Сербские специалисты привезли на выставку обновленную версию БЛА вертолетного типа «Стршлен/Х-01».
Недавно в выставочном центре Абу-Даби прошла уже третья международная выставка и конференция в области беспилотных систем UMEX 2018.
На мероприятии были традиционно представлены беспилотные авиационные системы различных типов и классов, наземные роботизированные комплексы, а также морские безэкипажные суда и подводные необитаемые аппараты. При этом организаторы позиционируют эту выставку как главное мероприятие в области беспилотных систем в регионе Персидского залива и одно из ведущих в мире.
МЕСТНЫЕ И СОВМЕСТНЫЕ
Первую скрипку здесь, конечно, играли местные компании и финансовые фонды, которые ведут отбор и продвижение различных, как правило зарубежных, проектов в регионе. Так, макет беспилотного летательного аппарата (БЛА) «Предейтор ХР» (Predator XP) разработки американской компании General Atomics Aeronautical Systems был представлен на стенде эмиратской компании International Golden Group (IGG). Это экспортный вариант «Предейтора», появившийся несколько лет назад. Предполагалось, что он может быть востребован широким кругом заказчиков, которым в силу политических ограничений был недоступен данный БЛА в его оригинальной конфигурации. Впрочем, пока, по имеющимся данным, ОАЭ остаются первым и единственным его покупателем.
Одно из центральных мест на выставке занимал макет БЛА P.1HH «Хаммер Хед» (HammerHead) компании Piaggio Aerospace. Первый полет прототипа БЛА, созданного на базе известного двухдвигательного турбовинтового административного самолета P.180 «Аванти II» (Avanti II) состоялся в конце 2013 года. Затем фирму приобрела эмиратская компания Mubadala Development Company. Вместе с тем после аварии, в которой был разбит один из БЛА, реализация проекта замедлилась, что вкупе с финансовыми проблемами сделало его дальнейшие перспективы не вполне понятными.
Все более активное распространение получают и средства борьбы с беспилотниками. Фото автора |
Необычный концепт БЛА «Хазим Х1» (Hazeem X1) был показан эмиратской компанией Hotzone Solutions Middle East совместно с эмиратской же компанией Digi Robotics и австрийской CBRN Protection. Аппарат представляет собой конвертоплан с поворотными двигателями, расположенными на крыле, а также на хвостовом оперении. Масса аппарата – 25 кг, масса полезной нагрузки – 8 кг, заявленный радиус действия по радиоканалу – 150 км, минимальная продолжительность полета в режиме вертолета – 30 минут, а в режиме самолета – 90 минут. В качестве одного из основных направлений применения называется использование силами радиационной, химической и биологической защиты (РХБЗ), а также транспортные задачи.
Продолжая тему местных беспилотников, можно упомянуть мини-БЛА «Эндуро» (Enduro), который был выставлен компанией Etimad. По данным разработчика, аппарат с взлетной массой около 8,5 кг может выполнять полеты продолжительностью до 4 часов в радиусе до 20 км от наземной станции управления (НСУ).
Присутствовали на стендах эмиратских компаний и безэкипажные катера. Так, компанией Al Seer Marine Technologies были показаны катер серии «Тамин» (Tamin), а также макет безэкипажного катера 4M серии «Гидра» (Hydra). Первый представляет собой флагманский продукт в линейке соответствующих систем эмиратской компании и является «высокоадаптируемой» под различные задачи платформой. Второй – самый легкий и малогабаритный в семействе безэкипажных катеров данной фирмы: его масса составляет всего 400 кг. Предполагается, что в основном он будет применяться с борта других кораблей.
Еще одна компания из ОАЭ – Al Marakeb Boat Manufacturing Company показала макеты безэкипажных катеров B7, его модернизированной увеличенной версии B7X и более крупного B10. Разработки являются системами двойного назначения.
МИРОВЫЕ ГРАНДЫ ПРЕДЛАГАЮТ
Американская Lockheed Martin показала на своем стенде макет тактического БЛА «Фьюри» (Fury). Он уже демонстрировался на предыдущей выставке UMEX. В конце 2017 года сообщалось, что в ходе летных испытаний БЛА продержался в воздухе более 12 часов. Предполагается, что после оснащения новым двигателем продолжительность полета возрастет до 15 часов.
Входящая в состав Boeing компания Insitu продемонстрировала на выставке БЛА «Скан Игл» (Scan Eagle) и более крупный БЛА «Блэкджек» (Blackjack), ранее известный под наименованием «Интегратор» (Integrator). Список пользователей данных систем весьма внушителен и помимо США включает около 25 стран, в том числе Австралию, Великобританию, Италию, Испанию, Канаду и др.
На стенде итальянской Leonardo был выставлен беспилотный вертолет AW HERO, выполненный по одновинтовой схеме с рулевым винтом. 150-килограммовый БЛА может выполнять полеты продолжительностью до 5 часов, неся на борту до 15 кг полезной нагрузки, включая оптико-электронную систему наблюдения, системы радиотехнической и радиоразведки.
С широкой экспозицией беспилотных систем малого класса выступила американская компания Aerovironment. В частности, на стенде компании присутствовала обновленная версия широко известного БЛА «Рэйвен» (Raven), которая оснащается цифровым каналом связи. Еще один продукт компании Aerovironment – БЛА «Уосп AE» (Wasp AE), созданный в развитие предыдущей модели – БЛА «Уосп III». По информации компании, БЛА может оставаться в воздухе до 50 минут. Радиус действия беспилотника – 5 км. Также на стенде присутствовала одна из наиболее свежих разработок компании в области БЛА – «Снайп» (Snipe). Это мультироторный аппарат массой всего около 140 г. С его помощью, как сообщается, можно обеспечить воздушную разведку и наблюдение в течение 15 минут на удалении до 1 км.
Украинские специалисты представили наземные роботизированные комплексы семейства «Фантом». Фото автора |
Были показаны на UMES и некоторые известные наземные роботизированные комплексы мировых производителей. В частности, это система MAARS (Modular Advanced Armed Robotic System), созданная североамериканским подразделением компании Qinetiq по заказу Армии США. Модульная платформа на гусеничном шасси несет оптические и тепловые датчики, лазерный дальномер, а также 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет с дымовыми, осветительными, слезоточивыми или осколочно-фугасными боеприпасами.
Эта же компания показала две разведывательные системы: «Дрэгон Раннер 10» (Dragon Runner 10) и «Дрэгон Раннер 20». Они созданы совместно с Национальным инжиниринговым центром робототехники (National Robotics Engineering Center) и Университетом Карнеги-Меллон и предназначены для проведения разнообразных разведывательных и иных специальных операций. Первая была создана по заказу Армии США, вторая – Корпуса морской пехоты США. Кроме того, здесь же был выставлен аппарат TALON, на базе которого благодаря использованию модульной архитектуры создано несколько модификаций различного назначения, включая наблюдение, спасательные работы, разминирование и т.п.
Модель в уменьшенном масштабе подводного необитаемого аппарата «Дабл Игл Саров» (Double Eagle Sarov) была представлена на стенде шведской компании Saab. Аппарат может применяться как в автономном режиме, так и в режиме дистанционного управления. Масса аппарата – 540 кг, включая 250 кг полезной нагрузки. При использовании в автономном режиме с применением литийполимерных аккумуляторов продолжительность работы составляет 10 часов.
Предназначенный для картографирования местности, обнаружения объектов, а также участия в спасательных операциях необитаемый подводный аппарат южнокорейской компании LIG Nex1 дебютировал здесь на прошлой выставке UMEX. За прошедшее время компания со своей продукцией сумела упрочить свои позиции на местном рынке, свидетельством чего, в частности, являются партнерские отношения с местными компаниями, продвигающими корейские разработки.
БЕСПИЛОТНИКИ ПОДНЕБЕСНОЙ
В КНР в последние годы ведутся весьма активные работы в области создания различных беспилотных систем различного класса и типа, ряд из которых конкурируют между собой.
В основном китайские компании на UMEX в отличие от Dubai Airshow демонстрировали уменьшенные модели БЛА, в частности «Вин Лун II» (Wing Loong II). Это аппарат класса MALE (средневысотные БЛА с большой продолжительностью полета), с максимальной взлетной массой около 4200 кг и размахом крыла около 20 м. Он построен компанией Chengdu Aircraft Industry Group (входит в состав авиационно-промышленной корпорации AVIC) в развитие предыдущей модели БЛА «Вин Лун I». Его первый полет был выполнен весной прошлого года.
Еще одна достаточно свежая разработка, предлагавшаяся на UMEX корпорацией AVIC, – БЛА вертикального взлета-посадки A-Hawk II. Максимальная взлетная масса БЛА вертолетного типа с четырьмя винтами в кольцевых каналах составляет 120 кг, продолжительность полета – до 4 часов. Предполагается, что беспилотник будет решать как задачи наблюдения, так и транспортные задачи.
Единственным полноразмерным макетом БЛА достаточно тяжелого класса, представленным в Эмиратах китайской корпорацией AVIC, стал разведывательно-ударный аппарат вертолетного типа AV500W, чей первый полет состоялся в конце августа 2017 года. Вертолет взлетной массой 450 кг может нести вооружение и бортовые системы разведки и наблюдения общей массой до 120 кг. Как сообщалось, новый беспилотник в разведывательной конфигурации может находиться в воздухе до 8 часов, а его вооруженная версия способна выполнять полеты продолжительностью 4 часа. По озвучивавшимся планам, серийное производство данной модели должно стартовать в текущем году.
Присутствовали на выставке и разработки небольших компаний из КНР. К примеру, здесь был показан БЛА «Инфильтратор» (Infiltrator). Созданный китайской компанией Ziyan UAV вертолет построен по схеме с несущим винтом и рулевым винтом. На основе данных, распространявшихся на выставке, аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 55 минут с максимальной нагрузкой 7 кг.
Еще одна китайская компания – Smart Drone (SMD) показала на выставке свой беспилотный конвертоплан V330. Он имеет максимальную взлетную массу 14 кг, включая полезную нагрузку до 5 кг. Навигация осуществляется по GPS/ГЛОНАСС, управление – в автоматическом и полуавтоматическом режимах. Максимальная продолжительность полета составляет около полутора часов.
НОВЫЕ ИГРОКИ НА РЫНКЕ БЛА
На протяжении нескольких последних лет определенный прогресс в области создания беспилотных систем демонстрируют компании из стран, ранее являвшихся республиками бывшего СССР, а также стран – сателлитов Советского Союза.
Сербская компания Yugoimport SDPR привезла в Абу-Даби обновленную версию БЛА вертолетного типа «Стршлен/Х-01» (Strsljen/X-01). БЛА максимальной взлетной массой 750 кг может нести до 350 кг полезной нагрузки, в том числе различные ракеты класса «воздух–поверхность». Аппарат способен оставаться в воздухе 3,5 часа при запасе топлива 200 л и 4 часа при максимальном запасе топлива 240 л. Еще одним беспилотником, представленным на стенде компании Yugoimport, стал малоразмерный БЛА «Врбак» (Vrbac). Это аппарат ближнего радиуса действия с взлетной массой до 9 кг, включая полезную нагрузку до 1,5 кг. Как сообщается, БЛА может выполнять полеты на удалении до 10 км продолжительностью не менее 1 часа.
Кроме того, на сербском стенде было показано наземное роботизированное средство. Помимо оптико-электронной аппаратуры на нем устанавливается вооружение: 7,62-мм пулемет и 40-мм гранатомет. Продолжительность работы от аккумуляторных батарей, как сообщается, составляет не менее 2 часов.
Хорватская компания DOK ING показала на стенде эмиратской IGG хорошо известный многофункциональный телеуправляемый мобильный комплекс разминирования MV-4. На нем устанавливается бойковый трал или зубчатый рыхлитель, что позволяет выполнять траление на глубине до 32 см. Также опционально он может оснащаться манипулятором с захватом.
Многочисленные разработки в области беспилотных авиационных систем были представлены на стенде Украины. Особое внимание привлекали тактический беспилотник PD-1AF с вертикальным взлетом от компании «Укрспецсистемз» и БЛА-камикадзе RAM от компании «Оборонительные электронные технологии». Первый из упомянутых БЛА является обновленной версией БЛА PD-1. Новая версия оснащена комплектом средств выполнения вертикальных взлета и посадки. Сам БЛА выполнен по двухбалочной схеме с толкающим винтом с высокорасположенным крылом размахом около 3 м. Максимальная взлетная масса БЛА составляет примерно 33 кг. Что касается второго аппарата, то он является типичным представителем барражирующих боеприпасов: беспилотник выполняет разведывательный полет, в ходе которого после обнаружения и идентификации цели оператор может принять решение на атаку данной цели при помощи интегрированной в конструкцию беспилотника боевой части массой до 3 кг. Размах крыла беспилотника составляет 2,3 м, максимальная взлетная масса – около 8 кг. По официальным данным, максимальный радиус действия составляет 30 км, а продолжительность полета – 40 мин.
НПП Spaitech из Одессы представило на выставке БЛА «Спэрроу» (Sparrow) и «Спэрроу LE» (Sparrow LE). Первый из них выполнен по схеме «летающее крыло» и имеет взлетную массу до 3,3 кг. Он может выполнять полеты продолжительностью до 1 часа на удалении до 20 км. Второй – высокоплан с V-образным хвостовым оперением взлетной массой до 7,5. Его максимальная продолжительность полета БЛА составляет 3,5 часа, радиус действия – 40 км. Интересно, что по имеющимся данным, компания Spaitech является одним из «осколков» ранее работавшей в Одессе фирмы «ЮМИК Аэроспейс», часть которой после событий 2014 года перебралась в российский Крым и теперь известна как ОКБ «Цель».
Киевское предприятие «Матрица технологий» на стенде эмиратской компании IGG представило БЛА вертолетного типа мультироторной схемы с комбинированной силовой установкой. Максимальная взлетная масса БЛА – 90 кг. На аппарате массой около 90 кг установлены электродвигатели и двигатели внутреннего сгорания. Подобный подход позволил обеспечить БЛА «Командор» достаточно существенными показателями по грузоподъемности и продолжительности полета: аппарат может выполнять полеты максимальной продолжительностью не менее 1 часа, неся при этом до 30 кг полезной нагрузки, в качестве которой предполагаются не только средства наблюдения, но и оружие.
Были представлены Украиной и решения в области наземных роботизированных систем – «Фантом» (Fantom) и «Фантом II» (Fantom II). Первый представляет собой аппарат массой около 650 кг на колесном шасси с колесной формулой 6х6, оснащенный гибридным двигателем. Запас хода составляет 20 км. Управление средством осуществляется по радиоканалу на дальностях до 10 км или по волоконно-оптическому кабелю на дальностях до 5 км. Как сообщалось, система предназначается для решения транспортных задач, включая доставку оружия, боеприпасов, продовольствия и эвакуацию раненных, а также некоторых боевых задач, для чего аппарат оснащается 12,7-мм пулеметом, а также противотанковым ракетным комплексом «Барьер». Второй комплекс представляет собой более тяжелый аппарат массой примерно 2600 кг также на колесном шасси с полным приводом. Он оснащен установкой Б8В20-А, представляющей собой 20-ствольный блок для неуправляемых ракет калибра 80 мм. Кроме того, он также может комплектоваться 23-мм спаренной автоматической пушкой. Управление аппаратом осуществляется дистанционно с дальностями, аналогичными первой версии.
Польская компания WB Electronics показала на UMEX БЛА «Флай Ай» (Fly Eye) и барражирующий боеприпас «Уормейт» (Warmate). Первый представляет собой высокоплан с T-образным хвостовым оперением. Блок полезной нагрузки размещен под фюзеляжем. Продолжительность полета может достигать 2–3 часов, в зависимости от погодных условий. Радиус действия – 30–50 км от наземной станции управления. «Уормейт» является малоразмерным БЛА массой 4 кг с электродвигателем и высокорасположенным складным крылом. Аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 30 минут в радиусе до 10 км. В конструкцию БЛА интегрирована кумулятивная или осколочная боевая часть. Данные системы, как сообщалось ранее, также поставлялись Украине, где ее партнером является компания «Чезара» (Черниговский завод радиоприборов), а также другим заказчикам, в том числе на Ближнем Востоке.
Достаточно интересное впечатление производил стенд Эстонии, на котором были показаны многочисленные разработки в области беспилотной техники. Так, компания Therod Systems помимо нескольких мультироторных БЛА вертолетного типа, таких как KX4 «Интерцептор» (Interceptor) и KX4-LE «Титан» (Titan), показала относительно свежие разработки в области БЛА самолетного типа – EOS и «Стрим С» (Stream C). Первый представляет собой 7-килограммовый аппарат, схожий конструктивно с польским БЛА «Флай Ай» (Fly Eye), отличающийся от последнего хвостовым оперением и двухканальной оптико-электронной системой наблюдения оригинальной конструкции собственной разработки Therod Systems. Радиус действия комплекса по радиоканалу составляет 20 км, а продолжительность полета может достигать 2 часов. Второй – более тяжелый БЛА с максимальной взлетной массой около 30 кг. Представители компании акцентировали внимание на малозаметности БЛА, для чего, по их словам, служат угловатые формы беспилотника. По официальным данным, оснащенный двигателем внутреннего сгорания БЛА может оставаться в воздухе более 6 часов, заявленный радиус действия – более 100 км. Еще одна эстонская компания, Milrem Robotics, показала на выставке новую модификацию своего известного роботизированного транспортного средства THeMIS. Новая версия была доработана с точки зрения применения в условиях пустыни и жаркого климата. В результате были увеличены размеры платформы для размещения различного оборудования или боевой нагрузки, добавлены системы охлаждения и т.д.
UAVOS – формально американская компания, однако ее белорусские корни позволяют ее отнести скорее в данный раздел. Компания представила на выставке комплекс «Сервайер-Н» (Surveyor-H) с беспилотным вертолетом UVH-290E. Максимальная взлетная масса вертолета составляет 87 кг, включая 29 кг полезной нагрузки. Максимальная продолжительность полета вертолета с нагрузкой в 5 кг составляет 5 часов.
Российская компания Skat Systems, ставшая единственным представителем нашей страны на UMEX 2018, представила здесь свой БЛА X-27 «Аватар» (Avatar), который дебютировал на прошлогоднем московском авиасалоне МАКС-2017. Это аппарат самолетного типа, имеющий при этом возможность вертикального взлета и посадки. Взлет и посадка БЛА осуществляются в вертикальном режиме с использованием четырех винтов, приводимых в движение электродвигателями. Максимальная взлетная масса аппарата может варьироваться от 27 кг в модификации с электродвигателем до 72 кг в модификации с двигателем внутреннего сгорания. При этом разработчики заявляют максимальную продолжительность полета в 9 часов и в 27 часов, соответственно, в зависимости от модификации. Радиус действия БЛА, по информации компании, составляет 300 км. На борту БЛА в зависимости от потребностей заказчика может устанавливаться широкая номенклатура оборудования полезной нагрузки, включая аппаратуру наблюдения, работающую в различных диапазонах, а также РЛС и ЛИДАР (лазерный радар).
ХОРОШИЙ ЗАДЕЛ НА БУДУЩЕЕ
Резюмируя описанное в данном небольшом обзоре, стоит отметить, что прошедшая выставка UMEX произвела двойственное впечатление. С одной стороны, само выставочное мероприятие оказалось несколько слабее, чем два года назад. Уменьшившееся количество участников было отчасти компенсировано расширением тематики – одновременно с выставкой UMEX прошла выставка тренажеров и симуляторов SIMTEX, а также расширением стендов некоторых местных компаний. И тем не менее факт налицо: в этом году в выставке не участвовали некоторые крупные компании, в том числе и непосредственно из самих ОАЭ, а стенды многих участвовавших компаний были существенно сокращены. Например, южноафриканская Denel Dynamics – один из поставщиков беспилотников для ВС ОАЭ, ранее принимавшая участие в выставке, в текущем году здесь не появилась вовсе, а американская компания Textron, производящая БЛА «Аэрозонд» (Aerosonde), «Шэдоу» (Shadow) и некоторые другие, в текущем году ограничилась небольшим стендом для распространения исключительно печатных рекламных материалов.
Пожалуй, описанное положение связано с тем, что выставка, которую организаторы планировали сделать глобальной, все же осталась выставкой ОАЭ и в некоторой степени региона Залива. Соответственно весьма существенное влияние на участников имела ситуация на местном рынке беспилотных систем. Местный же рынок, несмотря на потенциальные финансовые возможности государственных и коммерческих структур, весьма ограничен. В классе тяжелых БЛА ниша занята аппаратом «Предейтор XP», в классе тактических аппаратов самолетного типа – беспилотником «Сикер» (Seeker), вертолетного – БЛА «Камкоптер S100» (Camcopter S100) и т.д.
С другой стороны, нельзя не отметить появления новых участников, которых в какой-то степени можно даже назвать новыми игроками на рынке беспилотных систем. Главным образом это представители бывшего СССР и стран так называемого соцлагеря.
Во-первых, это Украина, которая, с разнообразными представленными решениями в области систем БЛА различного типа, а также наземных роботизированных комплексов, пожалуй, стала одним из вызвавших наибольший интерес участников прошедшей выставки. На стороне украинских разработчиков был и тот факт, что некоторые из предлагавшихся ею систем были выставлены на стенде эмиратских компаний, заинтересованных в продвижении данной продукции. Весьма серьезно выросла экспозиция Эстонии, показавшей как модернизированные версии ранее демонстрировавшихся систем, так и новые разработки. Активно взялась за освоение международного рынка Сербия – компания Yugoimport, дебютировавшая на прошлогодней выставке вооружений IDEX, за прошедший год успела существенно обновить ранее демонстрировавшиеся системы и добавить к ним некоторые новые. Также стоит отметить еще одного бывшего советского сателлита – Польшу, которая сделала существенный рывок в развитии беспилотного направления за последние годы.
Думается, это связано с тем, что в ряде стран ведутся работы по наращиванию компетенций в области беспилотных систем с целью реализовать потенциал имеющихся в стране технических специалистов в данной признаваемой перспективной сфере. При этом ограниченный объем внутреннего рынка для них ставит на первый план необходимость выхода на рынок международный. Стремление к достижению более высоких позиций на мировом рынке, на мой взгляд, чрезвычайно позитивно характеризует подобных участников данного мероприятия. Можно иронизировать над тем, что те или иные разработки, представленные на выставке упомянутыми государствами, еще находятся на ранних стадиях, однако само желание продемонстрировать здесь результаты своего интеллектуального труда при понимании того, что рынок этот гораздо более конкурентный, чем внутренний рынок тех стран, вызывает определенное уважение.
Открытым остается вопрос – почему же на UMEX 2018 в ОАЭ было столь неуместно скромным российское присутствие? Ведь здесь была лишь одна компания из России, притом что направление как беспилотных авиационных систем, так и наземных роботизированных комплексов и, наконец, безэкипажных судов и необитаемых подводных аппаратов в нашей стране в последние годы развивается, и в некоторых сегментах даже достаточно динамично. На мой взгляд, причин тому несколько. Во-первых, данное мероприятие не вошло в перечень Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству РФ (ФСВТС), в который включаются международные выставки, проводимые на территории иностранных государств, где разрешается организация российской экспозиции продукции военного назначения. Это обстоятельство сильно понизило значимость мероприятия для соответствующих компаний промышленности. Во-вторых, внутрироссийский рынок в последние годы сам по себе больше внутренних рынков упомянутых стран. Это обстоятельство обусловливает то, что российские разработчики, как показывает практика, в настоящее время могут вполне выживать и без зарубежных заказов. Некоторая часть из них работает на «оборонку», получая устраивающие их деньги главным образом за счет серийных поставок. Но, даже и не работая на Министерство обороны, некоторые российские компании неплохо себя чувствуют, выполняя заказы различных парамилитарных структур, включая МЧС, МВД, ФСБ и т.д., а также взаимодействуя с чисто коммерческими заказчиками. При этом иностранные заказчики, в том числе из такого, кажущегося достаточно перспективным региона, как Ближний Восток, могут для них выглядеть не вполне понятными с точки зрения возможных доходов и сопутствующих им расходов.
Остается надеяться, что в том, что касается российских компаний, работающих в области беспилотных систем, у них все же в перспективе появится здоровый интерес к экспансии на мировые рынки. А будет ли подобного рода интерес реализован на Ближнем Востоке за счет участия в специализированной выставке UMEX или менее специализированных IDEX и Dubai Airshow или на других региональных рынках за счет участия в местных или глобальных тематических выставках и конференциях – покажет время. Предпосылки к этому, на мой взгляд, имеются.
комментарии(0)