Немецкое дальнобойное орудие ведет обстрел Парижа. Фото с сайта www.iwm.org.uk |
Первая мировая война значительно повлияла на такой интересный технический вопрос, как изготовление ствола (тела) артиллерийского орудия. Во время войны полностью себя оправдали оба способа скрепления тела орудия: слоями (Германия и Франция) и проволокой (Англия и США).
Наивысшими достижениями в области скрепления слоями принято считать 380-мм орудия на железнодорожных установках и 210-мм дальнобойное орудие, обстреливавшее Париж. Тело последнего имело в длину 31 м и было создано путем вставки длинной 210-мм трубы в тело орудия 380-мм калибра длиной 17 м. К переднему концу ствола прикреплялась гладкая труба длиной 6 м, так что общая длина тела этого орудия составляла 37 м. Казенная часть тела орудия скреплялась с короткой люлькой – для предупреждения провисания тело орудия поддерживалось специальными тягами, напоминавшими висячий мост. В этом сооружении и заключался секрет конструкции этого орудия. К казенной части тела орудия мощными стальными лентами была притянута высокая решетчатая мачта, к которой, в свою очередь, прикреплялись тяги, поддерживавшие тело орудия. Передняя тяга поддерживала гладкую дульную трубу. Соответствующие механизмы давали возможность урегулировать натяжение отдельных тяг с таким расчетом, что ось канала орудия представляла прямую линию.
Наивысшими достижениями в области проволочного скрепления следует признать американские береговые пушки: 14-дюймовые (356-мм) на железнодорожной установке, длиной в 50 калибров, и 16-дюймовые (406-мм) береговые, длиной 50 калибров, на позиционном лафете. Тело последней пушки весило 200 т.
Интерес представляет способ автоскрепления орудийных тел, изобретенный во Франции для орудий среднего и малого калибра. Автоскрепление – это холодный способ обработки металла трубы. Последняя закрывалась с обоих концов, и в ее канал вводилась жидкость под очень высоким давлением. При этом внутренние слои трубы подвергались растяжению, превосходящему предел упругости металла, и сжимались наружными менее растянутыми слоями. Напряжения на внутренних слоях автоскрепленной трубы напоминали напряжения, имеющиеся в австрийских орудиях из сталистой бронзы. Автоскрепленная труба выдерживала высокие давления пороховых газов, доходящие до 4000 атмосфер. Такой метод позволял создать тонкостенные трубы высокого сопротивления и отличался быстротой изготовления.
Английская пехотная гаубица 3,7-дм калибра (94-мм) отличалась тем, что имела разборное тело – место стыка в канале находилось посредине тела орудия.
В разборных орудийных системах тело орудия разбиралось на трубу и скрепляющий кожух. Примером могут служить австрийское горное орудие образца 1915 года и некоторые орудия Круппа и Шнейдера. Если в Англии и удалось добиться создания орудия, разбираемого в середине казенной части, то это смогли осуществить только за счет мощности орудия – дальность огня 3,7-дм гаубицы оказалась лишь 5 тыс. м. Англичане, посчитав дальность недостаточной, это орудие, спроектированное как горная гаубица, передали в пехоту для решения задач противотанковой обороны.
комментарии(0)