На начальном этапе Великой Отечественной войны в стране удалось быстро увеличить в разы выпуск боевой техники. Фото 1942 года
В истории каждого органа военного управления и любого воинского коллектива есть определенные этапы, своеобразные рубежные, знаменательные даты.
Для Департамента вооружения Министерства обороны РФ датой является 28 ноября 2014 года – день 85-летия со дня его образования.В этот день в 1929 году была учреждена должность начальника вооружений Рабоче-крестьянской Красной армии и создан его аппарат – Служба вооружений РККА.
ВМЕСТЕ С ГОСУДАРСТВОМ
История становления и развития Департамента вооружения МО РФ неразрывно связана с историей нашего государства и его Вооруженных сил. В настоящее время Департамент вооружения МО РФ является правопреемником всех предшествующих органов военного управления Вооруженных сил, отвечающих за решение вопросов формирования основных направлений военно-технической политики, создания, совершенствования и развития системы вооружения.
Можно с уверенностью сказать, что на всех этапах российской истории роль органов военного управления, отвечающих за развитие системы вооружения, неизменно возрастала в периоды обострения военно-политической обстановки, наличия реальной возможности по укреплению обороноспособности государства и развитию отечественного оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
Начало истории создания органов технического оснащения русской армии было положено в 1475 году, когда по приказанию великого князя Московского Ивана III была создана Пушечная изба – первый орган управления, ведающий производством и оснащением войск, артиллерийским вооружением, оружием и боеприпасами.
Двумя столетиями позже, в 1862 году, создается Главное артиллерийское управление (ГАУ) русской армии, в ведении которого сосредоточиваются вопросы технического оснащения армии артиллерийским вооружением, стрелковым оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и порохом.
Изменение форм и способов ведения войны, создание новых средств вооруженной борьбы в начале XX века, таких, как танки и бронетехника, аэропланы и аэростаты, самолеты и автомобили, потребовало создания специального органа управления оснащением русской армии этими средствами, каким стало Главное инженерное управление. С 1912 года оно получило наименование Главного военно-технического управления (ГВТУ).
Решение вопросов технического оснащения флота было поручено Главному морскому штабу, в 1906 году переименованного в Морской генеральный штаб.
Важной вехой в истории развития отечественных органов технического оснащения явился разработанный военным ведомством в 1907 году и представленный на утверждение императору Николаю II проект программы вооружения русской армии, рассчитанной на период до 1921 года, которым впервые в истории предусматривались комплексное развитие системы вооружения армии и флота, некоторая доля закупок по импорту и широчайший раздел строительства оборонных предприятий. Разработка данной программы вооружения русской армии явилась прообразом программного планирования развития системы вооружения в целом.
После Октябрьской революции 1917 года советским правительством был предпринят ряд попыток централизовать управление заказами вооружений и их производством, для чего в ноябре 1918 года создается Центральное управление снабжения, объединившее функции двух ранее созданных управлений – ГАУ и ГВТУ.
В дальнейшем, в июле 1919 года, при Совете обороны создается институт Чрезвычайного уполномоченного по снабжению РККА и его аппарат на местах. В этом же году в составе данного института образовывается Совет военной промышленности, главной задачей которого является разработка целенаправленных программ производства вооружений, возрождение военной промышленности и создание единого оборонно-производственного фронта советской республики.
Необходимо отметить, что в первые годы советской власти потребности в конкретных видах вооружения определяли два органа военного управления – Народный комиссариат по военным и морским делам и штаб РККА. Практические вопросы военного и гражданского производства решались Советом труда и обороны при Совете народных комиссаров. На госплан, входивший в состав Совета труда и обороны, возлагались задачи по текущему и перспективному планированию производства, в том числе и вооружений. Размещение заказов на производство вооружений осуществлял Комитет военных заказов при Высшем совете народного хозяйства.
НОВЫЙ ЭТАП
Проходят годы, страна становится на путь индустриализации и принимает первый пятилетний план развития народного хозяйства на 1929–1934 годы. В этот период осуществляется целый ряд мероприятий по централизации руководства и планированию процесса оснащения армии и флота вооружением и военной техникой. Согласно положению, утвержденному приказом РВС СССР от 28 ноября 1929 года № 372/84, в государстве учреждается должность начальника вооружения РККА, подчиняющегося непосредственно народному комиссару по военным и морским делам.
Авторство идеи организации такой службы принадлежит Маршалу Советского Союза М.Н. Тухачевскому. По его замыслу в РККА должен был быть орган, разрабатывающий программы перспективных вооружений, что в первую очередь касалось программ по созданию артиллерийских систем, автобронетанковой техники, самолетов и морских судов. Первоначально на эту должность назначается опытнейший военачальник командарм 1 ранга И.П. Уборевич, а в 1931 году – Маршал Советского Союза М.Н. Тухачевский. Именно эта дата является началом отсчета в истории аппарата начальника вооружения Вооруженных сил государства.
Нетрудно убедиться, что права и обязанности начальника вооружения РККА в тот период были самыми обширными. На него возлагалась ответственность за разработку системы вооружения армии и флота, перспективных материальных и финансовых планов оснащения войск вооружением и военной техникой (ВВТ) как в мирное, так и в военное время. Ему было поручено руководить созданием новых образцов вооружения и постановкой их на производство, контролировать исполнение заказов предприятиями промышленности и участвовать в производственно-технологической подготовке предприятий к выполнению мобилизационных заданий в военное время, осуществлять руководство стандартизацией и изобретательством в ВС. Начальнику вооружения были непосредственно подчинены все основные довольствующие управления РККА.
Принципиальное значение имел факт создания в то же самое время в большинстве довольствующих управлений РККА новых органов управления развитием вооружения – военных научно-технических комитетов, сыгравших значимую роль в вопросах создания новых образцов ВВТ. Одновременно с этим укреплялись существующие и создавались новые научно-исследовательские институты, испытательные базы и полигоны.
ВОЙНА
Важно отметить, что бурные политические события 30-х годов прошлого столетия не смогли изменить положительную направленность вектора программного развития вооружения ВВТ, предложенного Маршалом Советского Союза М.Н. Тухачевским в 1931 году. Наиболее интенсивно эти мероприятия начали претворяться в жизнь, начиная с 1938 года, а к началу 1941 года в основном были завершены опытные разработки современных образцов ВВТ, проведены испытания и созданы предпосылки их массового производства.
Великая Отечественная война 1941–1945 годов потребовала дополнительной централизации всей системы государственного управления, в том числе и в области технического оснащения РККА. Вопросы снабжения фронта всем необходимым в годы войны решались непосредственно Государственным комитетом обороны и Ставкой Верховного главнокомандования через основной оперативный орган – Генеральный штаб и созданное в январе 1941 года Управление устройства тыла, вооружения и снабжения, являющееся преемником образованной в 1929 году Службы вооружения РККА. В задачу этого управления входило определение потребности войск в вооружении, военной технике и других материальных средствах, а также формирование и контроль планов создания и производства вооружений, снабжения ими войск. Важную роль в части развития вооружения и военной техники, их серийного производства играли в тот период отраслевые наркоматы: Наркомат вооружений под руководством Д.Ф. Устинова, Наркомат авиационной промышленности под руководством А.И. Шахурина, Наркомат боеприпасов под руководством Б.Л. Ванникова и другие.
Огромный вклад в дело Великой Победы внесли довольствующие органы армии и флота, и в особенности по линии обеспечения средствами поражения. О масштабах их труда можно судить на примере работы Главного артиллерийского управления и руководимой им службы артиллерийского снабжения. Объемы поставок на фронт составили: вооружения и различного имущества – 150 тыс. вагонов, боеприпасов – более 405 тыс. вагонов. Общий же грузооборот всех подчиненных ГАУ баз и складов за время войны составил 1,6 млн вагонов, или 16,1% от общего объема (9,9 млн вагонов) всех военных грузов.
Выпуск суперсовременных боевых вертолетов Ка-52
налажен в Приморье. Фото Управления пресс-службы и информации МО РФ |
ЭПОХА РАКЕТНО-ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ
В послевоенный период было принято решение отказаться от жесткой централизации в строительстве ВС, возложив ответственность за разработку и совершенствование вооружения и военной техники на главнокомандующих видами ВС, командующих родами войск и начальника тыла ВС. Однако по прошествии времени стало очевидным, что такая децентрализация органов технического оснащения ВС СССР не смогла обеспечить в должной мере координацию мероприятий по созданию и оснащению войск новой сложной боевой техникой, прежде всего ракетно-ядерным оружием и зенитно-ракетными комплексами, средствами радиолокации и автоматизации.
Именно поэтому уже в 1948 году вновь, как и 19 лет назад, учреждается должность заместителя министра ВС СССР по вооружению. На эту должность назначается маршал артиллерии Н.Д. Яковлев, а в 1952 году – генерал-полковник артиллерии М.И. Неделин.
В июле 1952 года функции организации планирования заказов ВВТ и научно-исследовательских работ, контроля за мобилизационной подготовкой промышленности передаются Генеральному штабу, в котором для решения этих задач, а также координации деятельности видов (родов войск) ВС по данным направлениям в 1958 году образуется Научно-технический комитет (НТК ГШ ВС СССР). Его первым председателем стал генерал-полковник авиации И.В. Марков, а в 1960 году НТК ГШ ВС СССР возглавил генерал-лейтенант Н.Н. Алексеев.
Методы планирования развития вооружения, используемые в послевоенный период, вплоть до 60-х годов, можно охарактеризовать как программное планирование по организационному признаку. В целом эти методы обеспечивали нужды ВС в ВВТ, а соответственно и паритет с вероятным противником.
Создание новых образцов и комплексов ВВТ, боевых и обеспечивающих средств планировалось отдельным решением, двухлетним, годовым и иными планами НИОКР, с различной степенью их детализации и увязки при отсутствии комплексного подхода. По поставкам серийной техники разрабатывались и утверждались пятилетний и годовой планы, по капстроительству – годовой.
Дальнейшее развитие науки и техники, разработка принципиально нового, более сложного вооружения, рост стоимости и сроков создания образцов ВВТ, усложнение кооперационных связей в промышленности, значительное увеличение стоимости эксплуатации вооружения и несбалансированность систем оружия потребовали совершенствования системы планирования и разработки вооружения и военной техники, а также изменения ее организационной структуры.
В целях разрешения создавшейся ситуации и дальнейшего совершенствования системы планирования постановлением Совета министров от 10 июня 1969 года № 433-157 «О дальнейшем улучшении планирования развития вооружения и военной техники» определялся переход от планирования развития ВВТ по отдельным видам к комплексным долгосрочным планам и программам вооружения на 10 лет, включая разработку, поставку и обеспечение эксплуатации в войсках ВВТ, а также капитальное строительство военных объектов при максимальной увязке потребностей ВС с выделяемыми объемами средств.
Этим же постановлением была учреждена должность заместителя министра обороны по вооружению – начальника вооружения ВС СССР, на которую был назначен генерал-полковник Н.Н. Алексеев. А в 1970 году, для реализации новых принципов планирования развития вооружения и военной техники, создаются аппарат заместителя министра обороны по вооружению (Управление начальника вооружения) в составе управления перспективных исследований и разработки программ вооружения, управления планирования опытно-конструкторских и научно-исследовательских работ, управления заказов ВВТ и отдел военной стандартизации.
Следует отметить, что уже во второй половине 60-х годов в филиале 27 ЦНИИ МО началась проработка научно-методических основ использования методов программно-целевого планирования применительно к развитию системы вооружения. В результате была показана необходимость замены отраслевой системы управления развитием вооружения на новую систему планирования, в которой развитие осуществляется на основе сбалансированных по целям, задачам и ресурсам долгосрочных программ, объединяющим различные стадии жизненного цикла образцов вооружения: разработку, серийное производство, эксплуатацию и капремонт.
Крайне важно подчеркнуть, что при формировании долгосрочных программ учитывались возможности научно-технологической и производственной базы оборонной промышленности, формировались требования к уровню ее развития на плановый период.
ПЕРВАЯ ГОСПРОГРАММА
Основным практическим результатом проведенных организационных мероприятий и деятельности Управления начальника вооружения по внедрению новых методов планирования развития системы вооружения стало формирование первой государственной программы вооружения на 1976–1985 годы, обеспечившей сбалансированное развитие огромной номенклатуры образцов, систем и комплексов ВВТ. Ее выполнение позволило определить наиболее узкие места в развитии системы вооружения, связанные прежде всего с дублированием и избыточностью номенклатуры образцов ВВТ. Поэтому была сформулирована, а затем реализована на практике унификация ВВТ.
В целях научного обоснования направлений унификации ВВТ на межвидовом и видовом уровнях в декабре 1977 года создается 46 ЦНИИ, как головной институт МО по вооружению и военной технике, подчиненный заместителю министра обороны по вооружению. Коллективу ученых нового НИИ, в состав которого был включен ранее созданный филиал 27 ЦНИИ МО, удалось найти практические способы решения во многом и сегодня актуальной задачи по унификации ВВТ. Эффективная ее реализация, естественно, могла быть осуществлена только начиная с этапа планирования НИОКР через весь жизненный цикл изделия. Поэтому в начале 80-х годов были смещены акценты в направлении тематики научно-методического обеспечения программно-целевого планирования развития вооружения.
Необходимо также отметить, что к концу этого этапа полностью сложился механизм программно-целевого планирования развития системы вооружения, в котором широкая кооперация научно-исследовательских организаций МО и ОПК научно обосновывала, а аппарат начальника вооружения практически реализовал всю совокупность мероприятий по созданию сбалансированной системы вооружений, давая войскам возможность решать весь спектр военно-стратегических задач.
В 1986 году аппарат заместителя министра обороны по вооружению переименовывается в Управление заместителя министра обороны по вооружению, а с созданием в 1992 году ВС РФ – в Управление начальника вооружения ВС РФ (УНВ ВС РФ).
НОВАЯ ГЛАВА В ИСТОРИИ
Новый этап деятельности управления связан с масштабными политическими и экономическими преобразованиями в стране в начале 90-х годов прошлого столетия, когда заказывающие органы МО, вместе с ОПК страны, пережили этап глубокой реформации, связанной с сокращением армии и флота.
В этих непростых условиях важно было сохранить механизм централизованного планирования развития системы вооружения, а также обеспечить выполнение долгосрочных программ технического оснащения ВС, восстановить либо заменить разорванные кооперационные связи оборонных предприятий, а также максимально переориентировать заказы на российские предприятия ОПК.
В этот период УНВ ВС РФ решало две основные задачи: во-первых, поддержание боевой готовности войск за счет поставки в войска минимально необходимых вооружений, ЗИП и материалов; во-вторых, сохранение оборонной промышленности если не в полном объеме, то по крайней мере ее ключевых предприятий.
Первая задача была связана с тем, что находящиеся в эксплуатации в войсках (силах) образцы ВВТ требовали постоянного обслуживания, замены отдельных элементов или даже подсистем. Однако снабжать необходимыми для нормального функционирования ВВТ ЗИП и материалами, заказывать и обеспечивать регулярную поставку их в войска в условиях нарушившихся взаимосвязей было крайне непросто.
Вторая задача была обусловлена резким ростом задолженности государства оборонным предприятиям за поставленные ВВТ, в результате чего финансово-экономическое положение многих из них оказалось критическим.
Важно отметить, что единственным системообразующим и стабилизирующим органом управления для оборонных предприятий в тот период оказалось Управление начальника вооружения, которое сумело принять возможные организационно-плановые меры для сохранения основного состава ОПК страны за счет выбора приоритетов и оперативного маневрирования финансовыми ресурсами. Кроме того, разработка и производство основных систем вооружения переводились из стран бывшего СССР на российские ОПК.
В этот же период на УНВ ВС РФ пришлась основная работа по созданию нового нормативно-правового обеспечения функционирования системы заказов ВВТ.
В соответствии с решением Совета безопасности Российской Федерации от 11 августа 2000 года начался поэтапный переход к системе единого заказчика – организационной структуре, осуществляющей планирование и общую координацию работ по развитию ВВТ в части средств общего назначения в масштабах всех видов и родов войск ВС, воинских формирований силовых министерств и ведомств Российской Федерации.
Во исполнение принятых решений в конце 2004 года были предприняты меры по кардинальному изменению структуры системы заказов, суть которых заключалась в создании в МО РФ единого заказчика вооружения и военной техники – системы заказов и поставок ВВТ, в которой обеспечивался принцип единоначалия.
Коренное отличие этой структуры от ранее существовавшей заключалось в том, что удалось организационно объединить всех генеральных заказчиков МО в рамках одной структуры. При этом впервые были разделены задачи и приоритеты органов оперативного управления войсками и управления развитием системы вооружения.
Система заказов была выведена из сферы деятельности командования видами и родами войск и централизована. Конечным результатом этого процесса стало создание условий для перехода в единую систему технического обеспечения ВС РФ. Таким образом, ключевым принципом формирования новой структуры стало создание заказывающих органов исходя не из ведомственной принадлежности, а рациональной классификации типажа вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ).
ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ
В 2004–2007 годах был проведен комплекс мероприятий по дальнейшему совершенствованию в МО РФ системы заказов и поставок ВВСТ, сформированы органы планирования и организации развития заказов и поставок ВВСТ в целях оптимизации структуры заказывающих органов и централизации управления процессами их разработки и производства.
В 2007–2012 годах были проведены мероприятия по коренному реформированию военной организации государства – переходу к новому облику ВС РФ, в рамках которого существенные организационные и функциональные изменения претерпела и система технического обеспечения ВС РФ и, как следствие, система заказов ВВСТ. Основным экономическим содержанием трансформации системы заказов стало постепенное снижение затрат на создание образцов ВВСТ и одновременное их увеличение на закупки образцов, серийно изготавливаемых промышленностью.
В рамках указанных выше мероприятий в 2008 году Управление начальника вооружения ВС РФ переформировывается в Главное управление вооружения ВС РФ, на которое возлагались задачи координации и контроля технического обеспечения, планирования, организации развития и серийных заказов вооружения и военной техники, координации эксплуатации, ремонта и утилизации ВВТ.
В декабре 2010 года, в целях оптимизации организационно-штатной структуры воинских частей и организаций планирования вооружений, Главное управление вооружения ВС РФ было переформировано в Департамент вооружения МО РФ с содержанием в штате должностей федеральных государственных гражданских служащих МО РФ.
В мае 2013 года Департамент вооружения МО РФ переведен на новый штат с содержанием в нем как должностей военнослужащих, так и должностей федеральных государственных гражданских служащих МО РФ. Департамент подчинен заместителю министра обороны Российской Федерации, отвечающему за военно-техническое обеспечение войск.
В настоящее время руководством страны и МО проводится большая работа по совершенствованию системы технического оснащения ВС РФ, в рамках которой уже реализован ряд мер, направленных на позитивное развитие взаимодействия всех субъектов данной системы. Наиболее значимыми являются следующие меры.
Адаптировано к современным экономическим условиям правовое регулирование взаимодействия субъектов системы технического оснащения ВС РФ, основу которого составляют Федеральный закон № 275 «О государственном оборонном заказе» и Федеральный закон № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В составе Военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации созданы специализированные советы по созданию новой технической основы для родов войск и видов ВС РФ, повысившие уровень взаимодействия между органами управления МО России и ОПК, а также создан Фонд перспективных исследований, способствующий интенсификации научных исследований и разработок, связанных с высокой степенью риска достижения качественно новых результатов в военно-технической, технологической и социально-экономической сферах.
Повышена роль ОПК в формировании госпрограммы вооружения в соответствии с новыми правилами формирования ГПВ на 2016–2025 годы, включение в нее работы по созданию перспективных образцов ВВСТ осуществляется только после проведения необходимых материаловедческих, технологических, производственных и других исследований. При этом предусмотрено заключение контрактов на полный жизненный цикл, что стимулирует оборонные предприятия к повышению качества создаваемых образцов с тем, чтобы снизить возможные издержки на последующих стадиях жизненного цикла.
Выполняются пилотные проекты по созданию системы управления полным жизненным циклом ВВСТ, а также скорректирована система ремонта и обслуживания техники. С 2013 года в МО восстановлены войсковые ремонтные подразделения, которые будут проводить техническое обслуживание и текущий ремонт ВВТ в войсках, в то время как средний и капитальный ремонт ВВСТ будут проводить предприятия промышленности.
Интенсифицирован процесс перехода к заключению государственных оборонных контрактов с интегрированными структурами, а не отдельными оборонными предприятиями, что повышает системность в функционировании таких структур.
Восстанавливаются статус и численность военных представительств МО, обеспечивающих связующую роль между системой заказов ВВСТ и оборонными предприятиями.
Повышается эффективность планирования ГОЗ, в том числе за счет перехода от годовых к долгосрочным контрактам, что, в свою очередь, позволяет оборонным предприятиям повысить качество внутреннего (производственного) планирования – ключевого инструмента повышения эффективности их функционирования.
Необходимо отметить, что принятые меры положительно сказались как на состоянии системы вооружения ВС РФ, так и на состоянии организаций ОПК, что свидетельствует о правильности реализуемого сегодня направления взаимодействия МО и ОПК, предусматривающего планомерную и взаимовыгодную совместную деятельность по развитию оборонных предприятий в интересах качественной реализации госпрограммы вооружения. Фактически речь идет о переходе к активной модели взаимодействия, предполагающей большее внимание государственных заказчиков к развитию научно-технической и производственно-технологической базы создания современных высокотехнологичных образцов ВВСТ.
Активная модель взаимодействия госзаказчиков с организациями ОПК по всем стадиям жизненного цикла образцов ВВСТ позволит обеспечить интенсивный путь развития ОПК.
Правомочность реализации такой модели обусловлена тем, что в последние годы объемы финансирования ОПК из средств федерального бюджета неуклонно растут как по линии выполнения работ, предусмотренных госпрограммой вооружения, так и по линии других государственных программ, реализуемых в обеспечение ГПВ.
При этом основная часть бюджетных средств распределяется по оборонным предприятиям в рамках ГОЗ госзаказчиками ВВСТ через контрактно-конкурсный механизм размещения оборонных заказов. В свою очередь, для оборонных предприятий ГОЗ является своего рода механизмом стабильности в сложной рыночной конъюнктуре, который при правильном маркетинговом планировании может стать базой для наращивания научно-технического и производственно-технологического потенциалов – основы создания как современных высокоэффективных образцов ВВСТ, так и конкурентоспособной высокотехнологичной продукции гражданского назначения.
Это и составляет экономическую основу взаимовыгодного сотрудничества основных субъектов системы технического оснащения ВС РФ, имеющих различные по существу цели функционирования: система заказов ориентирована на создание качественных и недорогих образцов ВВСТ, а оборонные предприятия заинтересованы в увеличении прибыльности производства.
В настоящее время в компетенции департамента находится решение вопросов, связанных с организацией и координацией деятельности органов военного управления по планированию и реализации мероприятий ГПВ, заданий ГОЗ в части НИОКР, закупки, ремонта, утилизации и ликвидации ВВСТ, включая обеспечение мероприятий международных договоров по разоружению.
Отмечая 85-летие своей истории, сплоченный коллектив единомышленников Департамента вооружения МО РФ достойно продолжает славные традиции своих предшественников, в полном объеме решает возложенные на него задачи по дальнейшему развитию системы вооружения ВС РФ в тесном взаимодействии со всеми видами и родами войск ВС, главным и центральным управлениями МО РФ.