Береговые войска Северного флота имеют на вооружении значительное количество танков. Фото с сайта www.mil.ru
Возьму на себя смелость утверждать: политика, которая в недалеком будущем коренным образом повлияет на судьбу России и даже на геополитическую картину Земли, творится сегодня не в Сирии и не в Украине. И не Красный дракон из Поднебесной, не сдувающиеся медленно США определят судьбу мира. Все будет решаться и уже решается в Арктике. Там отступают льды и наступает человек. Человек с ружьем.
НАШ ОТВЕТ АЛЬЯНСУ
В соответствии с заявкой на расширение континентального шельфа в Арктике Россия претендует на подводные площади около 1,2 млн кв. км. Они простираются более чем на 360 миль от побережья и скрывают природные богатства на 8,5 трлн долл. Увеличивается также и грузопоток по Северному морскому пути (СМП). Но Арктикой активно интересуются и Китай, и США, и некоторые государства Европы, а главные наши конкуренты здесь – Дания, Норвегия, Канада и США.
Военные расходы Дании и Норвегии на Арктику увеличились на 20%, США и Канады – почти на треть. В новой программе вооружений США заложены специальные виды оружия, с помощью которых можно вести военные действия в условиях Крайнего Севера. Ряд военных учений США в последние два года был посвящен отработке действий в условиях арктических широт. В свою очередь, в штаб-квартире НАТО обсуждается выдвинутое еще в 2010 году предложение о создании арктического командования альянса.
У Минобороны России есть Комплексный план развития группировок сил и войск в этом регионе до 2020 года – «для адекватного реагирования на существующие и прогнозируемые угрозы». Войска защищают природные ресурсы арктического шельфа и Северного Ледовитого океана и контролируют перевозки грузов по СМП – самому короткому пути из Европы в Азию. Один пример. Ледокольный танкер-газовоз с грузом прошел из порта Сабетта (полуостров Ямал) в порт Таньшань (провинция Хэбэй, КНР), преодолев 2360 миль Севморпути в восточном направлении со скоростью 12,8 узла за 7 дней 17 часов. Причем без ледокольной проводки. Полный рейс судна до китайского порта занял 18,5 суток. Этим подтверждена экономическая эффективность СМП.
Арктика – стратегический район. У баллистических ракет, летящих через Северный полюс, – минимальное подлетное время. Президент РФ Владимир Путин некоторое время назад говорил: недалеко от берегов Норвегии сосредоточены ударные подводные лодки США, подлетное время их ракет до Москвы – 15–16 минут.
Северный флот сегодня – межвидовое стратегическое объединение ВС РФ. В его состав входят 38 крупных надводных кораблей и 42 подводные лодки. В поселке Алакуртти Мурманской области дислоцируется 80-я, а в Печенге 200-я отдельные мотострелковые бригады. Обе они входят в 14-й армейский корпус. 61-я отдельная бригада морской пехоты подчиняется напрямую Объединенному стратегическому командованию «Север».
В составе Северного флота – 7 из 10 боеготовых стратегических ракетоносцев. Сюда в 2018 году поступило (и еще поступит) более 400 единиц современного вооружения и военной техники, в том числе пять боевых кораблей и катеров, пять судов обеспечения, 15 самолетов и вертолетов, 62 радиолокационных и зенитно-ракетных комплекса. Доля современного вооружения на флоте – около 60%. Причем в экстремальных условиях Арктики постоянно испытывают перспективную военную технику.
На побережье строятся военные городки для соединений и воинских частей. В этом году сформирована новая дивизия ПВО. Ее подразделения развернуты на архипелаге Новая Земля, в поселках Диксон и Тикси. Аэродром Нагурское на Земле Франца-Иосифа – сезонный, работает только зимой. Но сооружается полноценный аэродром. Здесь дислоцирована РЛС, обеспечивающая контроль воздушной обстановки.
«РАТНИК» И «СТРЕЛЕЦ»
Зимой температура на Земле Франца-Иосифа может доходить до минус 52 градуса при ветре в 40 м/с. Однако военнослужащие северных бригад носят особую многослойную униформу, которую можно адаптировать к конкретным погодным условиям. Такая одежда защитит человека, даже если он упадет в ледяную воду.
Комплекс индивидуальной экипировки «Ратник» включает в себя, в частности, защитный шлем и автомат АКС-74, а теперь и АК-12. В боевой экипировке третьего поколения появится система опознавания «свой–чужой». В «Ратник» входит комбинезон из дышащего огнестойкого арамидного материала, который защищает даже от осколков, летящих со скоростью 140 м/с, и баллистические очки, способные выдержать осколки размером 6 мм, летящие со скоростью 350 м/с.
В комплекс разведки и управления «Стрелец-2» входят средства связи, где информация обновляется каждую секунду, средства передачи данных в текстовом и графическом режиме и аппаратура обнаружения целей. Для позиционирования используется ГЛОНАСС.
Некоторые арктические подразделения имеют простые средства передвижения, незаменимые в этой местности: лыжи и даже сани, в которые впрягают оленей и собак. Специальной техники тоже достаточно. Это двухзвенный гусеничный вездеход «Руслан», двухзвенный гусеничный снегоболотоход ГАЗ-3344-20, вездеход ДТ-10ПМ. Новый ЗРК «Тор-М2ДТ» выполнен на базе платформы ДТ-30ПМ. Его планируют использовать и в качестве платформы для РСЗО «Град» и «Смерч». На его же базе созданы кухня, хлебопекарня, цистерна для воды и топливомаслозаправщик.
Обеспечить сплошную военную защиту арктической зоны невозможно. Пограничники больше полагаются на технические средства, чем на патрулирование небольшими мобильными силами. В 2017 году шесть офицеров-спецназовцев прошли на снегоходах около 4 тыс. км в жестких арктических условиях: проверялось оружие, связь, медобеспечение.
«ИЛЬЯ МУРОМЕЦ» И «СНЕЖНЫЙ ДРАКОН»
В 2018 году в состав арктических сил добавлены ледокол «Илья Муромец», судно тылового обеспечения «Эльбрус», фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» и большой десантный корабль «Иван Грен». Недалек день поступления морского танкера «Академик Пашин». Известны проекты судов и морской техники ледового класса – это целая линейка атомных и дизель-электрических ледоколов для использования на Севморпути и арктическом шельфе, научно-исследовательские суда для полярных широт.
В 2019 году Балтийский завод обещает сдать атомный ледокол проекта 22220 «Арктика». Он, как и многие другие, строится по заказу госкорпорации «Росатом». Корабль станет самым большим и мощным атомным ледоколом в мире: его водоизмещение 33,5 тыс. т, назначенный срок службы – 40 лет. Головная «Арктика» оснащена навигационным и радиосвязным оборудованием, современными пультами ходового мостика, метеосистемой и другими техническими средствами, необходимыми для решения экипажем возлагаемых на него задач. Индивидуальная система обогрева навигационного оборудования позволит судну работать при температуре до минус 50 градусов. Двухосадочная конструкция судна позволит использовать его в арктических водах и в устьях полярных рек. Ледоколы этого типа смогут пробивать лед толщиной до 3 м и будут обеспечивать проводку судов с месторождений Ямальского, Гыданского полуостровов и с шельфа Карского моря на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Всего строятся три судна проекта 22220: «Арктика» и «Сибирь» уже спущены на воду, «Урал» пока на стапеле. Плановый срок сдачи «Арктики» – середина 2019 года, «Сибири» – ноябрь 2020-го, «Урала» – ноябрь 2021-го.
А на верфи «Звезда» в Большом Камне планируется строить сверхмощный ледокол «Лидер» проекта 10510. Он также претендует на статус самого крупного и мощного ледокола в мире. К 2024–2025 году построят три таких судна. Первоначально на ледоколы планировалось установить французскую систему электродвижения компании Converteam. Но ее собственником стал американский концерн General Eleсtric, и поставка оборудования на российские ледоколы была запрещена. Теперь наши инженеры разрабатывают отечественную систему электродвижения мощностью 120 МВт.
Основная битва за Арктику, судя по всему, еще впереди. Вслед за Россией прилагают усилия ее арктические конкуренты. США строят абсолютно новый ледокол для круглогодичного доступа в Арктику. Канадцы говорят о восьми патрульных ледоколах. В сентябре в Шанхае спущен на воду первый в КНР ледокол собственного производства – «Сэюлун-2» («Снежный дракон»). Достройка его займет около двух лет.
«Адмирал Флота Советского Союза Горшков»,
головной фрегат проекта 22350, уже в строю. Фото с сайта www.mil.ru |
ФЛОТЫ НАРАЩИВАЮТ МУСКУЛЫ
Недавно на Северном флоте появился первый корабль с крылатыми ракетами «Калибр». Это головной фрегат проекта 22350 «Адмирал Флота Советского Союза Горшков». 28 июля 2018 года на нем подняли Андреевский флаг, корабль включен в состав дивизии ракетных кораблей. Это самое крупное соединение надводных кораблей ВМФ России. В нем же числятся ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и ТАРКР «Петр Великий».
Фрегат «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» предназначен для ведения боевых действий в ближней и дальней морской и океанской зонах. Основа его ударной мощи – универсальный корабельный стрельбовый комплекс, позволяющий наносить удары по наземным целям крылатыми ракетами большой дальности. Фрегат способен уничтожать воздушные, надводные и подводные цели. На корабле имеется вертолет Ка-27.
В качестве своеобразного ответа наших «партнеров» в сентябре 2018 года в Канаде спущен на воду головной патрульный корабль арктической зоны водоизмещением 6440 т. Это самый крупный корабль, построенный в Канаде за последние 50 лет. Всего будет построено пять патрульных кораблей арктической зоны. Основные задачи – ведение разведки и наблюдения, контроль обстановки в исключительной экономической зоне Канады, патрулирование, контроль судоходства, защита окружающей среды. Новые корабли смогут участвовать в поисково-спасательных операциях в Арктике.
Однако российские масштабы куда более впечатляющи. «Адмиралтейские верфи» получили заказ на универсальные патрульные корабли арктической зоны ледового класса (проект 23550). Этот и буксир, и ледокол, и патрульный корабль вооружен контейнерными ракетными комплексами «Клаб-К» и пушками А-190. Первый такой ледокол «Иван Папанин» будет передан флоту после 2020 года.
В ближайшие годы Северный флот пополнится тремя атомными ракетоносцами проекта 955 «Борей» – это «Князь Владимир», «Князь Олег» и «Князь Пожарский», и тремя атомоходами проекта 885 «Ясень» – «Казань», «Архангельск» и «Ульяновск», а также двумя фрегатами проекта 22350 – «Адмирал Касатонов» и «Адмирал Головко».
В 2021 году в строй вернется ТАВКР «Адмирал Кузнецов», который получит морскую версию зенитного комплекса «Панцирь», ударное противокорабельное оружие, новые котлы, насосы, обновленную систему посадки самолетов.
ПОД АРКТИЧЕСКИМ КУПОЛОМ
На острове Котельном – в центре Севморпути – развернута батарея сверхзвуковых береговых ракетных комплексов «Бастион». За пределами радиуса их действия, в том числе в районе вечных льдов, работает морская авиация. «Бастионы» заступили на боевую службу и в береговой ракетно-артиллерийской бригаде в Мурманской области. Три-четыре комплекса смогут гарантированно потопить группы из эсминцев или фрегатов.
Ставятся на вооружение береговые ракетные комплексы «Бал» – для контроля территориальных вод и проливных зон, защиты военно-морских баз, береговых объектов и инфраструктуры побережья, охраны побережья на десантоопасных направлениях. Флот ежегодно получает по четыре береговых ракетных комплекса «Бал» и «Бастион».
По мере прибавления войск крепнет противовоздушная оборона. Арктические части ПВО получают ЗРК С-400 «Триумф» и усовершенствованные «Панцирь-С1». Его получила, например, 99-я тактическая группа на Котельном. Там же создаются радиолокационная рота с пунктом наведения истребительной авиации, авиационная комендатура и средства обеспечения.
Ижевский электромеханический завод «Купол» поставляет сюда арктический ЗРК «Тор-М2» – для противовоздушной и противоракетной обороны сухопутных соединений от противорадиолокационных и крылатых ракет, БЛА, планирующих авиабомб, самолетов и вертолетов. Опытно-конструкторские работы по модификации ЗРК «Тор-М2» для Крайнего Севера будут проведены до 2020 года. Новую версию ЗРК установят на шасси двухзвенного гусеничного тягача ДТ-30ПМ-Т1.
На острове Земля Александры дежурят расчеты 45-й армии ВВС и ПВО. У них на вооружении ЗРК «Тор» и «Панцирь». В планах – развертывание в Тикси формирования ПВО в составе той же армии. Радиотехнические и зенитно-ракетные подразделения полностью закроют куполом воздушное пространство со стороны Арктики. Радиолокационные точки есть на побережье Карского моря на Земле Франца-Иосифа, у населенного пункта Алыкель под Норильском, дальше идут Тикси, Чокурдах, Черский, Кигелях, Таймылыр – везде будут радиолокационные отделения.
ОТ ТАНКОВ ДО ВЕЗДЕХОДОВ
Сегодня в России, увы, нет серийных комплексов, способных вести оперативную разведку ледовых полей и мониторинг дрейфа айсбергов. Потому низка эффективность поисково-спасательных операций, снижается безопасность судоходства. И Концерн РТИ провел наземные испытания опытного образца бортового радиолокационного комплекса для ледовой разведки. Комплекс определяет уровень сплоченности льдов, тип и траекторию их движения, исследует метеорологическую обстановку. Новый радар способен оценить толщину льда, проводить экологический мониторинг арктического шельфа.
Не обойдена вниманием и «пехота». В арктические части поступили танки Т-80БВМ. Они идеально подходят для условий Крайнего Севера: основной вид их топлива – легкий керосин. Его использование при низких температурах предпочтительнее дизеля. При этом газотурбинные двигатели легче запускаются в сильные морозы. Всего планируется поставить в строй более ста «восьмидесяток». Они получат обновленные генератор и стартер, современную систему управления огнем «Сосна-У» в составе тепловизора, лазерного дальномера и автомата сопровождения цели. Т-80БВМ получат комплексы управляемого вооружения танков «Рефлекс». Сверхзвуковые ракеты, запускаемые из ствола пушки, наводятся на цель с помощью лазерного луча. На базах хранения Минобороны около 3 тыс. не прошедших модернизацию Т-80.
Будут модифицированы боевые багги «Чаборз М-3» для арктических условий. Северный вариант М-3 впервые показали на учениях в марте 2018 года на Земле Франца-Иосифа. Задние приводные колеса вездехода поменяли на траки, передние – на лыжи. На М-3 есть место для водителя, стрелка с 7,62-мм пулеметом, третий член экипажа сидит сзади чуть выше остальных и может вести стрельбу из других видов оружия. На кронштейнах сзади может крепиться 30-мм автоматический гранатомет.
«Чаборз М-3» весит около 1270 кг, меньше специальных боевых полноприводных внедорожников. Максимальная скорость на дороге свыше 130 км/ч, хорошая проходимость. Арктическая версия имеет преимущества перед снегоходами, собачьими упряжками.
Отечественными конструкторами также создан уникальный двухзвенный вездеход на гусеничном ходу. Он может работать полностью в автономном режиме. Прошли проверку на надежность вездеходы на гусеничном ходу ДТ-10ПМ «Витязь», поступившие на вооружение мотострелковой арктической бригады и бригады морской пехоты Северного флота.
В 2020 году начнется опытная войсковая эксплуатация танков Т-14 «Армата» в условиях Крайнего Севера. Опробуют и электронно-вычислительную машину танка, и влияние на нее северного сияния.
На вооружении арктических подразделений сегодня стоят современные станции спутниковой связи Р-444-Д «Лощина-ГУС» на базе бронеавтомобиля «Тигр-СпН». Они обеспечивают высокоскоростной цифровой канал связи для видеоконференций, дуплексную телефонную и факсимильную связь. «Лощина-ГУС» может работать в движении, ей не нужно развертывание.
Минобороны России получило патент на производство глубоководного арктического робота «Айсберг». Его предназначение – автономное подводное и подледное освоение месторождений углеводородов в зоне круглогодичного ледового покрова Арктики. Есть у него и другие возможности. «Уралвагонзавод» также ведет инициативные разработки роботов для выполнения задач в Арктике.
Для армии создаются композитные сооружения и модульные блок-посты. Это средства фортификационной защиты войск в арктических условиях. Модульные средства нужны для гарантированного предотвращения несанкционированного проезда. У них дистанционно управляемые огневые комплексы ближнего боя.
Следует упомянуть и о такой разработке. На основе электролитов, созданных в Национальном исследовательском технологическом университете «МИСиС», разработаны суперконденсаторы для размагничивания кораблей. В условиях Арктики экипаж может самостоятельно менять индивидуальную электромагнитную сигнатуру корабля, по которой наводятся торпеды и донные мины.
Суперконденсаторы – среднее между аккумуляторными батареями и конденсаторами. Они способны быстро накапливать электроэнергию и мгновенно ее расходовать. Могут мгновенно запускать технику при температуре до минус 50 градусов. Суперконденсаторы используют практически для любой техники – от квадроциклов до самолетов. Арктические суперконденсаторы военные протестируют в ближайшее время на автомобиле УАЗ «Патриот». Основу суперконденсатора составляет органический электролит с морозоустойчивыми свойствами. Подобные изделия уже прошли испытания на БДК «Иван Грен».
Полное перевооружение береговых войск российского ВМФ планируется завершить к 2021 году.
ТЕПЛЫЕ ПОЛЫ АРКТИКИ
Отечественный оборонно-промышленный комплекс располагает инновационными решениями, которые позволяют военной технике, спецоборудованию и инфраструктуре бесперебойно функционировать в суровых условиях севера. Например, при низких температурах лопасти вертолетов, хвостовое оперение и крыло самолетов, взлетно-посадочные полосы, вертолетные площадки, трапы и леера на кораблях и судах покрываются наледью. Сотрудники Особого конструкторского бюро «Гамма» (Группа компаний «Специальные системы и технологии») разработали специальные технологии, которые в разы повышают надежность и безопасность оборудования, долговечность эксплуатируемой техники в суровом климате. Одно из решений – нагревательные плиты для обогрева вертолетных площадок и судовых палуб. Фактически это специальные «теплые полы». Они долговечны, не требуют обслуживания и легко заменяются. А для спасения экипажа служат системы электрообогрева путей эвакуации, трапов, лееров и капсул спасательных плотов. После сброса капсул с плотами в море работает нагревательный элемент.
Специалисты «Гаммы» разработали и системы обогрева предкрылков, замков багажного отсека самолета, создали электротепловую противообледенительную систему. Причем саморегулирующиеся нагревательные «умные кабели» защищены от самовозгорания, экономят электроэнергию. В основе кабеля – матрица из токопроводящего полимера. Такими технологиями владеют лишь несколько компаний в мире.
Ученые из Российского университета транспорта предлагают новую технологию укладки железнодорожных путей при строительстве Северного широтного хода в Ямало-Ненецком автономном округе. Это сократит сроки реализации проекта. Напомним: Северный широтный ход – проект железной дороги длиной 707 км, которая соединит Северную и Свердловскую железные дороги и даст возможность вывозить грузы с новых месторождений на полуострове Ямал. Реализация проекта может начаться уже зимой 2018–2019 годов.
По-прежнему крайне важна энергетика. Проекты мобильных ядерных энергоблоков, разработки в области систем безопасности и пожарной защиты, уникальные изделия из высокотемпературных моно- и поликристаллических материалов, адаптивная оптическая система, крупногабаритное зеркало из карбида кремния – все это продукция предприятий Росатома для Арктики. Энергоблоки с ядерными энергоустановками могут быть использованы для выработки электроэнергии и теплоснабжения в районах, где нет источников воды.
Новинки науки и техники теперь часто проходят апробацию в высоких широтах. В том числе, например, адаптивные оптические системы. Они предназначены для производства мощных лазеров, применяются в конструировании наземных астрономических телескопов, в системах оптической коммуникации, в промышленной лазерной технике, в офтальмологии и других областях, где позволяют компенсировать атмосферные искажения, аберрации оптических систем, в том числе оптических элементов глаза человека.
На архипелаге Новая Земля испытали перспективный образец ледомера. Этот измеритель позволил определить структуру и толщину ледяного покрова. Испытан и мобильный автономный комплекс приема метеорологической информации «Сюжет-МБ». Эта система отечественного производства позволяет в режиме реального времени получать, регистрировать и обрабатывать необходимую информацию о погоде в любой точке мира. Комплекс выдает информацию о ледовой обстановке, температуре водной поверхности, вулканической деятельности, крупных лесных пожарах, дает анализ уровня облачности.
На стапеле судостроительного комплекса «Звезда» в Приморье строится первое многофункциональное судно снабжения ледового класса. Предусматривается строительство четырех таких судов: «Катерина Великая», «Святая Мария», «Владимир Мономах» и «Александр Невский». Спуск на воду первого запланирован на 2019 год. Они будут доставлять грузы на морские буровые платформы, буксировать суда и морские объекты.
ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА НА СЕВМОРПУТИ
Наряду с развертыванием новой техники и вооружения, боевым дежурством войска занимаются исследовательской работой.
Прошел уже третий этап похода экспедиционного отряда Северного флота на Новую Землю на борту БДК «Георгий Победоносец». С борта корабля отряд высаживался в исторически значимых для освоения Новой Земли местах: в губе Крестовая, заливе Русская Гавань и на мысе Желания. Военнослужащие пешком пересекли остров, впервые повторив переход Владимира Русанова 110-летней давности. Отряд исследовал маршруты выхода на ледниковый купол острова, установил мемориальный знак в память о заходе в Русскую Гавань отряда подводных лодок в 1936 году. В ходе предыдущих этапов экспедиции на штатной технике береговых и сухопутных войск – двухзвенных снегоболотоходах «Витязь» – исследователи пересекли Южный остров вдоль и поперек, достигли самой северной точки маршрута – пролива Маточкин Шар. Очень важно, что экспедиция Северного флота на Новую Землю в ходе постоянных замеров нигде не зафиксировала повышенной радиации.
Недавно учебный корабль «Перекоп» с полутысячей курсантов Тихоокеанского высшего военно-морского училища имени адмирала Макарова вместе с судном материально-технического обеспечения «Академик Ковалёв» совершил поход по Северному морскому пути в западном направлении. В свою очередь, экипажи боевых кораблей и вспомогательных судов отряда Северного флота совершили дальний поход по Северному морскому пути на восток. В Восточно-Сибирском море корабли и суда двух экспедиций разошлись на встречных курсах. Их экипажи построились на верхней палубе и приветствовали друг друга. Такое событие на маршруте СМП произошло впервые в современной российской истории.
комментарии(0)