Герой Социалистического Труда Василий Грязев за работой.
В истории российской оборонно-технической мысли Василий Петрович Грязев – среди самых талантливых, самых ярких, внесших наиболее выдающийся вклад в развитие национальных военно-конструкторских школ и в дело укрепления оборонной мощи державы. 4 марта российский оборонно-промышленный комплекс (ОПК) и вся наша промышленность отмечают 90-летие со дня рождения уникального тульского конструктора-оружейника, Героя Социалистического Труда, автора огромного числа изобретений, разработок и прорывных конструкторских идей.
НАЧАЛО ТРУДОВОГО ПУТИ
Наверное, не случайно биография великого российского конструктора Грязева связана с Тулой – городом, чей статус оружейной столицы России фактически никем не оспаривается и почетным гражданином которого он позже стал. Здесь родился, вырос, учился, работал и изобретал, создавал самое лучшее в мире оружие Герой Социалистического Труда, кавалер орденов Ленина, Октябрьской Революции, «За заслуги перед Отечеством», четырежды лауреат Государственных премий и премий имени Мосина, доктор технических наук, профессор, действительный член Российской инженерной академии и Российской академии ракетных и артиллерийских наук Василий Петрович Грязев.
Легендарный в будущем конструктор родился в Туле в простой рабочей семье – его отец был кровельщиком. Он рано остался без родителей: мама умерла, когда мальчику было всего три года, отец скончался, когда Василий был еще школьником… И хотя ему был назначен опекун, жил мальчик один. Жить было очень трудно, но он не отчаивался.
В 1945 году по окончании школы поступил учиться в Тульский механический институт, выбрав оружейно-пулеметный факультет. Современники вспоминали, что уже тогда на занятиях факультетского научно-технического кружка студент Василий Грязев проявлял удивительную конструкторскую одаренность, находил нестандартные решения, выделялся своим трудолюбием и яркими способностями.
На преддипломную практику его отправили в Подольский научно-исследовательский институт стрелково-пушечного вооружения авиации (НИИ-61). Там талантливого студента заприметили и стали убеждать приехать к ним работать. Так и получилось: через год с дипломом в кармане (он окончил институт с отличием) Василий Грязев приехал в Подольск как молодой специалист. И там он стал достаточно быстро расти по профессиональной лестнице: техник, старший инженер, ведущий инженер, заместитель начальника отдела, главный конструктор...
В Подольске в ЦНИИТМ (как он стал потом называться) он проработал в общей сложности 16 лет. Основным направлением работы стало создание нового поколения малокалиберной артиллерии. Именно там, в Подольске, Василий Грязев познакомился и подружился с еще одним уникальным конструктором – Аркадием Георгиевичем Шипуновым. Надо ли напоминать, что в дальнейшем великий творческий союз Шипунов–Грязев станет, пожалуй, самым ярким тандемом оружейников XX века. По количеству и качеству революционных разработок в самом широком спектре оборонных направлений Шипунову и Грязеву в мире равных просто нет.
В течение нескольких лет творческий союз двух молодых инженеров выходит на ведущие позиции в институте. Вместе они работают над созданием нового поколения малокалиберных авиационных пушек, которые стали серьезной вехой (и конструкторской, и оборонной) для дальнейшего развития нескольких направлений артиллерии.
ВОЗВРАЩЕНИЕ В ТУЛУ
В 1962 году Аркадия Шипунова назначают руководителем Тульского конструкторского бюро приборостроения. И несколько лет Василий Грязев и его товарищ работают в разных городах. Однако, и оставаясь в Подольске один, Грязев продолжает работать над образцами авиационного вооружения, оттачивая рожденные в гениальном дуэте новые идеи. В результате этой работы в 1965 году на вооружение была принята первая авиационная пушка конструкции Грязева–Шипунова – ГШ-23 с калибром 23-мм и темпом стрельбы до 3200 выстрелов в минуту.
Важно отметить, что этот шедевр стал плодом не только конструкторской дерзости, но и огромного труда. Достаточно сказать, что над своей пушкой молодые конструкторы работали начиная с 1952 года!
Пушка эта внесла уникальный вклад как в развитие оборонных технологий, так и в повышение огневой мощи нашей авиации. В очень короткие сроки ГШ-23 стала основной для вооружения боевых самолетов. По статистике, пушкой ГШ-23 и ее модификациями (ГШ-30-2 и др.) была оснащена практически вся (!) отечественная боевая авиация, в том числе самолеты МиГ-21, МиГ-23, Су-25, Як-28, Ил-76, Ту-22М, Ту-95МС, Ан-72П, Ил-102 и L-39Z, а также вертолеты Ка-25Ф, Ми-24ВМ, Ми-24П…
После такого триумфа стало совершенно очевидным, что в интересах безопасности Родины и развития национальных оружейных конструкторских школ Грязев и Шипунов должны работать вместе. И в 1966 году по приглашению Аркадия Георгиевича его товарищ Василий Петрович возвращается в Тулу. И становится заместителем начальника и главного конструктора Тульского КБП по стрелково-пушечному вооружению.
Василий Грязев демонстрирует Сергею Чемезову новейшие разработки КБП. Фотографии предоставлены пресс-службой КБП |
Уникальность творческого тандема двух выдающихся конструкторов Аркадий Шипунов объяснял так: «Дополняя друг друга, мы брали технические и научные преграды совместным мозговым штурмом, обсуждали замысел, взвешивали все «за» и «против», рассматривали возможные пути решения. Самое главное – определить, какие могут быть слабые места и как их избежать»…
На малой родине конструкторский талант Василия Грязева раскрылся в полной мере. Обладая глубочайшими знаниями и тонким инженерным чутьем, он во всех своих изделиях воплощал три основных принципа: максимальная скорострельность, легкость и высокая военно-экономическая эффективность. В творческом содружестве с Аркадием Шипуновым они создали огромное число выдающихся по конструкции образцов автоматического оружия, а фамилия Грязев стала неотделима от фамилии Шипунов.
В том числе ими была разработана серия малокалиберного автоматического артиллерийского вооружения для трех видов Вооруженных сил СССР и России. Также они предложили и осуществили идею унификации схемно-конструкторских решений малокалиберных пушек, пригодных для всех родов войск Российской армии, что позволило сократить номенклатуру конструкций пушек, находящихся в производстве, до минимального количества и в разы уменьшить номенклатуру боеприпасов к ним. На сегодняшний день любая малокалиберная пушка на любом носителе (на земле, воде или воздухе) – это разработка КБП на основании идей, заложенных тандемом Грязев–Шипунов.
ОТ ПУШЕК ДО ПИСТОЛЕТОВ
В одном материале практически невозможно привести исчерпывающий перечень конструкторских разработок и образцов оружия, созданного великими союзом двух тульских гигантов – Грязева и Шипунова. При этом даже беглый обзор наиболее масштабных проектов дает представление, насколько беспримерным был этот союз…
Так, например, для авиации ими были созданы в том числе: самая легкая в мире 30-мм пушка ГШ-301, 30-мм пушки ГШ-30, ГШ-30К и ГШ-6-30, самые скорострельные в мире 23-мм пушки ГШ-6-23 и ГШ-6-23М, а также 7,62-мм пулемет ГШГ-7,62.
Для Военно-морского флота конструкторами были созданы 30-мм зенитные автоматы ГШ-6-З0К, ГШ-6-30Л, 6К30ГШ, ГШ-6-30П, размещаемые на корабельных зенитных артустановках и ракетно-пушечных комплексах ближнего рубежа.
Для сухопутных войск созданы: 30-мм зенитные автоматы 2А38 и 2А38М к зенитному пушечно-ракетному комплексу (ЗПРК) «Тунгуска» и его модификациям, 30-мм пушки 2А42 и 2А72 с селективным питанием, размещаемые на современных боевых машинах пехоты и десанта, бронетранспортерах, а также вертолетах Ка-50 «Черная акула», Ка-52 «Аллигатор» и Ми-28. 100-мм полуавтоматическое орудие – пусковая установка 2A70 и весь артблок БМП-3 не имеет аналогов в мире.
В том числе и в стрелковом вооружении они успели отметиться. По воспоминаниям современников, Василий Петрович много лет хотел создать пистолет. Но так совпало, что принятие на вооружение пистолетов Макарова и Стечкина как бы «закрыло» эту тему на долгое время. Однако спустя полвека Грязев вместе с Шипуновым вернулись к стрелковке и в инициативном порядке (то есть не по заказу военных, а за счет собственных средств КБП) создали пистолет ГШ-18 и патрон 9Н31 к нему. Качество оружия оказалось отменным, в итоге и сам пистолет, и патрон были приняты на вооружение. Отметим, что при малом весе пистолет ГШ-18 пробивает практически все бронежилеты. Ни один пистолет мира этого сделать не может.
Василия Петровича по праву считают патриархом высокоскорострельного автоматического оружия: созданные им образцы, как правило, – самые легкие и, кроме того, экономически эффективные. Снижение массы всегда являлось одной из важнейших целей при проектировании вооружения.
|
Чтобы создать такие конструкции, как пушки ГШ, надо иметь глубочайшие теоретические познания в области наук, в том числе прикладных. Но вместе с этим тандем Грязев–Шипунов обеспечил такую простоту конструктивных и технологических решений, которые позволили иметь минимально возможную трудоемкость, а следовательно, и стоимость в производстве. Именно поэтому КБП стало монополистом в разработке автоматических пушек в стране и признанным лидером в мире.
Как уверяют на тульском КБП, в сложных рыночных условиях 90-х годов прошлого века Василий Петрович Грязев обеспечил возрождение на предприятии традиционного направления работ, перейдя к разработке актуального для силовых структур страны легкого оружия. Благодаря разработкам В.П. Грязева КБП и сегодня входит в число мировых центров разработки стрелково-гранатометного вооружения.
В систему образцов легкого малогабаритного оружия специального назначения для армии, МВД и других силовых ведомств и антитеррористических подразделений приняты пистолеты-пулеметы ПП-90М, ПП-93, ПП - 90 М1, 9-мм пистолет-пулемет ПП-2000, АПБ, револьвер Р-92, «Удар», малогабаритный автомат 9А-91, снайперские винтовки ВСК-94 и ОСВ-96, автоматический гранатометный комплекс АГС-30, ручные гранатометы ГМ-94 и ЛПО-97, служебное оружие – револьверы Р-92КС, «Удар ТС», «Удар С», пистолеты П-96С, пистолет ГШ-18 с новым бронебойным патроном 7Н31, пистолет П-96М. Кроме того, разработки Василия Грязева коснулись и гражданского оружия: практически на весь мир стали известны сконструированные им легкие малогабаритные самозарядные карабины серии «Беркут» и помповые охотничьи ружья типа «Рысь».
ИМЕНЕМ ВЫДАЮЩЕГОСЯ КОНСТРУКТОРА
Имя выдающегося конструктора Василия Грязева увековечено в разных формах, но обо одной из них хочется сказать особо…
В мае 2014 года накануне Дня пограничника в городе Балтийске (Калининградская область, база Балтийского флота ВМФ России) прошла торжественная церемония присвоения почетного наименования «Василий Грязев» пограничному сторожевому кораблю 3 ранга. В торжественных мероприятиях по наименованию корабля приняла участие делегация Тульской области, в числе которой были сыновья Василия Петровича Грязева – ректор ТулГУ М.В. Грязев и его брат, начальник отдела ОАО «КБП» Б.В. Грязев, а также его внук, который носит имя деда – Василий. Символично, что на пограничном сторожевом корабле «Василий Грязев» установлены две автономные артиллерийские установки для стрельбы по воздушным, надводным и береговым целям. Автоматы для корабля разработал конструктор артиллерийского и стрелкового вооружения Василий Грязев.
Скончался Василий Петрович Грязев 1 октября 2008 года – на 81-м году жизни. Багаж его вклада в оружейное дело России очень весом! В качестве главного конструктора он создал, сдал на вооружение и поставил в серийное производство около 40 образцов оружия и боеприпасов, став автором 76 научных публикаций и 248 изобретений. Эксперты уверяют, что по глубине понимания вопросов проектирования автоматического оружия, по размаху деятельности и разнообразию разработанных схем тандему Грязев–Шипунов не было и нет равных среди конструкторов стрелково-пушечного вооружения.
Интерес к великим людям, особенно к талантам, всегда распространяется и на то, как они жили и работали, по каким принципам, что стимулировало их…
Удивительно высокую результативность своего конструкторского труда Василий Грязев объяснял огромным желанием, даже страстью. Он говорил: «Я всегда повторял и сейчас скажу: прежде чем взяться за какую-нибудь работу, надо в своей душе поселить непреодолимое желание ее сделать. Тогда ты ее обязательно сделаешь. Если этого чувства нет в душе, то всевозможные негативные явления, всегда присутствующие в жизни, будут для тебя являться достаточным основанием, чтобы отложить, что-то не сделать, а от какой-то части работы совсем отказаться».
Завершить же этот небольшой очерк о конструкторе хочется еще одной цитатой. В последнем в своей жизни интервью на вопрос «Какими своими достижениями вы гордитесь больше всего?» Василий Петрович ответил так: «Больше всего мне импонирует то, что я выполнил задуманное еще в молодости – разработку скорострельных малокалиберных пушек. Когда я учился в институте, нам преподавали различные предметы, показывали образцы, очно или заочно знакомили с выдающимися конструкторами, которые жили в Туле. Я все время мечтал: вот бы мне повезло в жизни, и я смог разработать хотя бы один образец, который примут на вооружение. Эти мечты мне удалось реализовать, создав не один, а, можно сказать, целую серию образцов малокалиберных автоматических пушек. За время моей работы они отработаны, приняты на вооружение и поставлены на серийное производство. Это, по-моему, самое значимое достижение в жизни. В плане работы значительных неудач у меня, пожалуй, не было. Я ставил цель и обязательно добивался результата».
комментарии(0)