Новые вертолетные двигатели показывает генеральному директору госкорпорации «Ростех» Сергею Чемезову (слева) и вице-премьеру Дмитрию Рогозину генерал-полковник Анатолий Ситнов (справа). Фото предоставлено автором
Несмотря на системные проблемы в российской экономике и оборонпроме, российские разработчики и производители вертолетной техники проявляют завидную активность на внутреннем и внешнем рынках. Разрабатываются новые винтокрылые машины, модернизируются заслуженные ветераны. По-прежнему устойчивый спрос на нашу технику за рубежом. Все это продемонстрировала проходившая в Москве VI Международная выставка вертолетной индустрии HeliRussia, которая, по мнению экспертов, стала самой представительной за все время ее проведения.ОТКРОВЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ
В прошлом году в вертолетной выставке участвовала 201 компания, а в нынешнем – 205 фирм и предприятий из 18 стран мира. Экспозиции и стенды разместились не в одном, как в предыдущие годы, а в двух огромных залах. Для того чтобы их обойти и хотя бы бегло посмотреть, а не изучить все выставленные экспонаты, потребовалось не менее двух часов.
Генеральный конструктор – руководитель ФГУП «Завод им. В.Я. Климова»; (в 1988–2003 годы) в Санкт-Петербурге, доктор технических наук Александр Саркисов рассказал, что на выставке представлены все основные российские и зарубежные вертолетостроительные и двигателестроительные предприятия мира. Однако мало представлены отечественные серийные заводы по производству комплектующих, агрегатов. «Весьма перспективная разработка представлена на стенде АО «Мотор Сич» из Запорожья – ремоторизированный вертолет Ми-2, получивший после глубокой модернизации наименование МСБ-2. Вместо устаревшего поршневого двигателя установлен новый турбовальный АИ-450М, который сделал заслуженный вертолет более экономичным, расширилась область его применения по температуре окружающей среды и высоте полета, – отметил генконструктор Саркисов. – За несколько десятилетий в Польше выпустили более 5 тысяч таких уникальных по конструкции и летно-техническим характеристикам вертолетов. Но время неумолимо. Устаревший двигатель в 370 л.с., маломощный редуктор уже не устраивали эксплуатантов. Запорожцам удалось добавить в эту уникальную вертолетную конструкцию элементы новизны. От старой машины остался один корпус».
По оценке Александра Саркисова, заслуживает особого внимания и перспективный запорожский двигатель ТВ3-117ВМА-СБМ1В, государственные и летные испытания которого уже прошли успешно в Гатчине и Торжке. В Перу вертолеты Ми-17, оснащенные этим двигателем, летают с грузом через Анды высотой 6300 м. Ни один вертолет в мире на такое не способен.
Положительно отозвались о выставке президент Международного конгресса промышленников и предпринимателей, председатель Госкомитета по оборонным отраслям промышленности (в 1992–1996 годы), доктор технических наук Виктор Глухих, начальник Вооружения ВС РФ (в 1994–2000 годы) генерал-полковник Анатолий Ситнов, которые отметили, что российский вертолетопром способен создавать перспективную технику.
Гендиректор АО «Мотор Сич» Вячеслав Богуслаев отметил, что выставка в этом году более масштабная и результативная. Так, руководители «Вертолетов России» предложили сотрудничать с запорожцами по модернизации вертолетов. «Думаю, что эксплуатанты на Севере, Дальнем Востоке, – рассказал Вячеслав Богуслаев, – в результате ремоторизации получат очень хорошую технику».
«Российские военные летчики на модернизированном вертолете показали выдающиеся результаты по высоте полета, скороподъемности вертолета, – рассказал Вячеслав Богуслаев, а далее добавил: – Ныне на Севере находятся в эксплуатации более 900 вертолетов Ми-8Т. На них стоят хорошие, надежные, но сорокалетней давности и уже устаревшие по многим параметрам пермские двигатели. Замена их на новые ТВ3-117-ВМА-СБМ1В улучшит топливную эффективность на 30%. Огромная экономия средств. Только за счет этого окупаемость модернизированной вертолетной техники увеличится в 2,5 раза».
ВЕРТОЛЕТОПРОМЫ КОНКУРИРУЮТ
Известные зарубежные компании Eurocopter, Agusta Westland, Bell Helikopter Textron показали новые и уже известные российским эксплуатантам вертолеты: cамый «тихий» (из-за низкошумного двигателя Eurokopter EC130 T2) Bell 429, российско-итальянский AW139, который производится в цехах предприятия в подмосковном Томилино, и другие машины. Зарубежным производителям винтокрылой техники уже приглянулся перспективный российский рынок.
Зарубежные вертолеты придавали внешний блеск выставке. Возле них постоянно толпились специалисты и возможные покупатели, а также многочисленные посетители. Однако и холдингу «Вертолеты России» было что показать потребителям винтокрылой продукции. Для коммерческого рынка – новые машины «Ансат», Ка-62, Ка-226Т, Ми-38, Ми-171А2. Для армейских потребителей – уже известные Ка-52 «Аллигатор», Ми-28Н «Ночной охотник», глубокую модернизацию заслуженного ветерана Ми-24 – Ми-35М, который оснащен современным вооружением и бортовым оборудованием и способен круглосуточно выполнять боевые задачи уничтожения бронетанковой техники, огневой поддержки сухопутных войск, перевозки грузов в кабине и на внешней подвеске.