0
26149
Газета Вооружения Интернет-версия

07.07.2017 00:01:00

Совершенство приводит к деградации

Александр Храмчихин

Об авторе: Александр Анатольевич Храмчихин – заместитель директора Института политического и военного анализа.

Тэги: ввс, миг 21, тайфун, рафаль, ливия, су 27, гриппен, зрк оса, мираж, югославия, афганистан


ввс, миг 21, тайфун, рафаль, ливия, су 27, гриппен, зрк оса, мираж, югославия, афганистан Российские истребители семейства Су-30 востребованы во всех уголках планеты. Фото с сайта www.af.mil

В военно-воздушных силах (ВВС) различных стран мира остается еще довольно много истребителей 2-го и 3-го поколений. Они принимали участие во множестве локальных войн, описать их результаты в одной статье нет никакой возможности. Только на сюжет «F-4 против МиГ-21» можно написать брошюру. При этом в описании побед и потерь каждого типа самолета всегда есть множество противоречий, в зависимости от того, какая сторона занимается описанием. Слишком велика в этих описаниях роль пропаганды. Необходимо сопоставление множества источников для получения хотя бы относительно объективной картины.

«Лицом» современных ВВС являются истребители 4-го поколения. И останутся этим «лицом» еще очень надолго, поскольку 5-е поколение строить очень тяжело. Поэтому наиболее интересно изучить их боевой опыт. Который, впрочем, гораздо меньше, чем у их предшественников. Так, ни в одном бою ни разу не участвовали китайские машины 4-го поколения J-11 («клон» Су-27) и J-10. Европейский «Тайфун», французский «Рафаль» и шведский «Гриппен» участвовали лишь в «полигонной» войне в Ливии («Рафаль» еще воевал в столь же «полигонном» Мали), работая в отсутствие ПВО противника по наземным целям. Таким образом, реальный боевой опыт имеют всего шесть типов самолетов 4-го поколения: американские F-15, F-16, F/А-18, советские/российские Су-27 и МиГ-29, а также французский «Мираж-2000».

АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРВЕНЕЦ

Первым истребителем 4-го поколения, поступившим на вооружение, стал F-15. Данный самолет в качестве воздушного бойца превосходит всех своих «коллег», вместе взятых.

Впрочем, наибольших успехов F-15 добились в составе ВВС Израиля, а не США. Впервые они вступили в бой с ВВС Сирии в июне 1979 года. До мая 1982 года они сбили от 9 до 14 сирийских МиГ-21 и 1-2 МиГ-25 (меньшие значения подтверждены сирийцами, большие – утверждения израильтян). При этом по советско-сирийским данным, в воздушных боях сбито 3-4 F-15 (2 – МиГами-21, 1–2 – МиГами-25), еще 4 – ЗРК «Оса». Евреи категорически отрицают боевые потери F-15 по каким-либо причинам, сирийцы никаких практических доказательств своих побед не предоставляют.

В ходе наиболее интенсивных боев в июне 1982 года F-15, по первоначальным израильским заявлениям, сбили 63 сирийских самолета. Впоследствии евреи выставили более реалистичную цифру – 32 самолета (18 МиГ-21, 12 МиГ-23, 2 самолета неопределенного типа). Сирийцы претендуют как минимум на 5 сбитых F-15, евреи это отрицают, признавая лишь серьезное повреждение одного самолета в бою с МиГ-21.

В конце 1983 года произошла новая вспышка боевых действий в Ливане и над ним, причем на этот раз сирийцы воевали не только против Израиля, но и против НАТО. По советским данным, сирийские МиГ-23МЛ сбили 3 F-15. Евреи отрицают сам факт этих боев, не признавая потерь и не претендуя на победы.

Наконец, в июне 1989 году израильские F-15 сбили 2 сирийских МиГ-29.

Саудовские F-15С в июне 1984 года сбили 1 или 2 иранских истребителя F-4. Затем во время «Бури в пустыне» в январе 1991 года ими были сбиты два иракских истребителя «Мираж-F1». При этом в феврале (еще во время войны) был потерян один саудовский F-15С. По официальным заявлениям, это произошло по техническим причинам.

Именно во время «Бури в пустыне» произошел боевой дебют F-15 ВВС США. Они и нанесли основные потери ВВС Ирака, сбив 4–5 МиГ-29, 2 МиГ-25, 6–8 МиГ-23, 2 МиГ-21, 1 Су-7, 4 Су-22, 2 Су-25, 6–7 «Миражей-F1», 3 вертолета.

Наконец, во время агрессии НАТО против Югославии в марте–июне 1999 года американские F-15С сбили 3 или 4 югославских МиГ-29.

Никаких потерь (по крайней мере, подтвержденных) F-15 не имели ни в воздушных боях, ни от наземной ПВО.

Все потери пришлись на F-15Е, при этом побед у него нет. Что, впрочем, естественно. Если F-15A/B/C/D создавался и эксплуатировался в качестве «чистого» истребителя, то F-15Е – это ударный самолет, хотя и теоретически способный вести воздушный бой. Строго говоря, его некорректно называть истребителем 4-го поколения. Тем не менее это ведь F-15.

Еще перед началом «Бури в пустыне» (в конце 1990 года) разбился на Аравийском полуострове F-15Е с бортовым номером 87-0203. Непосредственно на войне были потеряны 2 F-15E: 88-1689 (сбит иракской зенитной артиллерией) и 88-1692 (сбит ЗРК С-75). Во время активной фазы второй иракской войны, в апреле 2003 года, иракской ПВО был сбит один F-15Е (88-1694). В июле 2009 года в Афганистане разбился F-15Е (90-0231), причина гибели неизвестна. В марте 2011 года в Ливии разбился F-15Е (91-0304). Он почти наверняка разбился по техническим причинам, поскольку силам Каддафи было просто нечем его сбивать, они и не претендовали на эту победу.

МНОГОЛИКИЙ «СОКОЛ»

Другой американский истребитель – F-16 – имеет гораздо более богатую боевую биографию, чем F-15, при этом побед у него гораздо меньше, а потерь гораздо больше.

С июля 1981 года по май 1982 года израильские F-16 сбили 4 сирийских МиГ-21 и 2 МиГ-23. При этом якобы сирийские ЗРК «Оса» сбили 3 F-16, чему доказательств нет. Евреи же полностью отрицают любые боевые потери как F-15, так и F-16.

Американский F-15 создавался в первую очередь для завоевания превосходства в воздухе. 	Фото с сайта www.af.mil
Американский F-15 создавался в первую очередь для завоевания превосходства в воздухе. Фото с сайта www.af.mil

В ходе интенсивных боев в июне 1982 года израильские F-16 якобы сбили 45 сирийских самолетов, затем это число уменьшилось до 33, причем почти все они не были отождествлены по типам. Реально на их счету было 3–6 МиГ-23МФ и 9 ударных самолетов (7 Су-22 и 2 МиГ-23БН). При этом сирийцы претендуют на уничтожение 3–6 F-16 в боях с МиГ-23МФ, чего евреи, как было сказано выше, не подтверждают.

Во время последней ливанской войны в июле 2006 года разбился израильский F-16D (бортовой номер 489, он же 00-1045), но он упал сразу после взлета, поэтому в данном случае речь однозначно идет об аварии, а не о воздействии ПВО «Хезболлы».

Вслед за израильскими в бой вступили пакистанские F-16, участвовавшие на стороне душманов в необъявленной войне против СССР и тогдашнего афганского правительства. На их счету 2 истребителя ВВС Афганистана МиГ-23, 3–4 штурмовика Су-22, 2 пассажирских самолета (Ан-26 и Ан-32), причем уничтожение последних было вообще-то военным преступлением (Запад их почему-то не заметил), а также один штурмовик ВВС СССР Су-25 (его пилотировал Александр Руцкой). Потеряли пакистанцы один F-16 (бортовой номер 81-0918, он же 85720). Он был сбит 29 апреля 1987 года, когда пакистанские истребители встретились с советскими МиГ-23МЛД (то есть истребителями 3-го поколения). Впрочем, по официальной версии, F-16 был по ошибке сбит его же собственным ведомым, но большинство независимых исследований считают, что он все же стал жертвой МиГа.

Американские F-16 впервые вступили в бой во время «Бури в пустыне». Поскольку борьба с иракскими истребителями была полностью возложена на F-15, F-16 использовался как ударный самолет. Поэтому на его счету в той войне нет ни одной победы, зато есть значительные потери. Еще перед началом войны на Аравийском полуострове разбились три F-16 ВВС США (79-0040, 83-1151, 88-0483). Непосредственно во время войны были потеряны семь F-16, из них сбитыми официально считаются три: 84-1390 (ПЗРК «Игла»), 87-0228 (ЗРК «Квадрат»), 87-0257 (ЗРК С-125). Не вполне ясны причины гибели еще четырех самолетов (84-1218, 84-1379, 87-0224, 86-0329).

Первой победы в Ираке F-16 добился в декабре 1992 года: обеспечивая соблюдения «бесполетной зоны», он сбил иракский МиГ-25.

Во время второй иракской войны в 2003–2008 годы было потеряно 5 F-16 ВВС США. В ноябре 2006 года F-16CG (90-0776) погиб во время оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутным войскам. Официально считается, что он так увлекся погоней за целью (автомобилем боевиков), что потерял ориентацию и столкнулся с землей. О причинах гибели еще четырех  F-16 (88-0424, 89-0231, 92-3901, 93-0554) история умалчивает. Также неизвестна причина потери единственного F-16С ВВС США (00-0219) в Афганистане в апреле 2013 года.

Во время войны в Боснии и Герцеговине 28 февраля 1994 года американские F-16 сбили четыре сербских штурмовика J-21, причем три из них сбил один американский летчик. Боевые потери составили один F-16С (89-2032), который в июне 1995 года был сбит ЗРК «Квадрат». Еще три F-16 

ВВС США в ходе той же войны считаются потерянными по техническим причинам.

Во время войны 1999 года американские F-16 сбили один или два  сербских МиГ-29 (второй, возможно, был сбит своим же ЗРК «Квадрат»). Собственные потери составили один F-16С (88-0550), который в ночь с 1 на 2 мая был сбит ЗРК С-125.

«Мираж» 2000D привлекается преимущественно к решению ударных задач.	 Фото Хавьера Родригеса
«Мираж» 2000D привлекается преимущественно к решению ударных задач. Фото Хавьера Родригеса

Кроме того, во время той же агрессии НАТО против Югославии еще один сербский МиГ-29 был сбит F-16А голландских ВВС, причем, что крайне необычно, голландец сбил серба не ракетой «воздух–воздух», а противорадиолокационной ракетой (видимо, она навелась на РЛС МиГа). С другой стороны, в августе 2006 года ВВС Голландии по неизвестной причине потеряли F-16A (J-364) в Афганистане.

Боевые успехи имеют F-16 ВВС Венесуэлы. В ноябре 1992 года во время неудачного военного мятежа они сбили три легких штурмовика (два OV-10 американского и одного АТ-27 бразильского производства) собственных ВВС, оказывавших поддержку мятежникам.

Наконец, F-16 задействованы (причем с обеих сторон) в постоянной необъявленной холодной войне между «заклятыми союзниками» по НАТО – Грецией и Турцией. Иногда эта холодная война становится горячей. В частности, в октябре 1996 года турецкий F-16D был сбит греческим истребителем «Мираж-2000EG» (один из двух турецких летчиков погиб). А в мае 2006 года греческий и турецкий F-16 доманеврировались до того, что столкнулись. Оба самолета разбились, греческий летчик погиб.

В мае 2013 года турецкий F-16С по неизвестным причинам упал рядом с сирийской границей. Неясно, идет ли речь о потере по техническим причинам или от воздействия ПВО Сирии. В марте 2014 года турецкие F-16 сбили сирийский МиГ-23, в октябре 2015 года – российский бомбардировщик Су-24.

И ПАЛУБНЫЙ «ШЕРШЕНЬ»

Палубный истребитель 4-го поколения морской авиации США F/А-18 имеет меньше всего побед и потерь. В первую ночь «Бури в пустыне» с 17 на 18 января 1991 года эти истребители сбили два иракских истребителя 2-го поколения МиГ-21. В ту же ночь F/А-18С (бортовой номер 163484) был сбит иракским истребителем-перехватчиком МиГ-25. Это единственная официально признанная потеря боевого самолета, принадлежащего ВС США, в воздушном бою за весь период после окончания Вьетнамской войны и единственная официально признанная потеря американского истребителя 4-го поколения в бою с самолетом советского производства. Кроме того, во время «Бури в пустыне» были потеряны по неясным причинам еще два F/А-18 (163096, 163121). Также по неясным причинам один F/А-18С был потерян в апреле 1994 года во время войны в Боснии. В начале второй иракской войны, в апреле 2003 года, один F/А-18С (164974) был сбит своим ЗРК «Пэтриот». Кроме того, во время этой войны в зоне боевых действий были потеряны еще четыре F/А-18 в двух парных столкновениях: два F/A-18С в мае 2005 года, по одному – F/A-18E и F/А-18F – в январе 2008 года.

СУ-27 И МИГ-29

Су-27 впервые вступил в бой уже в составе ВВС РФ над Абхазией во время войны 1992–1993 годов. Там имела место единственная боевая потеря этого самолета: 19 марта 1993 года российский Су-27 был сбит грузинским ЗРК С-75. Возможно, в ответ российские Су-27 сбили один или два грузинских штурмовика Су-25, но прямых подтверждений этого нет.

Во время войны 1998–2000 годов между Эфиопией и Эритреей эфиопские Су-27 сбили, по разным данным, от одного до четырех эритрейских МиГ-29 и, возможно, до двух МиГ-23. Причем считается, что эфиопские Су-27 пилотировались российскими летчиками, а эритрейские МиГи – украинскими. Кроме того, в августе 1999 года эфиопский Су-27 сбил частный пассажирский «Лирджет-35», случайно залетевший в воздушное пространство страны.

Таким образом, успехи Су-27 весьма скромны, причем его жертвами становились исключительно наши же самолеты. Впрочем, возможности воевать с западными самолетами у него просто не было.

У МиГ-29 все, к сожалению, гораздо хуже. Все бои со своими «коллегами», то есть  другими истребителями 4-го поколения, он, как было показано выше, неизменно проигрывал с «сухим счетом». В боях с F-15 было потеряно 9–10 МиГ-29, с F-16 – два или три, а с Су-27 – от одного до четырех. Таким образом, всего было сбито 12–17 МиГ-29, они же не сбили ни одного «коллеги». Все победы МиГ-29 достигнуты над самолетами, по отношению к которым его превосходство очевидно. Во время «Бури в пустыне», возможно, иракский МиГ-29 сбил британский бомбардировщик «Торнадо» (ZA467), но западные источники этого не подтверждают. В 1996 году кубинские МиГ-29 сбили два «Цессны-337» (легкие пассажирские самолеты, перевозившие какие-то грузы для кубинских диссидентов). Эритрейские МиГ-29, возможно, сбили 3–4 эфиопских МиГ-21, три МиГ-23БН, один Су-25, но точных подтверждений этих побед нет. По-видимому, российский МиГ-29 сбил в апреле 2008 года у побережья Абхазии грузинский беспилотник израильского производства, то есть не исключено, что все победы МиГ-29 за 26 лет – две «Цессны» и беспилотник.

При этом, возможно, есть у МиГ-29 потери от наземной ПВО. В июне 1992 года российский ЗРК «Оса» сбил или подбил над Приднестровьем молдавский МиГ-29 (Молдавия не подтверждает потерю). В 2012 году ПВО Южного Судана, видимо, сбила суданский МиГ-29. Летом 2014 года над Донбассом потеряны два украинских МиГ-29, причины потерь не очень ясны.

ФРАНЦУЗСКИЙ «МИРАЖ»

На счету «Миража-2000» один «коллега» есть, о чем уже было сказано выше: греческий «Мираж-2000EG» 8 октября 1996 года сбил турецкий F-16D. Подтвержденная боевая потеря у французского истребителя тоже одна: в августе 1995 года над Боснией сербским ПЗРК («Стрела-2» или «Игла») был сбит «Мираж-2000N» (бортовой номер 346) ВВС Франции. Надо отметить, что «Мираж-2000N» – это не истребитель, а ударный самолет, причем предназначенный для нанесения ядерных ударов. Поэтому его, как и F-15Е, не совсем корректно включать в данное описание. Тем не менее это «Мираж-2000».

Кроме того, также над Боснией в апреле 1993 года был потерян «Мираж-2000С» (это как раз истребитель), причина гибели не ясна. В Афганистане в мае 2011 года разбился «Мираж-2000D» (612) ВВС Франции. Впрочем, это тоже ударная, а не истребительная модификация данного самолета.

БУДЕТ ЛИ БЛИЖНИЙ БОЙ

Сейчас создается впечатление, что воздушные бои становятся неким атавизмом. Последние классические воздушные бои «истребители против истребителей» имели место в 1999 году, то есть 18 лет назад! Эти бои, как было показано выше, стали избиением МиГ-29 первых моделей. Сербские МиГи подверглись избиению со стороны натовских F-15 и F-16, эритрейские – со стороны эфиопских Су-27. Новейшие истребители поколений 4++ и 5 в воздушном бою не проверялись ни разу. Не только между собой, но даже с заведомо более слабыми машинами.

Что касается истребителей 5-го поколения, то крайне сложным и спорным является вопрос о том, насколько прогрессивна данная концепция. До сих пор не ясно, прорыв это или тупик. Для этого как минимум самолеты надо проверить в полноценном бою, чего пока не было. Более того, есть подозрения, что американцы будут максимально избегать применять F-22 и F-35 на настоящей войне (использование F-22 в Ираке и Сирии в роли ударных самолетов таковым заведомо не является, поскольку им не угрожает никакая ПВО).

Даже если машины 5-го поколения окажутся отличными воздушными бойцами, это не отменит их ненормальной дороговизны. Если же дело дойдет до боев, в которых с обеих сторон сойдутся истребители 5-го поколения, то придется пересматривать всю тактику. По-видимому, произойдет возвращение во времена Второй мировой и Корейской войн, когда были возможны только ближние маневренные бои при обязательном визуальном обнаружении друг друга, поскольку с помощью РЛС самолет противника обнаружить не удастся (из-за его малой ЭПР), при этом самолет, включивший РЛС, демаскирует этим сам себя.

Ближний маневренный воздушный бой – вещь крайне жестокая, для таких боев характерны очень высокие потери. Они были возможны в эпоху, когда истребители были дешевым массовым расходным материалом. На сколько боев хватит машин, каждая из которых стоит больше 100 млн долл. и которых из-за этого произведено в лучшем случае пара сотен для ВВС великих держав и менее полусотни для ВВС стран рангом пониже? Вопрос этот очень похож на риторический. Стоимость новейших истребителей (даже поколения 4++, не говоря уж о 5-м) настолько непомерно абсурдна, что воевать ими можно только против такого противника, кто заведомо не способен сбить хотя бы один такой самолет. Так совершенство приводит к деградации. Кто бы мог подумать, что истребители повторят судьбу линкоров? Но именно к этому все и идет.



Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
2296
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
2972
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2228
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
3946

Другие новости