Вертолет без лопастей – новейшая разработка промышленности. Фото автора
По сравнению с мероприятием 2015 года инфраструктура нынешнего форума «Армия-2016» претерпела существенные изменения. Прошлогодние временные павильоны ангарного типа заменили современными капитальными строениями. В них расположились не только экспозиции фирм – участников форума, конференц-залы, переговорные комнаты, но и 170 торгово-бытовых объектов, в которых можно было подкрепиться, отдохнуть и приобрести сувенирную продукцию. Поддерживаемый во всех помещениях микроклимат создавал комфортные условия для участников и посетителей форума.
Фото автора |
Круглым столам, конференциям и брифингам не мешал рев авиационных турбин, грохот стрельбы, оглушающие музыка и объявления. Конференц-залы форума имели хорошую звукоизоляцию и были оснащены всем необходимым оборудованием, в том числе обеспечивающим аудио- и видеоконференц-связь.
Словом, мероприятие оставило благоприятное впечатление. Тем не менее, как и в любом масштабном деле, не обошлось без несуразностей, порой комичных. Для полноты картины нельзя не упомянуть и о них.
На «закрытой» экспозиции показывали, как можно предположить, передовые и перспективные разработки. На нее пускали лиц, имеющих наивысший уровень доверия и специально оформленный допуск. Обычный смертный туда попасть не мог. Но народная мудрость гласит: «Если нельзя, но очень хочется, то можно». И не надо пытаться проникнуть на охраняемый объект.
Например, зарубежным гостям обещали после форума показать две новые разработки Конструкторского бюро машиностроения и рассказать о них. Это боевая машина отделения стрелков-зенитчиков ПЗРК и машина разведки, управления командира взвода ПЗРК. Оставим в стороне вопрос, почему в данном случае новую технику вначале показывали иностранцам, а не российским налогоплательщикам? Нам важнее информация о машинах. А ею Интернет уже был переполнен: подробное описание с фотографиями и даже указанием на ряд специфических особенностей по возможному боевому применению.
Другая новинка – вертолет Ми-8АМТШ-ВА. Он тоже кем-то считается очень и очень засекреченным. Однако злые языки утверждают, будто бы ЦРУ и Пентагон отказываются даже рассматривать предложения журналистов о продаже эксклюзивных данных про эту разработку «Вертолетов России» – по причине избыточности уже имеющейся информации о ней на просторах Интернета с фотографиями машины в разных ракурсах в полете и на земле.
В виртуальном пространстве без особого труда можно узнать и о других образцах ВВСТ, демонстрировавшихся на «закрытой» экспозиции, посмотреть их фотографии. Несколько комично выглядели и ситуации, когда новые разработки оборонки, выставленные на всеобщее обозрение, вдруг увозили для «закрытого показа» и возвращали через некоторое время. Стоило ли городить секретность там, где ее нет?
Из участников форума лишь КРЭТ остается верным своим традициям. На форуме «Армия-2016» концерн получил очередной первый приз за экспозицию, которую он возит с выставки на выставку. Она яркая, нарядная, как новогодняя елка, и столь же малоинформативная.
Еще одна традиция холдинга уже стала притчей во языцех. Видимо, руководство фирмы не волнует, что сотрудники оформляют экспозицию по принципу «тяп-ляп», не знают выпускаемую продукцию и раз за разом выставляют КРЭТ на посмешище. На демонстрационной площадке продукция холдинга стояла в плотном ряду. Видимо, чтобы посетители не могли ее осмотреть. Между двумя автомобилями, начиненными аппаратурой РЭБ, был втиснут вертолет без лопастей несущего винта. Конечно же, этот Ми-8МТПР-1 привлекал внимание посетителей выставки, особенно тех, кто любит авиацию. Они с удивлением читали, что это «десантно-транспортный вертолет Ми-17-1В (экспортный вариант вертолета Ми 8МТВ-1)». Здесь сохранена авторская орфография «писателей» КРЭТ.
Посетители остались в неведении, какое отношение имела информационная табличка к экспонату. Они не понимали, как можно в вертолете РЭБ перевозить десантников со снаряжением, выполнять парашютное десантирование с вертолета, который не приспособлен для выполнения этих задач. В нем столько грифованной аппаратуры, что остается место лишь для нескольких воздушных операторов. Уже давным-давно известно, что для Ми-8МТПР-1 базовой модификацией служит Ми-8МТВ5-1. Тайным осталось, как специалисты КРЭТ «заблудились в трех соснах» – в модификациях вертолетов.
Насмешил и холдинг «Вертолеты России», представивший на форуме практически всю линейку своей продукции. Пресс-служба холдинга и контролирующие ее менеджеры, видимо, все еще не знают, что тема перспективного скоростного вертолета (ПСВ) прекратила существование несколько лет назад. Крест в ее могилу, образно говоря, был вбит на одном из круглых столов прошлогоднего форума «Армия-2015». Поэтому летающая лаборатория, созданная на базе Ми-24, которую некоторые специалисты называют «крокодил-обрубок», всего лишь попытка холдинга сделать хорошую мину при плохой игре и выдать желаемое за действительное.