Проблема развития и востребованности Российской армией современной бронетехники стала в последнее время в центр общественного интереса. Между тем единственным продолжившим функционировать танкостроительным предприятием в России остался расположенный в Нижнем Тагиле Уралвагонзавод (УВЗ), который производил Т-72, а в начале девяностых годов освоил его модернизированный вариант Т-72БУ, разработанный Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения (УКБТМ) и принятый на вооружение под обозначением Т-90. Последний стал единственным танком, производимый в настоящее время в нашей стране.
ТАНКИ
Производство танка Т-90 в модифицированном варианте Т-90А для российской армии было возобновлено после длительного перерыва только в 2004 году. В 2004-2007 годах для Министерства обороны было изготовлено суммарно 94 танка Т-90А, а в 2007 году был подписан трехлетний контракт на производство в 2008-2010 годах на УВЗ для Российской армии 189 танков Т-90А. Следует отметить, что при избыточности танкового парка в России закупки Т-90А производились откровенно с целью поддержания танкового производства на УВЗ. По истечении трехлетнего контракта между УВЗ и Министерством обороны возникли серьезнейшие разногласия по вопросу дальнейшей закупки Т-90А, но УВЗ в итоге смог пролоббировать себе заказ дополнительной партии танков Т-90А на 2011 год.
К настоящему времени Т-90А в его нынешнем облике следует считать не полностью соответствующим современным требованиям. Танк имеет недостаточно мощный двигатель (не более 1000 л.с.), архаичную трансмиссию, недостаточную защиту (применение устаревшей динамической защиты «Контакт-5», слабая защита бортов), недостаточно современные системы управления огнем и наблюдения, устаревающую пушку, не имеет танковой информационно-управляющей системы. Как у всех танков семейства Т-72, сохраняется уязвимое расположение боеприпасов. При этом на серийных Т-90А не применялись даже некоторые вполне отработанные новые технические решения (такие, как новые виды динамической защиты – например, «Реликт»). Совершенствование Т-90 велось откровенно вяло, виновными за что следует считать как Министерство обороны, так и УКБТМ и УВЗ.
В последнее время в Нижнем Тагиле активизировали работы по созданию нового модернизированного варианта Т-90, обозначаемого Т-90АМ. Он получил новую башню с новым автоматом заряжания с размещением части боезапаса в кормовой нише, новые приборы наблюдения, улучшенную защиту, возможна установка новой 125-мм пушки 2А82. В 2009 году был построен макетный образец Т-90АМ, проходящий испытания и доработки, однако позиция Министерства обороны относительно него остается неопределенной, и неясно, получит ли машина развитие.
Длительное время развитие танкостроения в России связывалось с созданием УКБТМ танка нового поколения «объект 195» (иногда именуемого Т-95) принципиально новой конструкции. Эта машина имела расположение всего экипажа в изолированном отделении в корпусе, вынесенное размещение вооружения (152-мм и 30-мм пушки), новейшие системы наблюдения и управления огнем, танковую информационно-управляющую систему, комплексы активной защиты, двигатели перспективных типов. Опытные образцы танка проходили испытания, но в 2010 году НИОКР по программе были остановлены Министерством обороны России под предлогом чрезмерной стоимости и сложности танка.
Взамен УКБТМ по заказу военного ведомства начало разработку так называемой «тяжелой унифицированной платформы» «Армата» на основе наработок по теме «объекта 195». Основой «платформы» должен стать новый основной танк весом около 50 т, использующий часть элементов конструкции «объекта 195». Кроме того, на базе «платформы» намечено создание целой гаммы машин, включая тяжелую БМП и другие. Готовность «Арматы» ожидается после 2015 года.
Серьезными проблемами, с которыми сталкивается российское танкостроение при перспективных работах, остаются как нехватка средств, так и отсутствие освоенного в производстве танкового дизельного двигателя мощностью более 1000 л.с. и отставание в создании ряда электронно-оптических систем.
В целом очевидно, что российскому танкостроению необходим своего рода качественный прорыв в отношении создания нового поколения тяжелой бронетехники для внутреннего и внешнего рынка. Такой прорыв можно обеспечить только с доведением в достаточно сжатые сроки до серийного производства танка Т-90АМ, а затем и платформы «Армата».
ЛЕГКАЯ БРОНИРОВАННАЯ ТЕХНИКА
Еще более тревожное положение складывается в России в области легкой бронетехники. Можно констатировать сложившееся серьезное отставание российских разработок и предложений в этой сфере от мирового уровня. И здесь также ответственность лежит как на Министерстве обороны России, так и на самих разработчиках. И военные, и разработчики оказались явно неспособными отследить и воспринять мировые тенденции развития легкой бронетехники (оформившиеся еще в девяностые годы и окончательно проявившиеся в последнее десятилетие.) Первые попытки преодолеть это отставание появились только после 2008 года.
В результате мы можем наблюдать откровенную узость и низкую конкурентоспособность реальных серийных предложений отечественной промышленности в сфере легких бронированных машин (ЛБМ). Фактически они ограничиваются сейчас двумя типами – боевой машиной пехоты БМП-3 (производится на Курганском машиностроительном заводе – КМЗ) и колесным бронетранспортером БТР-80 (на Арзамасском машиностроительном заводе – АМЗ), технически остающимися в общем на том же уровне, что и в момент своего появления на свет 25 лет назад. Общей чертой обоих этих типов машин является невысокая защищенность и относительно низкий модернизационный потенциал. Отсутствует доведенный современный «средний» колесный бронетранспортер и машины на его базе (ввиду неопределенности с программой БТР-90). Широкий спектр готовых разнообразных колесных ЛБМ легкого класса, столь распространенных на Западе, у России сейчас отсутствует, за исключением достаточно сомнительных машин «Водник» и «Выстрел»/»Дозор» и нишевого «Тигра». При этом у России практически полностью отсутствуют собственные отработанные машины с усиленной противоминной и противофугасной защитой и машины категории MRAP. Не производятся сейчас в России и гусеничных БТР.
Заметно отставание России в создании современных комплексов наблюдения для бронетехники, современных боевых информационно-управляющих систем для бронетехники и в целом «сетевых» решений для поля боя. Длительное время в России отсутствовали и предложения по ряду современных комплексов вооружения для бронетехники – в частности, дистанционно управляемых турелей с круглосуточными системами наблюдения и управления огнем. Показательно, что первые прототипы таких турелей, ставших Западе стандартом «де факто» для легкой бронетехники, были продемонстрированы в России только в 2009 году.
Сейчас за рубежом (и в первую очередь в развитых государствах) заметна концентрация закупок новой бронетехники на четырёх основных категориях машин:
– гусеничная «средняя» боевая машина пехоты с боевой массой от 20 до 40 тонн;
– колесный «средний» бронетранспортер нового поколения с боевой массой от 18 до 35 тонн (и машины с тяжелым вооружением на его базе);
– колесная «патрульно-конвойная» бронированная машина с повышенной противоминной и противофугасной защитой с боевой массой от 10 до 25 тонн (в нескольких классах);
– легкая колесная бронированная машина с повышенной противоминной защитой с боевой массой до 10 тонн (также в нескольких классах).
Россия сейчас реально не имеет ничего в трех из этих категорий, и лишь БМП-3 с определенной натяжкой может соответствовать первой из этих категорий (уступая по защищенности западным БМП в этой категории).
Само производство БМП-3 для Министерства обороны России возобновилось на КМЗ лишь в 2005 году (до того с 1994 года велось только на экспорт) и по 2010 год российские военные получили около 300 этих машин новых выпусков. Видимо, производство для Российской армии будет продолжаться еще несколько лет на уровне 60-80 единиц в год.
В Кургане велись обширные работы по модернизации БМП-3, включавшие создание варианта БМП-3М (с разработанным тульским КБП комплексом вооружения «Бахча-У») и оснащение машины дополнительным бронированием и комплексами активной и пассивной защиты. Созданы также ее варианты для морской пехоты – БМП-3Ф и БММП. При этом реально БМП-3М до сих пор не производится ни для Российской армии, ни на экспорт.
В настоящее время конструкция БМП-3 (включая ее модернизированные варианты) явно устаревает. Характерной особенностью всех существующих типов отечественных БМП является относительно низкий уровень защищенности при упоре на подвижность и огневую мощь. Повышение уровня защищенности БМП-3 виделось разработчикам главным образом путем внедрения систем динамической и активной защиты. Реально до настоящего времени внедрения таких систем защиты на БМП-3 в эксплуатации осуществлено не было. В результате строевые БМП-3 имеют, вероятно, наиболее слабый среди всех современных БМП в мире уровень бронирования.
Дальнейшие работы по тематике велись в курганском Специальное конструкторское бюро машиностроения (СКБМ) в основном в направлении развития конструкции БМП-3, и включали семейство перспективных боевых бронированных машин «Курганец» весом от 18 тонн, при возвращении к традиционной компоновке (с двигателем спереди и десантом сзади). Однако несколько лет назад испытания макетного прототипа «Курганца» были приостановлены. В настоящее время по заданию Министерства обороны ведутся НИОКР по более защищенной машине по теме «Курганец-25» с боевым весом около 25 тонн, однако поступление такой машины на вооружение ожидается после 2015 года.
БПМ-97 «Выстрел» – реинкарнация БТР-152. Фото из книги «Бронетехника России» |
БТР-80 ≈ НАШЕ ВСЕ
Производство остающегося основным типом отечественной колесной бронетехники бронетранспортера БТР-80 на АМЗ ведется с 1986 года и после 1991 года не прекращалось и для внутренних заказчиков, поддерживаясь для них на уровне от 40 до 100 машин в год в девяностые годы. После 2000 года закупки для внутренних заказчиков выросли, достигнув 200-250 машин в год.
В настоящее время БТР-80 и его версии следует считать откровенно устаревшими в силу слабого бронирования, недостаточной противоминной защиты, недостаточной удельной мощности, не самой удачной компоновки (двигатель сзади, выходы для десанта по бортам) и внутренней затесненности. Единственным значимым их преимуществом является низкая цена.
Ведущиеся на АМЗ работы по модернизации БТР-80 не изменяют серьезно его боевые качества и ограничиваются улучшением отдельных характеристик. Так, в 2010 году были начаты поставки Министерству обороны БТР-80М с новым двигателем, а в конце 2010 года. – модификаций БТР-82 и БТР-82А (последний с 30-мм пушкой) с еще более мощными двигателями, внедрением стабилизации вооружения, некоторым усилением защиты.
Основным перспективным продуктом АМЗ в нише колёсных БТР длительное время считался «средний» 21-тонный БТР-90 «Росток», затянувшиеся испытания и доводка которого велись с начала девяностых годов. БТР-90 идеологически является развитием линии предыдущих БТР, но отличается гораздо более высоким уровнем защиты и огневой мощи. При этом БТР-90 сохранял компоновку с задним расположением двигателя, делающей затруднительной высадку десанта (осуществляется через тесные боковые дверцы) и усложняющей создание на его основе машин специального назначения.
В итоге Министерство обороны в итоге отказалось от закупки БТР-90 в его существующем виде. Взамен на АМЗ (ООО «ВПК») были начаты работы над новыми типами БТР с колесной формулой 8х8 в развитие типа БТР-90, но имеющих задний выход для десанта, улучшенную защиту и более современную модульную компоновку. С середины двухтысячных годов велись работы по теме «Гильза», а в последнее время ее сменила разрабатываемая по заказу Министерства обороны перспективная «средняя» колесная платформа «Бумеранг» в классе массы 25 тонн. Однако поступление такой машины на вооружение ожидается после 2015 года.
В России продолжалось развитие оригинальной отечественной линии боевых машин десанта для Воздушно-десантных войск. В 2005 году на вооружение была принята БМД-4 (БМД-3М), представляющая собой по сути БМД-3 с установкой боевого отделения «Бахча». Силами КБП и Волгоградского тракторного завода было изготовлено и переделано из БМД-3 около 100 единиц БМД-4. В качестве дальнейшего развития был разработан модифицированный вариант БМД-4М, унифицированный по двигателю и ходовой части с БМП-3. Планировалась организация выпуска БМД-4М с 2010 года на КМЗ, однако осуществлено это не было, и в настоящее время перспективы БМД-4М остаются неясными. На основе шасси БМД-3 был также разработан новый гусеничный десантный бронетранспортёр БТР-МД «Ракушка», который планировалось запустить в серию на КМЗ с 2009 года, однако и это осуществлено не было.
Самоходное орудие «Спрут» по большому счету осталось невостребованным. Фото с сайта www.arms-expo.ru |
«ВЫСТРЕЛ», «ТИГР» И «БАРХАН»
Близкую конструкцию имеет и разрабатывавшаяся почти 30 лет и только недавно доведённая 18-тонная десантная самоходная противотанковая установка (фактически, лёгкий танк) 2С25 «Спрут-СД» со 125-мм пушкой 2А75. В Волгограде с 2006 года для Воздушно-десантных войск изготовили около 30 установок «Спрут-СД», но дальнейшие перспективы этой машины также неясны.
Что касается работ по созданию более легких и дешевых колёсных ЛБМ «патрульного» типа, то КБ ГАЗ ранее разработало семейство 5-тонных ЛБМ «Водник» модульной конструкции, предполагающей возможность изменения назначения путем смены модулей в полевых условиях. Машина с конца девяностых годов выпускалась на АМЗ в небольших количествах для внутренних заказчиков. В целом машина подверглась критике за конструкцию, и, видимо, развития не получит.
В МВТУ имени Баумана при участии КамАЗа и КМЗ была создана 11-тонная боевая пограничная машина БПМ-97 «Выстрел», представляющая собой подобие первых советских колесных БТР. На базе двухосного варианта этой машины КамАЗом были созданы опытные образцы ее версии с колесными формулами 6х6 и 8х8. «Выстрел» под разными индексами после 2000 года в небольших количествах производился КамАЗе для силовых структур. С 2008 года вариант «Выстрела» под обозначением «Дозор» поставляется малыми партиями в качестве боевой разведывательной машины Российской армии. В целом «Выстрел»/»Дозор» также, видимо, является малоперспективной машиной. КамАЗ также представил собственный 9-тонный бронеавтомобиль «Бархан», не пошедший до сих пор в серию.
С 2005 года в малой серии на АМЗ находится 6-тонный бронированный автомобиль «Тигр», изначально разработанный ГАЗом по заказу ОАЭ (где эта машина производится и развивается под обозначением Nimr). В ограниченных количествах эта машина поставляется МВД и Министерству обороны. В 2010 году был продемонстрирован разработанный специально для военного ведомства вариант «Тигр-М» с более мощным двигателем российского производства вместо импортного. Однако при этом «Тигр-М» по-прежнему имеет в целом слабую защиту, особенно противоминную.
Недостатком всех конструкций ЛБМ, созданных в России за последние два десятилетия, является их недостаточная противоминная защищенность (за исключением разве что БТР-90), а серийные ЛБМ с усиленной противоминной и противофугасной защитой сейчас у России отсутствуют вовсе. Во многом именно из-за отсутствия подобной техники Министерство обороны России решило прибегнуть к закупке итальянских ЛБМ Iveco LMV с усиленной противоминной защитой.
Лишь в последние два-три года российские разработчики начали осуществлять собственные НИОКР по созданию собственных машин с усиленной противоминной и противофугасной защитой (типа MRAP). В 2009 году ООО «ВПК» продемонстрировало прототип 12-тонного бронеавтомобиля типа MRAP СПМ-3 «Медведь», а также серию более легких бронеавтомобилей «Волк» модульной конструкции. Правда, противоминная защита первых машин серии «Волк» выглядит также явно недостаточной, что породило необходимость разработки его новых модифицированных вариантов (в частности, «Волк-3» и «Волк-4»). В свою очередь, МВД России финансирует НИОКР на бронированные машины по темам «Ансырь» (легкий броневик) и «Антиградиент» (полноценный MRAP). Наконец, в интересах Министерства обороны начата разработка «легкой» колесной платформы «Тайфун» (видимо, в классе Iveco LMV). Однако, скорее всего, отработку и доведение всех указанных машин и проектов до серийной стадии можно ожидать лишь через несколько лет.
Таким образом, перед Россией крайне остро стоит необходимость создания нового поколения легкой бронетехники практически во всем спектре классов и типов машин. Развернутые программы создания перспективных платформ по темам «Курганец-25», «Бумеранг» и «Тайфун», а также различных машин с усиленной противоминной защитой свидетельствуют, что понимание этого есть и основные направления определены.