Проекты, представленные ЦМКБ «Алмаз» на Международном военно-морском салоне (МВМС-2015), были в центре повышенного внимания. Фото с сайта www.almaz-kb.ru
Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации) – одно из старейших КБ страны – уникально сразу по трем причинам: широкой номенклатуре проектируемых кораблей и катеров, созданию уникальных, опередивших время кораблей, а также большому количеству судостроительных предприятий, работающих по «алмазным» проектам. Не удивительно, что и система открытого проектирования, созданная специалистами бюро, получилась не менее уникальной, чем его легендарные проекты.
Номенклатура проектируемых «Алмазом» объектов морской техники варьируется от скоростных кораблей и катеров с динамическими принципами поддержания и боевых кораблей малого и среднего водоизмещения до транспортных судов обеспечения и доков. В том числе:
- ракетные корабли и катера;
-пограничные сторожевые корабли и катера;
-корабли противоминной обороны;
-корабли и катера на воздушной подушке;
-корабли и катера специального назначения;
-морские суда обеспечения;
-пассажирские паромы;
-доки;
-тренажеры.
Разнообразие и уникальность решаемых проектных задач заставили специалистов «Алмаза» искать новые возможности для объединения современных информационных технологий и большого опыта традиционного проектирования.
Информационные технологии конструкторского бюро развивались достаточно традиционно: были внедрены системы автоматизированного проектирования, локальные рабочие места объединились в единую сеть, появились собственные программы управления инженерными данными и системы электронного документооборота. Бюро перешло к 3D-моделированию и попыткам внедрения западных PDM/PLM-систем, объединяющих набор программ в единую систему проектирования.
Анализ рынка существующих PDM/PLM-систем, проведенный бюро по заданию ОСК, дал неутешительный результат: чтобы довести любую из существующих систем до рабочего состояния, требуется около трех лет серьезной работы. Не говоря уже об огромных финансовых вложениях в лицензии и техподдержку.
Чтобы сократить сроки разработки и строительства проектов и обеспечить возможность эффективной работы с многочисленными заводами, в бюро приняли решение создать единую среду проектирования своими силами из имеющихся программных систем собственной разработки.
Система, получившая название «Открытое проектирование», базируется на информационной среде, в которой действуют проектант, завод-строитель и контрагенты. В этой системе все участники создания проекта имеют доступ к полной информации о состоянии проекта на всех этапах жизненного цикла – от предварительных проработок до эксплуатации и утилизации.
Таким образом, концепция «Открытого проектирования» подразумевает решение сразу трех неразрывно связанных задач. Первая из них, внутренняя, нацелена на повышение производительности и качества проектирования. Вторая задача – объединить заводы и контрагентов современной информационной средой. И, наконец, третий плюс «Открытого проектирования» – проектное управление в режиме реального времени.
Последнее особенно важно, поскольку процессы проектирования и строительства требуют постоянного отражения текущего состояния и внесения изменений в график. При этом объем информации в графике настолько значителен, что постоянное его обновление в ручном режиме – процесс весьма трудоемкий. Поэтому систему планирования с автоматизированным диспетчированием, основанную на детальных сетевых многоуровневых графиках, можно считать одной из важных составляющих единой среды проектирования.
Теперь руководство бюро, а при необходимости завод-строитель, представитель заказчика или контрагент в любой момент могут следить за ходом выполнения работ по каждому проекту и оценить количество выпущенной документации по отделам, отставание или опережение графика.
Кроме того, автоматизация проектирования позволила организовать единый поток информации и создать механизмы, позволяющие эффективно им управлять. Эти задачи в бюро решают системы управления инженерными данными электронного документооборота собственной разработки. Последняя создана на базе платформы DocsVision и постоянно развивается в соответствии с концепцией информатизации ОСК.
Проектирование ведется в едином пространстве трехмерной электронной модели в судостроительной системе автоматизированного проектирования, входящей в состав единой информационной среды бюро. Система управления инженерными данными сокращает ручные операции при выпуске текстовой документации, а система документооборота значительно экономит время на согласование и рассылку документации на заводы.
Совместно с департаментом ОСК по информационным технологиям «Алмаз» разработал концепцию защищенной системы обмена данными. Это дает возможность проектной организации и группе технического сопровождения проектанта на заводе-строителе передавать открытые данные в свободном пространстве единой электронной модели. Кроме того, потребовалось определить требования к защищенному каналу связи и криптографическому оборудованию, а также разработать мероприятия для обеспечения защиты и целостности информации. В процессе испытаний на прочность проверили сразу несколько решений, и практически все показали достаточную надежность и качество. В результате основными критериями выбора канала стали простота построения решения, оперативность развертывания и минимальная стоимость.
Защищенные каналы связи работают на базе открытой сети Интернет с использованием сертифицированных Федеральной службой безопасности и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю межсетевых экранов и криптографических шлюзов.
Защищенная система обмена данными в едином информационном пространстве обеспечивает:
– предоставление доступа к электронной модели проекта;
– предоставление доступа к графику разработки проекта и полной номенклатуре документации;
– управление единым графиком разработки проекта и его строительства, позволяющее оперативно решать задачи планирования подготовки производства и строительства, а также совместно управлять ходом создания проекта;
– предоставление заводу-строителю такого объема информации, который позволит повысить эффективность технологической подготовки производства;
– предоставление всем службам завода-строителя полной информации о проекте, включая разработанную рабочую документацию, документацию технического проекта и электронную модель;
– автоматизацию работы технического сопровождения строительства заказа по техническому сопровождению и подготовке производства.
Портальное решение построено на базе программного продукта Aveva Net Portal, который программистам бюро пришлось серьезно доработать. Портал представляет собой расположенную в демилитаризованной зоне точку входа на сервер. Он позволяет пользователям – специалистам заводов-строителей и контрагентам задействовать различные интерактивные сервисы: совместно работать с электронной моделью, в системе документооборота и электронной книге вопросов использовать механизм обмена данными между информационными системами завода и конструкторским бюро.
Использование удаленных автономных автоматизированных рабочих мест с установленной электронной моделью проекта, обновляемой через защищенный канал связи, позволило успешно расширить фронт работ и увеличить эффективность сдачи корабельных помещений заказа на конструкцию.
Вопросы безопасности внутри Центрального морского конструкторского бюро решаются развитой системой групп и политик Active Directory. Распределение прав пользователям и работа с учетными записями осуществляется администраторами безопасности, входящими в бюро защиты информации. Последнее обязательно включено в маршрут любой бумажной или электронной рассылки документов.
Апробация подхода показала, что такое решение ощутимо повышает оперативность и производительность технического сопровождения строительства и подготовки производства. Для тиражирования этого опыта во всех предприятиях ОСК необходимо создать защищенную сеть на уровне отрасли.
В концепции открытого проектирования CAD занимает одно из важнейших мест, и ее использование необходимо постоянно развивать. Для этого бюро переходит от системы САПР TRIBON на более современную единую среду проектирования AVEVA MARINE. В процессе этой большой работы специалисты AVEVA оценили соответствие системы проектирования «Алмаза» международным стандартам и в результате признали ее наиболее эффективной.
Задачи для отрасли:
– создать единую защищенную систему связи для обеспечения совместной работы проектанта, контрагентов, завода-строителя и заказчика в единой среде;
– запустить инновационный процесс управления огромным количеством данных со сложной структурой;
– перейти к цифровой обработке информации;
– использовать электронные модели на всех этапах жизненного цикла;
– пересмотреть стандарты по формам выпуска конструкторской документации;
– определить статус электронной модели;
– актуализировать нормативную базу для электронных эксплуатационных документов.