Модернизированный Ми-8МСБ в белорусском небе. Фото Андрея Артамонова
На берегу седого Днепра при впадении в него реки Оршица, в 80 километрах к югу от Витебска, расположился небольшой городок районного подчинения – Орша. Гордостью Белоруссии он стал не только благодаря плодородным землям и гостеприимным людям, но и за счет славной истории авиации – Оршанскому авиаремонтному заводу, обретшему второе дыхание с приходом украинских инвесторов – украинской компании «Мотор Сич». Может быть, потому белорусы и украинцы так быстро нашли взаимопонимание, что их роднит нечто большее, чем единый технический язык и подходы к реализации научно-производственной политики. В центре союза – безусловное понимание принадлежности к одной днепровской славянской купели и того, что возрождение кооперации – залог экономических успехов на очень длительную перспективу.
ИЗ ПРОШЛОГО В БУДУЩЕЕ
История Оршанского авиаремонтного завода, который в действительности находится в поселке Болбасово под Оршей, началась в 1941 году. И до недавнего времени мало кто сомневался, что славные страницы истории предприятия останутся в далеком прошлом. После развала СССР, когда из Белоруссии были выведены ядерные бомбардировщики Ту-22, Оршанский завод остался один на один с поиском заказов, рынков, пустой взлетной полосой, переданной ему по наследству от военной части. В Белоруссии, которая не могла похвастаться большим парком летательных аппаратов, осталось три авиаремонтных завода, вынужденных соревноваться не только между собой, но и с конкурентами из России в силу исторически сложившихся причин и объективных обстоятельств, связанных с наличием единой таможенной территории, а стало быть, и отсутствием границы. Именно это побудило руководство Оршанского завода попробовать ремонт новых видов авиатехники – вертолетов. Сегодня в ангарах завода самолетов не осталось вовсе.
Балансируя на грани убыточности и уповая на государственную помощь, предприятие сумело-таки отыскать стратегического партнера в лице запорожского моторостроительного гиганта «Мотор Сич», взявшего в 2011 году 60% акций плюс большое количество дополнительных обязательств, как производственно-экономических, так и социальных. Важно подчеркнуть, что и украинский инвестор, придя в Беларусь, обрел производственную площадку на территории Таможенного союза. Последнее является критически важным в условиях, когда сама Украина с упорством, достойным лучшего применения, рвется в зону свободной торговли с Европейским союзом. Его рабочие органы, согласно Соглашению об ассоциации, будут определять (диктовать) технические требования, что неминуемо подтолкнут украинскую высокотехнологическую промышленность к обвалу. Впрочем, компания «Мотор Сич» благодаря грамотному управлению и мощнейшему инженерному потенциалу, никогда, с момента распада Советского Союза, не полагалась ни на государство, ни на заграницу, а привыкла всегда опираться исключительно на свои силы и ум. Последние – без оглядки на государственную бюрократию – и по сей день позволяют предприятию выходить на закрытые для других рынки, расширять портфель заказов и профиль деятельности. История с приходом в Белоруссию – из этой же серии. У белорусов же оказались свободные руки, опытные кадры и два пустых ангара, где можно воплощать идеи украинских конструкторов. Объективности ради, нужно сказать, что пока преждевременно давать прогнозы успешности инвестиционного проекта, но в отличие от велосипедистов авиационные ремонтники говорят о соблюдении условий договора: объем инвестиций (13 млн. долл., из которых уже освоено 8 млн. долл.), обеспечение рабочими местами, социальная инфраструктура и, главное, новые виды техники. Накануне состоялась ее презентация. Были представлены новые версии хорошо известных советских вертолетов Ми-8 и Ми-2: Ми-8МСБ и МСБ-2. Над их глубокой модернизацией работали запорожские и оршанские специалисты.
НОВАЯ ЖИЗНЬ ВЕРТОЛЕТА
Напомним, что Ми-8МСБ является результатом ремоторизации (замены двигателя) самого массового в мире транспортно-десантного вертолета Ми-8Т. На этой машине старые маломощные моторы ТВ2-117 заменены на новые турбовальные двигатели повышенной мощности (1 тыс. л.с. в крейсерском режиме) ТВ3-117ВМА-СБМ1В серии 4Е (с электронным запуском), которые выпускает «Мотор Сич». Редуктор с пропускной способностью 2,5 тыс. л.с. позволяет поднять взлетную массу вертолета до 15 т. По данным компании-разработчика, этот двигатель позволяет экономить до 20% топлива (часовой расход 500 кг) и обеспечивает увеличение дальности полета до 600 км без дополнительного топливного бака. Новый двигатель обеспечивает модернизированному вертолету высокую скороподъемность: рабочую высоту в 4 км Ми-8МСБ набирает всего за 7 минут против 40 у Ми-8Т. Он особенно эффективен в эксплуатации в условиях горной местности и высоких температур, а также имеет повышенный на 30% эксплуатационный ресурс. Двигатели пятого поколения заводятся при 52 градусах и позволяют поднимать вертолет на рекордную для такого класса высоту – 9150 метров.
Первый полет Ми-8МСБ, моторизированный новыми двигателями, совершил 10 ноября 2010 года. В ходе испытаний за последние полтора-два года эта машина установила около 20 мировых рекордов по скороподъемности и высотности. Последний из них – 15 августа нынешнего года, когда впервые в истории авиации за 29 минут 30 секунд этот вертолет поднялся на высоту 9150 м, что выше «пика мира» – горы Эверест.
|
Глава администрации президента Республики Беларусь
Андрей Кобяков (слева) и президент АО «Мотор Сич»
Вячеслав Богуслаев (справа).
Фото Андрея Артамонова |
Первые образцы двигателя-рекордсмена были собраны в Запорожье, а уже к 2011 году их производство решено перевести под Оршу. Для этого на Оршанском авиаремонтном предприятии пришлось выполнить большой объем работ. При ремоторизации был частично изменен и сам фюзеляж, ввиду большей мощности двигателей усилены несущие элементы, установлена новая система запуска двигателя. Что при внешнем сходстве с предшественником позволяет считать Ми-8МСБ практически новым воздушным судном. Чтобы создать производство полного цикла и до минимума снизить зависимость от поставщиков, предполагается организовать изготовление важнейших комплектующих на месте. Для этого закупается самое современное оборудование.
Поводы для оптимизма дают рыночные перспективы винтокрылой машины с новым украинско-белорусским мотором. Это и огромные рынки постсоветского пространства, как в дожде после засухи, нуждающиеся в современной надежной технике, способной выполнять весь спектр задач. При этом только за счет ремоторизации оживает пылящаяся в ангарах техника, давно списанная на свалку истории. Интерес к этой машине колоссальный и на рынках третьих стран – в Латинской Америке, Юго-Восточной Азии, Африке. Пока объемы производства неспособны удовлетворить все возрастающий спрос: в 2013-м планируется выпустить 5 Ми-8МСБ, в следующем – до 20. Однако с каждым годом количество новых винтокрылых будет только увеличиваться, поскольку в силу обычной экономической логики дать машине новый мотор куда выгоднее, чем расточительно закупать новые вертолеты, не факт, что более эффективные и надежные. А поскольку фокус на ремоторизации позволяет еще сохранить центры компетенции, инженерные кадры, оживить производственные площадки и очертить новые контуры кооперации, то запорожская техника и вовсе – на вес золота. Если к успешному проекту добавить маркетинговые возможности корпорации «Вертолеты России» и допустить, что из-за Соглашения ЕС об ассоциации с Украиной не пострадает российско-украинская кооперация (не будет введен режим наибольшего благоприятствования в торгово-экономических отношениях) и поставки узлов и комплектующих через таможенную границу будут вестись в режиме ЗСТ, то рыночные перспективы обновленного вертолета просто ошеломляют.
ПЛОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА
Впрочем, Ми-8МСБ – не единственный продукт сотрудничества на Оршанском предприятии. Новой же задачей белорусского предприятия является ремоторизация также весьма популярного вертолета Ми-2 (МСБ). Новый двигатель для этих машин уже разработан в Запорожье. В 2014 году он будет представлен широкой аудитории. Он уже вызывает едва ли не больший интерес, чем более крупный Ми-8МСБ.
Таким образом, возрождение Оршанского предприятия влечет целую цепь инфраструктурных новаций: белорусы уже в этом году открывают логистический центр для автоперевозчиков, подвозящих детали к заводу. Затем в работе центра будет задействована до сих пор пустующая, но содержащаяся в пригодном состоянии взлетная полоса. Ну а дальше – подведение железнодорожного транспорта. Видя огромный энтузиазм партнеров, АО «Мотор Сич» даже открыло в Белоруссии свое представительство. В его задачи будет входить не только координация деятельности производителей, поставщиков, связь с государственными органами, но и реализация разнообразных гуманитарных и культурных программ сотрудничества, направленных на поддержку традиционных ценностей православного славянского братства.
У президента АО «Мотор Сич»
Вячеслава Богуслаева – юбилей!
28 октября отмечает юбилей президент АО «Мотор Сич», генеральный конструктор, промышленный, научный, общественный и политический деятель Украины Вячеслав Александрович Богуслаев. Безусловно, это выдающийся инженер, внесший огромный вклад в развитие мировой авиации, настоящий профессионал своего дела, талантливый руководитель, человек, обладающий ярким обаянием и потрясающей энергетикой.
От имени коллектива ОАО «218 АРЗ» и от себя лично поздравляю Вячеслава Александровича с этой датой. От всей души желаю крепкого здоровья, неиссякаемой энергии, удачи и благополучия.
Выражаю надежду на продолжение, укрепление, повышение содержательности и конструктивности нашего партнерства. Ценю сложившиеся между нашими предприятиями партнерские отношения и приму все меры для их сохранения и дальнейшего развития.
Генеральный директор ОАО «218 АРЗ»
Александр Игнатьев.