0
18622
Газета Вооружения Интернет-версия

05.09.2014 00:01:15

Истоки ядерной мощи страны

Юрий Сыч

Об авторе: Юрий Григорьевич Сыч – начальник 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации, генерал-майор.

Тэги: вооружение, ядерное оружие


вооружение, ядерное оружие На ядерных арсеналах регулярно проводятся учения по предупреждению аварийных ситуаций. Поэтому аварии там практически не случаются. Фото Сергея Шорина

Вчера была очередная годовщина создания Специального отдела Генштаба. 4 сентября 1947 года в военном ведомстве появилось первое структурное подразделение, которое начало заниматься проблемами ядерного оружия. Спецотдел стал одним из предшественников нынешнего 12-го Главного управления Министерства обороны Российской Федерации, отвечающего за поддержание в постоянной боеготовности самого мощного вооружения нашего государства. И эта деятельность прямо связана с другим важным для страны событием. Ведь как раз несколько дней назад, 29 августа 2014 года, мы отмечали 65-летие первого ядерного испытания в СССР, которое положило начало формированию прежде всего стратегического оборонного потенциала нашей родины. Была ликвидирована монополия США на ядерное оружие. Впредь никто не мог безнаказанно диктовать нам свою волю и шантажировать. Наличие ядерного оружия обеспечивало безопасность нашего государства, способствовало поддержанию глобальной стабильности. А потому это событие – переломное, судьбоносное для нашего отечества.

В ходе реализации советского атомного проекта на Министерство Вооруженных Сил были возложены организация и строительство атомного полигона, проведение на нем ядерных испытаний, изучение поражающих факторов ядерного оружия.

Под руководством спецотдела в течение двух лет были осуществлены строительство и формирование Семипалатинского полигона, подготовка этого полигона к проведению первого ядерного взрыва. Испытание ядерного заряда бомбы РДС-1, размещенного на металлической башне в центре специально оборудованного опытного поля, было проведено в 7 часов утра 29 августа 1949 года. Очевидцы по-разному вспоминали атомный взрыв, но общим было впечатление громадной, ни с чем не сравнимой мощи.

Докладывая Иосифу Сталину результаты этого испытания, Лаврентий Берия и Игорь Курчатов отмечали, что в результате атомного взрыва ударная волна полностью разрушила промышленные сооружения и жилые кирпичные здания в радиусе 1500 м. Из-за действия проникающей радиации в радиусе 1200 м от центра взрыва возникла зона смертельной опасности для человека. В радиусе 2 км образовалась зона сплошных пожаров. Энерговыделение первой советской атомной бомбы составило 22 килотонны тротилового эквивалента.

ПЕРВЫЙ ЯДЕРНЫЙ БОЕЗАПАС

Первое ядерное испытание подтвердило, что СССР стал обладателем технологии создания сверхмощного оружия, и продемонстрировало готовность советской атомной науки и промышленности к его производству. На повестку дня встал вопрос оснащения этим оружием Вооруженных сил. С другой стороны, полученные в ходе испытания данные о разрушающем и поражающем действии ядерного взрыва позволили организовать противоатомную защиту войск и населения страны, приступить к разработке вопросов применения ядерного оружия, тактики и оперативного использования войск в новых условиях.

Если же говорить о том, когда начал формироваться ядерный арсенал СССР, то в мемуарах ветеранов ядерно-оружейного комплекса приводятся такие данные: первая экспериментальная партия ядерных бомб РДС-1 в количестве 5 штук, созданная как начальный боезапас на случай ядерной агрессии против СССР, была произведена опытным заводом КБ-11 (Арзамас-16) в 1950 году.

Сначала ядерное оружие получили ВВС. В начале 50-х годов авиация являлась единственным средством доставки ядерных бомб на территорию вероятного противника. Впервые атомная бомба была сброшена с самолета Ту-4 и взорвана в воздухе на высоте 380 м над опытным полем Семипалатинского полигона (а не на вышке, как в двух предыдущих опытах) 18 октября 1951 года. Эту дату вполне справедливо считать днем рождения отечественного ядерного оружия. Серийное производство атомных бомб началось в 1954 году.

Первые образцы ракетно-ядерного оружия приняты на вооружение в 1956–1958 годах.

В октябре 1957 года в Губе Черной на Новоземельском полигоне была испытана для ВМФ торпеда Т-5. Разработанный для этой торпеды ядерный заряд также использовался в составе боевой части зенитной управляемой ракеты ЗУР-215. К 1965 году все рода войск были оснащены ядерными боеприпасами.

Государство не жалело средств на совершенствование ядерного арсенала, и за короткий срок была пройдена громадная дистанция: от громоздких атомных бомб до малогабаритных боеприпасов, совершенных по эффективности и более безопасных в эксплуатации.

Первоначально ядерные боеприпасы и инфраструктура их хранения и эксплуатации находились в атомной промышленности. Это было связано с тем, что на момент начала серийного производства Минобороны не было готово принять ядерные боеприпасы, а Министерство среднего машиностроения не было готово передать эти боеприпасы в военное ведомство.

Поначалу и производство, и хранение атомных бомб осуществлялись в ядерном центре – КБ-11 (Арзамас-16). Для их хранения были возведены подземные железобетонные склады-хранилища. Бомбы хранились в разобранном виде. Регламентные работы с ними проводили специалисты КБ-11. Но часть атомных бомб была «заложена» на опытное хранение, на практике которого разрабатывались эксплуатационная документация и требования к хранилищам.

Рост арсенала атомных бомб обусловил создание во второй половине 1953 года в КБ-11 двух военно-сборочных бригад, укомплектованных прикомандированными к Министерству среднего машиностроения военнослужащими, предварительно прошедшими обучение на спецкурсах здесь же, в ядерном центре. Эти военно-сборочные бригады производили сборку серийных атомных бомб.

Лишь к началу 1955 года в атомной промышленности была создана инфраструктура хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов: разработана эксплуатационно-техническая документация, созданы технологическая оснастка и оборудование, специальные средства перевозки ядерных боеприпасов; для их хранения и подготовки к боевому применению сформированы специальные воинские части. Инженерно-технический состав этих частей прошел обучение в специально созданном в КБ-11 учебном центре.

В этом же году была произведена закладка ядерных боеприпасов на центральные и войсковые базы хранения, которые располагали специальными защитными сооружениями для содержания ядерных боеприпасов и их подготовки к боевому применению.

Только после создания соответствующей инфраструктуры и всесторонней отработки технологии хранения и эксплуатации ядерных боеприпасов, подготовки квалифицированных кадров решением партийно-государственного руководства нашей страны запасы ядерного оружия вместе с базами его хранения поэтапно в 1956–1958 годах были переданы из Министерства среднего машиностроения в Министерство обороны.

СОЗДАНИЕ ОСОБОГО АРСЕНАЛА

В местах хранения ядерных боеприпасов постоянно ведется контроль уровня радиации.	 Фото Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ
В местах хранения ядерных боеприпасов постоянно ведется контроль уровня радиации. Фото Управления пресс-службы и информации Министерства обороны РФ

Всего в СССР было проведено 715 ядерных испытаний. Эти испытания в основном проводились на Семипалатинском и Новоземельском полигонах. Последнее ядерное испытание в СССР было проведено на Новоземельском полигоне 24 октября 1990 года.

Я считаю, что их проведение сыграло определяющую роль в создании ядерного щита Отечества. Эти испытания являлись обязательной составной частью разработки ядерных зарядов. Создание отечественного ядерного арсенала, отвечавшего требованиям надежности, живучести, безопасности, опиралось на испытания различных типов.

Семипалатинский испытательный полигон после распада СССР оказался за пределами России и в 1994 году был закрыт. В настоящее время действует лишь ядерный полигон на архипелаге Новая Земля, получивший в феврале 1992 года статус Центрального полигона Российской Федерации. 17 сентября 2014 года Центральный полигон Российской Федерации отмечает 60-летие своего создания.

Российская Федерация, подписавшая в 1996 году Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), не вправе проводить испытательные ядерные взрывы в военных или любых других целях. Но это не означает, что мы не можем использовать возможности Новоземельского полигона для проведения не противоречащих ДВЗЯИ работ в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности Российской Федерации. Речь идет о так называемых неядерно-взрывных экспериментах. По своей сути такие эксперименты являются экспериментами с макетами ядерных зарядов. При их проведении производится подрыв химического взрывчатого вещества, которое взрывной волной обжимает образцы делящихся материалов и фрагментов ядерных зарядов. Такие испытания позволяют исследовать физические процессы, происходящие в ядерных зарядах в момент взрыва. Они необходимы для оценки надежности российского ядерного арсенала, а также безопасности его длительного хранения. Подготовку и проведение испытаний на полигоне осуществляет государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» совместно со специалистами Центрального полигона Российской Федерации.

Хочу отметить, что проведение в Российской Федерации и США неядерно-взрывных экспериментов ни в коем случае не свидетельствует о продолжении процесса совершенствования ядерного оружия в условиях запрета на ядерные испытания. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний заключался исходя из понимания необходимости остановки дальнейшего совершенствования ядерного оружия, исключения возможности создания его новых видов, укрепления режима нераспространения.

И российские, и зарубежные специалисты считают, что создать на базе неядерно-взрывных экспериментов новые образцы ядерного оружия невозможно. «Точнее, разработать-то можно, – отмечал бывший министр Российской Федерации по атомной энергии академик Виктор Михайлов. – Однако само отсутствие полномасштабного испытания не позволит убедиться в верности выбора физической схемы и конструкции оружия, а значит, и рассчитывать на ядерный фактор в своей политике». Речь может идти только о модернизации автоматики ядерных боеприпасов в интересах повышения их надежности и безопасности.

4 сентября военнослужащие 12-го Главного управления отмечают свой профессиональный праздник – День специалиста по ядерному обеспечению. В настоящее время ядерное обеспечение Вооруженных сил РФ – прерогатива Главного управления, одно из приоритетных направлений нашей деятельности, можно даже сказать, ее концентрированное выражение. В этой связи дата профессионального праздника приурочена к дате образования первого предшественника нашего Главного управления – Специального отдела Генерального штаба Вооруженных сил СССР.

ВЫСОЧАЙШИЙ УРОВЕНЬ БЕЗОПАСНОСТИ

Специалисты по ядерному обеспечению появились с возникновением ядерного оружия.

Возьмем, к примеру, первое ядерное испытание. После изготовления и комиссионной приемки узлов, деталей испытываемого изделия в начале августа 1949 года в советском ядерном центре – КБ-11 была осуществлена контрольная сборка РДС-1 и проверка ее пригодности для полигонного испытания. Затем РДС-1 была демонтирована, узлы и детали – тщательно осмотрены, упакованы и отправлены на Семипалатинский полигон по железной дороге. На полигоне РДС-1 снова была собрана, комиссионно проверена, поднята на башню, снаряжена ядерным зарядом, детонаторами и подключена к системе подрыва. Хотя я перечислил далеко не полный перечень проводившихся мероприятий.

Специалисты по ядерному обеспечению – это те военнослужащие, которые осуществляют военную приемку, хранение ядерных боеприпасов, периодически проводят с ними регламентные работы, поддерживают их на уровне заданных требований, а при необходимости доставляют в части боевого применения, сопровождают ядерные боеприпасы на протяжении всего жизненного цикла – от производства до утилизации.

Конечно же, это специалисты высоко подготовленные и дисциплинированные. В свое время Алексей Косыгин отмечал: «Это люди особого доверия, подлинные патриоты нашего отечества». Они прекрасно осознают, с каким грозным оружием имеют дело и насколько велика цена пунктуальности, точности, ответственности при работе с ним.

За годы, прошедшие после первого ядерного испытания, специалисты по ядерному обеспечению эксплуатировали десятки тысяч ядерных боеприпасов, выполняли миллионы разнообразных технологических операций с ними, но не допустили ни одного случая, вследствие которого возникла бы ядерная или радиационная чрезвычайная ситуация, повлекшая ядерный процесс или радиоактивный выброс. Это ярчайший показатель эффективности созданной в нашей стране системы безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов.

Если говорить об обеспечении безопасности ядерных боеприпасов, то могу заверить, что в этом вопросе применяют все необходимые технические и организационные меры. Ведь ядерно активные материалы и обычные взрывчатые вещества – уже сам факт наличия этих компонентов в ядерном боеприпасе характеризует его как потенциально опасное техническое устройство, которое по своей физической сути таит в себе реальную угрозу в случае возможных аварий, техногенных катастроф и диверсий.

Технические меры заложены в самой конструкции ядерного боеприпаса. Они предохраняют возможность несанкционированного ядерного взрыва или ядерного энерговыделения значительной мощности в случае аварийного подрыва химического взрывчатого вещества.

Организационные меры – это те требования, которые нужно соблюдать при обращении с ядерными боеприпасами на всех стадиях их жизненного цикла. Требования эти самые разнообразные. Одни связаны с отбором, подготовкой, квалификацией персонала, другие определяют действия персонала при выполнении технологических процессов, третьи предполагают многоступенчатые охранные мероприятия, четвертые – меры, исключающие возможность несанкционированного доступа, и т.д.

Хотел отметить, что роль человека в обеспечении безопасности ядерного оружия по-прежнему высока. Несмотря на то что исходным началом российской концепции обеспечения безопасности ядерного оружия является приоритет технических мер безопасности над мерами организационными, влияние человеческого фактора вряд ли когда-нибудь удастся исключить полностью. Поэтому и наши предшественники, и нынешнее поколение руководителей и организаторов безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов всегда уделяли и уделяют сейчас пристальное внимание формированию высоких профессиональных и морально-деловых качеств военных ядерщиков, поддержанию в наших воинских коллективах здоровой нравственной обстановки.

Быть ответственным, пунктуальным, исполнительным, неукоснительно следовать букве инструкции – быть такими заставляют нас реалии основной деятельности. По-другому к ядерному оружию относиться нельзя. 65-летний период безопасной эксплуатации ядерных боеприпасов свидетельствует об эффективности сложившейся в Главном управлении системы отбора и подготовки специалистов для этой работы.

Еще на этапе поступления в высшие военные учебные заведения кандидаты подвергаются углубленному медицинскому освидетельствованию и тестированию на профессиональную пригодность. По окончании обучения комиссией Главного управления проводятся отбор и распределение выпускников военно-учебных заведений в воинские части.

Затем они проходят дополнительную подготовку в специализированном учебном центре. Здесь наряду с изучением вопросов эксплуатации конкретных типов ядерных боеприпасов слушатели подвергаются тщательной психофизиологической диагностике, в том числе с использованием аппаратно-программных комплексов и приборов оценки психофизиологических реакций. По результатам обучения к эксплуатации ядерных боеприпасов допускаются только лица, получившие оценки не ниже «хорошо» и не имеющие отрицательных результатов психологического тестирования.

В дальнейшем наши специалисты ежегодно проходят медицинское и психофизиологическое обследование и подвергаются проверке теоретических знаний и практических навыков по эксплуатации ядерных боеприпасов. Проверка знаний и психологическое сопровождение проводятся также в процессе подготовки к конкретным работам с ядерными боеприпасами, а медицинский осмотр – ежедневно перед началом таких работ. Данная система показала свою жизнеспособность, она эффективна, постоянно развивается, совершенствуется, ее оптимальному функционированию мы уделяем должное внимание.

В заключение хочу отметить – современные реалии таковы, что и сегодня, и в обозримой перспективе для обеспечения гарантий национальной безопасности отечества альтернативы ядерному оружию нет. Данное обстоятельство еще раз подтверждает значимость исторического события, происшедшего 29 августа 1949 года, – первого ядерного испытания в СССР. И сегодня, и в обозримой перспективе труд военных ядерщиков будет востребован и значим.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1538
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1738
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1843
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4191

Другие новости