0
3326
Газета Вооружения Интернет-версия

08.04.2011 00:00:00

"Викрамадитья", "БраМос", "Тришул" и другие проекты для Индии

Михаил Барабанов

Об авторе: Михаил Сергеевич Барабанов - независимый эксперт, главный редактор Moscow Defense Brief.

Тэги: индия, россия, вмс


индия, россия, вмс Тяжелый фрегат "Тришул" строился в Санкт-Петербурге.
Фото с сайта www.pvo.guns.ru

Сотрудничество нашей страны с Индией в военно-морской области имеет уже полувековую историю и на своем протяжении обозначило целый ряд этапных моментов для обеих стран. Для индийского военно-морского флота, изначально создававшегося и развивавшегося по британскому образцу и комплектовавшегося кораблями, приобретаемыми в бывшей метрополии, переход в 60-е годы к закупке боевых кораблей и морского вооружения в СССР послужил важным поворотным пунктом в политической переориентации и получении доступа к передовым военным технологиям. Для отечественной судостроительной промышленности Индия стала первым внешним заказчиком, для которого велась постройка кораблей по специальным экспортным заказам и по специальным экспортным проектам – до того времени СССР поставлял за рубеж только «типовые» корабли и катера, строившиеся для советского флота, а чаще просто передававшиеся из состава ВМФ СССР. Индия стала и остается главным импортером советской, а затем российской военно-морской техники.

За истекшие 50 лет СССР, а затем Российская Федерация превратились в главного поставщика боевых кораблей и военно-морских технологий для ВМС Индии. Многие строящиеся в самой Индии корабли спроектированы при российском участии и оснащаются российским оборудованием и вооружением. Благодаря России, Индия смогла получить доступ к таким уникальным для мирового оборонного рынка технологиям и возможностям, как технологии атомного подводного кораблестроения и сверхзвуковые противокорабельные ракеты. Ни одна другая страна не дала бы Индии ничего подобного.

ИСТОРИЯ, НЕ ИМЕЮЩАЯ АНАЛОГОВ

Военно-техническое сотрудничество Индии с СССР началось в 1961 году и пережило бурный рост. Началом интенсивного сотрудничества с СССР в военно-морской области стало подписание советско-индийского соглашения в сентябре 1965 года. В соответствии с ним Индия заказала в СССР четыре дизель-электрические подводные лодки проекта И641, плавучую базу Amba проекта 1886Э для них, пять сторожевых кораблей проекта 159Э и пять сторожевых катеров проекта 368П. Все эти единицы были получены уже в 1967–1969 годах. Лодки проекта И641 стали по сути первыми субмаринами, построенными в СССР по специальному экспортному заказу. Затем в 1972–1974 годах в СССР для Индии были построены еще четыре подводные лодки улучшенного проекта И641К и еще пять сторожевых кораблей проекта 159Э.

Важнейшим этапом в повышении боевых возможностей индийского флота стало получение из СССР в 1971 году восьми ракетных катеров проекта 205, вооруженных противокорабельным ракетным комплексом П-15. Это были первые корабли с ракетным управляемым оружием в ВМС Индии. Уже в конце того же года эти катера приняли участие в боевых действиях против Пакистана, обеспечив индийцам абсолютное превосходство над не имевшим ракетного оружия пакистанским флотом и внеся значительный вклад в индийскую победу. В 1976 году ВМС Индии получили дополнительно восемь ракетных катеров усовершенствованного проекта 205ЭР с ракетным комплексом П-20 (П-15У), а в 1977–1978 годах – три малых ракетных корабля проекта 1234Э с ракетным комплексом П-20М.

В 1974 году Индия подписала с советской стороной контракт на строительство в Николаеве на Заводе имени 61 коммунара пяти больших противолодочных кораблей (эсминцев по индийской классификации) по модифицированному проекту 61МЭ разработки Северного проектно-конструкторского бюро (ПКБ). Этот заказ стал этапным и для отечественной судостроительной промышленности – впервые СССР строил крупные боевые корабли по специальному экспортному заказу, причем по проекту, существенно отличному от того, по которому строились аналогичные корабли для ВМФ СССР. Получение в 1980–1988 годах этих кораблей, вооруженных зенитным ракетным комплексом М-1, противокорабельным ракетным комплексом П-20М и противолодочным вертолетом постоянного базирования и оснащенных всережимной газотурбинной энергетической установкой, значительно повысило боевые возможности ВМС Индии.


Ракеты «БраМос» стали уже признанным брендом.
Фото Виктора Литовкина

Противоминные силы индийского флота были обновлены путем строительства в СССР в 1978–1988 годах 12 морских тральщиков проекта 266МЭ и в 1983–1984 годах шести рейдовых тральщиков проекта 1258Э.

СССР с 70-х годов оказывал содействие индийской стороне в развитии национального военного кораблестроения. Помимо консультативной и технической помощи, Индии было поставлено вооружение (включая ракетные комплексы «Оса-МА» и П-20М) и радиоэлектронное оборудование для оснащения трех построенных в Индии фрегатов национального проекта 16 типа Godavari (на базе английских фрегатов типа Leander), введенных в строй в 1982–1988 годах, а затем, уже в постсоветский период – более современное вооружение (включая противокорабельные ракетные комплексы «Уран-Э») для трех фрегатов модифицированного проекта 16А (тип Brahmaputra), переданных индийскому флоту в 2000–2005 годах.

С 80-х годов сотрудничество Индии с СССР, а затем и Россией в военно-морской области вступило новую фазу, характеризуясь приобретением Индией самых передовых советских, а затем российских технологий и кораблей.

С 1986 по 2000 год Индия получила 10 построенных в СССР и России дизель-электрических подводных лодок проекта 877ЭКМ. Постройка этой серии окончательно выдвинула Индию на роль крупнейшего покупателя подводных лодок отечественной постройки. Последняя из лодок этой серии Sindhushastra строилась по модифицированному проекту 08773 и первой из кораблей была оснащена ракетным комплексом Club-S (которым не обладали ВМФ России). После 2000 года все остальные индийские лодки проекта 877ЭКМ в настоящее время в ходе средних ремонтов на российских предприятиях (ОАО «Адмиралтейские верфи», а теперь ОАО «Звездочка») также проходят аналогичную модернизацию с оснащением комплексом Club-S.

Наиболее решительный шаг в сотрудничестве с Москвой выразился в получении Индией в 1988 году в январе в аренду советскую атомную подводную лодку К-43 проекта 670 (вернее, его «экспортной» версии – проекта 06709), получившую название Chakra («Чакра») и оснащенную противокорабельными ракетами «Аметист». Это была первая в истории передача атомной субмарины одним государством другому. Хотя всего через три года лодку пришлось вернуть СССР по политическим причинам, эксплуатация этой лодки наглядно продемонстрировала руководству индийского флота большое боевое значение атомных подводных лодок.

Для замены устаревших ракетных катеров советской постройки индийским флотом из СССР были в 1987–1990 годах получены пять больших ракетных катеров проекта 1241РЭ, вооруженных ракетным комплексом П-21/П-22, а затем развернуто их лицензионное строительство в Индии – с 1991 по 1997 год сдано шесть единиц, а в 2002 году введены в строй два последних катера, достраивавшихся по измененному проекту с установкой нового ракетного комплекса «Уран-Э». Кроме того, в 1989–1991 годах в СССР были построены четыре малых противолодочных корабля проекта1241ПЭ.


Маршал ВВС Индии Хариш Масанд доволен российскими самолетами.
Фото Виктора Литовкина

НОВЫЙ ЭТАП

В самой Индии в 80-е годы началась самостоятельная постройка боевых кораблей нового поколения, спроектированных советскими КБ и оснащавшихся главным образом поставлявшимся советским, а затем российским вооружением и оборудованием. Большим успехом индийской судостроительной промышленности стал ввод в строй в 1997 году строившегося 10 лет в Мумбаи при техническом содействии сперва СССР, а затем России эскадренного миноносца Delhi проекта 15 разработки Северного ПКБ. Delhi стал первым зарубежным кораблем, получившим ряд современных и до того не экспортировавшихся систем советского морского вооружения (зенитный ракетный комплекс «Штиль», РЛС «Фрегат-МА»). Особенно следует отметить вооружение этого корабля противокорабельным ракетным комплексом «Уран-Э», благодаря чему Индия стала вообще первым получателем этого комплекса, поскольку на вооружение ВМФ России ракетная система «Уран» поступила лишь после 2002 года, да и то в ограниченных количествах. Вслед за головным в 1999 и 2001 годах ВМС Индии получили еще два эсминца проекта 15 (Mysore и Mumbai).

Затем было начато строительство еще трех эсминцев по измененному проекту 15А (тип Kolkata), которое осуществляется также при активном российском содействии. Как ожидается, эти корабли будут вооружены зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках, а также ракетным комплексом BrahMos. Все три корабля сейчас находятся на стадии достройки и должны быть сданы в 2011–2013 годах. Кроме того, в 2009 году правительство Индии санкционировало строительство четырех эсминцев еще более модифицированного проекта 15В.

По проекту Зеленодольского ПКБ в Индии для замены старых сторожевых кораблей проекта 159Э было начато строительство корветов индийского проекта 25 (типа Khukri). Четырех таких корабля, оснащенных ракетными комплексами П-21/П-22, были переданы индийским ВМС в 1989–1991 годах, а затем были построены еще четыре единицы по доработанному проекту 25А (тип Kora), оснащенные ракетным комплексом «Уран-Э» и вошедшие в строй в 1998–2004 годах.

Однако значительные трудности, с которыми встретилась Индия при организации строительства кораблей у себя, вынудили индийский флот вновь прибегнуть к прямым заказам в России. В 1997 году Индией был заключен контракт стоимостью 1 млрд. долл. на строительство в России трех фрегатов специально разработанного Северным ПКБ проекта 11356, оснащенных зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» и ракетным комплексом Club-N. Соглашение стало одним из важнейших достижений российской судостроительной промышленности постсоветского периода и первой значимой военной судостроительной программой, реализованной в России после распада СССР. При этом впервые Россия строила на экспорт корабли более совершенные, чем для своего флота. Три фрегата типа Talwar были построены ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге и, несмотря на затяжки из-за технических проблем, сданы индийскому флоту в 2003–2004 годах, оказавшись одними из наиболее совершенных и мощных кораблей своего класса в мире. В 2006 году Индия заключила еще один контракт стоимостью 1,56 млрд. долл. на постройку еще трех фрегатов модифицированного проекта 11356М со сроком сдачи в 2011–2012 годах, их строительство осуществляется ОАО «Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь» в Калининграде. Эти корабли оснащены зенитным ракетным комплексом «Штиль-1» в вертикальных пусковых установках и ракетным комплексом BrahMos. Не исключается в будущем и заказ Индией еще трех кораблей проекта 11356М.

По мотивам проекта 11356 индийцами при участии Северного ПКБ был разработан фрегат проекта 17 для постройки силами национальной промышленности с оснащением преимущественно российским вооружением (комплексы «Штиль-1» и Club-N). Три фрегата проекта 17 строятся в Мумбае, головной из них Shivalik был сдан флоту в 2010 году.

Однако наиболее эпохальными для индийско-российского сотрудничества в военном кораблестроении стали заключенные после 2000 года контракты на поставку Индии бывшего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и атомной многоцелевой подводной лодки «Нерпа».

Переговоры о продаже Индии тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (бывший «Баку») проекта 11434 (стандартное водоизмещение 37 тыс. тонн), введенного в строй ВМФ СССР в 1987 году, но уже в 1994 году поставленного на прикол, велись почти десятилетие и увенчались успехом только в 2004 году с подписанием контракта стоимостью 1,8 млрд. долл. Согласно этому соглашению Россия передает корабль Индии (где он получил название Vikramaditya) и за 970 млн. долл. осуществляет его перестройку к 2008 году в полноценный авианосец с трамплинным стартом самолетов, а еще на 752 млн. долл. разрабатывает и поставляет Индии для авиагруппы этого корабля 16 палубных истребителей МиГ-29К (с опционом еще на 29). Пакет включает также поставку корабельных вертолетов радиолокационного дозора Ка-31 и противолодочных вертолетов Ка-28.

Работы по модернизации «Адмирала Горшкова» для Индии по проекту 11430 Невского ПКБ ведутся на ОАО «Северное машиностроительное предприятие» с 2005 года, однако значительно затянулись, осложняясь к тому же разногласиями об окончательной стоимости переоборудования. В общей сложности Индии пришлось в последующем доплатить за переоборудование дополнительно порядка 1,5 млрд. долл. сверх первоначальной контрактной стоимости. Как ожидается, ввод переобрудованного корабля в состав ВМС Индии произойдет в итоге не ранее 2012 года. Корабль должен стать самой крупной боевой единицей, когда-либо передававшейся на экспорт в мировой военно-морской истории, и значительно повысить боевой потенциал индийского флота.

История сотрудничества с Индией по атомному подводному флоту, начатая арендой Chakra, получила развитие в подписанном в октябре 2000 года соглашении о передаче Индии в долгосрочную аренду остававшейся недостроенной на ОАО «Амурский судостроительный завод» атомной многоцелевой подводной лодки третьего поколения К-152 «Нерпа» (заказ 518, начата постройка в 1986 году, разработчик СПМБМ «Малахит») и ее достройке. На момент подписания соглашения техническая готовность «Нерпы» составляла 86,5%. В последующем предусматривалась аналогичная достройка и передача в аренду Индии и второй однотипной лодки, находящейся на том же предприятии (заказ 519, готовность около 60%). Окончательное подписание контракта состоялось в 2005 году. Общая стоимость соглашения с Индией о достройке и передаче в аренду двух атомных подводных лодок оценивается в 1,8 млрд. долл., в том числе контракта по «Нерпе» – в 650 млн. долл. После ввода в строй «Нерпа» должна быть передана индийцам в лизинг сроком на 10 лет, при этом лизинговые платежи составят 25 млн. долл. в год.

Работы в 2004 году возобновлены только по «Нерпе», которая достраивалась для Индии по специально «глубоко модернизированному» проекту 971И, на котором, в частности, изменен состав вооружения и установлен ракетный комплекс Club-S. «Нерпа» проходит испытания с 2008 года, а ее передача индийской стороне намечена на весну 2011 года. В составе индийского флота она получит то же самое название Chakra. Затем, видимо, будет возобновлена постройка для Индии второй атомной подводной лодки.

Кроме того, известно, что Россия оказывает содействие Индии в осуществлении программы ATV проектирования и строительства собственной атомной подводной лодки. Видимо, для нее из России также поставляется ряд систем. Первая индийская атомная подводная лодка Arihant была спущена на воду в 2009 году, причем при ее спуске премьер-министр Индии Сингх прямо благодарил «русских друзей» за содействие. Сейчас лодка находится в стадии достройки и испытаний.

Также стоит упомянуть, что в 1996 году для ВМС Индии «Адмиралтейскими верфями» был построен танкер-заправщик Jyoti проекта 15966.


АПЛ «Нерпа» проходит испытания перед передачей ее в аренду индийским ВМС.
Фото с сайта www. militaryrussia.ru

ВОЗДУШНАЯ КОМПОНЕНТА И ДАЛЬНЕЙШИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Сотрудничество с Москвой оказало значительное влияние на расширение боевых возможностей индийской морской авиации. В 70-е и 80-е годы для нужд дальней авиационной разведки ВМС Индии из состава авиации ВМФ СССР были приобретены сперва шесть противолодочных самолетов Ил-38, а затем – восемь дальних противолодочных самолетов Ту-142МЭ, радиус действия которых позволял держать под наблюдением едва ли не всю акваторию Индийского океана. Из СССР было поставлено семь противолодочных вертолетов Ка-25ПЛ и 19 более современных противолодочных вертолетов Ка-28.

После 2000 года пять самолетов Ил-38 (включая два поставленных дополнительно из наличия ВМФ России) прошли модернизацию в вариант Ил-38SD с установкой новой поисково-прицельной системы «Морской змей». В 2003–2004 годах Индии были поставлены девять вертолетов дальнего радиолокационного дозора Ка-31 – причем Индия стала головным заказчиком этого вертолета. Для переоборудуемого бывшего тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал флота Советского Союза Горшков» и для строящегося в самой Индии авианосца IAC (включая переведенный в контракт опцион), первые шесть из которых были поставлены в 2009 году. Кроме того, законтрактованы еще девять вертолетов Ка-31 и восемь противолодочных Ка-28. Невское ПКБ по индийскому заказу разработало также проект наземного комплекса для подготовки летчиков палубной авиации, который должен строиться в Индии.

Весьма значимым совместным проектом России и Индии стала разработка и производство противокорабельной сверхзвуковой ракеты BrahMos одноименным совместным предприятием, созданным индийской оборонной организацией DRDO и российским ОАО «НПО машиностроения». Ракета BrahMos создана на базе российской ракеты комплекса «Оникс» («Яхонт»), и выпуск комплектов для ракет осуществляется ОАО «Стрела» в Оренбурге с последующей поставкой в Индию для дооснащения. Проект BrahMos является эталонным примером реализации двусторонней военно-промышленной программы. К настоящему времени все три вида вооруженных сил Индии заказали либо планируют закупить в общей сложности до 1000 ракет BrahMos на сумму до 5 млрд. долл. Совместное предприятие BrahMos ведет работы в интересах индийской стороны и по созданию нового поколения ракет уже с гиперзвуковой скоростью.

Можно констатировать, что сохраняется огромный потенциал для дальнейшего развития и углубления сотрудничества между Россией и Индией в военно-морской сфере по многим направлениям. Так, новые российские проекты боевых кораблей также предлагаются Индии для совместного строительства. «Рособоронэкспорт» с фрегатом проекта 22350 принимает участие в конкурсе ВМС Индии на постройку семи фрегатов нового поколения проекта 17А (один корабль индийцами предполагается строить на иностранной верфи и шесть по лицензии на индийских предприятиях). Неатомные подводные лодки проекта 677 («Амур-1650») с возможностью оснащения ракетным комплексом BrahMos предлагаются на новый индийский тендер на шесть подводных лодок (с постройкой их по лицензии в Индии). Видимо, получат развитие и совместные российско-индийские разработки в области военно-морской техники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2801
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3319
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2437
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4315

Другие новости