Ракета "БраМос" – наглядный пример успешного российско-индийского струдничества.
Фото Виктора Литовкина
Визит президента Медведева в декабре 2010 года в Индию вдохнул новую жизнь в испытывающие трудности, хотя и проверенные временем, двусторонние отношения. Еще в период холодной войны Советский Союз неоднократно демонстрировал поддержку Индии в ходе голосования в Организации Объединенных Наций по проблеме Джамму и Кашмира. Россия была первой из крупнейших стран, поддержавшей кандидатуру Индии в качестве постоянного члена Совета Безопасности ООН, и в течение длительного времени выступала за устранение ограничений в отношении сотрудничества с Индией в сфере невоенной ядерной энергетики. На сегодняшний день РФ остается единственным государством, построившим и передавшим Индии ядерные реакторы.
Тем не менее именно сотрудничество в области торговли и производства оборонной продукции является основополагающим фактором в поддержании и росте двустороннего стратегического партнерства.
Во время визита премьер-министра Индии Манмохана Сингха в начале декабря 2005 года в Москву страны подписали важные соглашения, значительно укрепившие военное сотрудничество, уходящее корнями почти на полвека. В их числе соглашение о защите прав интеллектуальной собственности, предотвращающее использование любой из сторон технологий, полученных от другой стороны без специального разрешения, совместное производство многофункционального транспортного самолета, планы по совместным НИОКР в разработке истребителя 5-го поколения, а также по развитию спутниковой системы GLONASS в мирных целях.
В СМИ также сообщалось, что Россия планирует сдать в аренду Индийским ВМФ две атомные подводные лодки «Щука-Б» и согласилась принять участие в планах по созданию первой индийской атомной подлодки, однако министр обороны Индии опроверг эти сообщения.
Текущие совместные проекты в сфере вооружений включают производство сверхзвуковой крылатой ракеты «БраМос», создание истребителя Су-30MKИ и лицензионное производство в Индии танков Т-90, а также переоборудование авианосца «Адмирал Горшков». Объем текущих двусторонних военных контрактов составляют более 10 млрд. долл. Вооруженные силы двух стран регулярно проводят совместные военно-морские и военно-воздушные учения на территориях обоих государств. Не так давно на полигоне Чаубатия в штате Уттараканд подразделения сухопутных войск провели третьи по счету в серии антитеррористических учений подразделений сухопутных войск батальонного звена, в которых приняли участие более 600 военнослужащих с обеих сторон.
Все это иллюстрирует высокий уровень доверия между странами, достигнутый за долгую историю отношений. Уходящее корнями в советскую эпоху российско-индийское военное сотрудничество хотя и пострадало, но выдержало и предсмертную агонию, и распад Советского Союза. Договор о мире, дружбе и сотрудничестве с Советским Союзом был подписан премьер-министром Индирой Ганди незадолго до войны 1971 года с Пакистаном.
После истечения 25-летнего срока действия этого договора в 1996-м по взаимному согласию он не был продлен. Тем не менее отношения продолжали оставаться настолько дружественными и теплыми, что бывший российский премьер-министр Евгений Примаков выступил с инициативой о создании российско-индийско-китайского треугольника геополитического и геостратегического сотрудничества, которая была проигнорирована китайской стороной.
Во время холодной войны советско-индийское сотрудничество в основном оставалось на уровне поставщика–покупателя военного оборудования. На момент распада Советского Союза более 70% оружия, состоявшего на вооружении индийских Вооруженных сил, было советского производства. На сегодняшний день около 55% российского военного экспорта приходится на Индию.
В ходе последних двух десятилетий Россия стала все больше осознавать, что Индия – весьма перспективный партнер не только в области торговли, но и НИОКР. Дели по-прежнему является крупнейшим покупателем на рынке российского вооружения. В ближайшие несколько лет она, вполне вероятно, станет главным партнером России в области создания и производства оружия нового поколения.
«Наше оборонное партнерство будет расширяться и углубляться. Мы отходим от формулы «продавец–покупатель» по направлению к совместному проектированию, разработке, производству и продаже. Прекрасным примером и результатом двустороннего партнерства в области создания самых современных вооружений служит ракета БраМос», – заявил министр обороны Индии.
Сегодня, когда мы подписали договор о совместном проектировании и разработке 250–300 истребителей 5-го поколения, слова бывшего министра как нельзя более перекликаются с реальностью. Стоимость сделки по разработке и производству этих самолетов в течение 10 лет составляет более 35 млрд. долл.
В нашу эпоху стратегического партнерства и взаимозависимости в вопросах оборонного производства ракета «БраМос» является ярким образцом совместного проекта по проектированию и разработке, который наилучшим образом соединил сильные стороны российских и индийских проектировщиков и производителей, историческим фактом успешного соединения в кратчайшие сроки и на экономически выгодной основе новейших российских ракетных технологий и передовых достижений Индии в сфере компьютерных решений. Эта ракета, безусловно, значительно повысила боевые возможности обеих стран. Она уже приспособлена для поражения наземных и надводных целей при пуске с использованием воздушных, наземных, корабельных и подводных платформ. В настоящее время артиллерийский корпус Индии отрабатывает использование этой ракеты для поражения объектов, расположенных глубоко на территории противника.
В прошлом Индия закупала в России боевые корабли и подводные лодки, истребители-бомбардировщики МиГ и Су, РЛС ПВО, танки Т-55 и Т-72, боевые машины пехоты, пушки и гаубицы калибра 100 мм, 122 мм, 130 мм, РСЗО БМ-21 «Град» и практически все свои системы ПВО. Российская техника была проверенной и испытанной, неприхотливой и пригодной к индийским условиям и поставлялась под благоприятные долгосрочные займы со специально установленным обменным курсом рубля и рупии. Эти условия весьма подходили Индии, особенно когда она десятилетиями испытывала нехватку валюты и не могла закупать военную технику на внешнем рынке.
Индия длительное время импортирует военную технику из России либо в готовом, либо в полуразобранном виде. Лицензионное производство в стране некоторых видов военной техники – самолетов МиГ, танков Т-72 и БМП – редко представляло собой передачу технологии. В июне 2001-го во время московского визита тогдашнего министра обороны Джасванта Сингха особое внимание уделялось не только вопросу о передаче технологий, но и о совместной разработке и производстве новых оружейных систем.
В то время вице-премьер РФ Илья Клебанов подтвердил, что такая позиция была обоюдной, и отметил, что «наше сотрудничество совершило поворот в сторону совместной разработки и совместного производства нового оружия, что очень важно в отношениях между двумя странами». Как ожидалось, совместные разработки должны были умножить отдачу от соответствующих потенциалов обеих стран для их общего блага. Из-за неустанно растущей стоимости создания основных видов вооружений преобладающей тенденцией как раз и становится их совместная или многосторонняя разработка с прозрачной передачей технологии и распределением затрат. По подписанному в июне 2001 года соглашению о сотрудничестве в военной сфере страны обязались осуществить совместную разработку нескольких крупных оружейных систем, включая истребитель 5-го поколения, транспортного самолета Ил-214, подводных лодок и сторожевых кораблей.
Россия также предложила усовершенствовать индийский парк транспортных вертолетов Ми-8 и Ми-17 за счет продления их срока службы и расширения технических возможностей. В числе претендентов на отбор был также и учебно-тренировочный самолет МиГ-УТ. По сообщениям, соглашение также предусматривало создание системы ПВО, покрывающей всю индийскую территорию. Ожидалось, что Индия параллельно со своими собственными разработками рассмотрит возможность приобретения нескольких дивизионов средств ПВО/ПРО С-300В или С-400 с целью интегрирования их в существующую систему ПВО для борьбы с авиацией и ракетами средней дальности противника.
«В мире все возрастает конкуренция за индийский военный рынок, что сподвигнет Россию к расширению своего сотрудничества со своим южным партнером в новых сферах, в частности в вопросах стратегических вооружений и технологий, где у нашей страны нет конкурентов», – заявил Константин Макиенко, сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, перед началом 10-го заседания российско-индийской Межправительственной комиссии по вопросам военного сотрудничества в октябре 2010 года в Нью-Дели. По его словам, несмотря на продолжающиеся ограничения со стороны международного сообщества по отношению к Индии, страны могли бы расширить свое военное сотрудничество и в сфере технологии создания атомных подводных лодок. В конце 80-х Россия уже предоставляла в аренду Индии атомную подводную лодку, и сейчас заканчивается подготовка к передаче в аренду на 10 лет еще одной ударной атомной подводной лодки типа «Акула II». Индия не могла бы получить такой корабль ни у одной другой крупнейшей страны мира.
Но поставки вооружений из России не всегда проходили легко и без проблем. Общей болезнью стали несоблюдение сроков поставки и превышение бюджета, наиболее ярко проявившиеся в случае с реконструкцией авианосца «Адмирал Горшков» После распада Советского Союза к ним добавились еще и проблемы с поставками запасных частей. Бывший посол Индии в РФ Канвал Сибал писал, что «у нас были проблемы с несоблюдением графиков поставок, ростом цен и неадекватным обслуживанием поставленной техники. Это породило призывы сократить нашу чрезмерную зависимость и разнообразить источники военных поставок. До недавнего времени Россия считала, что надежность ее политики, выгодные цены и доступ к технологиям гарантируют ей присутствие на индийском рынке. Но сегодня, с расширением сотрудничества нашей страны с США, в том числе и в области важнейших поставок военной техники, наблюдается рост озабоченности с ее стороны». Однако Россия постепенно перестраивается, и ее внутренние процессы приобретают более четкую структуру.
Вводимые Западом во главе с США режимы экспортного контроля, запрета на передачу военных технологий, соглашения о поставке боевой техники, вооружений и запасных частей, привязанные к односторонним санкциям, влияние режимов нераспространения – все это вплоть до недавних пор делало западные компании весьма ненадежными поставщиками для Индии. Поэтому было весьма логичным с индийской стороны определиться со своими долгосрочными ставками и продолжать ориентироваться на Россию в вопросе закупки основных видов вооружений даже в условиях диверсификации источников поставок и активного наращивания усилий по максимальному производству оружия за счет собственных возможностей. Индия все больше отдает себе отчет в том, что ни одна страна не в состоянии позволить себе разработку военной техники в одиночку. Будущее модернизации военной техники – за совместной разработкой, совместным производством и в перспективе совместной продажей.
В настоящее время Индия поддерживает добрые отношения и с Российской Федерацией, и с США. Обе страны стремятся наладить долгосрочное стратегическое сотрудничество с Индией, хотя замыслы и цели этого сотрудничества весьма разные. Такое внимание со стороны двух из трех крупнейших мировых держав на начало XXI века является признанием становления сильной в военном отношении Индии как одного из будущих центров экономической, промышленной и военной мощи. В этих целях следует всемерно поддерживать совместные оборонные НИОКР и производственные проекты, идущие на взаимное благо всех стратегических партнеров.