Новый авианосец «Джеральд Форд» перед спуском на воду. Фото с сайта www.navy.mil
Американский авианосец – это боевой корабль, оружием которого являются более 70 самолетов и вертолетов, сведенных в одно авиационное крыло. 10 многоцелевых авианосцев, оснащенных ядерной силовой установкой (АВМА), и 9 авиакрыльев (Акр) авианосной авиации представляют собой главную ударную силу ВМС США в боевых действиях с применением неядерного оружия. К 10 АВМА типа «Нимиц» (CVN 68) скоро присоединится и первый из 11 АВМА новой серии типа «Дж. Форд» (CVN 78).
ВЛАДЫКИ ОКЕАНОВ ЛЮБЯТ ТЕПЛО
Основные задачи авианосцев – завоевание господства на море и превосходства в воздухе, нанесение ударов по береговым объектам, оказание непосредственной авиационной поддержки наземным силам. С окончанием холодной войны и утратой противника на море американские авианосцы стали использоваться в основном для действий по наземным объектам в странах, как находящихся в состоянии войны с США, так и не воюющих против США. Высокая мобильность авианосцев позволяет им быстро прибывать в заданный район подъема авиации, перемещаясь со скоростью более 900 км в сутки. Мобильность авианосца обеспечивают применение оружия по прибрежным зонам, где проживает подавляющее большинство населения мира. О техническом ресурсе авианосцев свидетельствуют такие цифры. АВМА типа «Нимиц» за 50 лет в составе флота рассчитан максимально на 6 тыс. суток пребывания в море, прохождение 3 млн морских миль, выполнение 500 тыс. вылетов/посадок самолетов и вертолетов.
Производительность авианосца – это способность его авиакрыла за определенное время выполнять такое количество вылетов, которое необходимо в боевых условиях для выполнения всего комплекса задач (наступательного и оборонительного характера, боевого и тылового обеспечения), а в обычное время для поддержания должной выучки летного состава. Конечная производительность авианосца – это число уничтоженных или нейтрализованных воздушных, морских и наземных объектов при гарантированном выживании этого корабля.
Интенсивность использования авианосцем своих летательных аппаратов (ЛА) зависит от многих факторов, в том числе от его конструкции, боеспособности корабля и его авиакрыла, метеоусловий, качества оружия, состава авианосной ударной группы (АУГ), противодействия противника.
Как конструкция корабля связана с его производительностью? Чем больше длина и ширина корабля, тем больше его водоизмещение (у «Нимица» полное водоизмещение 88 тыс. т, у «Дж. Форда» – 90,7 тыс. т) и меньше бортовая и килевая качка (при бортовой качке более пяти градусов и килевой более одного градуса полеты не проводятся). Чем больше площадь полетной и ангарной палуб, тем больше места для парковки и ремонта самолетов и вертолетов (примерно половина может разместиться в закрытой ангарной палубе, другой приходится находить себе место на парковочных местах открытой всем ветрам и осадкам полетной палубы), для размещения подъемников летательных аппаратов (их четыре), аэрофинишеров (их четыре, обеспечивают посадку с темпом один самолет в 45–60 секунд), катапульт для взлета с носового и углового участков полетной палубы (у АВМА типа «Нимиц» четыре паровых катапульты обеспечивают взлет трех-четырех самолетов в минуту; у АВМА типа «Дж. Форд» три электромагнитных катапульты).
Чем больше водоизмещение, тем больше авианосец разместит ГСМ, боеприпасов, продуктов питания, запчастей (АВМА может нести до 8,1 тыс. т ГСМ и до 2,7 тыс. т боеприпасов и пополняет их запасы раз в шесть-семь суток) и тем меньше станет зависеть от сравнительно тихоходного универсального транспорта снабжения. Практика показала, что авианосцы водоизмещением 80–90 тыс. т могут использовать свою авиацию на Атлантике, на Тихом океане, в Индийском океане 90% всего времени (остальные 10% приходятся на сильный ветер, видимость, осадки, волнение моря, температуру воздуха). Американские авианосцы – существа теплолюбивые, предпочитают как можно реже заходить за Полярный круг. Они избегают сильного волнения моря из-за большой метацентрической высоты. Они уходят от сильного ветра, потому что взлет и посадка самолетов F/A-18C ограничена скоростью ветра над палубой в 18 и 10 м/с соответственно.
Насыщенность авианосца оборудованием многих видов влечет за собой необходимость частых заводских ремонтов. Это обстоятельство ощутимо сказывается на производительности Акр авианосца в течение всей жизни корабля (всего срока пребывания корабля в составе флота): для достижения безаварийности авианосец типа «Нимиц» оказывается на заводе на различных видах ремонта и обслуживания в среднем через каждые 1,5 года. Ремонт и обслуживание на заводе длится по 30–59 суток (CIA), по 120–130 (SRA), по 135–190 (PIA), 245–610 суток (DPIA), по 975–1280 суток (ROH), на которые приходится 25–30% всей жизни авианосца и из-за которых на пребывание в море ему остается только 33% – 6 тыс. суток.
БОЕСПОСОБНОСТЬ
Боеспособность авианосца – это укомплектованность корабля и его авиакрыла материальными средствами, укомплектованность корабля и его авиакрыла личным составом, подготовленность личного состава корабля и его авиакрыла. Существует несколько категорий боеспособности авианосца по этим показателям (высшая С1, приемлемая С3, низшая С5). Укомплектованность авиакрыла материальными средствами означает в том числе и поддержание их в соответствующем техническом состоянии. Например, в ходе военной операции США против Ирака в 2003 году количество технически исправных (МС) самолетов и вертолетов авианосной авиации превышало 75% и находилось на уровне 78,8–92,1 по всем типам участвовавших в операции летательных аппаратов. Наверное, здесь уместно напомнить о существующих в ВМС США межремонтных сроках для корпуса ЛА (планера) и авиационных двигателей. В 2015–2017 финансовых годах при годовом налете в авиации флота и морской пехоты США около 1 млн часов на более чем 4000 летательных аппаратов, имеющих до 8000 авиационных двигателей, ежегодно планировалось отправлять в заводской ремонт до 1800 авиационных двигателей и до 400 планеров.
Подготовленность экипажей определяется рядом требований. При укомплектованности тактической авиации в 1,54 экипажа на каждый летательный аппарат и среднем ежемесячном налете каждого экипажа в 18 часов средний годовой налет может составить 216 часов на экипаж и 333 часа на каждый ЛА. Экипаж истребителя-штурмовика обязан уметь выполнять следующие задачи: взлет с авианосца, пилотирование в любых метеоусловиях, дозаправка в воздухе, посадка на авианосец; воспрещение (то есть недопущение противника к авианосцу в море и изоляция района боевых действий на суше и в море); ведение боевых действий в войне на море; эскортирование (сопровождение других самолетов); боевое патрулирование в воздухе; перехват из положения дежурства на палубе; маневрирование в воздушном бою; подавление обороны противника; непосредственная авиационная поддержка; выполнение обязанностей передового авиационного наводчика; использование авиационных средств для обнаружения наземных целей; использование оружия класса «воздух–земля»; использование авиационных средств для обнаружения воздушных целей; использование оружия класса «воздух–воздух»; выживание; управление (то есть выполнение команд, отдача команд, передача и прием докладов о выполнении команд) и поддержание связи; постановка мин; умение действовать совместно (то есть во взаимодействии с наземными силами и с авиацией ВВС, морской пехоты и сухопутных войск). Очевидно, что летчики Акр АВМА отличаются от других умением взлетать с использованием катапульт и совершать посадку с использованием аэрофинишеров. В отношении боевой подготовки стоит отметить, что при ежегодном расходе на нее в ВМС около 100 тыс. авиабомб на авианосную авиацию приходится подавляющая часть этого расхода. Что касается отработки функций противовоздушной и противоракетной обороны авианосца его авиакрылом, то трудно сказать, учитывается ли тенденция к снижению значимости маневрирования в бою (в одном из исследований 2015 года утверждалось, что в 1965–2014 годах в мире имели место 1450 воздушных боев, при этом в большинстве боев использовались ракеты большой дальности при минимальном маневрировании их носителей).
С боеспособностью авианосца связана и его боеготовность.
Боеготовность авианосца – это обязанность боеспособного корабля начать боевые действия через определенное время после отдачи приказа на эти действия. Боеготовым в период холодной войны считался авианосец, способный выйти в море и начать боевые действия в течение одних суток после получения приказа и непрерывно находиться в море до трех недель, или же авианосец, способный выйти в море и начать боевые действия в срок до четырех суток после получения приказа и находиться в море (быть «развернутым») не менее 56 суток. В начале нашего века было предписано, что из 12 авианосцев в срок до 30 суток должны выйти в море или находиться в море шесть, а в срок до 90 суток – восемь авианосцев. Наличие 10–11 авианосцев и проявившиеся в последнее время проблемы (увеличение длительности ремонта авианосцев, задержка с постановкой на ремонт) могут затруднить выполнение таких нормативов.
Старейший американский авианосец «Нимиц» побывал,
кажется, во всех уголках Мирового океана. Фото с сайта www.navy.mil |
ГЛАВНАЯ УДАРНАЯ СИЛА ПЛАВУЧИХ АЭРОДРОМОВ
Авианосная авиация – это более 1100 самолетов и вертолетов, сведенных в однородные авиакрылья. На основе входящих в их состав эскадрилий сформировано в регулярных силах девять номерных сводных авиакрыльев авианосной авиации (CVW). Такое авиакрыло является разнородным по составу и многоцелевым по существу, поскольку включает в себя четыре эскадрильи истребителей-штурмовиков (до 12 единиц F/A-18C/E/F в каждой), одну эскадрилью самолетов РЭБ (4 единицы EA-18G), одну эскадрилью самолетов ДРЛО и управления (4 единицы E-2D), две эскадрильи вертолетов (до 15 противолодочных MH-60R и многоцелевых MH-60S), один отряд транспортной авиации (2 самолета С-2), всего более 70 машин. Каждое авиакрыло закреплено за определенным авианосцем, самолеты и вертолеты авиакрыла перелетают с береговых авиабаз на авианосец, когда он выходит в море, и улетают с него перед возвращением авианосца в порт приписки.
Авианосная авиация – это не одноразовое, а многоразовое оружие корабля. Например, F/A-18E/F рассчитан на 6 тыс. часов использования в воздухе (с ремонтом и модернизацией на 9 тыс.) при среднем расчетном ежегодном налете в 350 часов. Самолет F/A-18C выполнял по 4,5 вылета в сутки на учениях и по два вылета в сутки в боевых условиях, а его пилот делал по два вылета в сутки в учении и в боевых действиях. В ходе военной операции в 2003 году 12 самолетов F/A-18E/F из состава 115-й истребительно-штурмовой эскадрильи АВМА «Авраам Линкольн» (CVN 72) за 16 суток совершили 560 вылетов. Этот самолет при максимальной взлетной массе в 30 т (пустой весит 14 т) и посадочной массе не более 19,5 т (включая до 4 т оружия) может нести до 8 т бомб, ракет и снарядов, вмещает 6,5 т топлива внутри и 7 т в пяти баках на пяти узлах внешней подвески, имеет максимальную скорость 1915 км/ч. Обладая 11 узлами подвески, он способен нести избранное количество бомб и ракет на дальность до 1250 км без дозаправки в воздухе, определяемую массой оружия и топлива на борту.
Производительность палубной авиации АВМА по числу вылетов можно условно разделить на четыре вида: расчетную, максимальную, повседневную и оперативную.
Расчетная производительность Акр авианосца измеряется числом взлетов/посадок, которые будут выполнены с авианосца/ на авианосец за все время нахождения данного корабля в составе флота. Поскольку каждый АВМА рассчитан на 50 лет жизни и на выполнение 500 тыс. взлетов/посадок за 6 тыс. суток нахождения в море, то для авианосца типа «Нимиц» расчетное среднее число вылетов составляет за год жизни корабля 10 тыс., за сутки жизни корабля – 27,4 и за сутки нахождения в море – 83,3 вылета самолетов и вертолетов. Из 500 тыс. вылетов чуть больше 22% (свыше 110 тыс.) придутся на вертолеты и чуть меньше 78% (до 390 тыс.) – на самолеты, кстати, такое процентное соотношение временами совпадает с соотношением количества вертолетов и самолетов на авианосце.
Максимальная производительность – это способность Акр авианосца непрерывно в течение одних–шести суток совершать возможно большее число полетов в интересах выполнения поставленных задач, работая примерно в два раза интенсивнее нагрузки в 120–130 вылетов. Пока не побит рекорд АВМА «Нимиц», установленный на учении в 1997 году. Его авиакрыло, усиленное летно-техническим и обеспечивающим составом, в течение четырех суток выполняло по 250 вылетов в сутки, из них по 200 вылетов истребителей-штурмовиков, истребителей и самолетов РЭБ.
Повседневная производительность – это интенсивность полетов Акр во время нахождения на авианосце в море (без учета полетов Акр во время базирования его самолетов и вертолетов на береговых аэродромах США) в условиях проведения обычной боевой подготовки и участия в систематических боевых действиях и в военных операциях. В 2014 году АВМА «Карл Винсон» (CVN 70) отметил проведение 230-тысячной посадки с использованием аэрофинишеров за 32,5 года пребывания в составе флота. Следовательно, среднее число самолето-вылетов составило за год жизни корабля 7077 (при расчетных 7800) и за сутки жизни – 19,4 вылета (при расчетных 21,4), а это значит, что за 50 лет его самолеты, действуя в таком темпе, смогут выполнить до 360 тыс. самолето-вылетов (при расчетных 390 тыс.). В том же 2014 году с АВМА «Джордж Буш» (CVN 77) за 273 суток его развертывания с посещением шести иностранных портов и прохождением 73 400 миль было выполнено 12 524 вылета, из них 9689 самолетами (77,4%) и 2835 вертолетами (22,6%). При среднем числе вылетов за сутки в море более 49 его Акр за 6 тыс. суток в море могло бы выполнить до 300 тыс. вылетов (при расчетных 500 тыс.).
Как видно из приведенных примеров, повседневная производительность (по числу как всех вылетов, так только самолето-вылетов) по крайней мере у некоторых авианосцев пока отстает от расчетной, создавая впечатление, что действует «экономия» на ресурс эксплуатации авианосцев в ожидании более бурного будущего. При повседневной деятельности Акр авианосца выполняло свыше 70% вылетов в светлое время суток и до 30% в темное время. При среднем уровне аварийности в авиации флота США за 2004–2014 годы в 0,88 на 100 тыс. часов налета потери летной техники авианосцами во время нахождения в море в результате чрезвычайных происшествий были в несколько раз ниже этого уровня.
Оперативная производительность – это интенсивность использования авиации авианосца в активный период военной операции. В годы холодной войны считалось, что авиакрыло авианосца в ходе боевых действий может за летные сутки при 12 часах полетов и 12 часах восстановления боеспособности с циклом полетов в 1 час 40 минут в восьми группах при 15–17 самолетах в группе выполнять по 120–130 вылетов (с пятью-шестью летными сутками и с одними-двумя сутками отдыха и восстановления боеспособности в неделю). В военных операциях с 1991 года было подтверждено, что в ходе боевых действий при 15–16 часах полетов в сутки авианосец иногда совершает до 140 вылетов в сутки максимально (до 90 вылетов ударных самолетов), по 120–130 вылетов в сутки несколько дней подряд в течение недели (максимально в 12 группах при 8–20 самолетах в группе), по 100–110 вылетов в летные сутки в течение месяца. Вот цифры по АВМА «Теодор Рузвельт» (CVN 71). В военной операции против Ирака в 1991 году его авиакрыло за 39 летных суток совершило 4149 вылетов, из них 1624 (39%) на удар, 1240 (30%) на завоевание превосходства в воздухе и 1285 (31%) на боевое и тыловое обеспечение. Средний темп вылетов в летные сутки составил 106, а максимальный – 140 вылетов. В военной операции против Югославии в 1999 году его авиакрыло, имея 72–74 летательных аппарата, за 56 летных суток совершило 4270 вылетов, в том числе на удар 1580 (37%), применив свыше 800 т боеприпасов по 535 объектам (88 стационарных, 447 тактических). Средний темп полетов составил 76 вылетов в летные сутки.
Одной из причин снижения оперативной производительности стало увеличение в арсенале авианосца количества высокоточного оружия (ВТО). Для поражения объектов стало требоваться меньше боеприпасов и, следовательно, вылетов. Доля примененных в военных операциях США и их союзников высокоточных боеприпасов по их количеству по отношению ко всем использованным боеприпасам возросла с 8% в 1991 году до 35, 57 и 68% в 1999, 2001 и 2003 годах соответственно. Количество примененного авианосной авиацией ВТО возросло с долей процента в 1991 году до 37, 93 и 95% соответственно в 1999, 2001 и 2003 годах. Парадоксом оказалось то обстоятельство, что для ВТО с вероятностью попадания в цель в то время 0,7–0,75 (сейчас не более 0,98 при надежности выше 0,95) просто стало не хватать объектов поражения.
В ЛЮБЫХ УСЛОВИЯХ И ПРИ ЛЮБОЙ ПОГОДЕ
Авиаторы авианосца летают одинаково хорошо при любых условиях освещенности. Высокая подготовленность летного состава авиакрыла авианосца к действиям ночью позволяла ему при длительности периода полетов 15–16 часов в сутки действовать вплоть до завоевания превосходства в воздухе преимущественно в темное время суток, а затем переходить либо на только ночной или только дневной режим полетов, либо на смешанный график вылетов. На оперативную производительность влияет и нагрузка на технический и обслуживающий состав, поскольку трудно перекрывать существующие нормативы как технического обслуживания на каждый час полета самолета, так и подвески боеприпасов на самолеты и вертолеты. Во время систематических боевых действий самолеты авианосца выполняли до 97% запланированных боевых вылетов.
Взглянем на оперативную производительность авианосного ударного соединения (АУС). В военной операции 1991 года против Ирака пять АВМ и один АВМА США за 42 календарных суток выполнили около 18 тыс. вылетов (42% на удар, 27% на завоевание господства в воздухе, 31% на обеспечение) со средним числом вылетов в сутки 430 на АУС и 72 на один авианосец (в последний день войны АУС осуществило около 600 вылетов). Из 252 возможных суток для авианосцев АУС летными оказались только 201 сутки (80%). Таким образом, средняя оперативная производительность одного авианосца АУС составила 90 вылетов в летные и 72 в календарные сутки. В военной операции 2003 года против Ирака авиационная группировка ВМС США, в которую одновременно входили два АВМ и три АВМА, за 30 календарных суток совершила 8945 вылетов, показав меньшую по сравнению с 1991 годом производительность.
Какова же производительность авианосца по числу поражаемых объектов, количеству и качеству применяемого оружия и его массе? Официально сообщалось, что авианосец может поразить в одни сутки то 680, то 1080, то 380 объектов. Возможность поражения с 1994 года 680 объектов в сутки, видимо, потребовала подтверждения проведением ранее уже упомянутого экспериментального учения АВМА «Нимиц» в 1997 году. Появившаяся с 2007 года возможность поражения 1080 объектов в сутки на удалении до 370 км, возможно, обосновывалась таким расчетом: авианосец делает 250 вылетов, из них 180 на применение оружия, каждый из 40 боеготовых истребителей-штурмовиков доставляет к цели по шесть единиц ВТО, совершая по 4,5 вылета в сутки). Объявленная в 2013 году способность авианосца совершать ежесуточно по 95 вылетов с применением 380 авиабомб массой по 900 кг, вероятно, исходит из такой предпосылки: авианосец делает в сутки 120 вылетов, из них 95 на применение оружия, каждый из 38 боеготовых истребителей-штурмовиков несет по четыре единицы ВТО, совершая по 2,5 вылета). Разумеется, все эти цифры (680, 1080, 380) являются правильными только при определенных условиях, в том числе без учета противодействия противника.
В военной операции 1991 года АВМА «Теодор Рузвельт» за 39 летных суток израсходовал 2450 т боеприпасов (в среднем по 63 т в сутки), а расход шести авианосцев за суммарные 201 летные сутки составил 12 тыс. т (в среднем почти по 60 т на один авианосец в сутки). В систематических боевых действиях за время одного развертывания длительностью шесть–девять месяцев авианосец когда-то расходовал по 700–800 т, а, например, в 2015 году мог применить 226 т боеприпасов (судя по публиковавшимся сообщениям, в 2014–2016 годах в ходе систематических боевых действий авианосец иногда выполнял во время развертывания по 2050–3250 боевых вылетов). Интенсивность использования высокоточного оружия зависела от конкретных обстоятельств. В 2014 году АВМА «Джордж Буш» (CVN 77) затратил всего лишь 232 высокоточные бомбы и ракеты, а в 2016 году АВМА «Гарри Трумэн» (CVN 75) применил 1598 единиц ВТО, побив прежний рекорд АВМА «Теодор Рузвельт» (CVN 71) в 1074 высокоточных боеприпаса. В военной операции 2003 года за 30 календарных суток пять авианосцев применили 5297 бомб и ракет, из них 5068 высокоточных (средний расход на один авианосец – 34 высокоточных боеприпаса в сутки). За первые 71 сутки военной операции против Афганистана в 2001 году два АВМА в календарные сутки при 4–80 вылетах применяли 4–150 бомб и ракет (в среднем оба использовали 63 таких боеприпаса в сутки). С учетом некоторого округления цифр получается, что оба авианосца из почти 4 тыс. вылетов на удар выполнили 2250 вылетов на применение оружия по 4500 намеченным объектам при нацеливании каждого применявшего оружие самолета на один–пять объектов (в среднем на два объекта). Примечательно, что в 84% вылетов на применение оружия достигалось уничтожение/повреждение хотя бы одного объекта (в 16% вылетов имел место промах), а в 80% – в среднем двух объектов. При этом масса использованного оружия была где-то между 1500 и 2000 т при общем количестве высокоточного оружия в 93%.
Как видно, объявленные возможности авианосца по максимальному числу вылетов, единиц применяемого оружия, пораженных объектов за определенный период времени отличаются от реально показанных в боевых действиях в отдаленных от США регионах.
При полетах на применение оружия сказывается зависимость Акр авианосца от дозаправки самолетов в воздухе. Во время военной операции 2003 года против Ирака командир одного авиакрыла как-то жаловался, что из-за нехватки самолетов заправочной авиации (СЗА) он может осуществлять на указанную ему дальность только 20 вылетов вместо 72. О слабости заправочной авиации авианосцев в то время свидетельствуют такие цифры. На 232 самолета истребительно-штурмовой авиации (ИША) всех авианосцев приходилось 52 СЗА; за время этой операции ИША выполнила 5568 вылетов, а самолеты-заправщики – 2058 вылетов, передав всего 4200 т топлива (без учета экстренных дозаправок над авианосцем при возвращении на него самолетов авиакрыла). На выручку авианосной авиации всегда приходили СЗА ВВС США типа КС-10 и КС-135. Однако, как оснащение нескольких самолетов F/A-18F авианосца съемным топливозаправочным оборудованием (самолет-заправщик может передать не более 11,3 т топлива), так и столь желанные услуги СЗА ВВС приводят не только к выигрышу в увеличении либо боевого радиуса (до 1500 км), либо времени нахождения на барражировании для действующих на применение оружия самолетов ИША и РЭБ авианосца (до четырех часов), но и к проигрышу в виде сокращения числа таких полетов. Поэтому испытываемый беспилотный ЛА авианосного базирования станет только самолетом-заправщиком.
ПОБЕДЫ И ПОТЕРИ
На оперативную производительность авианосца влияют не только расчетные вероятности поражения объекта одним авиационным боеприпасом, расчетное количество потребных боеприпасов для уничтожения объекта, но и расчетное число боеприпасов и самолетов в вылете на уничтожение объекта с учетом потерь от противодействия противника. О потерях авианосной авиации во время войны против Вьетнама сейчас уже не вспоминают. Забыто и то, как в какие-то периоды холодной войны считалось, что при действиях против главного противника потери штурмовиков авианосца составят 10–20% на вылет. В «колониальных» войнах с 1991 года боевые потери авианосной авиации оказались меньше ожидавшегося урона в один самолет на тысячу вылетов. Наличие на берегу запасных самолетов в виде фонда для подмены или восполнения потерь (на восьми авианосцах может быть максимум 384 из 584 закупаемых самолетов F/A-18E/F) обеспечивает достаточно быстрое пополнение убыли авианосца в летной технике. Укомплектованностью в 1,5 экипажа на один самолет достигается быстрое восполнение потерь и в летном составе авианосца. Что касается самого авианосца, то пока его «бессмертие» гарантируют при возникновении чрезвычайной обстановки корабли охранения (один-два крейсера, два–пять эсминцев, одна-две подводные лодки), свое авиакрыло и свои же средства самообороны.
Сравним действенность авиации всех видов вооруженных сил в военных операциях США и их союзников (все цифры округлены). В 1991 году во время краткосрочной войны США и их союзников против Ирака при почти 21 тыс. вылетов бомбардировочной, истребительно-штурмовой и истребительной авиации было применено 29 тыс. авиационных боеприпасов (бомб и ракет) массой около 15 тыс. т по 20 тыс. точкам прицеливания для уничтожения/повреждения такого же числа объектов. Тогда для уничтожения/повреждения одного объекта требовалось в среднем 1,5 авиационных боеприпаса (с их общей массой в 750 кг). За период с августа 2014 года по август 2016 года при ведении боевых действий в Ираке и Сирии против сил халифата авиация США и их союзников выполнила 20 тыс. вылетов на применение оружия с использованием 55 тыс. авиационных боеприпасов для уничтожения/повреждения 30 тыс. объектов. В активный этап военной операции 2001 года в Афганистане авианосная авиация США добивалась уничтожения/повреждения объектов с наименьшим количеством затрачиваемого оружия на объект.
В отношении перспектив производительности нового американского авианосца сообщалось, что число вылетов его ударной авиации увеличится на одну треть. Следовательно, авианосец типа «Дж. Форд» станет отличаться от АВМА типа «Нимиц» большей максимальной и оперативной производительностью. Если «Нимиц» с усиленным личным составом выполнял максимально 250 вылетов в сутки, то «Дж. Форд» без такого усиления с обычной укомплектованностью личным составом сможет выполнить максимально 270 вылетов. Если авианосец типа «Нимиц» был рассчитан на обычную оперативную производительность в 120–130 вылетов в сутки, то авианосец типа «Дж. Форд» запланирован на 160 вылетов в сутки.
Как видно, производительность американского авианосца за какой-то отрезок времени по числу вылетов, количеству применяемого оружия и поражаемых объектов зависит от многих внутренних и внешних факторов, включая условия и требования обстановки.