Боевой радиус самолетов Су-35 может быть существенно увеличен благодаря возможности их дозаправки топливом в полете. Фото с сайта www.mil.ru
Самолет, о котором пойдет речь, еще не успел завершить всесторонние испытания, а уже наделал много шума. Особенно постаралась зарубежная пресса, ну а американцы даже поспешили наложить санкции на страны, пожелавшие его приобрести. Так чего же испугался вероятный противник? Имя этой угрозе – Су-35.
НОВЫЙ ЭТАП
В 80-е годы прошлого века окончательно сформировалась новая тенденция военного самолетостроения, связанная с минимизацией эффективной поверхности рассеивания радиоволн (ЭПР) летательных аппаратов и снижением их заметности в инфракрасном диапазоне. Намерения благие, но это привело лишь к существенному удорожанию авиатехники. Важность снижения ЭПР дает о себе знать лишь на больших дистанциях, а на малых расстояниях, где применяются ракеты малой дальности, например Р-73, а тем более в маневренном ближнем бою – это непозволительная роскошь. В итоге на фоне дорогого Су-57 (Т-50) более дешевый Су-35 выглядит весьма выгодной альтернативой.
Надо заметить, что место и роль самолетов-«невидимок» в современном бою окончательно не определены, во всяком случае, этот вопрос в открытой печати не обсуждался. Нельзя исключать, что в будущих боевых порядках будут использоваться смешанные авиагруппы, состоящие из дорогих «невидимок», предназначенных для нанесения ударов с больших дистанций, и более дешевых самолетов, созданных на базе машин четвертого поколения, к числу которых и относится Су-35. На них может лечь и вся тяжесть ближнего воздушного боя.
ОКОНЧАНИЕ. НАЧАЛО НА СТР. 1
Решение о разработке многофункционального истребителя Су-35 приняли в 2005 году. Главными его внешними отличиями от прототипа (Су-35 № 901) стало отсутствие как переднего горизонтального оперения, так и приемников воздушного давления на обтекателе РЛС полного давления. Их заменили соответствующими датчиками системы измерения воздушно-скоростных параметров (СИ ВСП), включающими приемники-преобразователи с датчиками полного давления и статического давления. По результатам обработки информации, поступающей с них, определяются углы атаки и скольжения, скорость, высота и скороподъемность.
На самолет установили бортовую РЛС «Ирбис-Э» с фазированной антенной решеткой, которая имеет дальность обнаружения воздушных целей до 400 км и позволяет одновременно сопровождать до 30 воздушных и четырех наземных целей с возможностью одновременной атаки восьми из них. Станция может быть также использована для радиотехнической разведки, картографирования местности, подсвета целей при использовании управляемого вооружения, а также для идентификации целей, их размеров и скорости.
В состав бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) входит также оптико-локационная станция ОЛС-35, объединяющая в себе теплопеленгатор, лазерный дальномер-целеуказатель и телевизионный канал. В свою очередь, кабина пилота оборудована тремя дисплеями с жидкокристаллическими индикаторами и возможностью работы в многоэкранном режиме и голографическим индикатором на лобовом стекле.
Помимо этого конструкторы изыскали возможности увеличить внутренний запас топлива до 11,5 т и предусмотрели подвеску под крылом двух дополнительных 1800-литровых топливных баков. Сохранилась от предшественника и система дозаправки топливом в полете.
Одновременно довели ресурс планера до 6 тыс. ч, или 30 лет эксплуатации (межремонтный – 1,5 тыс. ч, или 10 лет эксплуатации).
Роль тормозного щитка на самолете выполняют рули направления, отклоняемые дифференциально (в противоположные стороны). В связи с увеличением взлетного веса усилили шасси, а передняя опора стала двухколесной.
Система управления самолетом – электродистанционная во всех трех каналах. Это позволило значительную часть оборудования объединить в комплексную систему КСУ-35.
Как сообщалось, самолет оснащен двигателями АЛ-41Ф1С с плазменной системой зажигания и управляемым вектором тяги. Применили также вспомогательную газотурбинную установку ТА14-130-35 мощностью 105 кВт.
Пиропатрон катапультного кресла К-36Д-5, установленного на машине, отличается от предшественника К-36Д-3,5 составом пороховых зарядов, что расширило температурный диапазон его применения, а новый вычислитель обеспечивает автоматическое срабатывание катапульты в случае аварийной ситуации.
Внедрена независимая система дублирования команд, позволяющая работать как от штатного источника электроснабжения, так и от ТА14-130-35, и смонтирована защита от электромагнитных возмущений.
Кроме этого, на кресле изменили заголовник, куда укладывается парашют. Это улучшило обзор из кабины. Новое кресло не только снизило риски при катапультировании, но и повысило переносимость летчиком перегрузок.
ВООРУЖЕНИЕ
Помимо встроенной 30-мм пушки ГШ-301 (боекомплект 150 патронов) все вооружение располагается на десяти узлах под крылом и фюзеляжем (два концевых крыльевых узла предназначены для контейнеров с аппаратурой радиоэлектронной борьбы). В состав арсенала машины входят ракеты класса «воздух–воздух» малой (Р-73 и РВВ-МД) и средней (Р-27ЭР1, Р-27ЭТ1, Р-27ЭП1 и РВВ-СД) дальности с активными радиолокационными головками самонаведения.
Для борьбы с наземными и морскими целями могут быть использованы ракеты класса «воздух–поверхность» Х-25М, Х-29, Х-31, Х-35/35У, Х-38, Х-58УШКЭ, Х-59МК, «Калибр-А», С-25ЛД и тяжелая противокорабельная ракета «Яхонт», а также неуправляемые ракеты С-8, С-10 и С-25. Бомбовая нагрузка включает корректируемые бомбы КАБ-500Кр, КАБ-500С-Э, КАБ-1500Кр, и КАБ-1500Л и баллистические авиабомбы различного калибра.
Самолет оснащается средствами радиоэлектронной борьбы, а также может оснащаться станциями групповой радиоэлектронной защиты. Машина оборудована системой предупреждения об облучении и контейнерами комплекса постановки активных помех комплекса РЭБ «Хибины-М», подвешиваемые на законцовках крыла.
На официальном сайте компании «Сухой» подчеркивалось: «Су-35 – глубоко модернизированный сверхманевренный многофункциональный истребитель поколения «4++». В нем использованы технологии пятого поколения, обеспечивающие превосходство над истребителями аналогичного класса. Отличительными особенностями самолета являются новый комплекс авионики на основе цифровой информационно-управляющей системы, интегрирующей системы бортового оборудования, новая радиолокационная станция (РЛС) с фазированной антенной решеткой с большой дальностью обнаружения воздушных целей с увеличенным числом одновременно сопровождаемых и обстреливаемых целей, новые двигатели с увеличенной тягой и поворотным вектором тяги…»
Встречаются сообщения и о применении на машине элементов технологии «стелс».
САМОЛЕТЫ ДЛЯ СЕБЯ
И НА ЭКСПОРТ
В ходе испытаний были подтверждены основные летно-технические данные самолета и параметры его оборудования (включая пилотажно-навигационный комплекс) и силовой установки, характеристики устойчивости и управляемости. Достигнутая максимальная скорость у земли составила, по сообщениям, 1400 км/ч, а на высоте – 2400 км/ч. Потолок – 18 тыс. м.
Первый контракт с Министерством обороны РФ на 48 истребителей был выполнен в течение пяти лет начиная с 2011 года. Из них в 2015 и 2016-м сдали заказчику 24 самолета. Затем начались поставки самолетов по новому заказу еще на 50 машин до 2020 года.
Впервые на боевое дежурство Су-35 заступили в конце 2015 года в Хабаровском крае, сменив устаревшие истребители Су-27СМ. Весной 2016 года укомплектовали Су-35 эскадрилью в одном из авиаполков в Приморье. В том же году четыре машины заступили на боевое дежурство в 159-м гвардейском истребительном авиаполку 105-й смешанной авиадивизии 6-й краснознаменной Ленинградской армии ВВС и ПВО Западного военного округа (аэродром Бесовец, Карелия).
Первое сообщение о совместном полете Су-35 и бомбардировщика Ту-95МС появилось 4 мая 2017 года. В тот день американские истребители F-22A «Раптор» («Хищник») поднялись в воздух для сопровождения российской авиагруппы в районе Аляски. По данным телеканала Fox News, сославшегося на свои военные источники, российские самолеты не имели вооружения. Это была первая встреча новейших истребителей двух ведущих военных держав мира.
К решению же боевых задач в Сирии истребители Су-35 приступили в апреле 2016 года. Самолеты попарно несли круглосуточное дежурство на авиабазе Хмеймим. Перед истребительной авиагруппой Воздушно-космических сил (ВКС) РФ из четырех самолетов Су-35 стояла задача задействовать этот комплекс по максимуму, осуществляя прикрытие других самолетов, находившихся в воздухе. При этом, как сообщалось в СМИ, полетом пары истребителей навстречу друг другу обеспечивался круговой радиолокационный обзор в радиусе около 400 км.
30 мая 2017 года заместитель министра обороны России Юрий Борисов, занимающий сегодня должность вице-премьера правительства РФ, сообщил: «Летный состав, эксплуатирующий Су-35 в Сирийской Арабской Республике, очень высоко оценивает качество самолетов и его боевые и эксплуатационные характеристики». Позже он отметил, что эксплуатация этого самолета в зоне военного конфликта выявила ряд дефектов, в частности в воздухозаборники самолета засасывались камни и мелкий мусор с взлетно-посадочной полосы, что могло повредить лопатки компрессора двигателя. Отмечались проблемы с фонарем кабины пилота и экранами жидкокристаллических индикаторов. Но эти недостатки были оперативно устранены.
«По отзывам наших летчиков, которые работают в Сирии, – подчеркнул Юрий Борисов, – это один из самых лучших самолетов в мире на сегодняшний день как по своим летно-техническим характеристикам, так и по номенклатуре и радиусу действия авиационных средств поражения».
Первым импортером Су-35 стал Китай. В декабре 2016 года в Поднебесную поставили первые четыре самолета. Последние самолеты из заказанной партии должны быть отправлены до 2019 года.
В ноябре 2015 года правительство Индонезии утвердило закупку 12 истребителей Су-35, и спустя два года был согласован контракт на поставку. 27 июля 2017 года прошло уточнение о том, что правительство Индонезии планирует приобрести в России 11 Су-35 для ПВО, для замены американских F-5E/F. Впрочем, пока с индонезийским контрактом не все ясно, виной чему – западные санкции.
Интерес к истребителю также продемонстрировали Индия, Малайзия и ОАЭ. Последние пожелали приобрести несколько десятков Су-35. Но пока в твердую форму контрактов этот интерес не перешел.
По ряду параметров американские истребители
F-22A «Раптор» уступают российским. Фото с сайта www.defense.gov |
ВНИМАТЕЛЬНЫЙ ЗАПАД
В апреле 2017 года на портале Global Conflict появилось сообщение о рейтинге современных самолетов-истребителей. Возглавил список отечественный многофункциональный самолет Т-50 (Су-57), а на низшей, десятой позиции оказался американский F-16. Второе место досталось F-22, третье и четвертое – Су-35, который в Америке считают «смертельно опасным» при встрече с большинством самолетов НАТО, и Су-30МКИ. Пятая и шестая позиции отданы французскому «Рафалю» и евроистребителю «Тайфун», седьмое – F-35, а восьмое и девятое – шведскому «Гриппен» и российскому МиГ-35.
Отзыв весьма лестный. Читая подобные сообщения, невольно задаешься вопросом, на чем основаны все эти выводы. Если об отечественных самолетах Су-30МКИ известно довольно много, но не все, то параметры Су-57, Су-35 и даже МиГ-35 надежно спрятаны от посторонних глаз, и судить о них могут лишь специалисты, участвовавшие в их создании, а также эксплуатанты, то есть пока – только российские и китайские военные. Все остальное – домыслы. В действительности эти машины в рейтинге могут занять совсем не те места, на которые указали независимые эксперты…
СУ-35 ПРОТИВ «РАПТОРА»
Поскольку Су-35 на сегодняшний день является самым современным отечественным серийным истребителем, то его вполне можно сравнить с американским F-22A «Раптор». Правда, рассчитывать на полноценную объективную оценку не приходится, поскольку можно довольствоваться лишь рекламными материалами и многое об этих машинах пока не известно.
Оба самолета находятся в примерно равных весовых категориях, но Су-35 имеет большие удельную нагрузку на крыло и тяговооруженность. Если говорить о ближнем маневренном бое, то преимущество во всех отношениях должно быть на стороне отечественной машины. В пользу этого говорит то, что Су-35 имеет всеракурсное поворотное сопло, а F-22A – лишь в вертикальной плоскости. К тому же наша машина быстрее разгоняется и имеет преимущества в скороподъемности.
Что касается боя на дальних дистанциях, то преимущество будет на стороне того, кто раньше обнаружит противника и раньше начнет стрелять ракетами.
Судя по зарубежной печати, ЭПР самолета F-22А находится в диапазоне от 0,0001 до 0,4 кв. м, но на каком расстоянии такую цель может обнаружить радиолокационная система управления (РЛСУ) вооружением с пассивной фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис-Э», установленная на Су-35, можно лишь догадываться.
Известно, что разработка «Ирбиса» в Научно-исследовательском институте приборостроения (НИИП) началась в 2004 году с использованием опыта создания РЛС «Барс» и «Оса» с пассивными ФАР.
РЛСУ «Ирбис-Э» представляет собой многофункциональную систему X-диапазона с антенной, размещенной на двухстепенном гидроприводе (по азимуту и крену), с использованием вычислительной системы ЕКВС-Э с бортовой ЦВМ «Соло-35». Антенное устройство на базе пассивной ФАР диаметром 900 мм с вертикальной поляризацией волны и временем переключения луча при электронном управлении 0,4 мс сканирует при электронном управлении лучом по азимуту и углу места в секторах не менее 60 градусов. Кроме того, двухстепенной электрогидропривод доворачивает антенну по азимуту на угол до 60 градусов и по крену на угол 120 градусов. Благодаря этому суммарный угол отклонения луча по азимуту достигает 120 градусов. При этом вертикальная поляризация волны может быть изменена на горизонтальную для улучшения условий наблюдения надводных целей.
Передатчик, выполненный на базе твердотельного задающего генератора «Олива» и цепочки из двух усилителей мощности на лампах бегущей волны типа «Челнок», обеспечивает максимальную пиковую мощность на обзорных частотах не менее 20 кВт при средней мощности 5 кВт, а также среднюю дискретную непрерывную мощность передачи на частотах подсвета не менее 2 кВт.
Четырехканальный приемник на базе малошумящего входного усилителя принимает и первично преобразовывает ВЧ-сигналы при коэффициенте шума 3,5 дБ. Первичная цифровая обработка принятых сигналов происходит в программируемом сигнальном процессоре на базе бортовой ЦВМ «Соло-35.01», а обработка данных и управление работой РЛСУ – в бортовой ЦВМ «Соло-35.02», которые совместно образуют бортовую цифровую вычислительную систему ЕКВС-Э.
Дальность обнаружения воздушных целей с ЭПР 3 кв. м на встречных курсах у «Ирбис-Э» составляет не менее 350–400 км, а на догонных курсах – не менее 150 км (при высоте цели 10 км и более). Обнаруживать «сверхмалозаметные» цели с ЭПР порядка 0,01 кв. м станция способна на дальностях до 90 км. Разрешающая способность при распознавании плотной групповой цели на расстоянии 50 км составляет: по дальности – 50–100 метров, по скорости – 5 м/с, по угловым координатам – 2,5 градуса.
Что касается F-22A, то, как следует из зарубежной печати, на нем установлена бортовая РЛС APG-77 с активной фазированной антенной решеткой (АФАР) диаметром 813 мм, которая позволяет обнаруживать цели с ЭПР 1 кв. м, по разным данным, на расстоянии от 210 км до 270–300 км. Такая дальность достигается благодаря значительно меньшей энергии радиоволн, излучаемых в пространство, а это дополнительные трудности для противника по обнаружению F-22A. У «Ирбиса», судя по всему, излучаемая мощность заметно выше, и устранить этот недостаток можно лишь путем замены станции другой, например, типа «Жук-АЭ» с АФАР. Впрочем, об этом должен задуматься прежде всего заказчик.
Правда, сообщается, что РЛСУ «Ирбис-Э» по основным показателям находится на уровне самых современных зарубежных разработок в этой области, превосходя большинство американских и западноевропейских РЛС с пассивными и активными ФАР и практически не уступая самой совершенной системе такого класса – РЛС AN/APG-77 американского истребителя F-22А.
Важными преимуществами Су-35 перед его американским «визави» являются большая дальность полета и существенно меньшая стоимость.
Что касается ракет, то дальность стрельбы Р-27ЭР в задней полусфере – 130 км, а в передней – 0,5 км. Р-27 – ракета морально устаревшая, к тому же способная поражать цели, маневрирующие с перегрузкой не более 8 g. У современных же истребителей, включая F-22A, эксплуатационная перегрузка может превышать 9 g. Правда, в активе российской промышленности есть ракета класса «воздух–воздух», способная поражать цели на высотах до 25 км с дальностью пуска в передней полусфере до 200 км. Есть у нас и ракета РВВ-БД с дальностью пуска до 300 км, но о наличии их в арсенале Су-35 не сообщалось.
У американцев же на вооружении состоит ракета AGM-120D с не особо большой дальностью – до 180 км. Несмотря на это, они продолжают хвалить свое детище. Так, некоторое время назад прошло сообщение, что полковник Пит Феслер рассказал изданию National Interest, что США являются лидерами в любых видах вооруженных сил из-за того, что страна обладает возможностью направить в любую точку самолет (F-22A. – Н.Я.), превосходящий своих противников по всем параметрам. «Он способен исправить многие ошибки пилота и показать свои феноменальные возможности», – заявил Феслер о возможностях истребителя.
Там же сообщалось, что в ближайшее время F-22А будет модернизирован. В первую очередь это коснется ракеты класса «воздух–воздух» ближнего боя AIM-9Х «Сайдуиндер». Планируется оснастить пилота и новейшим нашлемным дисплеем. Только вот в Сирии американцы почему-то постоянно мажут, убивая невинных людей.
Сегодня никто не может утверждать с большой степенью вероятности, что в случае вооруженного конфликта противоборствующие стороны будут сходиться в воздухе в поединках, подобных тем, что имели место в Корее в начале 1950-х годов. Скорее всего преимущества будут у той стороны, у которой будет более точный и с широкими возможностями прицел, позволяющий раньше увидеть противника, а ракеты класса «воздух–воздух» можно будет запускать в момент идентификации самолета неприятеля.
комментарии(0)