Фото сайта wikipedia.org
10 ноября с.г. на верфи индийской компании Garden Reach Shipbuilders and Engineers Limited (GRSE), расположенной в Колкате (так теперь называется Калькутта), прошла церемония закладки фрегата УРО проекта 17A – первого на данной верфи и второго в серии из семи кораблей, строительство которой будет осуществляться в интересах ВМС Индии. Планируется, что данная компания построит три «стелс»-фрегата, как их окрестили в Индии, а еще четыре флоту сдаст компания Mazagon Docks Limited (MDL), расположенная в Мумбае и приступившая к постройке головного корабля 28 декабря 2017 года.
Программа создания семи так называемых малозаметных фрегатов УРО проекта 17А, предназначенных для усиления надводных сил индийских ВМС оценивается более чем в 7 млрд долл. (по некоторым оценкам, каждый корабль обойдется флоту в 1,1 млрд долл.). Первоначально военно-политическое руководство Индии планировало по результатам международного тендера подписать контракт с одной из ведущих зарубежных судостроительных компаний, согласно которому первые корабли должны были строиться за рубежом, а остальные – уже в Индии. При этом индийские корабелы должны были получить доступ к новейшим технологиям, в том числе крупноблочного судостроения (речь идет об использовании в ходе постройки 300-тонных блоков). Среди претендентов на получение крупного заказа были компании из России, США, Франции, Италии, Южной Кореи и Испании.
Впрочем, в конечном счете, принимая во внимание реализуемую в стране государственную политику Make in India («Делай в Индии»), было решено строить всю серию фрегатов-невидимок на территории Индии, а к программе их постройки подключили две крупные индийские судостроительные компании – GRSE и MDL.
Однако от иностранного участия индийские военные и промышленники также не отказались – с итальянским промышленным гигантом Fincantieri подписано соглашение об оказании технической помощи в создании фрегатов УРО проекта 17А. Итальянцы в рамках соглашения поделятся с индийскими коллегами своим опытом применения модульного метода, проведут обучение индийских специалистов и будут оказывать содействие на каждом этапе строительства с использованием новейшей методологии, предусматривающей тщательную предварительную подготовку, позволяющую повысить качество и сократить сроки.
Корабли проекта 17А являются продолжением линейки многоцелевых фрегатов УРО проекта 17: головной корабль данного типа вступил в строй 29 апреля 2010 года и получил название по имени горного хребта Шивалик. Он стал первым многоцелевым кораблем-невидимкой, построенным в Индии с применением технологии «стелс», обеспечивающей снижение заметности корабля в радиолокационном, инфракрасном и других областях спектра посредством специально разработанных геометрических форм и использования радиопоглощающих материалов и покрытий.
Первые же изображения фрегата УРО проекта 17А позволили экспертам сделать вывод о том, что новые корабли будут во многом схожи не только с фрегатами УРО проекта 17, но с фрегатами УРО типа «Тальвар», которые строились в России по проекту 11356, разработанному Северным проектно-конструкторским бюро (г. Санкт-Петербург). Но есть и отличия. Так, новые корабли станут длиннее на 6 м.
Фрегаты УРО проекта 17А, согласно обнародованным данным, будут иметь следующие основные тактико-технические элементы: наибольшая длина – 149 м, наибольшая ширина – 17,8 м, стандартное водоизмещение – 6670 т, максимальная скорость хода – 28 узлов, дальность плавания на скорости 16–18 узлов – 5500 миль. Экипаж корабля – 226 человек, но, по обнародованной информации, благодаря высокой компьютеризации его численность может быть уменьшена, а дополнительные внутренние объемы в этом случае можно будет использовать для увеличения боезапаса комплексов ракетного оружия.
В конструкции нового фрегата присутствуют типичные для строящихся по технологии «стелс» кораблей обратные завалы верхних частей бортов, угловатая композитная маска корабельной артустановки и высокая пирамидальная интегрированная мачта, где размещаются антенные посты многофункциональной РЛС и иных радиолокационных средств, позволяющие обеспечить экипажу корабля высокую степень осведомленности об окружающей обстановке.
Фрегаты УРО проекта 17А планируется оснастить комбинированной дизель-газотурбинной (Combined Diesel And Gas – CODAG) главной энергоустановкой, в состав которой включены два газотурбинных двигателя General Electric LM-2500 и два дизельных двигателя MAN 12V28/33D STC.
В состав вооружения корабля войдут 127-мм корабельная артустановка; корабельные ударный комплекс ракетного оружия PJ-10 «Брамос» и зенитный ракетный комплекс «Барак-8» с установками вертикального пуска и боезапасом соответственно 8 и 32 ракеты; два трехтрубных 324-мм торпедных аппарата; две 30-мм корабельные артиллерийские установки АК-630М, прозванные за свою высокую скорострельность металлорезками, а также две реактивные бомбометные установки РБУ-6000 и один-два вертолета.
Согласно заявленным планам, обнародованным в зарубежных СМИ, компания MDL должна передать ВМС Индии корабли в 2022, 2023, 2024 и 2025 годах, а компания GRSE – в 2023, 2024 и 2025 годах. Правда, в последнем случае сроки могут быть сдвинуты вправо из-за произошедшей 17 апреля 2018 года на судостроительном предприятии в Колкате крупной аварии. Напомним, что тогда в результате обрушения 250-тонного козлового подъемного крана Goliath был сильно поврежден корпусный цех, где формировались блоки для фрегата УРО проекта 17А, были заблокированы оба сухих дока и пр.
Впрочем, незначительные задержки с постройкой кораблей на верфи в Колкате не смогут серьезно повлиять на амбициозную программу, реализуемую Дели в интересах повышения боевого потенциала надводных сил своего флота. И это понятно, ведь Индии как воздух нужен мощный флот, способный обеспечить контроль над акваторией Индийского океана.
«Индийский океан, являющийся сегодня «океаном мира», в любое время может стать очагом беспорядка и местом вооруженного конфликта, – подчеркивал в свое время государственный министр по вопросам обороны М. Палам Раджу (этот чиновник в отличие от министра обороны занимается в основном вопросами разработки и поставки вооружений). – Для Индии важно быть доминирующей державой в регионе, а значит, необходимо соответствующим образом оснащать военный флот, который должен свободно оперировать в ближней океанской зоне».
комментарии(0)