0
20554
Газета Вооружения Интернет-версия

03.06.2016 00:01:00

Все секреты стратегического ракетоносца Ту-160

Тэги: авиация, вооружение, самолет, бомбардировщик, ту 160, туполев, книги, обзор


авиация, вооружение, самолет, бомбардировщик, ту 160, туполев, книги, обзор Фото Павла Сарычева\НГ-Online

Затучный А.М., Ригмант В.Г., Синеокий П.М. Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 (серия «Знаменитые летательные аппараты»). – М.: ИИГ «Полигон-пресс», 2016. – 552 с.

Россия всегда славилась своим оружием. И даже когда в той или иной стране мира раньше нас создавали что-то с военной точки зрения более выдающееся, отечественные инженеры и конструкторы в ответ создавали такие образцы вооружений и военной техники, которые на долгие годы и даже десятилетия получали эпитет «не имеющий аналогов в мире».

РАВНЫХ ЕМУ НЕТ

В точности так произошло и в истории с ракетоносцем-бомбардировщиком Ту-160. Созданный ОКБ А.Н. Туполева в качестве «ответа» на американский В-1, наш самолет в итоге не только превзошел его по всем характеристикам, но еще и отличается заложенным его создателями настолько высоким модернизационным потенциалом, что не устареет технически еще многие годы.

Стратегический ракетоносец-бомбардировщик Ту-160 является самым большим и самым мощным с точки зрения того боевого потенциала, которым он обладает, в истории мировой военной авиации сверхзвуковым самолетом и самолетом с изменяемой геометрией крыла. Он также носит почетный титул самого тяжелого боевого самолета в мире, отличаясь среди всех своих «одноклассников», различных бомбардировщиков, наибольшей максимальной взлетной массой, а также наибольшей среди таких машин скоростью полета.

Более того, внушительный запас топлива, имеющийся на борту, и наличие системы дозаправки топливом в полете позволяет Ту-160 достигать практически любой точки на земном шаре, причем в сравнительно короткий промежуток времени. Свидетельством этому являются 13-часовой сверхдальний беспосадочный перелет двух Ту-160 в Венесуэлу, успешно выполненный в сентябре 2008 года, а также беспрецедентные по своему характеру полеты в июне 2010 года на воздушное патрулирование с дозаправками в воздухе, продолжительность которых превысила 24 часа, а протяженность маршрута в итоге достигала 18 тыс. км.

Проще говоря, Ту-160 – это король среди всех бомбардировщиков мира, когда-либо бороздивших воздушный океан нашей планеты.

ВЫЖИВЕТ И В ЯДЕРНОЙ ВОЙНЕ

Основа стратегического авиационного комплекса Ту-160 – уникальный многорежимный самолет-носитель, обладающий непревзойденными возможностями, которые могут быть успешно реализованы в широком диапазоне скоростей и высот полета. Российский ракетоносец-бомбардировщик способен одинаково эффективно решать поставленные ему боевые задачи – поражать наиболее важные объекты военного, государственного и промышленного назначения, расположенные в удаленных географических районах планеты и глубоком тылу континентальных театров военных действий, – как на дозвуковой скорости полета на малых высотах, так и на сверхзвуковых режимах при полете, что в результате позволяет существенно повысить гибкость применения комплекса по предназначению и обеспечить ему высокую боевую устойчивость в ходе ограниченного или глобального ядерного конфликта.

Создание комплекса Ту-160 стало выдающимся достижением отечественной авиационной и смежных с ней отраслей промышленности при консолидации административных, научно-технических, конструкторских и производственных ресурсов сотен коллективов промышленности и науки. Решение такой грандиозной задачи потребовало решения целого комплекса разнообразных проблем, связанных со следующим этапом технического перевооружения отечественной авиапромышленности, разработкой и освоением новых конструкционных материалов, а также созданием уникального технологического и станочного оборудования, что стало серьезным заделом для последующего развития советского и российского авиапрома и смежных с ним отраслей.


«Мне пришлось участвовать со стороны Дальней авиации в работах по Ту-160 практически с обсуждения его первых вариантов, – пишет в предисловии к книге Герой Советского Союза, заслуженный военный летчик СССР, генерал-полковник авиации Василий Васильевич Решетников, чье имя сегодня носит один из стратегических ракетоносцев Ту-160. – Я со своей командой, переросшей в макетную комиссию, а затем и госкомиссию по созданию Ту-160, помногу и часто работал в КБ… Многие, казавшиеся недоступными технические преграды были сокрушены в те годы умом и опытом самых одаренных творцов этой уникальной машины».

В общей сложности отечественный авиапром построил 36 самолетов Ту-160, в том числе два опытных образца и два самолета, использовавшихся для прочностных испытаний. Самолеты продолжают нести боевую службу в составе Дальней авиации Воздушно-космических сил (ДА ВКС) России и по настоящее время, являясь флагманом флота ДА. А в ноябре 2015 года в рамках операции ВКС РФ против террористов в Сирии самолеты Ту-160 получили боевое крещение – применили по противнику крылатые ракеты воздушного базирования. В минувшем году МО РФ также принято окончательное решение о пополнении парка ДА ВКС самолетами данного семейства – на казанском авиазаводе ПАО «Туполев» будет построена партия самолетов в глубоко модернизированном варианте Ту-160М2.

Уникальному российскому стратегическому ракетоносцу-бомбардировщику Ту-160 посвящена новая книга серии «Знаменитые летательные аппараты», выпущенная недавно в издательстве «Полигон-пресс». В данном труде максимально подробно рассказано о периодах зарождения, создания, эксплуатации и совершенствования как самолета ту-160, так и созданного на его базе авиационного комплекса.

ТАКИХ КНИГ ЕЩЕ НЕ БЫЛО

Рассматриваемый труд нелегко описать, не используя слова «превосходный», «уникальный» или «не имеющий аналогов». Ведь подготовленная Александром Затучным, Владимиром Ригмантом и Павлом Синеоким книга получилась действительно уникальная – в полной мере соответствующая тому самолету, которому она и посвящена.

Основанная на кропотливом сборе и исследовании уникальных документов, связанных с созданием многорежимного стратегического самолета, она представляет интерес и для специалистов, и для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной боевой авиации. Не говоря уже о том, что в книге имеется огромная масса ранее нигде не публиковавшихся фотографий, рисунков, схем и других материалов. При этом авторы данного труда сумели даже выйти за рамки классической для многих изданий формы «книги о самолете», уделив больше внимания предпосылкам создания рассматриваемого стратегического авиационного комплекса, а также проведя очень подробное, с рядом уникальных рисунков и схем, сравнение Ту-160 и В-1В.

Условно книгу можно разделить на две части, в каждой из которых освещен определенный период не только создания Ту-160, но и всей послевоенной истории отечественной Да.

Первый период охватывает 1950-е – конец 1960-х – начало 1970-х годов, то есть время от начала работ над сверхзвуковыми однорежимными стратегическими авиационными носителями и до начала работ по новому многорежимному стратегическому ударному самолету. При этом авторы особо указывают на тот факт, что мощную конструктивно-технологическую базу для реализации проекта создания Ту-160 удалось создать в том числе и за счет успешной реализации программы конструирования, постройки, испытаний и доводок первого в мире сверхзвукового пассажирского самолета Ту-144, а также ряда тяжелых боевых самолетов.

Особо хотелось бы обратить внимание потенциальных читателей на главу «Пути развития сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков, 1950–1960 гг.», в которой приведена масса уникальной информации по различным проектам стратегических ударных самолетов. Например, по стратегической системе – сверхзвуковом гидросамолете-амфибии А-57 и самолете-снаряде РСС (ОКБ-256 П.В. Цыбина), или о составном дальнем бомбардировщике в составе самолета-носителя с шестью турбореактивными двигателями ВД-5М, получившего шифр самолет «108», и подвесного пилотируемого самолета с двумя ТРД АМ-11М, получившего шифр самолет «100».

В другой главе приведена интересная информация о Ту-160 в варианте разведчика. Такой комплекс воздушной разведки предназначался для ведения стратегической разведки на сухопутных и океанских театрах военных действий в интересах Верховного главного командования и командования видов ВС СССР с целью вскрытия непосредственной подготовки противника к нападению, выявления его важнейших группировок и вероятных сроков их развертывания, а также определения расположения важнейших объектов, от уничтожения которых зависит успех боевых действий.

Второй период, рассмотренный в означенном труде, охватывает 1974–1987 годы, когда были осуществлены проектирование, постройка опытного образца, налаживание серийного производства, испытания и поставка первых Ту-160 в строевую часть. Здесь не только можно узнать о том, как происходили выбор окончательной концепции Ту-160, разработка проекта, производство, испытания и доводка первых опытных образцов, серийный выпуск нового самолета и его эксплуатация в частях Дальней авиации, но также найти информацию о техническом описании элементов комплекса Ту-160, о главном конструкторе самолета – В.И. Близнюке и о многом другом.

Здесь же – подробное сравнение Ту-160 и В-1В. Причем авторы труда, указывая, что «в том, что создатели самолетов Ту-160 и В-1 сошлись в свое время во взглядах относительно аэродинамической и конструктивно-технологической компоновки машин, включавшей элементы интегральной конструкции и крыло изменяемой стреловидности, нет ничего удивительного», поскольку «близкий научно-промышленный уровень СССР и США, а также схожесть тактико-технических требований к новым видам вооружений неизбежно приводит к похожим техническим решениям», особо подчеркивают, что «если глубже разобраться в данном вопросе, то общего у бомбардировщиков окажется не так много».

В заключительной части книги – ряд приложений, в которых содержится подробная информация о проектах и всех построенных самолетах Ту-160, о летных происшествиях, имевших место с изделием «70», а также, на пяти страницах, список мировых рекордов, установленных на Ту-160, и др.

По мнению генерал-полковника авиации Василия Решетникова, представляемая книга – это «достойный памятник выдающемуся достижению авиационной отрасли всей страны, инженерам ОКБ Туполева и всей промышленности, командному, летному и инженерно-техническому составу Дальней авиации, создавшим и внедрившим в эксплуатацию самый мощный и самый скоростной в истории военной авиации стратегический сверхзвуковой самолет с изменяемой геометрией крыла».

«Таких монографий о Ту-160 еще не было!» – вторит ему один из ведущих российских экспертов в области авиации, главный редактор профильного журнала и автор ряда монографий об отечественных боевых самолетах Андрей Фомин. Мне же, как человеку, более увлеченному флотом, откровенно жаль, что подобного рода высококачественных фундаментальных трудов не издается у нас в стране по тем многочисленным образцам военно-морской техники, которыми по праву должны гордиться наши соотечественники.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
859
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
1157
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
905
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
742

Другие новости