Фото сайта defense.gov
Российские политики активно комментируют процессы, происходящие у западных рубежей России, при этом несколько ослаблено внимание в отношении восточного соседа. Тем более что правительство Японии увеличило расходы на оборону на 2018 год на 620 млн долл. по сравнению с текущем годом и они достигли рекордного значения в 46 млрд долл. И это настораживает.
На итоговой коллегии Минобороны РФ был озвучен военный бюджет России - на следующий год и он составит 46 млрд долл. Если абстрагироваться от того, что население Японии лишь на 20 млн человек уступает российским показателем, а ВВП (по номиналу) страны Восходящего солнца почти в пять раз выше, чем у нас, все равно получается некоторый дисбаланс. Общая площадь всех островов Японии – 377 тыс. 944 км² (61-е место в мире), тогда как Россия имеет самую большую на планете территорию, достигающую 17 млн 125 тыс. 191 км², а затраты на оборону одинаковые. Токио объясняет увеличение расходов на военные нужды необходимостью развития систем ПРО для защиты от северокорейских баллистических ракет. Заявляя это, японские функционеры делают вид, что не помнят о российских межконтинентальных баллистических ракетах, и о своих союзнических обязательствах пред США также скромно молчат.
Японское военное ведомство в первую очередь планирует закупить новые комплексы «Иджис Эшор» (англ. – Aegis Ashore) совместной американо-японской разработки (справедливости ради, стоит сказать: все же больше американской, чем японской), естественно интегрированные в глобальную американскую систему «Иджис». При этом можно вспомнить и о том, что США выделяют 200 млн долл. на развертывание дополнительных комплексов ПРО у себя на территории Аляски. Американский президент Дональд Трамп уже подписал билль на выделение этих денег.
Рассуждая далее, естественным образом приходишь к выводу, что пора вспомнить давно забытое клише советских времен. Япония, как и 40 лет тому назад, по-прежнему остается самым крупным, самым надежным, непотопляемым американским авианосцем в Тихоокеанском регионе.
Начнем с того, что закупаемые японцами комплексы ПРО в принципе такие же, как развернутые американцами в Румынии и запланированные к размещению в 2018 году на севере Польши. С той разницей, что японцы в отличие от нищих румын и поляков платят за это удовольствие сами (причем без каких-либо скидок), старые противоракеты SM-3BlockIA и радары типа AN/SPY-1 в японском варианте будут заменены модернизированными противоракетами SM3BlockIIA (совместной американо-японской разработки) и соответствующими им новыми радарами.
География размещения новых комплексов ПРО в Японии красноречиво говорит об их истинном назначении. Допустим, что развертывание одного из них в префектуре Ямагути (до КНДР около 512 км, до РФ – около 947 км) возможно и направлено против Северной Кореи. Но как быть с тем другим, который будет развернут в префектуре Акита (до РФ примерно 578 км, до КНДР – около 857 км)? Впрочем, и в том и в другом случае указанные комплексы можно использовать как против России, так и против Северной Кореи. Правда, это вопрос не настоящего времени, готовность их для боевого дежурства планируется на 2023 год, а противоракеты SM-3 Block IIA поступят на вооружение сил самообороны Японии в 2021 году.
Сейчас страна Восходящего солнца использует двухкомпонентную систему ПРО-ПВО: корабли «Иджис» военно-морских сил самообороны и зенитно-ракетные комплексы Patriot PAC-3 военно-воздушных сил самообороны, сухопутного базирования. Новые модернизированные комплексы «Иджис Эшор» усилят всю региональную систему «Иджис», объединив ее морские, сухопутные и воздушные элементы.
Разработка противоракет SM-3 Block IIА несколько задерживается, ранее ее завершение планировалось к 2014 году. Заявлено, что их скорость будет достигать 4.3-5,6 км/с, а дальность поражения - 1000 км.