0
6563
Газета Вооружения Интернет-версия

27.05.2016 00:01:00

Бронетанковый музей Уралвагонзавода: история и факты

Карина Огнева

Об авторе: Карина Павловна Огнева – корреспондент пресс-службы Уралвагонзавода.

Тэги: уралвагонзавод, музей бронетехники, танк, бронетранспортер, нижний тагил, т 34, т 72, армата


уралвагонзавод, музей бронетехники, танк, бронетранспортер, нижний тагил, т 34, т 72, армата Музей бронетанковой техники уже давно стал одной из главных достопримечательностей Урала.

2016 год для Уралвагонзавода юбилейный. 80 лет назад с вагоносборочного конвейера предприятия сошел первый вагон. Сегодня завод известен не только своим подвижным составом, но и бронемашинами. В стенах Уральского КБ транспортного машиностроения созданы, а на УВЗ произведены в том числе всемирно известные машины Т-54/55, Т-62, Т-72 и его модификации, Т-90 и его модификации, инженерная техника. И, конечно, бронемашины на платформе «Армата».

В мире не так много мест, где можно увидеть собрание танковых «звезд» под одной крышей. Одно из них – Музей бронетанковой техники Уралвагонзавода. В 2016 году корпоративный музей, в стенах которого представлена история конструкторской мысли, процесс эволюции средних и основных танков, тоже празднует юбилей – 30-летие со дня основания.

Музей был построен на территории предприятия в 1986 году по приказу генерального директора В.К. Сотникова к 50-летию создания Уралвагонзавода. Сегодня в его экспозиции восемь историко-хронологических и тематических разделов, охватывающих историю создания бронетанковой техники с конца 1920-х годов прошлого века по настоящее время. В них представлено более 1000 экспонатов: образцы танковой брони, снаряды, узлы машин, приборы наблюдения и системы управления огнем, редкие книги, фильмы, картины и многое другое. Довоенный раздел экспозиции посвящен деятельности танкового КБ Харьковского паровозостроительного завода, а с осени 1941 года, после эвакуации предприятия на Урал, – истории проектирования боевых машин на Уралвагонзаводе, правопреемнике украинских танкостроителей.

10 лет назад здание музея было реконструировано и выведено за территорию головного предприятия корпорации, чтобы его беспрепятственно могли посещать все желающие. Обновилась и значительно пополнилась его экспозиция. Главный фасад музея был украшен семью барельефами с сюжетами из истории танкостроения на Уралвагонзаводе, а также об участии предприятия в ракетно-космической программе страны.

ЭКСПОЗИЦИЯ МУЗЕЯ

Центральное место в музее занимает тематический комплекс, показывающий место и значение Уралвагонзавода в мировом и отечественном танкостроении. Ведущим экспонатом является карта мира. Индия и Алжир, Сирия и Марокко, Венесуэла и Куба – всего на ней обозначены 75 стран, имеющих на вооружении танки марки «УВЗ». Со знакомства с картой начинаются все экскурсии.

В экспозиции впервые представлены награды Уралвагонзавода: ордена Ленина (1935 и 1970 годы), Октябрьской Революции (1976), Трудового Красного Знамени (1942), Красного Знамени (1943), Отечественной войны I степени (1945), а также ордена Русской православной церкви: Святого благоверного князя Даниила Московского III степени (2005), Святого благоверного князя Дмитрия Донского II степени (2006) – и награды УКБТМ: орден Ленина (1944) и орден Октябрьской Революции (1986).

На втором этаже посетители увидят уникальную чертежную документацию: первые рабочие чертежи общих видов танков А-34 (он же Т-34), Т-54, выполненные на батистовых кальках; альбом рисунков на ватмане первого в мире ракетного танка ИТ-1, датированный 1970 годом; эскизы проекта танка Т-84 с гидравлическими и пневматическими системами подъема и опускания корпуса.

В экспозиции нашли отражение документальные свидетельства о заводских, полигонных и войсковых испытаниях бронетанковой техники. Среди исторических реликвий музея – отчеты о заводских испытаниях первых в мире танков с газотурбинными двигателями – «объекты 166ТМ и 167Т», датированные первой половиной 1960-х годов.

В музее представлен процесс совершенствования броневой защиты машин, начиная с противопульной 15-мм брони танков типа БТ 1930-х годов и заканчивая многослойной броней толщиной в 200 мм танка Т-72, активной защитой более поздней модификации «семьдесятдвойки».

Показано, как возрастала мощь танкового вооружения. В экспозиции – образцы снарядов танковых пушек разных поколений машин, начиная с калибра 45 мм и заканчивая 125 мм орудиями: бронебойно-подкалиберные, осколочно-фугасные, кумулятивные, ракеты 9М119.

Отдельные, небольшие по размерам танковые узлы, системы и приборы представлены вместе с персональными комплексами конструкторов машин. В витринах – фотографии и документы ведущих танковых конструкторов и испытателей, государственные отечественные и зарубежные награды, авторские свидетельства на изобретения, личные вещи мемориального значения, памятные сувениры, привезенные из загранкомандировок.

Старейшей в коллекции моделей боевых машин, на основе которых в Главном автобронетанковом управлении Министерства обороны СССР защищался техпроект танка, является модель тяжелого танка Т-35 (1930 год). Также в экспозиции – уникальные конструкторские модели танков: Т-34-100 (1945), Т-44 (1943), ИТ-1 (1968).

Жемчужиной музея является коллекция образцов бронетанковой техники, состоящая из 13 машин. Среди них есть уникальные, которые можно увидеть только в этом музее. Это огнеметный танк ОТ-34-76 образца 1942 года, экспериментальные танки «объект 140» и «объект 167Т», редкий образец истребителя танков ИТ-1. Наряду с ними представлены восемь серийных боевых машин: танки Т-34-85, Т-54, Т-55, Т-62, Т-72, Т-72А, Т-72Б и Т-90С.

ГОСТИ МУЗЕЯ

Каждый месяц Бронетанковый музей посещают десятки экскурсионных групп. Дети и взрослые приезжают со всей России, ближнего и дальнего зарубежья, чтобы своими глазами увидеть гордость танкостроения и почувствовать себя членом экипажа, заглянув внутрь машины. От мала до велика любят полазить по танкам, посидеть на месте водителя и, конечно же, сфотографироваться с ними. К каждой группе экскурсоводы ищут свой подход, налаживают диалог и с удовольствием отвечают на возникающие вопросы.

Самые благодарные и эмоциональные посетители – это дети, особенно школьники младших классов. Перед весенними каникулами первоклашки одной из школ поселка Новоасбест побывали в гостях у Уралвагонзавода. Первый вопрос, который раздался, как только дети перешагнули порог музея: «Где танки?» Но путь к машинам проходит через их историю. Ребята с большим интересом слушали о первых бронированных машинах, как они модернизировались и кто стоял у истоков их создания. Первоклассники изо всех сил старались не отвлекаться и наперебой отвечали на вопросы гида. Когда настало время идти в ангар, дети вдруг перестали баловаться, будто почувствовав всю серьезность и мощь машин, и с особым трепетом зашли в просторное помещение. По огромным от удивления глазам и открытым ртам при виде настоящих танков было понятно – дети впечатлены. Их познакомили с наименованием каждой машины и ее особенностями, а затем настал самый долгожданный момент – мальчишки и девчонки залезли на Т-34 и Т-72, а самые смелые даже спустились внутрь. По заверению классного руководители, такие поездки оставляют ворох впечатлений, дети еще долго обмениваются полученными эмоциями между собой и рассказывают об увиденном родителям, а самые любознательные делают проекты о бронетанковых машинах и узнают еще много интересных фактов.

Что может объединить генконсула США, делегации из Харбина, Героя России, известного хоккеиста и бизнесменов из крупных зарубежных и отечественных компаний? Все они не смогли оставить без внимания самый большой по территории завод, по версии Книги рекордов Гиннесса, и познакомились с историей легендарного предприятия. Книга отзывов Музея бронетанковой техники заполнена арабской вязью, китайскими иероглифами, латинскими буквами и кириллицей. Одна мысль проходит красной нитью через все записи, что посетители были поражены мощью и силой Уралвагонзавода.

Не менее интересно наблюдать за реакцией заграничных гостей. Не секрет, что самые активные путешественники – китайцы. В любой столице мира можно наткнуться на достаточно большую группу граждан Китая. Они всегда всем интересуются, не стесняются задавать вопросы и делают «миллион» фотографий. В рамках Года обмена молодежи России и Китая не так давно молодые люди из Поднебесной по приглашению молодежной организации Уралвагонзавода побывали в Бронетанковом музее предприятия. Им работники музея рассказали об историческом опыте сотрудничества наших стран. Так, иностранные гости узнали, что после окончания Второй мировой войны Советский Союз и Китай были в настолько дружеских отношениях, что китайские лидеры напрямую попросили СССР помочь с обновлением бронетанкового парка страны. В 1957 год Советский Союз передал Китаю несколько экземпляров танка Т-54 и техническую документацию на его производство. На основе Т-54 Китай создал средний танк «Тип 59». Уралвагонзаводцы принимали участие как в строительстве танкового завода в Поднебесной, так и в запуске танка в производство. Китайская молодежь с удовольствием слушала и задавала множество вопросов, кульминацией визита снова стали настоящие бронетанковые машины. Безусловно, их история и возможности не могут оставить никого равнодушным.

В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ

Туристическая отрасль России начала искать новые способы удивить путешественников. В числе нововведений – организация туристических экскурсий на передовые действующие производства. Экскурсионные группы знакомятся с производством посуды, игрушек, посещают пищевые, мебельные и ювелирные заводы. Большой интерес вызывает и машиностроение. Именно поэтому на Уралвагонзаводе начали создавать уникальный военно-промышленный продукт «Воентур», в рамках которого обычные граждане смогут окунуться в производственную жизнь, оценить масштабы и достижения легенды отечественного ОПК.

«В мире достаточно хорошо развит промышленный туризм. Практически все крупные производители техники – и военной, и гражданской, и автомобильной – имеют свои музейные комплексы с совершенно различными туристическими продуктами. Люди гордятся тем, что они делают. Вам не покажут машину, которая выйдет через два года, но проведут по маршруту достаточно безопасному, где вы увидите, как здорово организовано производство. С этой точки зрения нам есть чем гордиться: и Уралвагонзаводом, и нашей продукцией», – считает Алексей Жарич, статс-секретарь – заместитель генерального директора корпорации УВЗ.

«Воентуром» уже заинтересовались и поддерживают руководители Ростуризма. Потенциал проекта оценили глава Федерального агентства по туризму Олег Сафонов и его заместитель Роман Скорый, директор Национального туристического союза Ирина Полынская, исполнительный директор Уральской ассоциации туризма Михаил Мальцев.

Сейчас проект находится на стадии согласования. Специалисты Уралвагонзавода ведут работу по созданию маршрута по территории завода, который будет максимально безопасным для туристов и не раскроет всех секретов машиностроительного гиганта.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Быстрый, натриевый, безопасный

Быстрый, натриевый, безопасный

Владимир Полканов

Проект Росатома по строительству энергоблока будущего БН-1200М прошел экологическую экспертизу

0
1741
При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

При выходе на пенсию уровень жизни может обвалиться в четыре раза

Анастасия Башкатова

Доходы пожилых все больше отстают от зарплат российских работников

0
2709
Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Гендерный разрыв в оплате труда оказался максимальным за 11 лет

Ольга Соловьева

Геополитическая турбулентность ускорила в России рост зарплат у мужчин, но не у женщин

0
2062
Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Госдума придерживает гуманную инициативу Верховного суда

Екатерина Трифонова

Беременных женщин и матерей с детьми предлагалось вообще не отправлять под стражу

0
2061

Другие новости