0
3664
Газета Вооружения Интернет-версия

25.03.2011 00:00:00

Наш флот превзойдет американский. Но только по типажу

Тэги: флот, армия, вмф


флот, армия, вмф Спуск на воду нового корвета типа "Стерегущий".
Фото РИА Новости

Принято считать, что Россия – континентальная, даже сухопутная держава. Тезис безусловно верный, за одним лишь исключением – эта сухопутная держава с севера и востока имеет полностью морскую границу, с запада по морю проходит значительная часть государственной границы, а на юге российская территория проходит по двум морям и нескольким рекам. К этому остается добавить, что морские границы с севера и востока – это выходы к океанам, Северному Ледовитому и Тихому, которые, по единодушному мнению российских и зарубежных экспертов, в XXI веке станут ареной жарких политических, экономических, а вполне возможно, и военных сражений. Можно упомянуть и о том, что XXI век станет, по единодушному мнению политологов, экономистов и военных теоретиков, «веком океана».

И вот, в результате небольшого «урока географии» континентальная и якобы «сугубо континентальная» держава превращается в государство, чья национальная безопасность равно велико зависит от защиты как с сухопутных, так и морских направлений. Вывод, который следует из этого, сделал еще первый российский император Петр Великий: нашей стране необходима как сильная армия, так и мощный флот. У государства советского такой флот – пусть и с излишне разнотипным корабельным составом и зачастую нестыкующимся вооружением – был, а вот у государства российского такого флота на сегодня, можно сказать, почти уже нет, а его будущее покрыто таким туманом, плотности которого позавидовал бы «таинственный Бермудский треугольник».

ПО ОСТАТОЧНОМУ ПРИНЦИПУ

Бывший командующий ВМФ России адмирал флота Владимир Куроедов приводил недавно такие цифры: финансирование российского ВМФ в период с середины 1990-х по начало 2000-х годов, в целом более 10 лет, осуществлялось на уровне порядка 12–14% от совокупного бюджета Минобороны России. Причем, как указывалось в труде, подготовленном совместно Владимиром Куроедовым, председателем Морского научного комитета, помощником Главнокомандующего ВМФ по научной работе контр-адмиралом Львом Сидоренко и заместителем руководителя Научно-аналитического центра промышленности ЦНИИ «Центр» Минпромторга России Михаила Московенко, даже при упомянутом мизерном уровне финансирования флот в период 2001–2006 годов недополучил более 60 млрд. руб. запланированных средств. Учитывая, что с двух географических направлений безопасность нашего государства зависит фактически всецело от эффективных действий флота, назвать такое отношение со стороны военно-политического руководства можно только издевательством или, если хотите, «геноцидом». А слова, произносимые при этом о «важности Военно-морского флота для обеспечения национальной безопасности России», – типичным лицемерием.

Конечно, отдельной строкой финансировалась морская компонента стратегических ядерных сил России, что позволило реализовать планы по ремонту и даже частичной модернизации всех стратегических подводных ракетоносцев проектов 667БДР и 667БДРМ, оставшихся в боевом составе ВМФ России после обвального сокращения флота, последовавшего в 90-х годах в связи с развалом Советского Союза. Причем утилизацию списанных подводных ракетоносцев Москве удалось профинансировать преимущественно из зарубежных источников – настолько высока и памятна оказалась для Запада угроза, исходившая от советского подводного ракетно-ядерного флота.

Кроме того, приоритетное финансирование СЯС – всех трех компонентов – позволило все же запустить «долгоиграющую» программу создания атомного подводного стратегического ракетоносца нового поколения и нового ракетного комплекса стратегического назначения с баллистической ракетой лодочного базирования «Булава». Однако, в том числе и ценой того, что носители новой ракеты оказались готовы раньше своего главного оружия, и пока еще так и непонятно, когда его получат и когда, соответственно, смогут стать полноценными боевыми единицами морских СЯС, мы получили ситуацию, когда морские силы общего назначения (МСОН) оказались, по большому счету, в таком плачевном состоянии, словно только что пережили новую Цусиму.

Но ведь боевая устойчивость МСЯС просто невозможна без полноценно развитых и сбалансированных МСОН и авиации ВМФ, не говоря о том, что с наличием развитых авианосных сил боевая устойчивость «ядерных левиафанов» может быть обеспечена еще на более высоком уровне. При этом вопрос вызывает сам факт того, что в отношении военно-морского строительства приоритет был отдан именно его стратегической компоненте, а не силам общего назначения: если боевой потенциал МСЯС наличными силами прошедших ремонт подводных ракетоносцев проекта 667БДР и 667БДРМ – даже без учета отправленных «на казнь» тяжелых ракетных подводных лодок стратегического назначения проекта 941 – можно было обеспечить еще достаточно длительное время (при условии возобновления выпуска для проекта 667БДРМ ракет «Синева» – что и так пришлось сделать), то стремительный вывод из боевого состава надводных кораблей и катеров, а также атомных ракето-торпедных и торпедных и неатомных подводных лодок при невозможности продолжения строительства данных проектов кораблей и катеров «ушедшей эпохи», устаревших технологически и морально, поставил под угрозу не только возможность российского ВМФ решать задачи в дальней морской и океанской зонах, но и даже безопасность морских границ государства.

ГОСПРОГРАММА АМБИЦИЙ

И вот, кажется, дело стронулось с мертвой точки.

В декабре прошлого 2010 года премьер Владимир Путин сообщил, что на комплексное переоснащение ВМФ запланировано выделить около 4,7 трлн. руб., причем треть этих средств – уже в течение ближайших пяти лет. А не далее как 21 марта 2011 года вице-премьер правительства Сергей Иванов уточнил сумму расходов, заявив, что на модернизацию российского Военно-морского флота будет выделено уже 5 трлн. руб.

С начала этого года в России начала действовать очередная государственная программа вооружений – на период 2011–2020 годов, в рамках которой, по словам первого заместителя министра обороны Владимира Поповкина, предусмотрена «постройка восьми ударных стратегических АПЛ, оснащенных ракетным комплексом «Булава»... а также около 100 кораблей различных классов. Ведется проектирование основных образцов вооружения для морских сил общего назначения – многоцелевой АПЛ проекта 885 типа «Ясень», фрегата проекта 22350, корвета проекта 20380М». Кроме того, как заявил высокопоставленный чиновник в интервью одному из российских СМИ, в настоящее время специалистами соответствующих ведомств «прорабатывается облик новой многоцелевой АПЛ 5-го поколения и эсминца нового проекта», причем «основным вооружением этих проектов является унифицированный корабельный ракетный комплекс «Калибр», который включает как противокорабельные крылатые ракеты (3М-54), так и крылатые ракеты большой дальности (3М-14) для поражения наземных объектов противника». Еще более интересной является информация о том, что, как сообщил Владимир Поповкин, «запланированы работы по созданию корабельного ракетного комплекса «Циркон-С» с гиперзвуковой ракетой».

Однако наиболее приоритетным направлением и в новой ГПВ, утвержденной президентом РФ от 31 декабря 2010 года, по-прежнему является «поддержание и развитие стратегических ядерных сил страны». Причем только на модернизацию наземной группировки СЯС – как модернизация состоящих на вооружении ВС РФ ракетных комплексов, так и создание новых – из общего бюджета госпрограммы предусмотрено выделение порядка 10% от всех средств.

Вторым по важности и приоритетности направлением ГПВ-2020 определено совершенствование и наращивание возможностей стратегических оборонительных сил, а, если переходить к системам, то это система предупреждения о ракетном нападении (ее планируется модернизировать и нарастить по количеству станций, плюс к тому уделить внимание космическому эшелону), комплексы и системы ПВО/ПРО (сегодня разрабатываются, а затем начнут закупаться ЗРС С-500, способные поражать высотные аэробаллистические цели; продолжится закупка комплексов С-400). Только «пятисоток» намечено закупить в рамках данной ГПВ около 100. На третьем месте – наращивание численности ОТРК «Искандер», коих намечено приобрести 10 бригад.

Если вычесть вслед за стратегическими ядерными и оборонительными силами, «Искандерами» и средствами на НИОКР (10% от бюджета ГПВ) средства, запланированные на перевооружение Сухопутных войск и Военно-воздушных сил, где доля современных вооружений, военной и специальной техники, по данным разных официальных источников, составляет не более 30%, – то на долю морских сил общего назначения остаются «рожки да ножки».

Впрочем, даже если мы возьмем от общего бюджета, запланированного на ГПВ-2020, те же 12–14%, то получим отнюдь не «нищенские» 2,4–2,8 трлн. руб., на которые в принципе можно провести определенную модернизацию МСОН. При условии, конечно, если деньги будут выделяться своевременно и в полном объеме и если у российского военно-политического руководства будет в наличии подробная программа военно-морского строительства. Последняя же возможна лишь при наличии четкого понимания роли и места военно-морской силы в войнах нового тысячелетия – как на глобальном, общемировом уровне, так и в отношении обеспечения национальной безопасности России. А вот этого, как представляется, мы пока так и не имеем.

ВНОВЬ ТЕ ЖЕ ОШИБКИ

Наглядным подтверждением так и не исчезнувшего «недопонимания» относительно роли и места военно-морской силы, а точнее роли ВМФ России в обеспечении национальной безопасности государства, не считая роли МСЯС в обеспечении стратегического сдерживания, является «разношерстность» того корабельного состава, которым предлагается повысить боевой потенциал МСОН в период до 2020 года. Судите сами.

Во-первых, мы за 1,5 млрд. евро (порядка 60 млрд. руб.) приобретаем у Франции два универсальных десантных корабля, или, как их классифицируют сами французы, десантно-командных корабля типа «Мистраль», радиотехническое вооружение и корабельные системы, которые минимум на 90–95% никоим образом не сопрягаются с аналогичного назначения системами, имеющимися на борту уже входящих в боевой состав ВМФ России или же планирующимися к запуску в серию боевых кораблях. Таким образом, мы получаем сверхминимальную серию – либо два корабля, либо, в случае постройки еще двух «мистралей», четыре корабля, для которых придется выстраивать отдельную систему снабжения, ЗИП и ремонта.

Примечательно также заявление Владимира Поповкина о том, что «переговоры с французами учитывают и тот фактор, что это будут технологии не только военного, но и гражданского судостроения». А ведь французские корабелы при проектировании и постройке кораблей типа «Мистраль» в целях снижения их стоимости по максимуму использовали как раз технологии гражданского судостроения – от военного там мало что осталось, да и оно не критично с точки зрения технологий. Тогда лучше, может, было бы приобрести некоторое количество зарубежных танкеров и сухогрузов – чтобы «поднять» российское гражданское судостроение? Дешевле бы вышло. Если же наши чиновники хотели приобрести пакет «два в одном» – боевой корабль и технологии кораблестроения, – то у французов стоило бы приобрести, к примеру, фрегаты УРО семейства FREMM, являющиеся одними из лучших современных боевых кораблей данного класса в Европе. Вот только кто их нам продаст, раз мы даже не поддержали «демократический Запад» в стремлении наказать «тирана Каддафи»?

Во-вторых, в рамках новой ГПВ планируется начать закупки уже имеющихся или завершить проектирование новых надводных кораблей и нестратегических подводных лодок минимум 10 типов:

– продолжается постройка многоцелевых АПЛ проекта 885 «Ясень», и прорабатывается облик еще одной многоцелевой АПЛ, которая, если вспомнить заявления бывшего Главкома ВМФ адмирала флота Владимира Масорина, будет более «компактной» – видимо, появившийся еще в годы холодной войны «Ясень» в новом тысячелетии считается «излишне мощным» (в настоящее время в данном классе в боевом составе ВМФ России имеются молодые или сравнительно молодые, но обладающие большим модернизационным запасом атомоходы семейств 949, 945 и 971);

– продолжается постройка неатомных подводных лодок проекта 677 «Лада», и заявлено о намерении построить в качестве временной меры на период «проблем» с проектом 677 партию неатомных подлодок проекта 636 (в настоящее время в боевом составе ВМФ имеется два десятка подлодок семейства 877/636);

– продолжается серийное строительство фрегатов проекта 22350, и будет построена партия фрегатов проекта 11356 (в настоящее время мы имеем в данной «весовой категории» большие противолодочные корабли проектов 11551 и 1155, «старые» БПК проектов 61М, а также эсминцы проекта 956);

– продолжается постройка корветов проекта 20380, и ведется проектирование его модернизированного вариант корвета проекта 20380М (здесь у ВМФ сегодня есть сторожевые корабли семейств 1135, 11540 и 11660);

– продолжается постройка больших десантных кораблей проекта 11771 – по крайней мере о прекращении данной программы заявлено не было (тут у нас, прямо скажем, беда – рассчитывать можно на боеспособные корабли семейства 775/775М);

– ведется проектирование эсминца, и заявлено о наличии аналогичных планов в отношении авианосца.

Как видим, уже на данном этапе в очередной раз создается разнотиповой состав МСОН – только в отношении, скажем так, новейших проектов, исключая авианосец, получаем четыре типа нестратегических подводных лодок и пять надводных боевых кораблей классов корвет/фрегат/эсминец. Но к этому надо добавить «новые – хорошо забытые старые» проекты сторожевиков проектов 11540 и 11660. Да и БПК проектов 11551 и 1155 пока никуда не денутся. А уж альтернативы ракетным крейсерам проектов 1164 и 1144 вообще не предвидится – именно поэтому, вероятно, и было заявлено о намерении выполнить ремонт и модернизацию последних.

Итог – на среднесрочную перспективу имеем шесть типов нестратегических ПЛ (при условии, что проект 945 списываем окончательно) и 12 типов надводных кораблей классов корвет/фрегат/эсминец/БПК/крейсер (при учете, что проекты 61М и 1135 списываем). И что будут делать тыловые службы и судоремонтные заводы с таким многообразием корабельного состава? Забыли негативный опыт советского ВМФ? Да, кстати, и в морских стратегических ядерных силах минимум на среднесрочную перспективу будет «разнобой» – ракетоносцы проекта 667БДРМ и семейства проектов 955/955А, которые различаются минимум главными размерениями, водоизмещением и количеством БРПЛ, плюс на вооружение МСЯС получаем два типа ракетного комплекса с БРПЛ.

Современное российское военно-политическое руководство, особенно – руководство и высший генералитет Минобороны – любит ссылаться на опыт американских вооруженных сил. Ну что ж, давайте посмотрим на их флот в «разделе», так сказать, стратегических и многоцелевых подлодок и надводных кораблей классов корвет/фрегат/эсминец/крейсер. В итоге получаем – отметим особо, что на флот из 289 вымпелов, – следующие данные:

– стратегические подводные ракетоносцы – один тип, причем в 2008 году завершено приведение всех ракетоносцев «к единообразному виду» по типу БРПЛ – теперь все субмарины типа «Огайо» вооружены комплексом «Трайдент II» D5;

– многоцелевые атомные подводные лодки – четыре типа, причем постепенно атомоходы семейства «Лос-Анджелес» будут выводиться из боевого состава (уже списаны 19 из 62 атомоходов), а основной и со временем единственной многоцелевой АПЛ станет тип «Вирджиния» (от продолжения серии «Сивулфа» отказались после окончания холодной войны, а ПЛАРК типа «Огайо» – причем «совместимые» по корабельным системам с ПЛАРБ типа «Огайо» – так и останутся в количестве четырех единиц);

– крейсеры – один тип («Тикондерога»), судьба перспективного крейсера УРО пока под большим вопросом;

– эсминцы – два типа, причем основной проект – ЭМ УРО типа «Арли Берк», а вопрос с программой перспективного эсминца УРО проекта DDG-1000 скорее всего будет решен не в его пользу – ни заказчика, ни конгресс не устраивает слишком медленное устранение выявленных недостатков и весьма высокая закупочная стоимость, превышающая 3 млрд. долл. за корабль, хотя три корабля американцы все же построят;

– фрегаты и литоральные боевые корабли – два типа (фрегаты УРО типа «Оливер Хазард Перри» и ЛБК – военным предстоит все же выбрать один из двух типов).

В итоге, вместе с ПЛАРБ, получаем 10 типов кораблей, строящихся серией из трех и более единиц. У нас на тот же период – 20 типов при намного меньшей общей численности корабельного состава. Комментарии, как говорится, излишни. Сначала надо побороть разруху в головах, а потом уже бороться с разрухой в корабельном составе.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
625
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
797
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
676
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
541

Другие новости