0
10280
Газета Вооружения Интернет-версия

16.08.2018 13:05:00

Старый «Шершень» борозды не портит

Почему Пентагон, получив истребители 5-го поколения, продолжает закупки самолетов семейства F/A-18

Тэги: авианосцы, история, F18, морская авиация, брлс, рэб, вмс сша, нато, F35, модернизация, кабина пилота


авианосцы, история, F-18, морская авиация, брлс, рэб, вмс сша, нато, F-35, модернизация, кабина пилота Самолеты «Хорнет» и «Супер Хорнет» составляют 60-70% численности корабельных авиакрыльев, базирующихся на американских авианосцах. Фото с сайта www.navy.mil

История американского истребителя F/A-18 – наглядное подтверждение того, как «гадкий утенок», оставшийся за бортом крупнейшего тендера, затем возрождается в виде «белого лебедя», который после нескольких десятилетий эксплуатации уже в новом тысячелетии конкурирует с машинами 5-го поколения. Еще два года назад производитель F/A-18 говорил об угрозе закрытия производственной линии ввиду отсутствия заказов. Но в апреле с.г. Дэн Джиллиан, вице-президент Boeing по программам F/A-18 и EA-18G, уже с радостью рапортует о портфеле заказов, который при темпе две машины в месяц обеспечит существование программы до 2025 года, а то и дольше.

ИСТОРИЯ НАЧИНАЕТСЯ

Все началось с тендера на создание для ВВС США нового «легкого истребителя» (Light Weight Fighter – LWF), в котором приняли участие два прототипа: YF-16 компании General Dynamics и YF-17 компании Northrop. Примечательно, что контракт по YF-17 между разработчиком и ВВС США был подписан в апреле 1972 года, но к тому времени компания уже выполнила большой объем исследований, наработав в аэродинамических трубах и на стендах уже более 5 тыс. часов. Все дело в том, что к исследованиям по данной теме отдел перспективных проектов Northrop в инициативном порядке приступил еще в 1966 году. Велись они под руководством Ли Бегина – «отца» истребителя F-5, а основой для YF-17 послужил проект Р-530 «Кобра».

В основном усилия проектировщиков были направлены на то, чтобы оптимизировать те характеристики разрабатываемой машины, которые имели наибольшее влияние на эффективность ведения воздушного боя, а также обеспечить наилучшую маневренность самолета в диапазоне околозвуковых и невысоких сверхзвуковых скоростей полета. При этом непосредственной разработке нового самолета предшествовала большая систематическая работа над его отдельными компонентами, включая параметрические исследования с необходимым числом итераций.

Вероятно, именно в такой тщательной отработке на раннем этапе и кроется в значительной мере успех долгожительства семейства F/A-18.

УДАЧНЫЙ ПАС ОТ ЛЕТЧИКОВ МОРЯКАМ

Первый полет YF-17 выполнил 9 июня 1974 года, но в тендере ВВС он проиграл будущему F-16 «Файтинг Фалкон» (Fighting Falcon, в переводе «Боевой сокол»). Но тут ему под крыло подвернулся флот. Адмиралы, обеспокоенные растущим недостатком самолетов палубной истребительно-штурмовой авиации, в 1973 году инициировали исследование по проблемам разработки нового истребителя ВМС. Сопоставлялись возможности нескольких упрощенных вариантов F-14, палубных вариантов F-15 и прототипов LWF. Причем изначально ВМС рассматривали возможность обеспечения базирования нового самолета не только на авианосцах, но и на береговых аэродромах, что решило бы и проблему с авиапарком КМП США.

К апрелю 1974 года флот склонился в пользу усовершенствованного F-14, но министр обороны не утвердил это решение и дал указание «продолжить исследования» в направлении легкого и недорогого многоцелевого самолета, который, дополняя F-14, заменил бы истребители F-4 и при определенных условиях штурмовики А-7. Затем последовали межведомственные баталии и притирки с Конгрессом, и в конечном итоге флот запустил новую программу – создания «истребителя воздушного боя» (Navy Air Combat Fighter – NACF), одними из ключевых требований к которому были более мощная БРЛС, возможность применения УР «воздух– воздух» средней дальности AIM-7 и двухдвигательная силовая установка. Главная же идея состояла в том, чтобы дать ВМС и КМП относительно простой и не очень дорогой самолет, способный как решать задачи истребителя, так и наносить удары по наземным целям.

В мае 1975 года компании McDonnell Douglas и Northrop получили задание спроектировать на базе YF-17 палубный истребитель завоевания превосходства в воздухе F-18 и штурмовик для нанесения ударов по наземным и морским целям А-18. Впоследствии их объединили в многофункциональный F/A-18 «Хорнет» (Hornet, в переводе – «шершень»), заменивший на авианосцах и в эскадрильях КМП целый ряд состарившихся «боевых птиц»: F-4J, А-7Е и др. А по итогам успешной опытной эксплуатации «Хорнета» в начале 1980-х годов ВМС США даже ввели новый тип авиаэскадрильи – истребительно-штурмовая. Главным подрядчиком по программе, которой прочили большое будущее, стала McDonnell Douglas, после поглощения которой Boeing права на «шершня» перешли к последней.

ОТ АМЕРИКИ ДО АВСТРАЛИИ

18 ноября 1978 года в воздух поднялся первый F/А-18A/B, который не только стал совершенно новой машиной, сохранив лишь некоторые общие черты со своим прародителем – YF-17, но еще и оказался по некоторым параметрам даже лучше первых модификаций «Сокола» (F-16А/В). Так, в конструкции самолета были более широко применены алюминиевые (49,6% массы) и титановые (12,9%) сплавы и композиты (около 10%), а в системе управления верх взяли цифровые технологии. Самолет получил многорежимную БРЛС, новейший комплекс РЭБ и т.п., а в кабине пилота традиционные средства отображения информации уступили место индикаторам на ЭЛТ.

F/А-18А/В мог нести УР АІМ-7 «Спэрроу» и оптико-электронные средства навигации и прицеливания в подвесных контейнерах, чего F-16 тогда не умел, а в учебных боях, проведенных в 1982 году между «Хорнетом» и «Томкэтом», первый победил в 20 поединках из 34.

В итоге на тот момент «Хорнет» реально оказался многофункциональным самолетом, что, вероятно, и послужило толчком к принятию Австралией и Канадой решения закупить для своих ВВС соответственно 75 и 138 «морских» F/A-18A/B, а не «сухопутных» F-16 (позже Австралия приобрела еще 24 F/A-18E/F). Кроме Австралии и Канады «хорнеты» первого поколения – одноместные F/A-18А/С и «спарки» F/A-18B/D – в разные годы приобрели для своих национальных ВВС и ВМС такие страны, как Испания (60 EF-18A и 12 EF-18B, близких по возможностям F/A-18C/D, плюс позже еще три десятка бэушных F/A-18A из запасов ВМС США), Кувейт (32 F/A-18C, 8 F/A-18D), Малайзия (8 F/A-18D), Финляндия (64 F/A-18C, 7 F/A-18D) и Швейцария (26 F/A-18C, 8 F/A-18D).

В общей сложности было выпущено 1480 F/A-18A/B и F/A-18C/D. Последние отличались усиленной конструкцией с внедрением элементов технологии «стелс», а также новыми БРЭО, двигателями и расширенным составом вооружения.

ПОКУПАЮТ F-35, НО ОТ F/A-18 НЕ ОТКАЗЫВАЮТСЯ

Большинство стран-эксплуатантов провели или проводят модернизацию своих «шершней», наращивая их боевые возможности и продлевая срок службы. Австралия и Канада ввиду 5–6-летней задержки программы F-35  решили купить дополнительные F/A-18E/F. Причем Оттава сначала отказалась от покупки 65 самолетов F-35, решив взять новые F/A-18E/F, а в октябре 2017 года решила отказаться и от них, приобретя бэушные австралийские «супер хорнеты». Но Канберра на своем намерении купить 24 F/A-18E/F стоит твердо, да к тому же еще и приобрела 12 самолетов РЭБ EA-18G «Гроулер». А в марте с.г. и Кувейт заказал 22 F/A-18E и 6 F/A-18F (плюс опцион на 12 машин) с поставкой до 2022 года.

Вслед за ударными вертолетами «Апач Лонгбоу» и военно-транспортными «Чинуками» американские «шершни» едва не попали и в Индию. Сейчас, когда в Дели разгорается коррупционный скандал, связанный с закупкой французских истребителей «Рафаль», у концерна Boeing появляется новый шанс продать индийским военным свои F/A-18, для чего американцы даже готовы построить в Индии сборочную линию. «Мы считаем, что данное предприятие может быть использовано Индией для постройки своего истребителя следующего поколения, – отмечает Дэн Джиллиан. – Индия находится на начальной стадии создания малозаметного истребителя, который выходит в рамках программы Advanced Medium Combat Aircraft». При этом он отметил, что уже сегодня в F-15E и F/A-18 используются комплектующие и электроника индийских компаний HAL и Tata.

Возможно, что старые «хорнеты» на финской службе заменят их более совершенные потомки «супер хорнеты». У последних также есть шанс попасть в Малайзию (сомнительно) и Польшу (вполне реально).

Впрочем, самым поразительным, учитывая наличие крупного заказа на F-35B/C, стало решение ВМС США. Американские адмиралы не только будут модернизировать весь парк из более чем 350 самолетов F/A-18E/F по стандарту Block III, но и начнут закупки новых F/A-18E/F Block III. Данные «супер хорнеты» будут отличаться новым приборным оборудованием кабин, новыми ИК-системой (Block II IRST), бортовой ЦВМ и линией передачи данных, а также получат конформные топливные баки, что повысит дальность полета на 277,8 км. Ресурс самолетов возрастет до 9 тыс. летных часов. В 2018 финансовом году одобрена закупка 24 самолетов на 1,8 млрд долл., а затем за 5 лет намечено приобрести еще 100 машин.

Еще раньше, 28 сентября 2010 года, опасаясь провала в численности своего авиапарка ударных машин на рубеже 2017–2018 годов, флот подписал многолетний контракт стоимостью почти 5,3 млрд долл. на поставку в 2012–2015 годы 66 F/A-18E/F и 58 EA-18G. При этом надо принять во внимание, что ранее в рамках двух многолетних контрактов Boeing получил заказы еще на 210 и 257 самолетов F/A-18E/F соответственно.

ПРИЧИНА ПРИТЯГАТЕЛЬНОСТИ

Чем же объясняется столь высокая востребованность семейства F/A-18, которое на декабрь 2017 года преодолело рубеж в 10 млн летных часов. Причин несколько.

Во-первых, относительная простота конструкции самолета, что облегчает его производство, эксплуатацию и техобслуживание и дает возможность расширять набор применяемых авиационных средств поражения, специализированных подвесных контейнеров и т.п.

Во-вторых, высокая надежность машины, что позволило заказчику и разработчику постепенно поднять ресурс с изначальных 6 тыс. летных часов последовательно до 8 тыс., 8,6 тыс. и 9–10 тыс. часов.

В-третьих, значительный модернизационный потенциал, благодаря чему «Хорнет» неоднократно модернизировался, в том числе радикально. Так, в 2013 году испытывался вариант Advanced Super Hornet, в котором внедрены ряд принципиальных новшеств – конформные топливные баки, элементы технологии малозаметности, «стелсовский» оружейный подвесной контейнер и пр.

Отметим также, что на базе F/A-18 легче создавать специализированные версии, чем на основе малозаметных истребителей пятого поколения. Модернизация F-35 или F-22 может привести к серьезному изменению их облика и снижению малозаметности со всеми, как говорится, вытекающими.

Прежде всего речь здесь идет о самолете РЭБ EA-18G «Гроулер», который имеет высокую степень родства по планеру, авионике и бортовым системам, да и строится на той же производственной линии, что и базовый F/A-18F. Фактически основное отличие рэбовской версии – замена пушки на вычислительный блок и возможность подвески до пяти контейнеров ALQ-99. Подошел идеально «Супер Хорнет» и на роль воздушного танкера, способного обеспечить с использованием подвесных агрегатов заправки (ПАЗ) и ПТБ заправку как семейства F/A-18, так и ряда других машин. Причем после снятия с вооружения корабельных авиакрыльев ВМС США всех использовавшихся в роли заправщиков машин вся нагрузка по заправке других машин топливом в полете легла именно на «супер хорнеты». Это даже привело к нехватке F/A-18E/F для решения ударных задач (обычные «хорнеты» модификаций F/A-18A/B/C/D не могут использоваться в данной роли, т.к. не способны нести ПАЗы).

В-четвертых, наличие двухместной версии, что предпочтительней при решении задач, связанных с повышенной нагрузкой на летчика (нанесение комплексных ударов по разным целям с ведением одновременно воздушного боя, длительные полеты над морем и пустынной местностью и пр.), а также дает возможность создавать специализированные версии машины, о чем было сказано выше.

В-пятых, широкий набор средств поражения, разрешенных к применению на F/A-18, включая КР AGM-84H/K SLAM-ER (дальность – 270 км) и AGM-158 JASSM (370 км, потенциально – JASSM-ER с дальностью до 1000 км), а также ПКР AGM-84 «Гарпун» и перспективную дальнобойную ПКР AGM-158C LRASM.

В-шестых, достаточно низкая закупочная стоимость и стоимость эксплуатации. Так, контракт на 24 F/A-18E/F вместе с доппакетом обошелся недавно в 75 млн долл. за машину, но более крупные многолетние контракты дают ВМС США возможность купить их в среднем за 45–50 млн долл. В свою очередь, F-35B/C в последней партии обошлись Пентагону соответственно по 123 и 122 млн долл. за штуку.

Кроме того, по данным МО США, стоимость летного часа F/A-18E/F, участвующих в войне на Ближнем Востоке, составила 24,4 тыс. долл., тогда как у F-15C – 41 921 долл., а у F-22A – 68 362 долл. «Супер Хорнет» уступил лишь F-16C (22 514 долл.), А-10 (17 716 долл.) да дронам и вертолетам. «Благодаря тому, что его летный час стоит меньше, чем у других самолетов тактического назначения, имеющихся в арсенале ВС США, «Супер Хорнет» – это лучший самолет тактической авиации по критерию «стоимость – эффективность», – подчеркивают в Boeing.

Наконец, как указывают в Boeing, «каждый «Супер Хорнет» был поставлен по оговоренной цене и точно в срок».

В результате на сегодня F/A-18 стал основным ударным самолетом авиации ВМС и КМП США. В боевом составе корабельных авиакрыльев на его долю приходится 60–70% от численности. Имеющиеся же многолетние планы по закупкам новых машин и модернизации уже имеющихся наряду с задержками с поставками F-35B/C позволяют утверждать, что такая ситуация может сохраниться еще в течение значительного периода времени.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
1711
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
553
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
2251
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
2278

Другие новости