0
4294
Газета Вооружения Интернет-версия

13.07.2012 00:00:00

В тисках гособоронзаказа

Виктор Мураховский

Об авторе: Виктор Иванович Мураховский - главный редактор отраслевого журнала "Арсенал", эксперт в области АСУ, полковник запаса.

Тэги: опк, вооружение, минобороны


опк, вооружение, минобороны Производство зенитных ракет на предприятиях Корпорации «Алмаз-Антей».
Фото Виктора Литовкина

На совещании по итогам 2011 года и постановке задач на текущий год для отраслей промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии обсуждались актуальные проблемы функционирования и развития оборонно-промышленного комплекса. К собравшимся обратился статс-секретарь – заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Игорь Караваев, который в своем выступлении подчеркнул, что 2011 год стал первым годом выполнения Государственной программы вооружения на период до 2020 года.

Это обстоятельство серьезно осложнило функционирование отраслей обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии, поскольку помимо резкого сокращения объемов поставок вооружений по отдельным позициям сухопутного вооружения и особенно боеприпасов негативно сказалось позднее размещение гособоронзаказа и перенос некоторых поставок вооружений по линии военно-технического сотрудничества на более поздний срок.

По мнению Караваева, в 2012 году техническое оснащение и финансовое состояние предприятий оборонно-промышленного комплекса остается тяжелым. В наиболее сложной ситуации находится отрасль боеприпасов и спецхимии, где существует гигантский разрыв между производственными возможностями и потребностями государства в мирное и военное время.

В тоже время Россия является одной из немногих стран, владеющих полным циклом производства боеприпасов. С целью сохранения этой компетенции Минпромторгом России проводится работа по формированию комплекса мероприятий по реструктуризации промышленности боеприпасов и спецхимии.

Кроме того, министерство продолжает в полном объеме использовать существующие меры государственной поддержки организаций – исполнителей государственного оборонного заказа.

В марте 2012 года принята федеральная целевая программа «Развитие ОПК на период до 2020 года». В рамках этой программы предстоит серьезная и интересная работа по строительству, реконструкции и техническому перевооружению новых производств. Сохранение требуемого качества изготавливаемой продукции невозможно без соответствующего технического оснащения.

От успешного выполнения этих задач будет зависеть степень готовности предприятий оборонно-промышленного комплекса как к выполнению заданий Государственной программы вооружения, в соответствии с которой объем поставок отрасли обычных вооружений значительно возрастает с 2016 года, так и в рамках военно-технического сотрудничества.

ИТОГИ И УРОКИ

С основным докладом на совещании выступил начальник департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Александр Потапов. Подводя итоги 2011 года, он отметил рост объемов производства как продукции военного назначения, так и общегражданской. В настоящее время количество предприятий в отраслях обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии составляет 22,6% от общего числа предприятий оборонно-промышленного комплекса. Несмотря на сложности с контрактацией и ценообразованием, наблюдается положительная тенденция в развитии отраслей. Производство продукции военного назначения (ПВН) в денежном выражении выросло в 2011 году по сравнению с предыдущим годом почти на 25% в отрасли обычных вооружений и более чем на 20% в отрасли боеприпасов и спецхимии. С учетом производства гражданской продукции темпы роста достигли почти 38%. При этом доля ПВН составила 62% от общих объемов производства.

Наиболее успешно в финансово-экономическом плане сработали в 2011 году ФГУП «ГНПП «Сплав», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Новосибирский механический завод «Искра», ГУП «КБ приборостроения», ОАО «ФНЦП «Алтай», ОАО «Завод Дегтярева». Однако около 30% предприятий обеих отраслей оказались убыточными, особенно велика их доля в отрасли боеприпасов и спецхимии.

При поставках продукции военного назначения государственным потребителям основным заказчиком выступало Министерство обороны, доля которого составила почти 88%. Другими крупными заказчиками стали Министерство внутренних дел и Федеральная служба безопасности. В сфере военно-технического сотрудничества основными потребителями вооружений для Сухопутных войск были Венесуэла, Алжир, Индия, Кувейт и другие страны. Крупными экспортными поставщиками вооружений в 2011 году стали ОАО «КБ приборостроения», ФГУП «КБ машиностроения», ОАО «НПК «Уралвагонзавод», ОАО «Курганмашзавод» и ряд других предприятий. Основными зарубежными покупателями гражданской продукции отраслей стали США, Казахстан и Германия. В целом объем поставок по экспортным контрактам в 2011 году превысил показатели предыдущего года более чем на 77%.

Бюджетная поддержка предприятий обеих отраслей в 2011 году превысила 14 млрд. руб., из которых свыше 7,2 млрд. направлено на капитальное строительство, что позволило заметно укрепить производственно-технологическую базу многих предприятий. Значительные средства, свыше 1,1 млрд. руб., были использованы для компенсации процентных ставок по кредитам, около 500 млн. направлено в субсидии по предупреждению банкротства.

Департамент обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии направил на проведение НИОКР в 2011 году почти 3,7 млрд. руб. Эти средства в основном использовались в рамках федеральных целевых программ «Развитие оборонно-промышленного комплекса», «Национальная технологической база» и «Разработка, восстановление и организация производства стратегических, дефицитных и импортозамещающих материалов и малотоннажной химии для вооружения, военной и специальной техники».

Отдельно Александр Потапов остановился на вопросах утилизации ракет и боеприпасов. В 2008–2010 годах в разработку технологий и оборудования для безопасной и эффективной утилизации государством было вложено более 1,5 млрд. руб. Технологические линии, разработанные в рамках этой программы, размещены в основном в региональных центрах утилизации, а также приобретаются зарубежными покупателями. Имеющиеся мощности позволяют утилизировать около 250 тыс. тонн боеприпасов в год, а при более эффективной организации работ – до 500 тыс. Зарубежные партнеры познакомились с российскими технологиями утилизации на международной научно-практической конференции по промышленной утилизации вооружения, военной и специальной техники и боеприпасов, проведенной в прошлом году в Красноармейске. Для представителей НАТО в марте текущего года проведена презентация российских технологий утилизации. Зарубежные представители проявили заинтересованность как в обмене опытом, так и в приобретении технологического оборудования. Наши предприятия и технологии включены в Европейский каталог соответствующего профиля, что открывает новые возможности работы с зарубежными заказчиками.

К сожалению, на отечественном «поле утилизации» ситуация остается негативной. Несмотря на распоряжение правительства о единственном исполнителе сложных и опасных работ по утилизации, на 2012 год заказ от Минобороны по этой теме не поступал. Между тем утилизация методом подрыва категорически не воспринимается ни международным сообществом, ни отечественными общественными организациями.

Значительное внимание в 2011 году уделялось кадровой политике отраслей и предприятий. При этом численность занятых в отраслях продолжает сокращаться уже который год подряд. В частности, в отрасли обычных вооружений она уменьшилась на 2,2%, в отрасли боеприпасов и спецхимии – на 5,5%. Такая тенденция объясняется многими причинами: естественной убылью в связи с выходом работников на пенсию, ростом производительности труда, но также и низким уровнем гособоронзаказа и соответственно заработной платы работников, несовершенством технологических процессов и условий труда. Хотя среднемесячная заработная плата в отраслях выросла в 2011 году на 18,8% (обычные вооружения) и 11% (боеприпасы и спецхимия), ее реальный уровень в денежном выражении (21,4 тыс. и 17,1 тыс. рублей соответственно) не позволяет предприятиям выступать привлекательными контрагентами на рынке труда, особенно среди специалистов высокой квалификации. Стремясь удержать и привлечь работников, многие предприятия сохраняют и даже развивают свою социальную базу – детские лагеря, дома отдыха, столовые, жилье, медицинские подразделения. Происходит это вопреки политике Минобороны, которое отказывается учитывать затраты на социальную инфраструктуру при калькуляции цен продукции военного назначения.

Для привлечения и удержания молодых специалистов предприятия и департамент целенаправленно работают в нескольких направлениях. Например, ведущие предприятия имеют свои кафедры в высших учебных заведениях и колледжах, проводят целевые наборы студентов для обучения по профильным специальностям (в 2011 году – 1029 человек). 182 молодых специалиста получают стипендию президента РФ, еще 38 человек – стипендию президента РФ за выдающиеся заслуги.

Гособоронзаказ на 2012 год для предприятий отраслей обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии превысил уровень предыдущего года и составляет более 53,6 млрд. руб. В том числе на НИОКР – 4,47 млрд., на поставку новой техники – 32,682 млрд., на ремонт вооружения – 16,5 млрд. Большая часть этих средств направлена на разработку приоритетных образцов вооружения по ОКР «Армата», «Курганец-25», «Бумеранг», «Коалиция», на закупку серийных образцов ОТРК «Искандер», ЗПРК «Панцирь», зенитных и противотанковых управляемых ракет, на ремонт с модернизацией бронетанковой техники.

Для отрасли боеприпасов и спецхимии 2012 год складывается


Диаграмма предоставлена автором
очень сложно. Департаменту и ГК «Ростехнологии» удалось отстоять ряд позиций, однако это не те объемы заказов, которые позволяют отрасли успешно существовать и развиваться. В этих условиях необходимо больше внимания уделять другим направлениям, в частности партнерству по программам утилизации с инозаказчиками, а также поставкам основной продукции за рубеж. Именно благодаря экспортным контрактам многие предприятия отрасли находятся в «рамочном» состоянии, позволяющем им функционировать.

ВОПРОС ЦЕНЫ И ЦЕНА ВОПРОСА

Самыми острыми проблемами в оборонно-промышленном комплексе за последнее время стали вопросы ценообразования, калькуляции затрат, справедливой рентабельности, своевременности размещения и исполнения заказов. На совещание с докладом по этим проблемам, на примерах из деятельности предприятия, выступил заместитель генерального директора по спецтехнике ОАО «НПК «Уралвагонзавод» Вячеслав Халитов. Он обратил внимание присутствующих на громоздкую, забюрократизированную, затянутую процедуру размещения гособоронзаказа.

Центральные органы военного управления Минобороны (ГАБТУ, ГРАУ, УНВ и другие) разрабатывают техническое задание и конкурсную документацию, проект контракта, документы по обоснованию начальной (максимальной) цены. Причем не позднее чем за месяц до начала согласования параметров контракта документы передаются для согласования в департамент по ценообразованию ПВН Минобороны. Затем документы проходят множество инстанций на этапе согласования: 8-е управление ГШ, департамент финансового обеспечения, департамент по ценообразованию, департамент вооружения, Федеральная служба по оборонному заказу. И только после этого согласованные документы поступают в департамент претензионной и судебно-правовой работы, из него – в управление государственного заказа, которое и размещает информацию о заказе. Согласно официальным регламентам, общая продолжительность этих процедур достигает 70 дней при размещении заказа у единственного поставщика и даже 90 (!) дней – при проведении аукционов и конкурсов.

Очевидно, что следование указанным алгоритмам объективно препятствует выполнению требований президента и председателя правительства о своевременном размещении ГОЗ. В итоге контрактация ГОЗ-2011 растянулась до октября! Положение в 2012 году несколько улучшилось, но отнюдь не является удовлетворительным. По сообщению Вячеслава Халитова, ремонтный фонд танков, по которым предприятие выполнял ГОЗ-2011, поступил лишь к середине мая. В то время как сдавать заказ для Минобороны необходимо 25 ноября, при минимальной длительности технологического цикла работ по ремонту и модернизации танков – восемь месяцев. Предприятия вынуждены затрачивать дополнительные средства для привлечения и мотивации работников (вторые и третьи смены, работа в выходные дни), чтобы своевременно выполнить ГОЗ. Понятно, что это негативно сказывается на ритмичности производственного цикла и показателях рентабельности. Тем не менее все заказы для Минобороны Уралвагонзавод сдает в срок и даже досрочно.

Вопрос ценообразования и справедливой рентабельности в отношениях ОПК и Минобороны также до сих пор не решен. В частности, по гособоронзаказу с 2004 года и по настоящее время Уралвагонзавод терпит убытки за исключением 2007 года, когда рентабельность составила 0,1%! Такой результат есть прямое следствие несовершенства методики Минобороны по определению начальной цены контракта. Пресловутые нормы рентабельности в 20% на объем работ головного предприятия и 1% на покупные изделия в реальной экономике показывают свою несостоятельность. К тому же представители Минобороны отказываются засчитывать в калькуляцию затрат многие жизненно необходимые расходы. В результате итоговая рентабельность предприятий ОПК составляет в лучшем случае 3–5%, многие предприятия терпят убытки. Понятно, что, имея такие «заработки», невозможно вести технологическую модернизацию производства, повышать производительность труда и тем самым снижать издержки, что должно вести к уменьшению цены. Той самой цены, которую Минобороны зачастую считает завышенной. Получается замкнутый круг.

Главным следствием из описанной выше ситуации стало угнетение нормальной экономической модели в сфере ОПК и провал в конкурентных параметрах. Ведь в соседних обрабатывающих отраслях средняя рентабельность составляет 14%. Предприятия ОПК не заинтересованы в аутсорсинге изготовления технологически сложных комплектующих (напомним, здесь всего 1% рентабельности) и возвращаются к «натуральному хозяйству» советско-феодального типа, когда на гигантских заводах своими силами делали практически все детали для конечного изделия. Нормальная экономика давно ориентирована на технологическую специализацию, где узкопрофильные фирмы выпускают свой продукт для сотен и тысяч предприятий по всему миру.

Второе следствие – вынужденное вмешательство государства в процесс технологической модернизации ОПК. Ведь 3 трлн. руб. на программу развития ОПК – это те деньги, которые в том числе были «сэкономлены» госзаказчиком за счет урезания рентабельности и сокращения госзаказа. Просто они «сэкономлены» в одном госкармане, а изымаются из другого кармана. Но вот процесс перекладывания из кармана в карман занимает месяцы и годы, а по пути часть средств теряется по разным причинам. Все это время предприятия ОПК не могут приступить к обновлению производственных фондов в нужном объеме. Зато множество государственных служащих в погонах и без них вовлечены в процесс и проявляют чудеса бюрократического героизма, выбивая средства в обоих направлениях, одни – «отжимая» цены предприятий, другие – «давая» тем же предприятиям бюджетные средства. Процесс чудовищно неэффективный и затратный. Пока он не будет радикально реформирован, трудно ожидать заметных успехов в переходе ОПК на новый технологический уклад.

КОЛИЧЕСТВО И КАЧЕСТВО

Низкая загрузка предприятий гособоронзаказом и полное его отсутствие для некоторых предприятий на протяжении многих лет неизбежно ведут к старению основных фондов, вымыванию квалифицированного персонала, утрате навыков эффективной работы по выполнению масштабных производственных заданий. Кроме того, только войсковой опыт эксплуатации достаточно больших серий ВВТ позволяет выявить и вылечить «детские болезни», неизбежные при освоении любой новой техники. Таким образом, количество и качество в военном производстве диалектически взаимосвязаны.

Неудивительно, что вопросам обеспечения надлежащего качества вооружения и военной техники уделили внимание руководитель департамента промышленности обычных вооружений, боеприпасов и спецхимии Александр Потапов и выступавший вслед за ним начальник департамента экспорта продукции военного назначения Сухопутных войск ОАО «Рособоронэкспорт» Игорь Севастьянов. Александр Валерьевич отметил, что имеет место тенденция роста количества рекламаций от заказчиков. С одной стороны, их число меньше, чем в других отраслях, но с другой – такую тенденцию надо ломать. Вместе с тем расследование предъявленных претензий показало, что заметная их часть является следствием нарушения условий эксплуатации изделий. Потапов потребовал от руководителей предприятий уделить особое внимание качеству военной продукции, назвав этот параметр определяющим для престижа и самого предприятия, и отрасли в целом.

Игорь Севастьянов в своем выступлении подчеркнул, что качество поставляемого за рубеж ВВТ напрямую влияет как на исполнение текущих контрактов, так и на возможности расширения сотрудничества с зарубежными заказчиками. Он привел ряд примеров безответственного отношения к этому вопросу со стороны отдельных лиц и предприятий. Вслед за Александром Потаповым он попросил уделить этому вопросу первостепенное внимание. Ведь здесь речь идет уже о престиже страны и возникновении угрозы неисполнения контрактов.

Игорь Севастьянов поздравил директоров и коллективы предприятий с заметным достижением – рекордным показателем экспорта ВВТ для Сухопутных войск в 2011 году. В общем объеме экспорта вооружений они составили 22% и достигли 2,3 млрд. долл. Еще более высоких показателей планируется добиться в текущем году и эта задача вполне выполнима при упорном совместном труде, отметил Севастьянов.

Отрасль обычных вооружений в 2012 году чувствует себя уверенно и, безусловно, способна выполнить как задания гособоронзаказа, так и обеспечить экспортные поставки. Одновременно необходимо приступать к масштабному технологическому обновлению, используя как средства федеральной целевой программы, так и собственные. От эффективности этой работы во многом зависит будущее отрасли, ожидающей развертывания серийного производства нескольких ключевых образцов военной техники в 2015–2016 годах.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2745
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3291
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2417
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4277

Другие новости