так, финальная в этой партии ДЭПЛ, кроме торпед, вооружена ракетами ЗМ-54Э1, которые входят в состав новейшего противокорабельного комплекса «Клаб-С». Комплексами «Клаб-Н» с ракетами класса ЗН-54Э1 были оснащены три фрегата проекта 11356 для Индии.

В 2000 году заключен контракт на поставку в Индию крупной партии военно-транспортных вертолетов типа Ми-17. На тот момент это были единственные в мире вертолеты, способные эксплуатироваться в условиях гималайского высокогорья. В этом же году в состав национальных ВМС вошел ракетный фрегат «Брахмапутра», построенный при российском техническом содействии на индийском предприятии «Гарден рич шипбилдерс». Основу вооружения фрегата составил современный российский противокорабельный ракетный комплекс «Уран».

Новым шагом сотрудничества в области военно-морского вооружения стал контракт 2006 года на строительство для Индии еще трех фрегатов проекта 11356. Отличительной чертой вооружения этих кораблей станет новейший ракетный комплекс «БраМос», разработанный совместным российско-индийским предприятием. Сейчас строительство фрегатов ведет ОАО «Прибалтийский завод «Янтарь». Корабли будут переданы заказчику в 2010–2012 годах и прослужат в индийских ВМС не менее 25 лет. Они предназначены для ведения боевых действий против надводных кораблей и подводных лодок в океанских и морских акваториях, способны эффективно выполнять функции кораблей эскорта и охранения, успешно отражать воздушные нападения как самостоятельно, так и в составе соединений ВМС, а по своей огневой мощи фрегат проекта 11356 фактически сравнялся с эсминцем.

Это далеко не полный перечень основных мероприятий российско-индийского военно-технического сотрудничества. Год от года стратегическое партнерство между нашими странами укреплялось, осваивались новые формы и направления взаимовыгодного сотрудничества.

«Долгое время на Индию приходилась примерно одна треть общего объема российского экспорта вооружений и военной техники, – считает директор Центра анализа, стратегий и технологий Руслан Пухов. – Благодаря этому индийская армия на 70% была оснащена советским и российским оружием, а общий объем отечественного экспорта продукции военного назначения за все годы сотрудничества достиг 50 миллиардов долларов».

ПОДЪЕМ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ

На рубеже веков значительную часть военной техники Индии составляло вооружение иностранного производства. На импортные образцы приходится подавляющее большинство боевых самолетов индийских ВВС. Половину танков, БМП и ЗРК также представляют иномарки. В артиллерии этот показатель составляет 60%, среди боевых кораблей основных классов – до 90%. К тому же, как пишет газета The Economic Times, ссылаясь на аудиторскую компанию KPMG и Союз промышленников Индии, только 15% военной техники соответствует современным стандартам, а около половины устарела и требует замены, срочного ремонта или модернизации.

Для Индии такая ситуация не считается критической, но она, естественно, не может удовлетворять политическое и военное руководство страны. Именно поэтому Индия приступила к масштабной модернизации и обновлению своих вооруженных сил. По информации национальных СМИ, в ближайшие пять лет на эти цели запланировано потратить 30 млрд. долл.

Вместе с тем Индия усиленно диверсифицирует военно-техническое сотрудничество с ведущими производителями продукции военного назначения (ПВН). Прежде всего это Израиль, ЮАР, Великобритания и Франция. Активно рвутся на перспективный индийский рынок и США.

Однако Индия принимает активные меры по разработке и производству собственных образцов вооружения и военной техники. Основные направления – создание авианосцев, корветов-невидимок, самолетов и вертолетов. Но это долгий и дорогостоящий процесс, да к тому же с весьма проблематичным финалом – далеко не каждая разработка становится серийным образцом. А чтобы в кратчайшие сроки завершить модернизацию и перейти на производство собственной военной техники, Индия продолжает лицензионный выпуск на своих мощностях ПВН, разработанной в других странах и уже доказавшей свое превосходство.

В этом направлении работы российско-индийское сотрудничество также не имеет себе равных. Вот лишь наиболее показательные примеры. Летом прошлого года на заводе тяжелого машиностроения в городе Авади выпущена первая партия танков Т-90С, изготовленная по российской лицензии из комплектующих российского и индийского производства. Планируется, что за 15 лет будет выпущено несколько сотен этих танков. По контракту 2007 года индийской корпорацией ХАЛ ведется лицензионное производство авиационных двигателей РД-33 серии 3 для истребителей МиГ-29. Также на предприятии ХАЛ продолжается лицензионное строительство российских самолетов для Индии Су-30МКИ.

Согласно исследованиям индийского журнала Force, программа Су-30МКИ стала наиболее успешной за всю историю военно-технического сотрудничества Индии с другими странами. Су-30МКИ – первый боевой самолет, разработанный за рубежом в соответствии с жесткими требованиями ВВС Индии. Самолет настолько эффективен и надежен, что 25 ноября прошлого года президент Индии, главнокомандующий Вооруженными силами страны госпожа Пратибха Патил совершила уникальный полет на этом истребителе российского производства индийских ВВС. Она поднялась в воздух с авиабазы Лохегаон в Пуне и стала первой женщиной – президентом Индии, испытавшей боевой истребитель Су-30МКИ. После окончания полета госпожа Патил заявила присутствующим, что не испытывала ни малейшего дискомфорта во время полета на российском военном самолете.

Сегодня производить всю номенклатуру военной техники – от корпуса и двигателя до оружия и электронной начинки – могут лишь несколько государств. При этом военная техника и вооружение становятся все сложнее, отсюда – значительное удорожание производства. Потому и возникла межгосударственная кооперация, причем не только в производстве, но и в разработке новых образцов. Практика показала, что зачастую это и быстрее, и дешевле. Наиболее показательный пример – совместная разработка и производство современной противокорабельной ракеты «Брамос». Она втрое превышает скорость звука, обладает высокой точностью, имеет пониженную радиолокационную заметность, способна совершать полет на сверхмалых высотах и неуязвима для современных средств противодействия, в том числе РЭБ. Сейчас ракеты устанавливаются на кораблях и подводных лодках, их модификациями будут оснащаться сухопутные войска и даже самолеты Су-30МКИ. «Эта крылатая ракета мирового класса», – заявил премьер-министр Индии Манмохан Сингх во время посещения предприятия, где производится оружие.

Может быть, не так активно, как хотелось, но все же ведется предварительная проработка вопросов совместного создания среднемагистрального транспортного самолета (МТА), который изначально позиционируется как машина двойного назначения. Предполагается, что вся работа будет проводиться на условиях разделения технических и финансовых рисков. Запущенный в серию, МТА должен заменить стоящие на вооружении ВВС Индии американские С-130 и советские Ан-12. Но вершиной сотрудничества стала совместная разработка и создание истребителя 5-го поколения. Соглашение о его совместной разработке и производстве было подписано 18 октября 2007 года в Москве в рамках 7-го заседания российско-индийской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Предусмотрено равнодолевое участие партнеров в выполнении программы. Сегодня, после триумфально проведенного первого испытательного полета российского истребителя 5-го поколения Т-50, уже ни у кого нет сомнений в успехе и совместной российско-индийской разработки.

Таким образом, наше сотрудничество от отношений «покупатель–продавец» переходит на качественно новый уровень. «Это не просто поставки или сотрудничество в виде передачи технологий, – подчеркнул заместитель директора ФСВТС Вячеслав Дзиркалн, – а совместные разработки и научные исследования. Ни одна из стран мира не пошла с Индией на такой глубокий уровень кооперации, как Россия».

Это весьма деликатная и чувствительная область для оборонно-промышленного комплекса России. Она не даст больших объемов сотрудничества в ближайшей перспективе, но позволяет выстраивать долгосрочные коммерческие проекты двух стран. Естественно, это не перечеркивает и возможность реализации крупных контрактов на большие партии вооружений и военной техники. По этому поводу министр обороны Индии недавно заявил, что его страна будет развивать сотрудничество преимущественно с теми государствами, которые заинтересованы в совместном проектировании, разработке и производстве военной продукции.


Субмарина ВМС Индии российской постройки.
Фото из книги «Дизельные подводные лодки 1950–2005»

ПОЛИТИКА ПЛЮС ЭКОНОМИКА

Россия не торгует наступательным оружием. Наша страна продает то, что зарубежные государства могут использовать для обороны, поддержания мира, безопасности и стабильности. И как бы парадоксально ни звучала эта фраза, но Россия продает оружие в интересах мира. Пушки, танки, самолеты, корабли являются сдерживающим фактором, который предотвращает агрессию, говорят в Рособоронэкспорте.

Именно поэтому торговля оружием всегда была сферой большой политики, где не особенно стремятся афишировать количество, стоимость и виды приобретаемых вооружений. А острая конкурентная борьба, астрономические цены и высокая политическая значимость вопроса очень часто вынуждают задействовать мощный политический ресурс руководителей государств-экспортеров и покупателей военной продукции. Приобретая российское оружие, страна-импортер доверяет нам главное – свою безопасность, а в конечном счете – независимость, целостность и суверенитет. Такое государство на долгие годы становится нашим партнером по военно-техническому сотрудничеству. Ведь купленное оружие будет использоваться 20, 30, а то и 50 лет. И все эти годы его нужно снабжать запчастями, создавать инфраструктуру для использования этой техники и обучения персонала, а в дальнейшем – обеспечивать модернизацию, ремонт и даже утилизацию.

Сейчас близится к завершению Программа ВТС России и Индии на 2001–2010 годы. Во время недавнего визита в Москву премьер-министра Индии Манмохана Сингха подписана Программа военно-технического сотрудничества на период до 2020 года. Подобных соглашений с другими крупными экспортерами у Индии больше нет.

Есть еще одна важнейшая политическая составляющая российско-индийского сотрудничества в сфере ВТС. Россия традиционно не поставляет оружие Пакистану, в то время как Германия и Франция вооружают подводный флот этого давнего соперника Индии.

По сообщениям западных СМИ, Пакистан рассматривает возможность закупки в Германии трех подлодок проекта U-214. Ориентировочная стоимость контракта может превысить 1 млрд. долл. Предполагается, что строительство будет вестись на судоверфи «Карачи шипъярд энд инжиниринг уоркс» (KSEW) под руководством специалистов немецкой компании «Ховальдтсверке-Дойче Верфт» (HDW).

Ранее Исламабад традиционно приобретал французские субмарины. В 1994 году подписано франко-пакистанское соглашение стоимостью 950 млн. долл. о постройке трех французских подлодок проекта «Агоста-90В». Первая ДЭПЛ была заложена в 1995 году в Шербуре и вошла в состав ВМС Пакистана в конце 1999 года. Вторая собрана в Карачи из трех отсеков, построенных в Шербуре, и заступила на боевое дежурство в декабре 2003 года. Третья подлодка принята на вооружение пакистанских ВМС осенью 2008 года.

Закупка Пакистаном французских субмарин вызвала естественную негативную реакцию со стороны Индии. Тем более что в ходе строительства шести французских субмарин класса Scorpene на верфях в Мумбае, как пишет индийская The Times of India, были выявлены серьезные проблемы. По информации газеты, Франция, заключившая с Индией контракт еще в 2005 году, дополнительно требует 300 млн. евро к уже оплаченным 400 млн. Сдача первой подлодки запланирована на 2012 год, но задержка составляет уже два года. «Мы упускаем время», – озабоченно заявлял по этому поводу бывший в то время начальником штаба ВМС Индии С.Мехта. Волнение высокопоставленных морских офицеров понятно. Ведь оборонительная доктрина Индии предусматривает существенное увеличение военного присутствия страны в Аравийском море.

Учитывая, что Индия взяла курс на освоение нового морского театра и создание океанского флота, Россия готова не только строить и поставлять свои подлодки, но и вместе с индийскими специалистами проектировать совершенно новую подводную лодку, так необходимую стране. Она будет отвечать всем требованиям национальных ВМС. Также Россия готова передать своему стратегическому партнеру необходимые технологии и оказать содействие в строительстве этих подводных лодок на индийских судостроительных верфях.

Оценивая качество российских кораблей, один из высших офицеров ВМС Индии отметил, что служить лучше на французских или немецких – там более уютно и комфортно. А воевать – однозначно лучше на русских. Там все надежно, прочно, эффективно и функционально, не говоря уже о мощнейшем вооружении. Так что российским инженерам есть над чем работать.

«Совместное строительство надводных и подводных кораблей, и тем более их совместное проектирование – это совершенно другой процесс, который в корне отличается от продажи готовой продукции, строящейся для заказчиков на российских верфях, – отметил начальник департамента ВМФ Рособоронэкспорта Олег Азизов. – Эта работа требует иного подхода, когда одновременно с поставкой оборудования проводится дооснащение иностранных верфей, в ходе строительства осуществляется обучение экипажей кораблей и производственно-техническое обучение персонала верфи. Прибавьте к этому поставки боезапаса, комплектов ЗИПа, ремонтно-технической документации. Но я уверен, что имеющийся в этой области опыт будет востребован в недалеком будущем».

ПРОБЛЕМА «ГОРШКОВ» БУДЕТ РЕШЕНА

По экспертным оценкам, к 2050 году Индия станет первой страной в мире по населению, обогнав даже Китай. Именно поэтому Россия должна сохранять позиции приоритетного партнерства с этой потенциальной сверхдержавой в такой деликатной сфере, как военно-техническое сотрудничество. Заинтересована в этом и Индия. Конечно, сегодня условия такого взаимодействия не такие комфортные, как несколько лет назад, но российские экспортеры научились работать на качественно новом уровне, исходя из лучших традиций доверия, взаимопонимания и конструктивного решения возникающих проблем.

Показательна в этом смысле ситуация с переоборудованием в интересах Индии авианесущего крейсера «Адмирал Горшков» в авианосец «Викрамадитья» («Всемогущий»).

Проблемы возникли практически сразу после заключения контракта стоимостью 616 млн. долл. в 2004 году. Простаивавшее на тот момент Северодвинское предприятие очень хотело получить этот заказ, и потому все цифры и сроки фундаментальной модернизации и переоборудования корабля определили без глубокого технико-экономического обоснования, обязавшись сдать авианосец заказчику уже к августу 2008 года. Но средств оказалось мало. Индийские специалисты, тщательно отслеживающие весь ход работ, прекрасно понимали, что изначальная цена была явно занижена и должна быть пересмотрена.

На пресс-конференции в конце января с.г. генеральный директор ФГУП «Рособоронэкспорт» Анатолий Исайкин так прокомментировал сложившуюся ситуацию: «Это трудный контракт. В данном случае уместно говорить именно о строительстве корабля, поскольку от прежнего «Горшкова» остался только корпус, да и тот подвергся серьезной модернизации. В конструкцию вводятся элементы, которые не предусматривались старым проектом. Корабль оборудуется современнейшими видами систем управления, вооружения. На выходе будет абсолютно новый авианосец, построенный в соответствии с пожеланиями заказчика.

Не все эти работы прежним руководством «Севмаша», заключавшим контракт, были учтены. Поэтому в последние несколько лет проходили консультации с заказчиком по перечню дополнительных работ. После того как стороны этот перечень утвердили, начались переговоры по определению стоимости, а в завершении – рутинный процесс по утверждению этой суммы в соответствующих инстанциях в Индии. На сегодня все эти этапы пройдены. Объемы работ и ценовые параметры утверждены на всех уровнях индийской стороной. Сейчас завершается подготовка дополнения к основному контракту, в котором будут прописаны все новые параметры. После того как мы подпишем это дополнение, тема «Горшкова», я думаю, на долгое время исчезнет из СМИ, а «Севмаш» продолжит работу по строительству корабля, которая должна завершиться в конце 2012 года».

Тем временем индийское информационное агентство IANS сообщило, что Индия заплатит за авианосец 2,3 млрд. долл. По сведениям этого агентства, страна закупит для «Всемогущего» 16 палубных истребителей МиГ-29К. Первая партия самолетов уже прибыла на авиабазу Гоа. Агентство также сообщает, что в ближайшее время Индия передаст России заказ почти на три десятка МиГ-29К для «Викрамадитьи» и нового авианосца индийской конструкции, который строится на верфи Кочи на юге Индии. Планируется, что вместе с российскими МиГ-29К на новом авианосце будут базироваться истребители индийской разработки. Со ссылкой на источники в Министерстве обороны Индии, информацию о закупке российских МиГ-29К подтвердила газета Indian Express, уточнив, что стоимость этих палубных самолетов предположительно может составить около 2 млрд. долл.

РЕАЛИСТИЧЕСКИЙ ОПТИМИЗМ

Главным испытанием для России на индийском рынке становится объявленный в августе 2007 года тендер по программе MMRCA (Medium Multi-Role Combat Aircraft – средний многофункциональный боевой самолет) на закупку для индийских ВВС 126 истребителей. Цена победы – более 10 млрд. долл. Такого масштабного разового контракта еще не было за всю историю ВТС.

Согласно условиям тендера, победитель поставит индийским ВВС 18 истребителей, собранных на своих предприятиях, остальные должны будут производиться по лицензии. Сейчас ведутся испытательные полеты самолетов, участвующих в тендере.

Вот как прокомментировал перспективы России в этом соревновании ведущих мировых авиапроизводителей гендиректор «Рособоронэкспорта» Анатолий Исайкин: «В тендере участвуют ведущие производители авиационной техники: Франция, США, европейский консорциум, Швеция, Россия. Такие конкурсы проводятся в несколько этапов. На каждый этап уходят месяцы. Сейчас мы пока находимся на середине пути. Как дальше будут развиваться события, не сможет сказать ни один участник тендера. Пока никто из конкурса не выбыл, а побеждает, как известно, сильнейший. Мы, естественно, надеемся, что это будет наш самолет – МиГ-35. Он обладает всеми необходимыми требованиями, которые были определены организаторами тендера».

По итогам декабрьских переговоров в Кремле премьер-министр Индии Манмохан Сингх отметил, что военно-техническое сотрудничество с Россией «является очень важным фактором развития Индии и останется таковым еще на протяжении многих лет. Взаимодействие в оборонной области всегда было очень важным аспектом наших отношений. Мы хотели бы укреплять его и продвигаться к совместному проектированию, исследованию, разработкам и производству. Соглашение, которое мы подписали по программе ВТС на период с 2011 по 2020 год, создаст основу для более интенсивного сотрудничества в этой обширной области», – подчеркнул глава правительства Индии.

Подтверждением активного присутствия России на индийском рынке станет и активное участие страны в работе выставки «ДЕФЕКСПО ИНДИЯ-2010». Делегацией Рособоронэкспорта запланирован активный переговорный процесс с постоянными партнерами в сфере военно-технического сотрудничества и потенциальными заказчиками российского вооружения и военной техники. И, судя по всему, уже в недалеком будущем мы увидим результаты этой деятельности.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
964
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
1128
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1568
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1269

Другие новости