0
11283
Газета Вооружения Интернет-версия

27.07.2018 00:01:00

«Каракурт»: пистолет у виска империализма 2.0

МРК «Шквал» станет грозным стражем Арктики, но Северному флоту нужны и более крупные корабли

Артем Вознесенский

Об авторе: Артем Владимирович Вознесенский – независимый военно-морской эксперт.

Тэги: мрк, шквал, каракурт, ураган, оснащение, средства навигации, рлс с афар, белое море, северный флот


мрк, шквал, каракурт, ураган, оснащение, средства навигации, рлс с афар, белое море, северный флот Начиная с третьего корабля серии «Каракурты» вооружаются зенитным ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-МЕ», хорошо также видны полотна РЛС с АФАР. Фото автора

Строительство серии малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт» из 18 единиц вызывает споры среди тех, кто неравнодушен к проблемам развития отечественного ВМФ, поскольку налицо явная диспропорция между впечатляющим ударным потенциалом корабля и его относительно малым водоизмещением. Почему строятся такие корабли? Попробуем разобраться.

СЕМЕЙСТВО РАСТЕТ

5 мая 2018 года на ленинградском судостроительном заводе «Пелла» в Отрадном (Ленинградская область) был спущен на воду третий МРК проекта 22800 «Каракурт» по варианту «2», получивший имя «Шквал» (заводской № 253, бортовой № 584). Такое имя в ХХ веке носили: канонерская лодка (1919–1927), сторожевик типа «Ураган» (1930–1952) и МРК проекта 1234 (1974–1994).

Проектирование «Каракурта» выполнили специалисты санкт-петербургского ЦМКБ «Алмаз», а их постройка ведется на ряде судостроительных предприятий. В настоящее время два корабля этого типа – «Тайфун» и «Шквал» – достраиваются на плаву, а заводские ходовые испытания головного МРК «Ураган» были начаты на Ладоге в середине мая с.г. Он же первым из кораблей этого семейства удостоился чести стать участником Главного военно-морского парада, который пройдет на Неве в честь Дня Военно-морского флота РФ.

МРК «Шквал» был заложен 29 июля 2016 года и, таким образом, провел на стапеле чуть более 21 месяца. Для сравнения, при строительстве МРК проекта 1234 в период с 1967 по 1991 год этот этап занимал от 12 до 59,5 (!) месяца. А вот в США эсминец УРО типа «Арли Бёрк», имеющий в разы большее водоизмещение, находится на стапеле 10–17 месяцев.

Основными отличиями третьего корабля серии от предыдущих является наличие РЛС с активной фазированной антенной решеткой (4 решетки по периметру надстройки) и ЗРПК «Панцирь-М» вместо двух 30-мм артустановок АК-630М.

ДВИГАТЕЛИ – ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ

Являясь логическим продолжением «Оводов» (МРК проекта 1234), «Каракурты» унаследовали у них и тип главной энергетической установки (ГЭУ), и ее принципиальную схему: три дизельных 112-цилиндровых двигателя М-507Д производства ПАО «Звезда» (Санкт-Петербург), состоящих из двух четырехтактных, быстроходных, звездообразных (семь «лучей»), наддувных, 56-цилиндровых отсеков (дизелей), каждый из которых работает на свой вал. Отсеки связаны между собой главной передачей. Мощность М-507Д – 5882 кВт (8000 л.с.).

«Звезды», как называют дизели такой компоновки, занимают промежуточное положение между рядными дизелями и газовыми турбинами по такому показателю, как удельные мощность и расход топлива, значительно проигрывая тем и другим по величине моторесурса. Причем в отличие от МРК проекта 21631 «Буян-М» главные двигатели «Каракуртов» – отечественные. Как известно, первым пяти «Буянам» достались дизели производства одной из стран НАТО (Германии, если точнее), а другим четырем – «копии» тех самых, натовских.

Электроэнергию вырабатывают три дизель-генератора ДГАС-315 мощностью 315 кВт каждый.

Главные двигатели и дизель-генераторы размещены в двух машинных отделениях. Агрегатная мощность выпускающихся ПАО «Звезда» дизелей не превышает 10 тыс. л.с., из-за чего кораблю водоизмещением около 800 т для достижения скорости 30 узлов необходимы три главных двигателя, три линии вала и соответственно три гребных пятилопастных винта. Возможно, что это не лучшим образом сказывается на дальности плавания корабля, шумности и усложняет эксплуатацию, но вместе с тем повышает живучесть ГЭУ, позволяет использовать ее более гибко. В носовой части корабля имеется подруливающее устройство тоннельного типа.

Корпус корабля – стальной, надстройка выполнена из алюминиево-магниевого сплава (АМг). Конструкции из АМг помимо низкого удельного веса и высокой коррозионной стойкости печально известны на флоте своей горючестью. Большой противолодочный корабль «Отважный» (1974), эсминец «Шеффилд», фрегат «Ардент» (1982), МРК проекта 1234 «Муссон» (1987) – сильное горение легкосплавных надстроек было одним из факторов, приведших к гибели этих кораблей.

Иллюминаторов на корабле нет, что увеличивает прочность корпуса и надстройки, герметичность, снижает радиолокационную и оптическую заметность, повышает защищенность экипажа в условиях применения противником оружия массового поражения. Вообще архитектура надводной части корпуса и надстройки говорит о серьезной работе по снижению ЭПР корабля. А вот для плавания во льдах корабль не предназначен, но именно туда – на север и отправится «Шквал».

ЕСТЬ ВОПРОСЫ

Решение об отправке МРК «Шквал» на Северный флот поначалу вызывает удивление.

Во-первых, боевая устойчивость одиночного корабля проекта 22800, полностью лишенного средств обнаружения ПЛ, противолодочного оружия и средств противоторпедной защиты, пусть и имеющего очень хороший комплекс самообороны ПВО, на открытом морском ТВД не может быть признана удовлетворительной. Сформировать же полноценную корабельную ударную группу (КУГ) на СФ сегодня по причине малочисленности кораблей, их технического состояния и морального устаревания – задача не из простых (см. статью «Северный флот подвести не должен» в этом номере «НВО»).

Во-вторых, надо принять во внимание мореходность корабля и связанные с этим ограничения по применению его оружия. Если корабль не потеряет ход и корпус сохранит герметичность, то скорее всего и в самый сильный шторм с ним ничего плохого не случится – даже 500-тонные сейнеры в штормящем Северном Ледовитом океане, скрываясь для наблюдателя за гребнями длинных волн, тем не менее держатся на поверхности, как поплавки. Правда, обводы корпуса и соотношение длины корпуса к ширине МРК проекта 22800 характерны для скоростных кораблей, и это будет отрицательно сказываться на поперечной остойчивости. В то же время мореходность, например, морского тральщика проекта 266М, обладающего сходными с МРК проекта 22800 водоизмещением и главными размерениями, не ограничена. Оценочно, стрелять главным комплексом корабль такого водоизмещения сможет при волнении моря не более пяти баллов. Опять же, какова будет реальная эффективность ЗРПК «Панцирь-М» при больших угловых (крен, дифферент) и значительных вертикальных перемещениях корабля? Не стоит забывать и о самочувствии, а значит, и о работоспособности экипажа МРК в условиях качки.

В-третьих, следует вспомнить и о ходкости. Морская практика свидетельствует, что чем меньше водоизмещение корабля, тем в большей степени он теряет свои скоростные качества в штормовых условиях. Во что на океанской волне превратятся 30 «формулярных» узлов эсминца водоизмещением 8500 т и 30 таких же узлов МРК водоизмещением 800 т? Правильно, в «две большие разницы»! Для одиночного корабля потеря скорости на волне – это полбеды, а вот для тактической группы, состоящей из кораблей разных классов, – беда. Согласно лоции Баренцева моря, «...наиболее часто сильное волнение отмечается с ноября по март, когда повторяемость волнения V баллов и более достигает 40–50%... с июня по август повторяемость волнения V баллов и более редко превышает 15%».

Исходя из вышеизложенного, просматриваются несколько вариантов использования МРК проекта 22800 в составе Северного флота.

ПО КОРАБЛЯМ И ПО БЕРЕГУ

Против надводных кораблей противника с применением ПКР «Оникс» и ПКР «Калибр-НК» в открытом море – только в составе КУГ, способной обеспечить противолодочную оборону (либо из районов, защищенных от ПЛ противника), а также имеющей в своем составе корабль – носитель ЗРК ПВО коллективной обороны и, очень желательно, с истребительным прикрытием. Одиночно же против кораблей «Каракурт» целесообразно применять только от берега, максимально используя географические особенности побережья для маскировки и инфраструктуру, обеспечивающую все виды обороны пунктов базирования и защиту коммуникаций. Получив целеуказание (ЦУ) от внешнего источника, корабль имеет возможность применить ракеты обоих комплексов, в буквальном смысле слова не высовывая носа из-за естественных укрытий, за счет возможности варьирования траектории ПКР.

Впрочем, такое использование корабля представляется малооправданным, так как для стрельбы с побережья в составе флота есть Береговые войска, имеющие на вооружении комплексы «Бастион» с такой же ПКР «Оникс». И здесь особо следует указать на необходимость получения ЦУ от внешнего источника. Дело в том, что небольшое возвышение антенного поста РЛС «Минерал-М», установленной на «Каракуртах», над уровнем моря (порядка 12 м) позволяет обнаруживать надводную цель с высотой надстроек или мачт 25 м и достаточной ЭПР в условиях нормальной радиолокационной наблюдаемости на расстоянии порядка 32 км. Дальность же стрельбы ПКР «Оникс», согласно открытым источникам, по маловысотной траектории – 120 км, а по высотной – не менее 400–450 км. Очевидно, что в плане целеуказания для ПКР на большую дальность корабль несамодостаточен, так как не является носителем вертолета. А вот удастся ли разместить на МРК беспилотники-целеуказатели – покажет время.

В результате мы получаем, что основное предназначение МРК проекта 2280 – это нанесение ударов по береговым объектам противника крылатыми ракетами большой дальности (КРМБ) 3М-14. Причем, как указывается в российских открытых источниках, данные ракеты могут оснащаться обычными (фугасными) и ядерными боевыми частями. В первом случае восемь ракет не способны нанести противнику существенного, на стратегическом уровне, так сказать, вреда. Однако, если бы российским военно-политическим руководством РФ реализовывалась концепция массированного удара КРМБ в неядерном снаряжении (теперь такой ракетный комплекс у РФ есть) и были бы проблемы со строительством кораблей с большим количеством пусковых ячеек (а такие проблемы у РФ тоже есть), то было бы предпочтительным быстро строить недорогие корабли-арсеналы на базе морских судов – балкеров или контейнеровозов. Но крупномасштабная безъядерная война с НАТО для РФ сегодня не по карману, а вот если ракеты «Каракурта» будут иметь ядерные боевые части, то небольшой МРК станет полноценным элементом ядерного сдерживания. При этом корабль, находясь вблизи Полярного или острова Большой Соловецкий, будет способен держать под прицелом значительную часть территории Европы.

ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНЫЕ РАЙОНЫ ДЕЙСТВИЙ

В акватории Белого моря «Каракурт» на ходу может находиться сезонно – с мая–июля по октябрь–ноябрь, когда море свободно ото льда. Белое море является внутренним, что позволяет при наличии надежного противолодочного рубежа в горле моря свести до нуля опасность со стороны ПЛ противника. Береговая линия моря довольно сильно изрезана, а западная часть изобилует островами, что будет способствовать обеспечению скрытности корабля. То же относится к Ладожскому и Онежскому озерам, если «Каракуртам» придется действовать и там.

Круглогодично и независимо от погодных условий с учетом ограничений по скорости приводного ветра для главного ракетного комплекса МРК может применить «Калибры» из губ, заливов, устьев рек северного побережья Кольского полуострова, а также из вод, омывающих расположенные вблизи него острова. Здесь корабль будет находиться под «зонтиком» берегового района ПВО, а угроза со стороны ПЛ противника – сведена к минимуму.

Что касается нахождения МРК в акваториях пунктов базирования (ПБ) и военно-морских баз (ВМБ), то опыт Великой Отечественной войны говорит о том, что полностью полагаться на ПВОПБ и ВМБ нельзя: именно в базах авиацией были потоплены эсминец «Стремительный» (1941), линкор «Марат» (1941), лидер «Ташкент» (1942) и другие корабли. В случае начала войны ВМБ и ПБ будут первыми подвергнуты массированному удару с воздуха, и противник будет стараться это делать в течение всей войны. Также здесь остается опасность атаки корабля боевыми пловцами и уязвимость его от гравитационных волн, вызванных ядерными подводными взрывами в узкостях.

Кроме того, вблизи берега корабль такого небольшого водоизмещения может быть уязвим от… гранатометов и ПТРК, опасность применения которых диверсионно-разведывательными группами противника нельзя исключать. Так, в ходе Фолклендской войны 1982 года корвет аргентинских ВМС «Гуэррико» получил многочисленные повреждения вследствие обстрела из ручного гранатомета «Карл Густав», а в августе 2014 года в Азовском море ПТУРом был потоплен катер украинской береговой охраны.

А «КАЛИБРОВ» - ТО НЕ ХВАТАЕТ

Следует рассмотреть и такой вопрос: а что такое восемь пусковых установок «Калибров» или «Ониксов» в масштабах Северного флота? Много это или мало?

Данное оперативно-стратегическое объединение до сих пор остается крупнейшим среди флотов ВМФ России. Но во всем этом «самом флоте» надводных кораблей – носителей ПКР «Оникс» после исключения из состава флота в 2012 году МРК проекта 12347 «Накат» – нет. Два оставшихся «Овода» («Рассвет» и «Айсберг») по-прежнему несут «Малахиты» (по шесть ПКР каждый), а в ходе возможной модернизации могут получить ПКРК «Уран» с 16 ракетами семейства Х-35. Равно нет на флоте и надводных кораблей с «Калибрами». Тяжелый атомный ракетный крейсер проекта 11442 «Адмирал Нахимов» в ходе производящейся в настоящее время модернизации получит универсальные пусковые установки для ракет «Оникс» и всего семейства ракет «Калибр-НК», но в строй он вернется не ранее 2021 года. В свою очередь, на фрегате проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков» (16 пусковых), заложенном в далеком 2006 году и предназначенном для СФ, как сообщил недавно гендиректор «Северной верфи» Игорь Пономарев, Андреевский флаг поднимут 28 июля 2018 года. А вот корвет проекта 20386 «Дерзкий», строящийся в настоящее время на «Северной верфи» и тоже предназначенный для СФ, планируется принять в боевой состав лишь в 2022 году (на нем пусковые установки УКСК, из которых можно применять КРМБ, будут размещаться в виде сменного модуля).

В результате единственными носителями «Калибров» и «Ониксов» на сегодня являются лишь подводные лодки. Точнее, пока такой носитель, судя по всему, всего один – атомная ПЛ проекта 885 «Северодвинск», которая может нести 32 КРМБ комплекса «Калибр-ПЛ». Остальные многоцелевые АПЛ проектов 949А, 971, 945 (А) должны, как сообщалось, получить «Калибры» лишь в результате модернизации. Но, судя по имеющимся данным, в ближайшее время в боевой состав вернется только одна из таких субмарин – «Леопард» проекта 971. Она проходит в центре судоремонта «Звездочка» средний ремонт с модернизацией, который должен завершиться до конца 2018 года. Получили ли возможность применять «Калибры» две североморские дизель-электрические подлодки (ДЭПЛ) проекта 877, завершившие ремонт с модернизацией в 2012 и 2015 годах, – точно не ясно. Есть еще ДЭПЛ «Санкт-Петербург» проекта 677, которая с 2010 года находится в опытной эксплуатации и, как сообщалось, является носителем комплекса «Калибр-ПЛ». В боевой состав ВМФ она должна войти до конца 2019 года, но останется ли на СФ – официально не сообщалось.

28-10-6.jpg
Головной МРК проекта 22800 «Ураган» во время
репетиции Главного военно-морского парада в День ВМФ
в Санкт-Петербурге, 22 июля 2018 года. Фото автора

При этом следует учесть, что для немногочисленных нестратегических ПЛ в случае начала войны со странами НАТО разной другой «работы» помимо уничтожения береговых объектов противника будет более чем достаточно, а потенциальные цели для их КРМБ расположены не только в Европе.

В результате мы получаем, что на ближайшие 2–3 года 8 пусковых МРК «Шквал» – это одна треть всех имеющихся на надводных кораблях СФ пусковых установок для «Ониксов» и «Калибров», что весьма впечатляет. Фрегат скорее всего будет проводить время в дальних походах, так что «Шквал» часто на те самые 2–3 года будет оставаться единственным на СФ надводным кораблем – носителем КРМБ. Маловато для такого флота – не так ли?

ЛУЧШЕ СИНИЦА В РУКАХ

Что же приобретет ВМФ за 5–6 млрд руб. (такова стоимость постройки «Каракурта», по оценкам некоторых экспертов)? В пересчете на стоимость одной ячейки ПУ под «Ониксы» и «Калибры» – около 700 млн руб. – корабль стал действительно выгодным приобретением. Если же брать для расчетов другую, меньшую стоимость одного МРК, которая также циркулирует по отечественным СМИ, то стоимость ячейки, то есть одного дальнобойного «Калибра», окажется еще меньше. Но в любом случае она все равно будет в разы меньше, чем у фрегата проекта 22350 или ДЭПЛ проекта 6363 (в стандартном варианте загрузки четыре КРМБ).

Но не «Калибром» единым, как говорится. Упомянутые фрегат, подлодка и иные корабли – это носители разнообразного другого оружия, они могут решать множество других задач в соответствии с боевым предназначением. А что МРК проекта 22800? В том-то и дело, что эти корабли представляют собой слабозащищенную, метеозависимую, с малой автономностью платформу для относительно небольшого количества КРМБ, «заточенную» главным образом под решение одной, хотя и весьма важной задачи – нанесение ударов по береговым объектам противника. В случае использования корабля из акваторий, которые уже защищены или планировались быть таковыми в угрожаемый период, безотносительно предполагаемого наличия в них МРК проекта 22800, стоимость ячейки ПУ не изменится, но она неизбежно вырастет опосредованно, за счет недешевых мероприятий по обеспечению боевой устойчивости этакого «стратега-лайт» вне их.

Допустим, дополнительные 150–200 т водоизмещения позволили бы разместить на МРК гидроакустический комплекс (ГАК), а также противолодочное и противоторпедное оружие (например, «Пакет-НК»), что теоретически могло бы сделать корабль значительно «интереснее», то есть в каком-то приближении многоцелевым, и повысило бы его собственную боевую устойчивость (ПЛО, ПТЗ, ПДСС). Но это только на первый взгляд.

На самом деле боевая устойчивость корабля, конечно, вырастет, но полноценным «многоцелевиком» он все равно не станет. Ведь современный противолодочный функционал, подразумевающий размещение для решения задач ПЛО на борту корабля вертолета или крупного беспилотника, потребует увеличения водоизмещения МРК проекта 22800 как минимум на 1000 т (с учетом размещения дополнительного оружия и вертолета или беспилотника, радиотехнического вооружения, а также неизбежного увеличения размерений корабля, мощности ГЭУ, запасов топлива и т.д.). Вообще многоцелевой корабль с точки зрения конструктива в первую очередь является противолодочным с дополнительными ударными возможностями, а не наоборот. Пример: проект 11551, который стал как бы симбиозом БПК проекта 1155 и эсминца проекта 956.

В позднем СССР планировалось, что самым «младшим» кораблем такого класса станет СКР типа «Гепард» – а точнее, целое семейство с базовым проектом 11660 в своей основе – полным водоизмещением около 2000 т. Но их ВМФ РФ получил всего две единицы (проект 11661К). А между тем нижний порог полного водоизмещения многоцелевого корабля в России продолжает расти: для корветов проекта 20380 – 2360 т, проекта 20385 – уже 2500 т, а для проекта 20386 и вовсе 3400 т. Переиначивая известный анекдот про автомат Калашникова, можно сказать так: «У нас, что ни строй, получается «1135-й» (водоизмещение 3200 т). А тем временем флоту, безусловно, нужна крупная серия «самых младших» универсальных кораблей – «корветов» водоизмещением 1800–2000 т.

Что касается возможности переброски относительно небольшого МРК по внутренним водным путям (ВВП) без использования плавдока, что зачастую указывается как одно из преимуществ кораблей этого проекта в сравнении с более крупными, то при ближайшем рассмотрении это сегодня целая операция. Ведь, по данным Российского речного регистра, по состоянию на 2012 год «только 17,3% протяженности ВВП с гарантированными габаритами имеют гарантированную глубину 4,0 м и более». От Санкт-Петербурга до Беломорска, по одним данным, минимальная глубина водного пути – 5 м, по другим – 4 м. Это минимальная глубина Беломорско-Балтийского канала (ББК).

Причем такая переброска возможна только до начала крупномасштабных боевых действий, так как гидротехнические сооружения – плотины ГЭС, судоходные шлюзы (на ББК их – 19) и мосты – противник постарается разрушить если не в первую, то во вторую очередь точно. Вывод из строя одного лишь шлюза делает невозможным сквозное движение по каналу, уничтожение плотины ГЭС на реке – с большой вероятностью сквозное движение по ней. На Волге – восемь ГЭС. Что такое быстрое разрушение плотины ГЭС для всего, что находится ниже по течению до следующей плотины, включая и МРК, – всем понятно.

Плюс к тому МРК на реке или канале в военное время будет «жив» до первого РПГ или ПТРК, который нетрудно скрытно разместить на пути следования корабля. Диверсантов еще никто не отменял, да и МРК в узкостях на ВВП – не иголка в стоге сена, спрятать его почти невозможно.

Следует также отметить, что передвижение МРК по ВВП возможно только в период навигации. В смысле когда нет льда. Для ББК это в среднем 165 суток в году. То есть менее полугода. Волга на всем протяжении судоходна около 200 суток. Но и в период навигации погодные условия, особенно на Волге, должны благоприятствовать – лето не должно быть слишком засушливым, а прошедшая зима – малоснежной.

Далее. Передвижение по реке или каналу для МРК с его быстроходными дизелями-«звездами», которые очень не любят малые хода и работу на холостых оборотах, – только буксировка. С соответствующей низкой скоростью и скорее всего со снятыми во избежание их повреждения гребными винтами и минимумом переменных грузов. И еще: высота «Каракурта» от ватерлинии до верхней точки обтекателя РЛС – метров 12, а с «несрубленной» мачтой – под 15 м. Это делает сквозной проход корабля, например по Неве, возможным только при разведении всех мостов кроме Большого Обуховского («Вантового»).

В итоге межтеатровый маневр по ВВП для этих кораблей хотя и возможен, но ограничен рядом факторов.

Впрочем, критиковать рассматриваемый проект и рассуждать о том, как оно могло бы быть лучше, можно и дальше, но вернемся в Россию 2015 года, когда были заложены два первых корабля серии.

Итак, мы имеем:

– обострение военно-политической обстановки в Европе, что привело к необходимости срочно развернуть дополнительные носители дальнобойного высокоточного ракетного оружия;

– продолжает действовать Договор РСМД, запрещающий разрабатывать, испытывать и развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней (1000–5500 км) и меньшей дальности (500–1000 км), но КРМБ – можно (не запрещены и такие ракеты воздушного базирования, в результате чего появился комплекс «Кинжал» для МиГ-31);

– значительное моральное и физическое устаревание надводных кораблей советской постройки, по-прежнему составляющих основу ВМФ, а также их конструктивная неспособность эффективно работать против берега, хронические проблемы с ремонтом и невозможность, за редкими исключениями, их модернизации под новые комплексы высокоточного оружия;

– понимание того, что по целому ряду причин кораблестроительная программа в рамках ГПВ 2011–2020 годов в части, касающейся строительства кораблей классов «фрегат» и «корвет», будет сорвана.

Все вышеперечисленные факторы продолжают действовать и в 2018 году, что подтверждает правильность решения российского военно-политического руководства и командования ВМФ РФ, в частности, о строительстве серии «Каракуртов».

МАЛ КОРАБЛИК, ДА ЗУБАСТ

Как сказал на церемонии спуска МРК «Шквал» на воду заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, занимающий сегодня пост вице-премьера правительства РФ, «очень «зубастенький» получился корабль!».

И действительно, проект 22800 чем-то напоминает питбуля: мощное оружие, играющее роль челюстей, и небольшое тело на невысоких лапах. Квартиру – защитит, дачу – защитит, но в лес на крупную дичь, тем более зимой, с таким зверем никто не пойдет. Но логика ВМФ как заказчика данных кораблей в целом понятна и оправданна – «Лучше синица в руке, чем журавль в небе».

При строительстве «Каракуртов» используются проверенные решения по корабельному «железу» и энергетической установке, оптимизирована архитектура надстройки, корабли получают современные системы оружия, радиотехническое вооружение, навигационное оборудование и пр. Комплектующие и материалы – только российские. Загружены в основном внутренние, то есть речные верфи страны (г. Отрадное, г. Зеленодольск, г. Комсомольск-на-Амуре), плюс крымские предприятия (г. Керчь и г. Феодосия). Плановые сроки строительства – 30 месяцев, хотя и немаленькие, но вполне реальные. Как водится, в процессе испытаний и эксплуатации первых кораблей проекта будут выявлены и в дальнейшем устранены «детские болезни», присущие первенцам.

Резюмируя, отметим, что, конечно, без работы «Каракурты» при любых вариантах развития ситуации не останутся, но они, к сожалению, не смогут заменить собой корабли дальней морской и тем более океанской зоны. Впрочем, учитывая современные реалии с количеством и качеством корабельного состава ВМФ РФ, неудивительно будет встретить какой-нибудь из «Каракуртов» в удаленном районе Мирового океана. Основное же назначение «Шквала» на Северном флоте, согласно фразе, приписываемой Адмиралу Флота Советского Союза Сергею Георгиевичу Горшкову применительно к прямым предкам «Каракуртов» – «Оводам», – быть тем самым «пистолетом у виска империализма», с помощью которого можно постоянно держать под прицелом КРМБ весь север Европы, да и другие ее части.         


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Суперураган «Милтон» обрушится на Флориду

Суперураган «Милтон» обрушится на Флориду

0
1099
Американские бомбардировщики B-52H в Румынии нацелились на Россию

Американские бомбардировщики B-52H в Румынии нацелились на Россию

Владимир Мухин

Армия РФ уничтожила большую группу иностранных военных, помогавших ВСУ

0
10577
США. Техас под ударом стихии

США. Техас под ударом стихии

0
1540
Фото недели.  Ураган "Орхан" ослаб по пути из Петербурга

Фото недели. Ураган "Орхан" ослаб по пути из Петербурга

0
4846

Другие новости