Звено ПАК ФА Т-50 демонстрирует свои высокие летные качества на авиасалоне в Жуковском МАКС-2013. Фото с сайта www.sukhoi.org
К 2020 году российские ВВС ждет масштабное обновление парка боевых самолетов. Только одних истребителей марки «Су» военные летчики должны получить не менее 440 штук. Среди них новейшие комплексы 5-го поколения Т-50, созданные на базе российско-индийского истребителя Су-30МКИ – Су-30СМ, Су-35, фронтовой бомбардировщик Су-34 и многофункциональные истребители Су-30М2. Появление этих машин должно существенно поднять боевой потенциал ВВС. Однако эксперты выражают опасение, что подобная разносортица похожих по боевым возможностям машин, напротив, приведет к обратному эффекту.С Т-50 все более или менее понятно. Эта машина – квинтэссенция всего современного, что есть в российской авиации. Истребитель, в котором реализован целый ряд инновационных решений, связанных с разработкой технологий снижения заметности, новых конструкционных материалов и покрытий, искусственного интеллекта, элементной базы, выводящих наше военное авиастроения на принципиально иной технологический уровень. А вокруг Су-30СМ и Су-35 пока больше вопросов, чем ответов. И главный из них, зачем российским ВВС покупать сразу несколько типов близких по боевым возможностям самолетов, когда можно, а скорее нужно концентрировать ресурсы на закупках одного истребителя. Планомерно заниматься его совершенствованием и модернизацией, как это делают большинство западных производителей.
Например, те же США, которые с 2010 года в ожидании появления новейшего F-35 ведут масштабную программу доработки своего авиационного парка, модернизируя истребители-бомбардировщики F-15Е «Страйк Игл». Которые сегодня получили новые оптические прицельные контейнеры «Снайпер», вместо доработки штатного радара AN/PG-70 появились подвесные РЛС с синтезированной апертурой AN/ASQ-236 фирмы Raytheon и новые авиационные средства поражения. В ходе такой модернизации улучшаются не только боевые характеристики, но и продляются в два раза – с 16 до 32 тыс. часов – ресурсные характеристики. По расчетам американских военных, обновленные F-15E прослужат еще 10–15 лет. В нынешнем году по этой же программе начата модернизация 300 истребителей F-16, ранее планировавшихся к замене новейшими F-35. Получившие новые многофункциональные радары, прицельные комплексы, а до этого оборудованные новыми подвесными прицельными контейнерами «Снайпер», по своим боевым возможностям стали идентичны более дорогим F-15E.
ПРЕДЕЛ РАЗВИТИЯ
Подобный путь развития сегодня предлагает и созданный на базе российско-индийского Су-30МКИ истребитель Су-30СМ. В рамках госпрограммы вооружении до 2020 года ВВС планируют получить не менее 60 таких машин. По своим боевым характеристикам Су-30СМ уже сейчас выводит российскую авиацию на новый уровень боевых возможностей. Машина имеет сверхманевренность, хороший комплекс бортового оборудования, радар, обеспечивающий обнаружение крупноразмерных морских целей на дальности до 400 км с разрешением 20 м, а также малоразмерных целей на дальности до 120 км.
Дальнейшее увеличение боевых характеристик производители машины связывают с установкой на истребитель контейнеров с инфракрасной и лазерной прицельной аппаратурой для обнаружения и поражения малоразмерных наземных целей. И, несмотря на то что подобный подход несколько ухудшат другие характеристики самолета, тем не менее он укладывается в общемировую тенденцию модернизации стоящей на вооружении техники.
Для российских ВВС Су-30СМ хорош тем, что это фактически самолет с «полки» – отработанный, проверенный годами эксплуатации, а главное – серийно изготавливаемый (Иркутский авиазавод способен производить в год до 30 истребителей, что практически соответствует советским объемам производства предприятия). Но есть одно существенное «но». Технический облик Су-30МКИ и их почти полного аналога Су-30СМ был сформирован в середине – конце 90-х годов, что, собственно, ограничивает возможности наращивания их боевых возможностей и поддержания высокой конкурентоспособности России в сегменте тяжелых истребителей на внешнем рынке. Кроме того, никто до сих пор не знает спецификацию бортового оборудования этой машины, поставляемой ВВС России.
Так как Су-30СМ изначально создавался по заказу Дели с использованием французского, израильского и индийского оборудования, то весьма вероятно, что в таком виде он поступает и в российские ВВС. И тут не нужно особого конспирологического мышления, чтобы предположить, чем это может быть чревато. Об этом хорошо дал понять перебежчик из ЦРУ Эдвард Сноуден. Как и опыт эксплуатации западного военного оборудования и техники армиями Ирака и Ливии, которое в ходе военного конфликта с США просто перестало работать.
Для успешного экспорта нам нужны новые решения. Главное из них, конечно же, Т-50, а до его появления радикальное решение вопроса обновления парка российских ВВС может быть найдено только на пути закупок новых истребителей поколения «4++», таких как Су-35.
ПРИОРИТЕТ РАЗВИТИЯ
Многоцелевой истребитель поколения 4++ МиГ-35. Фото Владимира Калинина |
Аэродинамическая схема компоновки фюзеляжа Су-35 самая совершенная из всех предшественников. Он отличается более стремительными формами, чем у 30-го, и отсутствием переднего горизонтального оперения (ПГО). Горизонтальные рули на созданном по заказу Индии Су-30МКИ отвечали за повышение маневренности истребителя. Благодаря им и двигателю с поворотным соплом Су-30 стал самым лучшим истребителем мира. Фигуры высшего пилотажа «кобра Пугачева» – когда самолет стремительно набирает высоту и в какой-то момент, остановившись, зависает в воздухе буквально на хвосте, а затем начинает носом в низ, как падающий лист, разворачиваться на месте вокруг своей оси, не делает ни один другой боевой истребитель. «Сухой» умеет еще и, разогнавшись, резко затормозить всей плоскостью фюзеляжа, встав на хвост, и в таком положении продолжить полет на минимальной скорости, при которой любая другая машина просто бы упала.
Этими тактически возможностями в полной мере пользуются индийские пилоты во время совместных учений с ВВС США и других стран. В ходе одних из них индийцы в пух и прах разнесли американцев на F-15C/D Eagle. Как оказалось, российско-индийские машины и маневрировали, и видели американцев лучше и дальше, а значит – первыми поражали цель.
СВЕРХМАНЕВРЕННЫЙ
И СВЕРХЗВУКОВОЙ
За сверхманевренность у Су-35 кроме улучшенной аэродинамики и более совершенной системы управления отвечает и двигатель НПО «Сатурн» – 117С. Двигатель разработан на основе двигателей АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5 тонны, как у предшественника, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это дает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. Именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50. Его еще называют двигателем первого этапа. Мотор второго этапа, вплотную приближающий Т-50 к американскому F-22, еще в разработке. Но, как было отмечено на недавно прошедшем аэрокосмическом салоне Ле Бурже во Франции, уже практически готов.
Говоря о двигателях Су-35, летчик-испытатель ОКБ Сухого Сергей Богдан отметил, что при первом полете новый Су-35 сопровождал Су-30МК. Это позволило сравнить тяговые характеристики двигателей двух самолетов. Во время полета Су-35 выполнял разгон на максимальном бесфорсажном режиме, при этом пилоту самолета сопровождения приходилось использовать форсаж, периодически отставая от новой машины. Это очень серьезное достоинство, дающее строевому летчику больше возможностей при ведении воздушного боя, отметил тогда пилот.
ГЛАЗА И УШИ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ
От 5-го поколения на Су-35 и кабина пилотов. Ее не раз показывали на аэрокосмическом салоне МАКС в подмосковном Жуковском. В отличие от Су-27 и других нецифровых самолетов в ней нет аналоговых приборов с привычными стрелками. Вместо них – два больших цветных жидкокристаллических экрана. На них, как в обычном телевизоре, в режиме «картинка в картинке» отображается вся необходимая пилоту информация. Причем из-за ее сложности и объемности не в обычном виде – «цифры» показания высоты, дальности и т.д., а образном. То есть пилот может включить режим трехмерного отображения окружающей обстановки: рельефа местности, расположение целей. Прямо как в компьютерном авиасимуляторе. Часть этой информации может транслироваться на защитное стекло шлема. Правда, он пока находится в разработке. Благодаря этому летчик не скован необходимостью постоянно смотреть на панель приборов и сможет свободно поворачивать голову, визуально оценивая полетную и боевую информацию.
Гидродинамические приводы управления силовой установки Су-35 заменены электрическими. По словам конструкторов, это не только экономит место и вес, но и позволяет ввести в управление машиной параллельный (дистанционный) контроль. На практике это означает, что роль пилота становится менее заметной. То есть компьютер решает, с какой скоростью и на каких режимах машина будет выходить на цель и в какой момент разрешить летчику применить оружие. При этом часть сложных пилотажных режимов – полет на предельно малых высотах с огибанием рельефа местности – машина берет на себя. Также будет следить за тем, чтобы летчик безопасно для истребителя применял оружие или не свалил самолет в неуправляемый штопор.
На Су-35 впервые стоит отечественный безинерционный навигационный комплекс – БИНС. Это электронно-механический прибор, без которого ни один истребитель сегодня не может считаться современным. Его задача – собирать и анализировать всю полетную информацию и обеспечить вылет и возвращение самолета на свой аэродром. БИНС работает в связке с приемниками GPS и ГЛОНАСС, но может и без них.
Кроме того, на истребителе стоит перспективный, созданный специально под Т-50, радиолокационный комплекс с активной фазированной антенной решеткой (АФАР). Это больше 1000 миниатюрных приемо-передающих модулей, объединенных в единое антенное поле. Мощность каждого – 10 Вт. Подобный радар есть сегодня только на F-22. Благодаря ему Су-35 видит все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести до 30 целей, одновременно наводя вооружение на 10 из них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять. Буквально веером запустив ракеты.
Многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-35. Фото с сайта www.sukhoi.org |
Россия пока отстает в создании истребителя 5-го поколения от США. Американский F-22 Raptor давно в войсках. Тем не менее именно Су-35, истребитель предыдущего поколения «4++», показывает сегодня, насколько совершеннее него может оказаться российский Т-50. Именно по этой причине Москве так важно было показать Су-35 на аэрокосмическом салоне Ле Бурже. В этом есть как политическая составляющая военно-технологического соперничества с Вашингтоном, так и чисто экономическая.
Т-50, как и F-22, не станет ходовым экспортным товаром. Цена одного «хищника» – 133,1 млн. долл., российский Т-50 будет хоть и дешевле, но тоже не дешев. А вот Су-35 будет стоить ненамного дороже предшественников поколения «4». То есть станет прекрасным экспортным товаром с биркой «поколение 5 минус». С прицелом на основных российских покупателей истребителей марки «Су»: Китая, Индии, Малайзии, Алжира. Если учесть технологичность новой машины, то Москва может побороться за рынок Бразилии. Ведь Су-35 превосходит все европейские истребители поколения «4+» типа Rafale и Eurofighter 2000, модернизированные американские истребители типа F-15, F-16 и F-18 и может противодействовать истребителям пятого поколения F-35 и F-22A.
«Если сравнивать Су-30СМ и Су-35, – говорит профессор Академии военных наук Вадим Козюлин, то получается, что первый всего лишь «мост» от старых войсковых Су-27 к более совершенному Су-35. Второй – по-настоящему современный истребитель, показывающий путь эволюции российской боевой авиации к пятому поколению техники».
По мнению эксперта, возможным решением проблемы разносортицы могло бы стать предложение Военно-промышленной комиссии и лично вице-премьеру Дмитрию Рогозину рассмотреть возможность унификации модельного ряда истребителей марки «Су» на базе того, что делают заводы в Комсомольске и Новосибирске. Или же предложить Иркутску начать осваивать выпуск новой модели перспективного истребителя Су-35. Все это могло бы не только снизить себестоимости самолетов для российских ВВС, упростить их техническое обслуживание, облегчить освоение новой авиатехники в войсках, но и устранить конкуренцию наших авиазаводов на внутреннем и внешнем рынках.