Беспилотники потихоньку становятся мейнстримом военной авиации.
Фото автора
Беспилотная техника сегодня стала неотъемлемой частью экспозиции международных авиасалонов. Завершившийся недавно авиасалон в британском Фарнборо – вторая по значимости демонстрационная площадка авиационной техники и подсистем в мире – также не обошелся без беспилотных систем. В этом году ряд компаний привезли сюда показать как уже достаточно известные системы, так и некоторые новинки.
БИТВА «ТИТАНОВ»
Крупнейшие авиапромышленные компании мира в последние годы имеют в своем арсенале несколько беспилотных систем. Пожалуй, наиболее видное место среди грандов авиаиндустрии в этой области в последние годы занимала компания Northrop Grumman, чей стратегический беспилотный аппарат Global Hawk в различных модификациях уже используется как военными, так и гражданскими эксплуатантами, намерения использовать беспилотный вертолет Fire Scout имеются как в американских ВМС, так и в армии, а неоднократно демонстрировавшийся ударный беспилотник X-47B рассматривается в качестве перспективной боевой беспилотной авиационной системы различными видами вооруженных сил США.
В этом году Northrop Grumman выступил слабее – на открытой площадке компании был замечен только Global Hawk.
На этом фоне доминирование на Фарнборо компании Boeing выглядело практически абсолютным. Компания, по-видимому, решила начать наступление на рынок беспилотников по всем фронтам – в экспозиции компании присутствовали многочисленные БЛА как самолетного, так и вертолетного типа, представленные масштабными моделями и полноразмерными макетами.
Так, Boeing впервые продемонстрировал на авиасалоне в Фарнборо полноразмерный макет ударного БЛА Phantom Ray. Этот аппарат фактически является преемником и продолжателем прежней программы палубного беспилотника X-45A. Аппарат построен по схеме «летающее крыло» с применением технологии малозаметности и предназначен для выполнения широкого спектра задач – разведки, наблюдения и целеуказания, РЭБ, подавления систем противовоздушной обороны противника и др. Для выполнения ударных задач Phantom Ray сможет нести на борту боевую нагрузку массой до двух тонн. Как ожидается, его первый полет состоится в декабре 2010 года.
Еще один фантом боинговской экспозиции – водородный беспилотник Phantom Eye, предназначенный для полетов на больших высотах. Аппарат также выполнен с применением технологий «стелс», которые позволили снизить заметность Phantom Eye в различных диапазонах волн.
Phantom Eye сможет совершать полеты на высоте до 19,8 тыс. метров продолжительностью до четырех суток, неся при этом на борту до 204 килограммов разведаппаратуры.
Что касается беспилотных систем вертолетного типа, то они на стенде Boeing также присутствовали. Так, впервые был показан полноразмерный макет БЛА A-160 Hummingbird. Компания позиционирует данный беспилотник как аппарат, сравнимый с БЛА самолетного типа с неподвижным крылом, при этом сохраняющий основные преимущества вертолета. В качестве полезной нагрузки БЛА может нести как различную разведывательную аппаратуру, к примеру, РЛС Forrester, разработанный корпорацией SRC при поддержке агентства DARPA, так и оружие.
БЕСПИЛОТНИКИ С БЛИЖНЕГО ВОСТОКА
Если американская компания General Atomics, разработчик и производитель беспилотников семейства Predator, одних из наиболее используемых в ходе военных конфликтов последних лет, демонстрировала на этот раз лишь модели предлагаемых систем, то израильский концерн IAI привез в Фарнборо свой 1200-килограммовый БЛА Heron. Данный беспилотник был положен в основу совместной израильско-европейской разработки – комплекса Harfang (SIDM), который с 2009 года применяется вооруженными силами Франции в Афганистане.
Помимо аппарата Heron на открытой площадке израильского концерна демонстрировался также БЛА Harop, премьерный показ которого состоялся в ходе прошлогоднего салона в Ле-Бурже. Этот беспилотник создан на базе ударного БЛА Harpy и предназначен для борьбы с малозаметными стационарными, мобильными наземными и морскими целями, включая ЗРК противника, пусковые установки тактических и баллистических ракет. Как и Harpy, Harop запускается из установленного на различных платформах контейнера с использованием стартового ускорителя. В отличие от своего предшественника новый БЛА оснащен шасси для обеспечения посадки в случае отсутствия целей.
Особенностью боевого применения БЛА является то, что при обнаружении цели аппарат превращается в самонаводящийся боеприпас и осуществляет ее поражение. Атака может быть выполнена с любого направления и под любым углом вплоть до вертикального падения, что немаловажно в городских районах.
Elbit Systems – вторая по потенциалу израильская компания, занимающаяся созданием беспилотных систем, натурных образцов на Фарнборо не представила. Вместо них на стенде компании были выставлены миниатюрные модели предлагаемых компанией беспилотников семейств Hermes и Skylark. Впечатления дополняла шоу-программа, которая, видимо, по мнению представителей компании Elbit, должна была сформировать у посетителей представление о том, как именно применяется предлагаемая беспилотная техника и какие преимущества она дает потребителям.
ЕВРОПА: КУРС НА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ
Пестрел беспилотными аппаратами различного класса и отдельный павильон британской компании BAE Systems. Едва ли не половину павильона компании занимал БЛА Mantis, который создается Великобританией как собственная альтернатива американскому БЛА Reaper. Предполагается, что он будет выполнять разведку, целеуказание и оказывать огневую поддержку наземным войскам. По словам представителей компании, серия полетов, проведенная на полигоне Woomera на юге Австралии, показала, что аппарат способен выполнить требования Министерства обороны Великобритании.
А вот недавно показанный публике прототип перспективного ударного БЛА Taranis, также создаваемый компанией BAE Systems, на салоне, увы, отсутствовал. В экспозиции компании можно было увидеть только его уменьшенную модель. Зато присутствовали два уже хорошо знакомых БЛА – Herti и Silver Fox.
Пожалуй, единственной 100-процентной новинкой среди представленных BAE Systems систем явился БЛА Demon. Этот относительно небольшой 80-килограммовый, оснащенный турбореактивным двигателем, беспилотник стал развитием программы FLAVIIR (Flapless Air Vehicle Integrated Industrial Research) и создается в рамках пятилетней программы стоимостью 6,5 млн. фунтов стерлингов. В нем предполагается реализовать возможность аэродинамического управления без использования каких бы то ни было управляющих поверхностей.
Стенд европейского консорциума EADS в отличие от выставки во французском Ле-Бурже беспилотниками не изобиловал. Тем не менее здесь был замечен макет БЛА Talarion, что, по-видимому, свидетельствует о том, что он относится к числу основных беспилотных проектов концерна. Как и британский Mantis, Talarion создается для того, чтобы отойти от зависимости от беспилотных систем иностранного производства. Этот аппарат находится в той же размерности, что и американский БЛА Predator, однако, по словам Теодора Бениена, руководителя компании EADS по связям с общественностью в области военных авиационных систем, он изначально создавался исключительно как разведывательная система, тогда как американский аппарат имеет возможность использования оружия.
Реактивный двухдвигательный БЛА Talarion согласно планам EADS должен совершить первый полет в 2013 году. Однако пока эти планы остаются под вопросом. В 2009 году EADS предложила Франции, Германии и Испании принять участие в проекте Talarion, однако официального подтверждения участия, по имеющимся данным, пока так и не получено. По оценке Франции, стоимость создания Talarion составит 1,4 млрд. евро. В случае успешной реализации проекта первые беспилотники проекта Talarion могут начать поступать в войска в 2018–2020 годах.
Два беспилотника были представлены компанией DRS, которая пару лет назад была приобретена Finmeccanica. Первый из них – 170-килограммовый БЛА среднего радиуса действия Sentry HP. Он может находиться в воздухе до шести часов, выполняя задачи по разведке, наблюдению и целеуказанию.
ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ БЕСПИЛОТНИКИ
Рассказ о российских беспилотниках на Фарнборо будет коротким – к сожалению, они, как и два года назад, отсутствовали. Упоминание о беспилотных системах как об одном из направлений деятельности компании прозвучало только на пресс-конференции президента одной российской корпорации.
Между тем на недавней выставке в Жуковском в конце июня – начале июля мы видели десятки проектов систем БЛА, предлагаемых отечественными разработчиками. Причем ряд из этих беспилотников по заявленным характеристикам не уступали некоторым из беспилотных систем, представленных на Фарнборо. В частных беседах представители российских компаний зачастую пеняли на то, что многие зарубежные рынки беспилотников уже заняты. Однако тут на ум приходит одна известная фраза: «Если не участвуешь – точно проиграешь».