Компьютерный рисунок корвета проекта 20386. Иллюстрация предоставлена автором
Только появились первые изображения перспективного корвета проекта 20386 со сменными боевыми модулями, как корабль этот сразу же окрестили «Российской «Свободой». Известная доля правды в этом шутливом названии есть. Корвет архитектурно и компоновочно напоминает американский литоральный боевой корабль (ЛБК) типа «Фридом» (Freedom в переводе с английского – «Свобода») с модульным вооружением. Всю центральную часть обоих занимает надстройка, расположенная от борта до борта, в профиль смахивающая на ограждение выдвижных устройств подводной лодки. За надстройкой, под взлетно-посадочной площадкой, – большой отсек, где размещаются сменные модули. Есть и другие схожие элементы.
«ИВАН ВАШИНГТОН»
Ничего необычного в подобной практике нет. Ведь специфика схожих систем оружия или агрегатов требует, как правило, аналогичных технических решений при их размещении, что влияет на облик корабля.
Классический пример из относительно недавнего прошлого – американская атомная подводная лодка с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) «Джордж Вашингтон» и советский ракетный подводный крейсер стратегического назначения (РПКСН) проекта 667А.
Американцы проектировали атомные подводные лодки с размещением трех шахт с баллистическими ракетами (БРПЛ) в ограждении выдвижных устройств, но не строили, а в Советском Союзе такие лодки служили долгие годы (проект 658). Когда в Соединенных Штатах были созданы относительно компактные БРПЛ «Поларис», то американские конструкторы нашли оригинальное решение: они разместили 16 ракетных шахт – по восемь в двух рядах – в специальном отсеке, который врезали в корпус за ограждением выдвижных устройств строящейся многоцелевой атомной подводной лодки «Скорпион» типа «Скипджек». Эта субмарина и получила затем новое имя «Джордж Вашингтон». В свою очередь, когда в Советском Союзе были разработаны баллистические ракеты Р-27, то самым рациональным способом их размещения на подлодках проекта 667А сочли такой же, что и на американских субмаринах.
Наши флотские остряки обратили внимание на похожесть двух лодок и стали именовать проект 667А не иначе как «Иван Вашингтон», хотя по той же компоновочной схеме строились и строятся атомные подводные лодки с баллистическими ракетами в Великобритании, Франции и Китае, а теперь вот еще и в Индии. Кстати, и новейшие российские РПКСН проекта 955 «Борей» являются прямыми наследниками «Ивана Вашингтона».
СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЯ
Но вернемся к корвету проекта 20386 и литоральному боевому кораблю «Фридом». Прежде всего обратим внимание на их различия. А они значительные. При приблизительно одинаковом полном водоизмещении в 3500 т, корабли несут совершенно разный состав постоянного, то есть не сменяемого вооружения. На ЛБК «Фридом» имеется одна носовая универсальная автоматическая 57-мм артиллерийская установка, зенитный ракетный комплекс (ЗРК) обороны ближнего рубежа RAM на вертолетном ангаре, а на крыше надстройки – две 30-мм автоматические пушки Mk44 «Бушмастер» II для стрельбы по малоразмерным надводным целям. Есть и четыре пулемета калибра 12,7 мм. Все это оружие самообороны и не более того.
У корвета проекта 20386 – мощный арсенал:
– одна универсальная автоматическая 100-мм артустановка А190 в новой «сплюснутой» с боков «стелсовской» башне;
– две счетверенные установки корабельного ракетного комплекса «Уран» или «Уран-У» для ударов по надводному противнику на дальности до 130–260 км. Для нулевой заметности в походном положении «ураны» спрятаны за щитами в центральной части надстройки;
– в носовой части корабля – блок вертикальных пусковых установок ЗРК «Редут» с зенитными управляемыми ракетами (ЗУР) для поражения воздушных целей на малых и средних дальностях;
– побортно в средней части корпуса корвета за лацпортами установлены пусковые установки противолодочного/противоторпедного комплекса «Пакет-НК»;
– в кормовой части надстройки – также побортно – установлены два 30-мм шестиствольных автомата АК-306, которые, очевидно, предназначаются для отражения атак диверсантов и пиратов, а также для расстрела плавающих мин.
То есть при встрече один на один перспективный российский корвет расправится с американской «Свободой» как нечего делать. И все-таки к вооружению российского корабля есть вопросы. Почему блок пусковых установок «Редута» разместили перед универсальной артиллерийской установкой, а не за ней, как это принято? Ведь если придется работать ЗРК, орудие стрелять уже не сможет. Таких ситуаций можно смоделировать множество. Например, корвет оказывает артиллерийскую поддержку десанту, а противник пытается помешать этому, нанося по кораблю удар с применением средств воздушного нападения. Чтобы отбить атаку, придется «выключать» артиллерийскую установку.
Судя по модели корабля проекта 20386, выставлявшейся на Международном военно-морском салоне этого года (МВМС-2015), на перспективном корвете будет установлен радиолокационный комплекс с плоскими фазированными антенными решетками (ФАР) на скосах носовой и кормовой части надстройки. Несомненно, речь идет о весьма продвинутом решении, которое заставляет предполагать наличие на корвете высокоавтоматизированной скоростной системы боевого управления по типу американской «Иджис». Но что это за РЛС, неизвестно. На том же салоне демонстрировались макеты элементов РЛС «Заслон» с плоскими фазированными решетками. Однако не беремся утверждать, что на перспективном корвете будут установлены именно они.
В любом случае на реальных кораблях такой комплекс никогда не размещался. В то же время известно, что на корветах проекта 20380, уже входящих в состав российского Военно-морского флота, до сих пор не решены проблемы с вполне традиционной РЛС «Фуркэ-2», которая кое-как справляется с выдачей целеуказания ЗУР малой дальности, но пока ничем не может помочь ракетам средней дальности.
Кстати, впервые комплекс «Полимент-Редут» должен был размещаться на сторожевом корабле «Новик» проекта 12441 «Гром». Он был заложен с большой помпой 26 июля 1997 года, но из-за неготовности ЗРК и ряда других систем его строительство в конце 90-х годов было остановлено. Потом корабль решили переоборудовать в учебно-опытовый по проекту 12441У и переименовали в «Бородино». Однако до реализации дело не дошло. Теперь корпус недостроенного сторожевика, в который вложили сотни миллионов рублей бюджетных средств, ржавеет в акватории Прибалтийского судостроительного завода «Янтарь». Впрочем, и сейчас «Новик-Бородино» числится на балансе Министерства обороны, и военное ведомство по-прежнему продолжает финансировать его содержание.
Между тем потребность в таком учебно-опытовом корабле чрезвычайно высока. На нем могли бы монтироваться перспективные образцы вооружения и другого снаряжения и «обкатываться» в море. Например, РЛС с ФАР. Их на корвете проекта 20386 предполагается монтировать на надстройке, выполненной из композитного материала. Некоторые специалисты утверждают, что «пластмасса» будет плохо держать плоские фазированные антенные решетки, и они будут нуждаться в постоянной юстировке, то есть в настройке, что, конечно же, абсолютно неприемлемо для боевого корабля. Проверку и отработку новые электронные «гаджеты» как раз и могли бы пройти на учебно-опытовом корабле, прежде чем их устанавливать на головные и серийные корветы.
Американский ЛБК «Фридом» имеет слабое вооружение. Фото с сайта www.navy.mil |
БЛИЖНИЙ РУБЕЖ ОКАЗАЛСЯ ОГОЛЕН
Насмешки у посетителей МВМС-2015 вызвало оснащение перспективных корветов автоматическими артиллерийскими установками АК-306. Да, они идеально подходят для расстрела плавающих мин и отражения атак диверсантов. Но вот обеспечивать оборону на ближнем рубеже от прорвавшихся через заслон ЗРК противокорабельных ракет АК-306 не способны. Для этой роли лучше подошла бы хорошо освоенная флотом артиллерийская установка такого же калибра АК-630М. Почему от этих установок отказались? Мы полагаем, из-за большей ее массы (она на 2,7 т тяжелее АК-306), не совсем удачного размещения стрельбовых модулей на крыше надстройки (они находятся прямо за козырьками дымовых труб) и в связи с этим трудностей размещения РЛС управления огнем «Вымпел» (АК-306 управляется с помощью визирной колонки). В итоге отсутствие противоракетных средств обороны ближнего рубежа снижает боевые возможности корвета.
Американцы на своей «Свободе» для обеспечения противовоздушной и противоракетной обороны ближнего рубежа используют зенитный ракетный комплекс RAM, в компактной пусковой установке которой Mk49 находится 21 готовая к немедленному применению зенитная управляемая ракета. Они способны поражать воздушные цели на дальности до 9 км. Из той же пусковой установки можно стрелять по малым надводным целям ракетами «Гриффин». К сожалению, ничего подобного у российского ВМФ сегодня нет.
КОРАБЛЬ-ТРАНСФОРМЕР
У перспективного российского корвета не будет традиционного вертолетного ангара, примыкающего к надстройке. Ангар разместится под палубой, а вертолет (на корабле предполагается базирование вертолетов размерности Ка-27) будет подаваться наверх мощным подъемным устройством, которое также будет использоваться для транспортировки вверх и вниз контейнероризированного сменного вооружения. Создатели проекта 20386 считают такой вариант оптимальным. Позволим с ними не согласиться. Есть сомнения относительно существования такого лифта отечественного производства. Но не только в этом загвоздка. Мощный подъемник, способный перемещать вверх-вниз вертолет массой 10–12 т, потребует расхода значительной энергии, что неэкономично. Обслуживание вертолета в тесном подпалубном ангаре, несомненно, будет затруднено. А ведь там его придется и заправлять топливом, и подвешивать различное вооружение. Раздвижные створки ангара на палубе должны быть достаточно прочными, чтобы выдержать вес вертолета, а механизмы их открытия и закрытия – мощными, что опять же потребует избыточного расходования энергии. Как заметил один из посетителей МВМС-2015, «корабельный ангар не на авианосце – это «личный гараж». Он должен быть легко открываем и доступен при любых обстоятельствах. Подпалубный этому критерию не соответствует». Не можем не согласиться с этим мнением.
Задержимся в кормовом, как у нас его называют, «трансформенном отсеке». На американской «Свободе» его именуют «отсеком модулей миссий». Там находятся те самые сменные модули-контейнеры с вооружением, из-за которых такие корабли и строятся (подробнее о модульно-контейнерном корабельном вооружении см. статью «Искушение модулей» в «НВО» за 15 февраля 2013 года). Некоторые отечественные военно-морские эксперты утверждают, что благодаря сменным модулям, корабли будут служить лет 50. Американцы отводят своим литоральным боевым кораблям значительно меньший срок – 20 лет, что заметно ниже возрастной планки других боевых единиц ВМС Соединенных Штатов, составляющей 30–35 лет. Может быть, это связано с высокими скоростными характеристиками литоральных боевых кораблей, которые по спецификации должны развивать чуть ли не 50-узловую скорость, которая так и не была достигнута. А после аварии на ЛБК «Фридом» одной из двух турбин, которая просто рассыпалась, полную скорость этим кораблям ограничили 40 узлами. Скорее всего американская «Свобода» и ее систер-шипы все-таки дослужат до 25-летнего возраста, но вряд ли протянут больше.
Однако не это обстоятельство оказалось главной проблемой литоральных боевых кораблей. Нескончаемую головную боль доставляют сами сменные модули. Американцы бьются над ними около 15 лет, и конца этой работе пока не видно. Впрочем, сейчас за океаном стараются не употреблять слова «контейнер» или «модуль». Там предпочитают термин package, то есть «комплект», что более точно отражает суть этих сменных систем вооружений. Ведь в каждый из трех основных комплектов (противоминного, противолодочного и предназначенного для борьбы с надводными целями) входят вертолеты MH-60 разных модификаций и два беспилотных летательных аппарата MQ-8B «Файр Скаут», а также до полудюжины других необитаемых подводных аппаратов, катеров, технических средств и систем вооружения. Все это хозяйство ни в один контейнер не поместится.
МОДУЛИ НЕ ГОТОВЫ
В этом году американские ВМС должны получить первый сформированный противоминный комплект для ЛБК. Но если это и произойдет, то «модуль» будет насыщен только на две трети. В нем будут отсутствовать система COBRA информационного обеспечения данных о минной опасности в прибойной зоне и на берегу, безэкипажный катер-буксировщик магнитного и акустического тралов, необитаемый подводный аппарат «Найффиш», предназначенный для обнаружения заиленных мин. Достичь готовности этих «гаджетов» предусмотрено только к 2019 году, а то и позже. А от буксируемого вертолетом MH-60 трала создатели противоминного «модуля» в итоге отказались вовсе. Мощности этой винтокрылой машины просто не хватает для такой операции.
Еще хуже дело обстоит с противолодочными и противокорабельными комплектами, которые неизвестно когда появятся на американских литоральных боевых кораблях. Между тем «модули» стоят все дороже и дороже. Если в 2012 году затраты на закупку Министерством обороны США 64 комплектов всех трех модификаций (24 противоминных, 24 противокорабельного оружия и 16 ПЛО) оценивались в 3 млрд 382 млн долл., то в прошлом году эта сумма выросла до 7 млрд 212 млн долл. За эти деньги можно приобрести три многоцелевые атомные подводные лодки типа «Вирджиния» или три с половиной ракетных эсминца типа «Орли Берк». Это не считая того, что сами ЛБК стоят очень недешево. Головная «Свобода» вместо обещанных 220 млн долл. обошлась налогоплательщикам в 637 млн. Теперь, по данным исследовательской службы конгресса США, стоимость каждой единицы в долларовом выражении «весит» 479 млн, хотя промышленность клятвенно обещала понизить цену до 362 млн. Вот почему ВМС США ограничили строительство двух серий литоральных боевых кораблей типов «Фридом» и «Индепенденс» (это литоральные боевые корабли с тримаранными корпусами) 32 единицами вместо ранее планировавшихся 55. Скорее всего программа будет подвергнута дальнейшему сокращению.
При всех огромных затратах боевая ценность ЛБК с модулями сомнительна. По мнению ряда американских экспертов, эффективность литоральных боевых кораблей окажется крайне низкой не только в океанской, но и прибрежной зоне, где они и призваны действовать.
ОН УЛЕТИТ…
А как обстоят дела со сменными модулями у нас? У нас есть один. Это ракетный комплекс «Клаб-К», размещаемый в стандартном 20-футовом контейнере с КРК «Уран» и 40-футовом с ракетами семейства «Калибр», предназначенными для нанесения ударов по морским и береговым целям. Поскольку КРК «Уран» на корвете проекта 20386 уже имеется, то более востребованным станет модуль с «калибрами». На выставке МВМС-2015 демонстрировался компьютерный ролик работы модуля с «Калибром». В сюжете было показано, как контейнер занимает место вертолета в подпалубном пространстве, затем раздвигаются створки, после чего пусковая установка принимает вертикальное положение, и вот уже стартуют ракеты. А где в это время находится вертолет? «Улетай, тучка, улетай?» Мне так и разъяснили: «Он улетит». Куда и зачем? А если погодные условия не позволят? Ответов на эти вопросы не довелось услышать. Вообще вертолет будет мешать выкатке и работе на верхней палубе любых других модулей, которых пока, правда, нет. Получается какая-то игра в «пятнашки», где место свободной 16-й клетки тоже занято костяшкой.
При продуманной компоновке на корвете проекта 20386 можно найти место и для вертолетного ангара на верхней палубе, и для стационарного размещения пусковых установок для ракет «Калибр». Сейчас же, в отсутствие реальных сменных модулей, мы стараемся наступить на те же грабли, о которые уже расшибли лоб американцы. «Утром – деньги, вечером – стулья» – так формулировал условия сделки монтер Мечников из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». То же самое можно сказать о контейнероризированном вооружении: «Сначала – модули, а потом – корабли для них». Иначе перспективный корвет будет ожидать та же участь, что выпала на долю «Новика-Бородино».