Сегодня Россию охраняет «Илья Муромец» нового, высокотехнологичного поколения.
В начале марта было объявлено о модернизации Казанского авиационного завода (КАЗ) им. С.П. Горбунова и начале работ над восстановлением производства сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков Ту-160 в новой модификации. Соглашение о сотрудничестве между Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) и Республикой Татарстан было заключено на встрече президента ОАК Юрия Слюсаря и президента Татарстана Рустама Минниханова. Помощник президента Республики Татарстан по авиакомплексу Равиль Зарипов в интервью изданию «Реальное время» заявил, что уже в апреле на КАЗе появятся строители, чтобы начать модернизацию предприятия. Также объявлено о том, что проект возобновления производства Ту-160 станет исключительным по степени кооперации внутри ОАК. «Впервые в истории отечественной авиации инженеры практически всех ведущих школ – Туполева, Сухого, Яковлева, Бериева, Микояна – собраны и работают в одной команде», – отметил заместитель генерального директора компании «Туполев» по проектированию, НИР и ОКР Валерий Солозобов.
НЕБОЕВЫЕ ПОТЕРИ ТУ-160
Дискуссия о том, нужны ли стране тяжелые стратегические бомбардировщики, идет еще со времен Никиты Хрущева, который, как известно, симпатизировал ракетному способу доставки ядерной боеголовки «потребителю». Вокруг создания и производства Ту-160 ходили те же дискуссии, не прекращаются они и сейчас, и не только у нас, но и в США. До недавнего времени существовала некая концепция создания абсолютно нового авиационного комплекса взамен имеющегося у российских ВКС парка «стратегов». Однако в прошлом году была принята в работу идея производства обновленных Ту-160.
В настоящее время на вооружении ВКС России стоит 16 самолетов, при этом произведено их было в два раза больше. Почти половина произведенных бортов пала жертвой распада СССР. Самолеты оказались в Украине, и часть их была просто распилена. Восемь Ту-160 удалось спасти от распила. Россия обменяла долги Украины за газ на самолеты. Последний на данный момент Ту-160 производства КАЗа был передан военным в 2008 году. И до недавнего времени стройной и главное реалистичной концепции развития дальней бомбардировочной авиации, по сути, не было.
Согласно открытым источникам, Ту-160 в боевых действиях участия не принимал, пока не было принято решение об операции в Сирии. Стратегические ракетоносцы Ту-160 и Ту-95МС произвели пуски 34 крылатых ракет воздушного базирования по целям боевиков запрещенной в РФ террористической организации ИГ. После выполнения задания «стратеги» успешно вернулись на свои аэродромы.
НОВЫЙ ТУ-160 – «ОБЪЕДИНЕННЫЙ» БОМБАРДИРОВЩИК
Ракетоносец Ту-160 на модернизации. |
По словам замминистра обороны Юрия Борисова, до 2020 года на вооружение ВКС России будет поставлено 10 таких самолетов. «Ту-160М2 отличается от своего предшественника принципиально новым комплексом бортовой электроники и набором вооружения, – уточнил Борисов. – Ту-160 в варианте М2 будет абсолютно новым самолетом с новым бортовым радиоэлектронным оборудованием, но со старым обликом планера. Его эффективность увеличится в 2,5 раза по сравнению с предшественником». Стоит отметить, что планер самолета более чем на четверть будет состоять из титановых сплавов. Ключевым агрегатом, выполненным из них, являются центральная балка и узлы поворота общей массой несколько тонн. Модернизированные технологии позволят изготавливать крупногабаритные агрегаты из титановых сплавов.
Выпускаться самолет будет, как и раньше, на авиазаводе в Казани, который, в частности, под этот проект пройдет модернизацию, но в подготовке проекта примут участие практически все существующие в нашей стране авиационные КБ. Подобный уровень кооперации является исключительным для отечественного авиапрома. Также впервые ОАК осуществит полный производственный цикл внутри корпорации. В год своего 10-летия корпорация достигла такой степени интеграции, которая позволяет создавать продукты в тесной кооперации входящих в ОАК предприятий.
К началу работы над проектом ОАК объединила все конструкторские бюро и заводы в единое информационное пространство. Была завершена работа по созданию единого «виртуального» КБ. В него были включены рабочие места конструкторов, выполняющих единую задачу, расположенные примерно на 40 различных площадках – авиастроительных КБ и заводах-предприятиях смежников.
Специально под проект нового Ту-160 проведена работа по защите каналов обмена данными, налажена работа единой сети в централизованных корпоративных приложениях, обмен конструкторскими и инженерными данными. Возникли дополнительные требования к пропускной способности и защищенности информации, передаваемой в единой среде.
«В течение очень сжатого отрезка времени нам предстоит создать новую конструкторскую документацию для проекта модернизации самолета, – говорит генеральный конструктор ОАК Сергей Коротков. – При реализации проекта Министерство обороны, Министерство промышленности и торговли, ОАК и предприятия холдинга договорились о новом способе организации работы. Мы уверены, что сможем добиться лучшего результата».
НОВЫЕ ЗАДАЧИ ПОМОГУТ ВЫВЕСТИ КАЗ ИЗ КРИЗИСА
«Белые лебеди» на казанском заводе получают вторую жизнь. Фотографии предоставлены Объединенной авиастроительной корпорацией |
«Это новое дыхание для нашего авиазавода», – выразил надежду Рустам Минниханов и подчеркнул, что Татарстан всегда был республикой авиационной. «Ту-160 – колоссальный проект, которого не было в истории постсоветского авиапрома. Это касается не только ресурсов, которые планируется привлечь, но и технологических вызовов, с которыми мы сталкиваемся, восстанавливая производство, прерванное 22 года назад... В советское время Казанский авиазавод был флагманом авиастроения, однако впоследствии по ряду позиций он утратил возможности высокотехнологичного производства. Но сегодня он достоин того, чтобы на него обратили внимание», – отметил Юрий Слюсарь. По словам Минниханова, в кооперации будут участвовать 20 татарстанских предприятий, в том числе КамАЗ, КВЗ, компании радиоэлектронной отрасли, а также научные и образовательные структуры.
Сегодня завод ремонтирует и модернизирует ракетоносцы-бомбардировщики Ту-22М3 и Ту-160, а также строит специальные варианты пассажирского Ту-214 для государственных заказчиков. Объемы производства при этом невелики. Для выхода на новые объемы производства предприятие необходимо серьезно модернизировать. На перевооружение завода, по официальным данным, планируется потратить несколько десятков миллиардов рублей в 2016–2020 годах, что сопоставимо с затратами при запуске нового производства (в советское время).
В любом случае, когда программа будет запущена и начнет осуществляться, для Казани это только плюс. Программа производства новых Ту-160 даст возможность КАЗу подтянуть технологический уровень, создать сотни рабочих мест и обеспечить стабильную загрузку на много лет вперед.