Ремонт и модернизация «Адмирала Нахимова» могут стать неподъемной ношей для военного бюджета. Фото с сайта www.sevmash.ru
В пятницу 24 октября тяжелый атомный ракетный крейсер (ТАРК) «Адмирал Нахимов» (прежде носил имя «Калинин») переведен от стенки Севмаша, где он находился с 1999 года, в наливной бассейн этого предприятия, где должна проводиться глубокая модернизация корабля по проекту 11442М. Первоначально хотели осуществить данную операцию в конце лета, потом перенесли ее на 25 сентября. Но и в этот срок уложиться не удалось. Тогда назначили новую дату – на середину октября. И вот только теперь докование состоялось.
ПОЧТИ ПО ПЛАТОНОВУ
Для чего потребовалось переместить «Адмирала Нахимова» в наливной бассейн? Дело в том, что на Севмаше нет нормального сухого дока, куда можно было бы по всем правилам судоремонтной науки поставить корабль водоизмещением около 24 000 т, длиной 251 м, шириной 28,5 м и осадкой 9,1 м. Наливной бассейн – это искусственная акватория, в которую прежде на Севмаше спускали построенные подводные лодки. Его можно осушить, и тогда он превращается в площадку, где можно ремонтировать и модернизировать корабли. Так было, например, с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал флота Советского Союза Горшков», который стараниями севмашевцев был превращен в легкий авианосец «Викрамадитья» ВМС Индии.
Но для того чтобы завести «Викрамадитью», «Адмирала Нахимова» или любой другой большой корабль в наливной бассейн, нужно уменьшить, и довольно значительно, его осадку, так как требуется провести его через порог батопорта – специального гидротехнического устройства, запирающего вход в бассейн.
Вот почему к днищевой части корабля привариваются понтоны, позволяющие «приподнять» крейсер. На «Адмирале Нахимове» сначала установили понтоны правого борта, а затем и на левом борту. И только тогда стала возможной проводка корабля в наливной бассейн.
Если учесть, что работы по модернизации ТАРК начались в январе этого года, то нетрудно представить, насколько хлопотна эта затея, которая по своему сюжету уже все больше напоминает мрачный сюрреализм повести Андрея Платонова «Котлован». Ведь любому непредвзятому человеку сегодня совершенно ясно, что передать флоту «Адмирала Нахимова» в 2018 году, как о том заявляют руководители ВМФ и ОСК, не удастся. Срок будет сдвинут за 2020 год, и вполне вероятно ближе к 2025 году. А это неизбежно повлечет дополнительные расходы и создаст почву для разного рода коррупционных схем, «распилов» и «откатов».
Сейчас ссылаются на то, что Севмаш приобрел большой опыт при модернизации «Викрамадитьи». Это действительно так. Но в этом опыте есть не только хорошие стороны, но и плохие. Корабль был задержан сдачей заказчику на пять лет, а реализация проекта оказалась убыточной для России, и издержки были погашены за счет российских налогоплательщиков.
Сейчас готовится выйти на заводские ходовые испытания фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» – головной проект 22350, который строится восемь лет! И еще не факт, что он будет передан заказчику в следующем году, поскольку на испытаниях вполне могут выявиться недоработки, недоделки и т.д., не говоря уже о системах вооружения, которые еще ни разу не стреляли. Вот почему за четыре года довести до ума такой гораздо более сложный корабль, как «Адмирал Нахимов», никак не удастся.
ПОДСЧИТАЕМ ПЛЮСЫ И МИНУСЫ
Предвижу возражения военно-морской общественности, которая любит большие надводные корабли и всячески за них ратует. Ее аргументы на первый взгляд звучат убедительно. Мол, российский Военно-морской флот после модернизации получит мощнейший крейсер, который на Западе нередко классифицируют как «линейный крейсер» (battlecruiser), а некоторые российские авторы говорят о нем даже как о «ракетном линкоре».
Действительно, состав вооружения «Адмирала Нахимова», который он может получить в результате модернизации, впечатляет: 80 ракет «Оникс» и «Калибр-НК», которыми можно поражать не только морские, но и береговые цели на дальности более 1500 км (по данным ряда источников – до 2600 км), а также около сотни зенитных ракет ЗРК «Полимент-Редут». Это без учета ЗРАК «Палаш» или «Панцирь», а также противолодочных ракет.
К слову, и до модернизации «Адмирал Нахимов», равно как и его младший собрат «Петр Великий», нес весьма серьезное ракетное вооружение: 20 ПКР «Гранит», 96 ЗУР «Форт», 40 ЗУР «Оса» и 20 ПЛУР «Водопад», то есть 176 единиц управляемого ракетного оружия, не считая «кортиков» и неуправляемых ракет РБУ.
Наверняка в состав вооружения модернизированного «Адмирала Нахимова» войдут новейшая спаренная 152-мм артиллерийская установка «Коалиция-Ф» или 130-мм АУ А-192М «Армат» и, возможно, 12-ствольные 30-мм автоматы «Дуэт». Естественно, корабль получит самое современное электронное оснащение: автоматизированного боевого управления, связи, радиолокационное, гидроакустическое и радиоэлектронной борьбы. Будут на него базироваться и вертолеты. ТАРК станет великолепным командным пунктом для кораблей ВМФ РФ, действующих в отдаленных районах Мирового океана. Благодаря атомной энергетической установке у крейсера неограниченный район плавания. Другими словами, по совокупности своих возможностей «Адмирал Нахимов» будет уступать только американским атомным авианосцам.
По официальной формулировке, «Адмирал Нахимов» предназначен для придания боевой устойчивости силам флота, действующим в отдаленных районах морей и океанов, нанесения ударов по авианосным ударным группам и уничтожения противолодочных сил противника, атомных подводных лодок и надводных кораблей, а также обеспечения конвоев и десантных отрядов на переходе морем и в районах высадки. И теперь, очевидно, в этот перечень следует включить также нанесение высокоточных ударов по береговым объектам, в число которых входят органы государственного и военного управления, военные базы и склады, стратегически важные предприятия и объекты инфраструктуры. Не забудем и такой аспект военно-морской деятельности, как демонстрация флага, то есть военных возможностей страны у близких и далеких берегов. Наконец, ТАРК типа «Орлан», к которым относится и «Адмирал Нахимов», выполняют функцию сверхвооруженных яхт, на которых во время посещения флотов любят бывать главы государства и правительства и с борта которых они нередко озвучивают важные положения военно-морского строительства Российской Федерации и ее военной доктрины. Все российские президенты побывали на борту «Петра Великого». А для Дмитрия Медведева корабль даже сгоняли в полукругосветку из Северодвинска во Владивосток и обратно.
Однако возникает вопрос о способности крейсера выполнить в полном объеме вышеперечисленные задачи. И на западе и на востоке России противостоят коалиции высокоразвитых военно-морских государств. На их стороне существенное превосходство в надводных кораблях, обладающих значительным ударным и оборонительным потенциалом. Причем ни сейчас, ни в обозримом будущем эту ситуацию России не переломить. Эти же коалиции располагают мощными военно-воздушными силами, обученными действовать над морем и против надводных целей. Средства космической и электронной разведки позволят отслеживать перемещения «ракетного линкора» в реальном масштабе времени от момента отрыва от стенки и далее. Поэтому как бы ни был мощен и хорош «ракетный линкор», в военное время он обречен. И просто не сможет выполнить поставленные перед ним задачи.
Возможности по демонстрации флага у надводных кораблей с АЭУ ,достаточно ограниченны. Под давлением зеленых их пускают далеко не во все порты. Так, у того же «Петра Великого» возникли трудности даже при посещении Кейптауна в дружественной ЮАР.
Неслучайно корабельные атомные энергетические установки имеют довольно ограниченное «хождение»: они дороги, их эксплуатация и обслуживание требуют особых условий, что тоже ведет к увеличению издержек. АЭУ закрепились только на подводных лодках, ледоколах и авианосцах, то есть на тех кораблях, которым они остро необходимы и придают принципиально новое качество. Благодаря АЭУ субмарины могут длительное время бегать под водой с большой скоростью и нести мощное вооружение. Ядерные установки позволяют ледоколам крушить самые мощные льды. А на авианосцах они вырабатывают неограниченные объемы пара для катапульт, что увеличивает количество самолето-вылетов с палуб плавучих аэродромов в полтора-два раза по сравнению с авианосцами, оснащенными обычными ГЭУ. Обладая огромной мощностью, АЭУ дают возможность авианосцам нового поколения использовать перспективные электромагнитные катапульты.
А вот на крейсерах и эсминцах атомные энергетические установки особых преимуществ, кроме неограниченного района плавания, не дают. Более того, они могут обернуться не благом, а бедой. В случае попадания ракеты противника в реакторный отсек корабль и его экипаж будут обречены.
Возвращаясь к теме демонстрации флага, нельзя не признать, что «орланы» производят за рубежом впечатление больше не на военных, а на обывателей. И в странах НАТО, например, пропагандистская машина использует их появление в прилегающих водах как наглядную демонстрацию «российской угрозы». Таким образом стимулируется рост военных расходов в Североатлантическом альянсе.
Нельзя забывать также, что «Адмирал Нахимов» – корабль немолодой. Он вошел в боевой состав ВМФ в 1988 году, то есть 26 лет назад, – во время расцвета перестройки, когда качество работ на предприятиях ОПК стремительно падало. Правда, корабль служил не очень активно и недолго. Уже в 1997 году его вывели из действующего состава Северного флота, а 14 августа 1999 года крейсер прибыл на Севмаш «для ремонта и модернизации». Два чуть более старших ТАРК – «Адмирал Ушаков» (бывший «Киров») и «Адмирал Лазарев» (бывший «Фрунзе»), которые тоже прежде планировалось модернизировать, из-за плохого технического состояния, в том числе их АЭУ, решили утилизировать. Техническое состояние «Адмирала Нахимова» после 15 лет простоя тоже вряд ли можно признать блестящим.
Нельзя забывать и о том, что Севмаш – головное и на сегодня единственное предприятие российского судпрома по строительству атомных подводных лодок. Модернизация «Адмирала Нахимова» неизбежно будет отвлекать дефицитные ныне интеллектуальные и трудовые резервы от создания так нужных стране и флоту атомоходов, то есть тормозить их ритмичную сдачу. И история с авианосцем «Викрамадитья» этот тезис подтверждает.
ЦЕНА ВОПРОСА
Два года назад, когда контракт по «Адмиралу Нахимову» только прорабатывался, в ОСК была озвучена цена предстоящей модернизации. Как сообщил тогда руководитель департамента гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов, на ремонт, модернизацию и перевооружение ТАРК понадобится 50 млрд руб. По его словам, «стоимость только восстановления корабля превышает 30 млрд руб., а с учетом установки нового вооружения модернизация будет стоить около 50 млрд руб.».
Но это только наметки. Окончательный технический проект модернизации не готов. Его и не может быть, пока не завершится разборка и выгрузка из корпуса корабля вышедшего из строя и устаревшего оборудования. Этот процесс закончится только после постановки крейсера в наливной бассейн. И тогда, вполне возможно, выяснится, что 50 млрд руб. на реконструкцию «Адмирала Нахимова» недостаточно.
Другими словами, речь идет об очень немаленькой сумме. Для сравнения заметим, что стоимость мероприятий по импортозамещению продукции военного назначения, ранее поставлявшейся из Украины (а это корабельные газотурбинные энергоустановки, системы наведения для ракет и т.д.), оценивается Министерством промышленности и торговли РФ в те же 50 млрд руб.
Заметим, что с момента оглашения Анатолием Шлемовым данных о стоимости модернизации «Адмирала Нахимова» минуло два года. К сожалению, за это время инфляция в России ускорилась, цены на нефть упали, а вместе с ними и рубль. То есть сейчас можно говорить уже приблизительно о 60 млрд руб. на восстановление корабля, польза от которого в высшей степени сомнительна. В связи с этим стоит прислушаться к словам министра финансов РФ Антона Силуанова, который сказал, выступая в Совете Федерации: «Сейчас будет готовиться новая программа вооружения. Мы в рамках этой новой программы вооружения хотим уже пересмотреть тот объем ресурсов, который тратится, чтобы он был более реалистичным… Сейчас мы себе просто не можем такого позволить и будем вместе с Министерством обороны отрабатывать вопрос о том, чтобы определить расходы, которые бюджет может профинансировать». В свою очередь, президент Владимир Путин распорядился представить наиболее сбалансированный вариант ресурсного обеспечения новой госпрограммы вооружения, который должен в полной мере учитывать задачи в сфере военного строительства и при этом исходить из финансово-экономических возможностей страны. Совершенно очевидно, что «Боливар» российского бюджета не сможет выдержать тяжесть финансирования модернизации «Адмирала Нахимова».
КАКОВА АЛЬТЕРНАТИВА?
Как представляется, российские военно-морские начальники слишком увлеклись демонстрацией российского флага в Мировом океане. А вот задачи обороны своих берегов и меры по противодействию агрессии против нашей страны явно отошли на второй план. За примерами далеко ходить не надо. Возьмем Финский залив. Небольшие, но неплохо сбалансированные ВМС Финляндии, укомплектованные в том числе ударными кораблями, сегодня обладают неоспоримым превосходством над силами некогда могущественной Ленинградской военно-морской базы, насчитывающими сейчас всего несколько малых противолодочных кораблей проекта 1331М, дизель-электрическую ПЛ «Выборг» и около десятка рейдовых тральщиков.
Будущее ВМФ России, несомненно, будут определять не «ракетные линкоры», а атомные и неатомные подводные лодки, фрегаты проектов 22350 и 11356Р/М, корветы проектов 22385 и 22386, а также малые ракетные корабли проекта 21631. Они вооружаются теми же «калибрами», но смогут наносить удары более эффективно, поскольку их можно спрятать под водой, рассредоточить по разным акваториям и прикрыть с воздуха береговой авиацией. Флоту остро требуются противоминные корабли нового поколения, а также ракетные катера для защиты интересов России не где-то там в неведомых морях, а у своего берега.
А что же «Адмирал Нахимов»? Хорошо, что корабль перевели в наливной бассейн Севмаша. Там его можно разобрать на металл.