0
6047
Газета Вооружения Интернет-версия

25.10.2013 00:01:00

Запорожские двигатели в Таможенном союзе

Стратегические партнеры расширяют перечень совместных программ

Сергей Ткачук

Об авторе: Сергей Петрович Ткачук – спецкор журнала «Авиаинформ» АО «Мотор Сич».

Тэги: снг, опк, белоруссия, украина, вертолеты


снг, опк, белоруссия, украина, вертолеты Модернизированный Ми-8МСБ в белорусском небе. Фото Андрея Артамонова

На берегу седого Днепра при впадении в него реки Оршица, в 80 километрах к югу от Витебска, расположился небольшой городок районного подчинения – Орша. Гордостью Белоруссии он стал не только благодаря плодородным землям и гостеприимным людям, но и за счет славной истории авиации – Оршанскому авиаремонтному заводу, обретшему второе дыхание с приходом украинских инвесторов – украинской компании «Мотор Сич». Может быть, потому белорусы и украинцы так быстро нашли взаимопонимание, что их роднит нечто большее, чем единый технический язык и подходы к реализации научно-производственной политики. В центре союза – безусловное понимание принадлежности к одной днепровской славянской купели и того, что возрождение кооперации – залог экономических успехов на очень длительную перспективу.
ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
История Оршанского авиаремонтного завода, который в действительности находится в поселке Болбасово под Оршей, началась в 1941 году. И до недавнего времени мало кто сомневался, что славные страницы истории предприятия останутся в далеком прошлом. После развала СССР, когда из Белоруссии были выведены ядерные бомбардировщики Ту-22, Оршанский завод остался один на один с поиском заказов, рынков, пустой взлетной полосой, переданной ему по наследству от военной части. В Белоруссии, которая не могла похвастаться большим парком летательных аппаратов, осталось три авиаремонтных завода, вынужденных соревноваться не только между собой, но и с конкурентами из России в силу исторически сложившихся причин и объективных обстоятельств, связанных с наличием единой таможенной территории, а стало быть, и отсутствием границы. Именно это побудило руководство Оршанского завода попробовать ремонт новых видов авиатехники – вертолетов. Сегодня в ангарах завода самолетов не осталось вовсе.
Балансируя на грани убыточности и уповая на государственную помощь, предприятие сумело-таки отыскать стратегического партнера в лице запорожского моторостроительного гиганта «Мотор Сич», взявшего в 2011 году 60% акций плюс большое количество дополнительных обязательств, как производственно-экономических, так и социальных. Важно подчеркнуть, что и украинский инвестор, придя в Беларусь, обрел производственную площадку на территории Таможенного союза. Последнее является критически важным в условиях, когда сама Украина с упорством, достойным лучшего применения, рвется в зону свободной торговли с Европейским союзом. Его рабочие органы, согласно Соглашению об ассоциации, будут определять (диктовать) технические требования, что неминуемо подтолкнут украинскую высокотехнологическую промышленность к обвалу. Впрочем, компания «Мотор Сич» благодаря грамотному управлению и мощнейшему инженерному потенциалу, никогда, с момента распада Советского Союза, не полагалась ни на государство, ни на заграницу, а привыкла всегда опираться исключительно на свои силы и ум. Последние – без оглядки на государственную бюрократию – и по сей день позволяют предприятию выходить на закрытые для других рынки, расширять портфель заказов и профиль деятельности. История с приходом в Белоруссию – из этой же серии. У белорусов же оказались свободные руки, опытные кадры и два пустых ангара, где можно воплощать идеи украинских конструкторов. Объективности ради, нужно сказать, что пока преждевременно давать прогнозы успешности инвестиционного проекта, но в отличие от велосипедистов авиационные ремонтники говорят о соблюдении условий договора: объем инвестиций (13 млн. долл., из которых уже освоено 8 млн. долл.), обеспечение рабочими местами, социальная инфраструктура и, главное, новые виды техники. Накануне состоялась ее презентация. Были представлены новые версии хорошо известных советских вертолетов Ми-8 и Ми-2: Ми-8МСБ и МСБ-2. Над их глубокой модернизацией работали запорожские и оршанские специалисты.
НОВАЯ ЖИЗНЬ ВЕРТОЛЕТА
Напомним, что Ми-8МСБ является результатом ремоторизации (замены двигателя) самого массового в мире транспортно-десантного вертолета Ми-8Т. На этой машине старые маломощные моторы ТВ2-117 заменены на новые турбовальные двигатели повышенной мощности (1 тыс. л.с. в крейсерском режиме) ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е (с электронным запуском), которые выпускает «Мотор Сич». Редуктор с пропускной способностью 2,5 тыс. л.с. позволяет поднять взлетную массу вертолета до 15 т. По данным компании-разработчика, этот двигатель позволяет экономить до 20% топлива (часовой расход 500 кг) и обеспечивает увеличение дальности полета до 600 км без дополнительного топливного бака. Новый двигатель обеспечивает модернизированному вертолету высокую скороподъемность: рабочую высоту в 4 км Ми-8МСБ набирает всего за 7 минут против 40 у Ми-8Т. Он особенно эффективен в эксплуатации в условиях горной местности и высоких температур, а также имеет повышенный на 30% эксплуатационный ресурс. Двигатели пятого поколения заводятся при 52 градусах и позволяют поднимать вертолет на рекордную для такого класса высоту – 9150 метров.
Первый полет Ми-8МСБ, моторизированный новыми двигателями, совершил 10 ноября 2010 года. В ходе испытаний за последние полтора-два года эта машина установила около 20 мировых рекордов по скороподъемности и высотности. Последний из них – 15 августа нынешнего года, когда впервые в истории авиации за 29 минут 30 секунд этот вертолет поднялся на высоту 9150 м, что выше «пика мира» – горы Эверест.
39-15-2.jpg
Глава администрации президента Республики Беларусь
Андрей Кобяков (слева) и президент АО «Мотор Сич»
Вячеслав Богуслаев (справа).
Фото Андрея Артамонова
Первые образцы двигателя-рекордсмена были собраны в Запорожье, а уже к 2011 году их производство решено перевести под Оршу. Для этого на Оршанском авиаремонтном предприятии пришлось выполнить большой объем работ. При ремоторизации был частично изменен и сам фюзеляж, ввиду большей мощности двигателей усилены несущие элементы, установлена новая система запуска двигателя. Что при внешнем сходстве с предшественником позволяет считать Ми-8МСБ практически новым воздушным судном. Чтобы создать производство полного цикла и до минимума снизить зависимость от поставщиков, предполагается организовать изготовление важнейших комплектующих на месте. Для этого закупается самое современное оборудование.
Поводы для оптимизма дают рыночные перспективы винтокрылой машины с новым украинско-белорусским мотором. Это и огромные рынки постсоветского пространства, как в дожде после засухи, нуждающиеся в современной надежной технике, способной выполнять весь спектр задач. При этом только за счет ремоторизации оживает пылящаяся в ангарах техника, давно списанная на свалку истории. Интерес к этой машине колоссальный и на рынках третьих стран – в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Африке. Пока объемы производства неспособны удовлетворить все возрастающий спрос: в 2013-м планируется выпустить 5 Ми-8МСБ, в следующем – до 20. Однако с каждым годом количество новых винтокрылых будет только увеличиваться, поскольку в силу обычной экономической логики дать машине новый мотор куда выгоднее, чем расточительно закупать новые вертолеты, не факт, что более эффективные и надежные. А поскольку фокус на ремоторизации позволяет еще сохранить центры компетенции, инженерные кадры, оживить производственные площадки и очертить новые контуры кооперации, то запорожская техника и вовсе – на вес золота. Если к успешному проекту добавить маркетинговые возможности корпорации «Вертолеты России» и допустить, что из-за Соглашения ЕС об ассоциации с Украиной не пострадает российско-украинская кооперация (не будет введен режим наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях) и поставки узлов и комплектующих через таможенную границу будут вестись в режиме ЗСТ, то рыночные перспективы обновленного вертолета просто ошеломляют.
ПЛОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Впрочем, Ми-8МСБ – не единственный продукт сотрудничества на Оршанском предприятии. Новой же задачей белорусского предприятия является ремоторизация также весьма популярного вертолета Ми-2 (МСБ). Новый двигатель для этих машин уже разработан в Запорожье. В 2014 году он будет представлен широкой аудитории. Он уже вызывает едва ли не больший интерес, чем более крупный Ми-8МСБ.
Таким образом, возрождение Оршанского предприятия влечет целую цепь инфраструктурных новаций: белорусы уже в этом году открывают логистический центр для автоперевозчиков, подвозящих детали к заводу. Затем в работе центра будет задействована до сих пор пустующая, но содержащаяся в пригодном состоянии взлетная полоса. Ну а дальше – подведение железнодорожного транспорта. Видя огромный энтузиазм партнеров, АО «Мотор Сич» даже открыло в Белоруссии свое представительство. В его задачи будет входить не только координация деятельности производителей, поставщиков, связь с государственными органами, но и реализация разнообразных гуманитарных и культурных программ сотрудничества, направленных на поддержку традиционных ценностей православного славянского братства.

У президента АО «Мотор Сич»
Вячеслава Богуслаева – юбилей!
28 октября отмечает юбилей президент АО «Мотор Сич», генеральный конструктор, промышленный, научный, общественный и политический деятель Украины Вячеслав Александрович Богуслаев. Безусловно, это выдающийся инженер, внесший огромный вклад в развитие мировой авиации, настоящий профессионал своего дела, талантливый руководитель, человек, обладающий ярким обаянием и потрясающей энергетикой.
От имени коллектива ОАО «218 АРЗ» и от себя лично поздравляю Вячеслава Александровича с этой датой. От всей души желаю крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, удачи и благополучия.
Выражаю надежду на продолжение, укрепление, повышение содержательности и конструктивности нашего партнерства. Ценю сложившиеся между нашими предприятиями партнерские отношения и приму все меры для их сохранения и дальнейшего развития.
Генеральный директор ОАО «218 АРЗ»
Александр Игнатьев.

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Создатель «Новых людей» возглавил партию

Создатель «Новых людей» возглавил партию

Евгений Солотин

Алексей Нечаев уверен, что власть должна уделять больше внимания не Ливии и Сирии, а российским регионам

0
1522
Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

Как развивалось арбитражное производство при экс-главе экономколлегии ВС Олеге Свириденко

0
1785
Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Военное кораблестроение дрейфует в нереализованных планах

Александр Иванин

В России возник флот амбиций и обещаний

0
4015
Поздравление

Поздравление

0
816

Другие новости

Загрузка...