0
5993
Газета Вооружения Интернет-версия

22.02.2013 00:00:00

Жаркое небо Бангалора

Тэги: индия, оружие, опк, выставки


индия, оружие, опк, выставки «БраМос» опровергает мифы о сворачивании российско-индийского сотрудничества.

Со времени окончания международной авиакосмической выставки Aero India -2013 в индийском Бангалоре (штат Карнатака) прошло уже две недели. Об участии нашей страны в этом крупнейшем в Азии выставочном форуме наша газета писала неоднократно («НВО» № 4 и «НВО» № 5), публиковали мы и подробный репортаж с экспозиционных площадок и павильонов, о показательных полетах российских и зарубежных истребителей и вертолетов. И все же остается ощущение какой-то недоговоренности. В чем она? Что автор упустил в своих заметках, какие впечатления остались только в блокнотах и на компьютере, в памяти? Что можно и нужно добавить к предыдущим материалам?

Ответ напрашивается сам собой – рассказать об острейшей конкуренции, которая идет между ведущими странами мира и их ОПК за богатейший индийский оружейный рынок. Автор несколько раз выносил слова о конкуренции в подзаголовок своих материалов, но конкретных примеров практически не приводил. А они есть. И достаточно яркие. Проявляются не только на переговорах экспортеров оружия и их контрагентов, а также и в правительственных кабинетах, да и буквально здесь – на выставочных площадках.

RAFAEL ПРОТИВ «АНТЕЯ»

На центральной площадке выставочного комплекса Aero India-2013 на авиабазе Yelahanka, сразу в 50–60 метрах за центральным КПП расположились павильон и экспозиция израильской фирмы Rafael, специализирующейся на создании систем и средств ПРО и ПВО.

Среди них несколько боевых машин знаменитых комплексов Iron Dome («Железный купол»), David’s sling («Праща Давида»), Spider SR/MR («Паук») и других. Предназначенных в первую очередь для борьбы с неуправляемыми ракетами типа «Кассам» и ракетами «Града», которые запускают в сторону израильских городов палестинские боевики со стороны сектора Газа. За боевыми машинами на стенде ракеты к этим комплексам. Все подано ярко, с выдумкой. В павильоне фирмы, на телеэкранах – видео об успешной борьбе израильтян с вражескими обстрелами.

И у натурных комплексов, и у ракет на стенде, и у экранов мониторов всегда можно было встретить индийских военных, которые живо интересовались возможностями израильских систем ПРО/ПВО, внимательно слушали рассказы стендистов.

Недалеко от площадки Rafael, у самого входа в наш павильон, был расположен стенд Корпорации ПВО «Алмаз-Антей». Там не было натурных образцов, но модели зенитно-ракетных комплексов ближнего, среднего и дальнего радиуса действия присутствовали в полной наглядности. «Бук-М2Э», «Тор-М2Э», «Тор-2КМ», «Антей-2500» разглядеть и получить информацию об их боевых свойствах тоже мог каждый желающий. И такую информацию посетители нашего павильона получали. Как на больших плазменных экранах, так и в большом количестве буклетов и журналов, которые вручались всем желающим. Бывали дни, когда сквозь публику, буквально облепившую наш стенд, невозможно было протиснуться (к сожалению, и по той причине, что организаторы выставки не разделили дни ее посещения для специалистов и простых граждан).

Я спросил у генерального директора НИИ приборостроения имени Тихомирова, что входит в Концерн ПВО «Алмаз-Антей», Юрия Белого о перспективах поставок их ЗРК «Бук-М2Э» на индийский рынок и об их израильских конкурентах.

– Вопрос о перспективах наших поставок на индийский рынок надо задавать индийцам, – сказал Юрий Иванович. – Я видел комплекс «Акаш», который они здесь представляют. Это повторение нашего «Куба», предшественника «Бука». Сегодняшний «Бук-М2Э», который представлен на стенде «Алмаз-Антея», с электронным сканированием, с многоцелевым обстрелом – это уже не следующее, а третье-четвертое поколение по отношению к нему. Конечно, есть конкуренция со стороны Израиля, есть конкуренция со стороны американцев. Наш комплекс, хотя он и считается малой дальности, перекрывает зону средней дальности и приближается к большой. Я думаю, у нас здесь есть перспектива. Сейчас мы рассчитываем увеличить дальность действия системы до 70 км, а по обзорной станции до 150 км. Так что те, кто захочет надежно защитить свое небо, могут на нас рассчитывать.

Руководитель делегации Концерна ПВО «Алмаз-Антей» Сергей Максименко дал более развернутые комментарии к моим вопросам. Я спросил его, какие перспективы у продукции концерна на местном рынке. Не напрягают ли его конкуренция со стороны израильтян и американцев, чьи позиции в секторе ПВО, как утверждают наши эксперты, довольно сильны?

– Концерн традиционно рассматривает индийский рынок как одно из наших приоритетных направлений, – ответил Сергей Николаевич. – У России и Индии тесные политические связи, тесное торгово-экономическое сотрудничество, в военно-технической сфере у нас стратегическое партнерство, есть высокая платежеспособность индийского заказчика – все это предусматривает, что Дели один из наших приоритетных партнеров. И если концерн в России является одним из основных поставщиков продукции ПВО для национальных вооруженных сил, то мы заинтересованы наладить взаимовыгодное сотрудничество и со странами-партнерами, в частности с Индией.

При этом, заметил Максименко, концерн проводит очень гибкую и взвешенную политику при продвижении своей продукции на этот рынок. Мы рады предложить индийским потребителям финальные образцы: системы большой дальности «Антей-2500», системы средней дальности «Бук-М2Э», системы малой дальности «Тор-М2Э», радиолокационные станции обнаружения, наведения, управления воздушным движением. Причем эта продукция востребована в сухопутных войсках, военно-воздушных силах и военно-морском флоте. Это одно направление, которое мы реализуем совместно с компаниями «Рособоронэкспорт», «Ростех» при поддержке Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.

Адаптируя свою продукцию под уникальные требования индийского рынка, мы предлагаем наши комплексы к размещению на шасси индийских производителей. Это автономное шасси, колесное, шасси в виде прицепов. Мы нашли уже несколько партнеров в этом направлении и обсуждаем конкретные программы, как это реализовать. Изучаем рынок индийских производителей на предмет того, как их можно адаптировать в наше оборудование. Это делается для того, чтобы, когда индийская сторона примет окончательное решение закупать вооружения у собственных производителей, наша продукция была адаптирована, и мы могли бы вместе с индийскими партнерами предложить ее Министерству обороны Индии. В частности, в преддверии выставки мы посетили целый ряд предприятий индийской промышленности, где нам показали местные возможности. И у нас уже есть целый ряд конкретных идей, как нашу технику, в частности в модульном исполнении, можно размещать на этих комплексах.

– Что касается израильских производителей, – сказал Максименко, – то они, конечно, составляют сильную конкуренцию в сегменте средств ПВО. И нам интересно знакомиться с их продукцией. Понимать, каких характеристик они достигли. Нас это стимулирует активно совершенствовать свою продукцию. И я уверен, что она по основным показателям мобильности, живучести, зонам поражения не уступает, и даже превосходит наших конкурентов. Мы всегда готовы в условиях тендера доказывать свою состоятельность.


Французский «Рафаль» стал звездой бангалорского салона.

Правда, тендер на поставку средств ПРО/ПВО индийская сторона пока не объявляла. Но у России есть здесь комплексы, которые Дели закупал еще в советское время. Как проходит их модернизация? – поинтересовался автор этих строк у руководителя делегации Концерна ПВО «Алмаз-Антей».

– Наш концерн, – объяснил Максименко, – в соответствии с законодательством России имеет самостоятельное право на подписание различных международных документов в части послепродажного обслуживания. В частности, в прошлом году на выставке ДЕФЭКСПО мы подписали контракт с индийской компанией на продление сроков эксплуатации ракет для наших комплексов. Этот контракт в настоящее время успешно реализуется. Мы осуществили досрочную поставку имущества, откомандировали специалистов и совместно с индийскими партнерами выполняем задачу по проведению послепродажного обслуживания. У нас также в повестке дня находится на обсуждении еще несколько проектов. И я считаю, что в ближайшее время порадуем конечных пользователей продукции тем, что контракт будет подписан.

– В том числе и по «Шилке» и «Тунгуске», о которых на пресс-конференции говорил директор ФСВТС Александр Фимин?

– Да, эти комплексы находятся здесь в эксплуатации. И у нас есть пакеты конкретных предложений, связанных с улучшением послепродажного обслуживания этой техники, улучшением ее характеристик. Мы эти вопросы обсуждаем с партнерами. Шансы есть. И я бы хотел подчеркнуть, что никто, кроме производителей этой техники, не может предложить наиболее технически подтвержденные, выверенные и оптимально сбалансированные решения с экономической точки зрения. Нашу технику концерн обслуживает самостоятельно.

У нас для этого есть все права, есть поддержка федеральных органов исполнительной власти. Нам здесь помощники не нужны.

Хочу подчеркнуть, – говорит Максименко, – что Индия – это один из крупнейших импортеров вооружения. У нас есть политическое взаимодействие. При открытии выставки «Аэро Индия-2013» один из руководителей этой страны заявил, что акцент в военно-техническом сотрудничестве будет смещаться на закупки техники у национальных индийских производителей. Я понимаю, что для этого надо время. Сразу реализовать это нельзя, несмотря на то что индийские компании производят современное оборудование. Но если объявлена такая политика, мы должны к ней адаптироваться и проводим большую работу – очень много встреч, переговоров, посещений предприятий. Пытаемся понять, какие точки соприкосновения мы можем найти, как сможем адаптировать нашу продукцию для того, чтобы совместно с нашими индийскими партнерами предлагать Министерству обороны Индии продукцию Концерна «Алмаз-Антей».

Будем надеяться, что нашему концерну это удастся. Тем более, как заявил автору этих строк заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, Россия планирует участвовать в тендере на поставку в Индию средств ПВО. «Мы предлагаем индийским вооруженным силам нашу зенитно-ракетную систему большой дальности С-300ВМ («Антей-2500»)», – сказал он.

RAFALE ПРОТИВ «СУХОГО»

Недалеко от павильона израильской фирмы Rafael, тоже практически в центре выставочной площади, разместился на стоянке французский многоцелевой истребитель «Рафаль» – победитель конкурса, объявленного Индией несколько лет назад на поставку в страну 126 истребителей на сумму в 10 млрд. долл. Тогда, напомним, конкурентами Rafale были шведский Gripen (фирма SAAB), американские F/A-18 (фирмы Boeing) и F-16 (фирмы Lockheed Martin), европейский Eurofighter/Typhoon и отечественный МиГ-35.

Четыре года назад, в самый разгар тендера, наш многофункциональный МиГ-35 был звездой Aero India-2009. Он летал над аэродромом Yelahanka практически несколько раз в день. Наши летчики катали на нем индийских маршалов, политиков и даже очаровательную местную знаменитость – девушку-летчика, преподавательницу военной академии. «НВО» подробно рассказывало об этом в марте того года. Победить в тендере на поставку 126 самолетов нашему «МиГу» по разным причинам не удалось. Чемпионом оказался «Рафаль», хотя его тактико-технические и боевые характеристики не сильно превышали параметры нашего истребителя. Как, впрочем, и других участников того конкурса. Но факт есть факт, и от него никуда не денешься.


Тренажер палубного истребителя МиГ-29К и его конструктор Владимир Иванов были очень востребованы на Aero India-2013.

И на Aero India-2013 теперь уже не российский МиГ-35, а французский «Рафаль» был звездой салона. С ним фотографировались бесчисленные посетители выставки. С его пилотами вели долгие беседы индийские специалисты. Он, пока на Yelahanka на Су-27 не прилетела пятерка «Русских витязей», заполнял небо Бангалора во время показательных выступлений. Правда, как рассказали нам специалисты «Рособоронэкспорта», контракт на поставку «Рафалей» индийской стороной еще не подписан, хотя по условиям тендера к концу 2012 года в составе индийских ВВС уже должны были появиться несколько французских истребителей. Не появились.

Причина простая. Одно дело победить в тендере, другое – досконально и добросовестно выполнить его условия. С этим пока задержки. Во-первых, французы должны передать индийцам лицензию на производство своих самолетов на местных предприятиях. С передачей лицензии произошли какие-то затруднения. Во-вторых, стороны должны договориться и закрепить в контракте окончательную цену сделки. С ней тоже возникли трудности. Оказалось, что 10 млрд. долл. за все про все Париж не устраивают, цена контракта, по его мнению, гораздо выше. Специалисты фирмы Dassault Aviation, владельцы патента на самолет, предлагают оценивать каждый его агрегат – двигатели, бортовой радиолокационный и электронный комплекс, антенное устройство, ракетное вооружение и другие системы отдельно. Участие в создании истребителя принимали несколько компаний, и платить нужно не одной фирме, а многим. Когда суммируются все расходы на оплату самолета, сопровождение его жизненного цикла, модернизацию, поставку запасных частей и подготовку экипажей, а также обслуживающего персонала – общая цена вырастает значительно больше заявленных 10 млрд.

Поддержать предложения Dassault Aviation сразу после окончания работы бангалорской выставки Aero India-2013 в Нью-Дели с государственным визитом прилетал даже президент Франции Франсуа Оланд. Его встречали по высшему разряду с почетным караулом, с возложением венков у главных символов Индии. Правда, чем закончился его визит и какое решение принято по победителю тендера «Рафалю», пока не известно.

Примерно такая же «подвешенная» картина, как говорят, и с победителем тендера на поставку в Индию 15 тяжелых вертолетов. В нем, кроме нашего Ми-26Т2, участвовал и американский CH-47F Chinook, который, по сообщениям местных СМИ, и стал победителем.

– Официальной информации об этом, – заявил нам заместитель генерального директора «Рособоронэкспорта» Виктор Комардин, – до сих пор нет. Но, если говорить о сравнительных характеристиках нашего Ми-26Т2 и американского CH-47F Chinook, то грузоподъемность российской «вертушки» в 1,7 раза больше, а объем грузовой кабины сопоставим с объемом военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».

Комардин напомнил, как два года назад российский вертолет на внешней подвеске эвакуировал американца с поля боя в Афганистане, а не наоборот. В то же время Ми-26Т2 способен в одном вылете выполнять транспортные, десантные, спасательные и специальные задачи. А кроме этого, он может быть успешно использован и в качестве топливозаправщика, что крайне важно в условиях пересеченной местности и труднодоступности некоторых районов Индии. Что касается бортового радиоэлектронного оборудования, в чем всегда были сильны американцы, то в данном компоненте оба вертолета практически одинаковы. При этом Ми-26Т2 может нести в своей грузовой кабине 82 десантника со снаряжением, а CH-47F – только 55. Что касается раненых на носилках, то наша машина берет на борт в 2,5 раза людей больше. «Так что не будем торопить события, – сказал Виктор Михайлович, – и подождем официальных результатов от организаторов тендера».

Разговоры о том, что индийская сторона все больше отворачивается от российского вооружения, о чем свидетельствуют подряд четыре проигранных тендера, по словам Комардина, миф и полная ерунда. Портфель индийских заказов на конец декабря прошлого года составлял более 7 млрд. долл. Ежегодно мы поставляем Дели оружия и боевой техники на сумму не менее 3 млрд. долл. В прошлом, 2012 году «Рособоронэкспорт» подписал с этой страной контракты на более чем 3,5 млрд. долл. Почти половина из них – в области авиационной техники. Среди самых крупных – поставки вертолетов Ми-17В-5, авиационные двигатели и бортовое оборудование к самолетам Су-30МКИ, а также партия техкомплексов к Су-30МКИ. Этот контракт на 42 машины был подписан во время декабрьского визита в Дели президента Владимира Путина.

А еще, добавлю от себя, если не вспоминать о самолете пятого поколения, который мы делаем вместе с индийцами и модель которого демонстрировалась на выставке в павильоне корпорации HAL (Hindustan Aeronautics Ltd), нельзя забывать, что идут переговоры о модернизации поставленных ранее истребителей Су-30МКИ. Уже одобрен эскизно-технический проект апгрейда, готовится подписание контракта об опытно-конструкторских работах. Он должен быть подписан до конца этого года. Там, по словам генерального директора НИИП имени Тихомирова Юрия Белого, предусмотрена модернизация, в том числе и радара. Будет повышена его дальность обнаружения целей, разрешающая способность АФАРа, он будет адаптирован под новое вооружение, которое предполагается разместить на самолете. Не исключено, что и под ракету «БраМос», которую индийцы, как утверждают эксперты, собираются поднять в небо и запустить из-под самолета уже в этом году.


Израильский «Железный купол» – не конкурент российскому «Антею-2500».
Фото автора

Правда, нелишне будет сказать, что тендеры не всегда выигрываются в открытом состязании. В них часто присутствует очень много политики. Иногда условия тендера даже пишутся под определенного победителя. Бывает, индийское правительство проводит закупки военной техники даже без конкурса. Так, например, у фирмы Boeing недавно были куплены военно-транспортные самолеты С-17 Globemaster, предназначенные для переброски войск и боевой техники на дальние расстояния, с Американского континента в Европу или в район Персидского залива. Куда будут перебрасывать на них свои войска индийцы, непонятно. Военных баз за океаном у них нет, боевые действия на столь большом удалении от своих границ они тоже не ведут… Объяснение тут только одно – большая политика. Примерно, как наши закупки «Мистралей».

ТРЕНАЖЕР ФОРМАТА 3D

Не могу не рассказать еще об одном экспонате нашего стенда, который оказался уникальным и единственным на Aero India-2013. Это тренажер многофункционального корабельного истребителя МиГ-29К/КУБ, о котором уже упоминалось в «НВО» № 4. Но одно дело сказать о нем, другое – увидеть собственными глазами, как он работает, получить комментарии специалиста. А уникальность тренажера в том, что он работает в формате 3D. Одеваешь специальные очки, как в кинотеатре на стереофильме, садишься за пульт управления истребителем, и перед тобой на экране компьютера, как бы за фонарем кабины самолета, появляется взлетная палуба авианосца с ее габаритными огнями, шумят океанские волны, ты берешь на себя рычаг…

Начальник отдела математического и стендового моделирования динамики полета корпорации «МиГ» Владимир Иванов, пожалуй, самый популярный среди индийских летчиков на выставке специалист, заведовавший симулятором, рассказывал мне:

– Тренажер, который мы представляем здесь, дает возможность летчику визуализировать или очень точно представить реальность своей работы. Это достигается за счет стереоэффекта. В реальной жизни человек все видит двумя глазами. Поэтому может представлять расстояние до объекта, скорость до него – все эти сведения преломляются в мозгу и служат основанием для принятия пилотом тех или иных решений. Летчику, безусловно, все эти вещи крайне важны. Чем точнее он воспринимает окружающий мир при ручном пилотировании, тем легче ему управлять самолетом и обеспечивать безопасность полета.

И наш тренажер как раз и предназначен для того, чтобы создать летчику возможность обучаться на земле в более безопасных и комфортных условиях, но максимально приближенных к его реальному полету. Мы сделали такую попытку построить систему визуализации, которая максимально соответствовала бы реальному миру. Для таких режимов, как, скажем, дозаправка в воздухе, когда объект находится на расстоянии вытянутой руки, пилот должен иметь возможность точно определить, где этот объект реально находится и с какой скоростью он к нему приближается. Вот, например, мы создали картинку реального объекта, так называемый заправочный конус. И у нас на кабине стоит настоящая металлическая заправочная штанга. Именно здесь, на тренажере. Летчик должен совместить этот виртуальный объект с реальной штангой заправки. И он видит, как виртуальный объект – заправочный конус «садится» на реальную штангу, управляет этим процессом. Для него это происходит все так, как в реальной жизни.

Я может быть немножко похвалюсь, – улыбается Владимир Константинович, – но есть один очень уважаемый мною летчик. И когда он «летал» здесь на тренажере, сказал: я делаю здесь такую же ошибку, как делаю в реальной жизни. По-моему, это довольно любопытная оценка качества того, что сделано.

Это только один пример. А в программу тренажера заложено довольно много задач, которые необходимо летчику решать. Например, научиться взлету с корабля. Трамплин – это довольно высокое сооружение на довольно небольшом расстоянии от самолета. И у летчика часто складывается впечатление, что он въезжает на стену. Дать ему возможность представить и привыкнуть к тому, что его ждет на реальном корабле, это, наверное, совсем неплохо. При посадке на палубу – тоже. Там любая достоверная информация всегда полезна. Тут, может быть, влияние стереоскопии чуть меньшее, потому что процесс скоротечный. Тем более что для летчика палуба авианосца, при всей ее огромности, – коробок в океане. А подлетая ближе, он начинает понимать размеры корабля, габариты «взлетки».

Мы такие тренажеры поставляем индийцам. И насколько я представляю, там будут какие-то опции, но я человек – технический, не коммерсант, поэтому всех деталей переговоров не знаю. Летчики, которые приходят сюда, говорят, что это все здорово, что это все им очень нравится, а как будет все дальше, – это уже не моя компетенция.

Наше Министерство обороны тоже знакомо с этим аппаратом, – сказал Иванов, – но, какие решения там принимаются, я не готов ответить. Но то, что мы подготовили тренажер, подготовили его не для «Викрамадитьи», а для нашего «Кузнецова», видно из программы, заложенной в компьютер.

– НИТКА теперь не понадобится? – спросил я.

– Я бы это не утверждал. Должны быть разные способы подготовки летчиков палубной авиации. И НИТКА тоже нужна. Но одно дело выполнить на НИТКЕ несколько взлетов и посадок, другое – несколько сотен на этом тренажере. Разница есть. НИТКА – удовольствие дорогое, и если человек не обучен, начинать все с нуля – очень опасно.

ОПОЗДАВШИХ НЕ СУДЯТ

И в конце несколько слов о наших «Русских витязях», чьим акробатическим мастерством восхищался Бангалор. Групповые полеты «пятеркой», встречные бои, одиночный пилотаж на довольно стареньких «сушках», уступающих по своим маневренным возможностям и индийским Су-30МКИ, и, может быть, даже французским «Рафалям», все равно были во много раз красивее и эффектнее, чем пилотаж и местных летчиков, и французов.

В два последних дня работы Aero India-2013 на аэродроме Yelahanka было не протолкаться от желающих посмотреть на виртуозное мастерство русских пилотов, восхититься ими. Что-что, а красоту и изящество любого искусства, тем более такого, как демонстрировала наша пятерка в составе подполковника Андрея Алексеева (командира группы), подполковников Олега Ерофеева, Александра Богдана, Сергея Щеглова и майора Дениса Плаксина, не оценить по достоинству было нельзя. И аплодисменты в честь наших пилотов не смолкали.

Но нельзя не сказать и о том, почему наши ребята опоздали на выставку на целых четыре дня. О кое-каких причинах я уже писал в предыдущем номере «НВО». Но сам факт того, что наши сверхзвуковые истребители Су-27 летели за лидером – военно-транспортным самолетом Ил-76, вынуждены были примеряться к его скорости, постоянно держать его в центре своего визуального внимания, говорит только о том, что на самолетах «Русских витязей» нет современной навигационной аппаратуры. Декабрьская трагедия 1995 года с нашими пилотами в горах Камрани, когда, следуя за лидером – Ил-76, столкнулись с горой три наших истребителя и погибли четыре замечательных летчика, почему-то никого ничему не научила.

И размышление об этом стало единственной грустной ноткой на празднике жизни, которым всегда становится международная авиакосмическая выставка с участием российского ОПК и «Русских витязей».

Бангалор–Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
1177
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
1046
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
2064
Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Конституционный суд выставил частной собственности конкретно-исторические условия

Екатерина Трифонова

Иван Родин

Online-версия

0
2473

Другие новости