0
5206
Газета Вооружения Интернет-версия

06.12.2018 18:08:00

F-35: оптовым покупателям предлагается скидка

А технические неполадки определятся в процессе эксплуатации

Тэги: F35, f22, сша, пентагон, вмс, ввс, jdam, невидимка


F35, f22, сша, пентагон, вмс, ввс, jdam, невидимка F-35B из партии, заказанной британским Минобороны. Фото с сайта www.defenceimagery.mod.uk

Программа разработки единого истребителя пятого поколения F-35 Lightning II («Молния II») в трех вариантах для ВВС, авиации ВМС и Корпуса морской пехоты США, а также для поставок союзникам Вашингтона, ставшая самым дорогим оружейным проектом в истории, может наконец войти в нормальный режим.

Одноместный всепогодный истребитель пятого поколения с применением технологии малозаметности «стелс» был разработан корпорацией Lockheed Martin в рамках программы Joint Strike Fighter (JSF). Совместно с США в создании многофункционального малозаметного истребителя, который должен прийти на смену целому ряду боевых машин в США и странах НАТО, принимают участие несколько государств: Великобритания вложила в проект 2,5 млрд долл., Италия – 1 млрд долл., Нидерланды – 800 млн долл., Канада – 440 млн долл., Турция – 175 млн долл., Австралия – 144 млн долл., Норвегия – 122 млн долл. и Дания – 110 млн долл.

Линии окончательной сборки сегодня функционируют в Форт-Уорте (США), Камери (Италия) и Нагое (Япония), при этом, согласно данным компании Lockheed Martin, в программе в общей сложности задействовано около 1,6 тыс. поставщиков из многих стран мира, включая более 1,5 тыс. поставщиков из самих Соединенных Штатов, где эта программа позволила создать – напрямую или косвенно – около 194 тыс. рабочих мест (вклад программы F-35 в экономику США специалисты Lockheed Martin оценивают в 31 млрд долл.).

Впрочем, работы, начавшиеся в 1992 году, растянулись на четверть века и стали притчей во языцех в связи с многократно возросшими затратами, которые щедро покрывались из американского бюджета. В настоящее время бюджет программы оценивается в 1,5 трлн долл., включая разработку, производство, обслуживание и создание инфраструктуры для почти 3,2 тыс. заказанных истребителей.

Из-за неконтролируемого расхода средств на продвижение «Молнии II» страны, которые были финансово задействованы в этом проекте, выражали свое недовольство тем, что стоимость истребителя по мере реализации программы из области «дешевого» самолета перешла в область очень дорогого.

Дональд Трамп, став президентом США в 2017 году, заявил, что расходы на создание новейших истребителей пятого поколения вышли из-под контроля, и пообещал американским налогоплательщикам сэкономить миллиарды долларов на военных закупках в целом и на программе F-35 в частности. В какой-то мере это ему удалось сделать – компания Lockheed Martin снизила поставочную стоимость самолетов, а в июне 2018 года отгрузила трехсотый серийный истребитель F-35 Lightning II (всего же по первым 10 серийным партиям разными заказчиками законтрактовано 358 истребителей).

Самой технологически простой и соответственно менее дорогостоящей для ВВС США рассматривается версия F-35A, к настоящему времени с конвейера сошли 197 машин данной модификации. F-35A Lightning II также составил основу в закупках стран-партнеров. На борт этот самолет может взять более 8 т оружия. При этом только данная модификация оснащена встроенной 25-мм авиационной пушкой GAU-22/A, другие варианты «Молнии II» ее не имеют. Максимальная скорость полета достигает 1930 км/ч, боевой радиус без дозаправки – около 1,1 тыс. км, а дальность полета без дозаправки – около 2,2 тыс. км. В мае F-35А впервые участвовал в боевых действиях при нанесении авиаудара Военно-воздушными силами Израиля.

Модификация F-35A стала основой версии F-35I для присоединившегося к программе Израиля и предусматривает использование дополнительного бортового радиоэлектронного оборудования и оружия собственного производства, но внесение изменений зависит от объемов закупок и существующих ограничений, связанных с условиями американской помощи Израилю, которую можно тратить преимущественно на американское вооружение.

CF-35 – самолет для канадских ВВС, отличается от базового F-35A наличием тормозного парашюта, необходимого в условиях эксплуатации с обледенелых ВПП, и рядом других технических особенностей. Впрочем, ситуация с покупкой самолетов Канадой до конца не ясна.

F-35B – вариант истребителя, стартовым заказчиком которого стал Корпус морской пехоты США. На сегодня построено 75 самолетов F-35B Lightning II. Главная отличительная черта – возможность укороченного взлета и вертикальной посадки. F-35B может развивать скорость порядка 1930 км/ч, нести до 6,8 т средств поражения и совершать полет на дальность 1667 км (без дозаправки). Боевой радиус машины, предназначенной для КМП США, составляет 833 км.

В Пентагоне на эту версию «Молнии II» возлагают большие надежды, так как для их переброски не нужны большие авианосцы, вполне достаточно универсальных десантных кораблей и иных кораблей десантных сил, стоящих на вооружении ВМС США. Возможна также их эксплуатация с береговых аэродромов и ограниченных по размерам площадок. Так, в конце сентября F-35B авиации Корпуса морской пехоты США нанесли удар по боевикам в афганской провинции Кандагар, причем американские самолеты взлетали с универсального десантного корабля «Эссекс», который находился в Аравийском море. О результатах боевого применения публично не сообщалось. Потенциальным районом применения F-35B может стать Южно-Китайское море. Также данную модификацию заказали для своего флота Великобритания и Италия, рассматривается возможность покупки данных самолетов и Японией.

F-35C – палубная модификация истребителя, стартовым заказчиком которой выступили ВМС США. Машина отличается увеличенной площадью крыла и хвостового оперения, что позволит обеспечить более эффективное маневрирование на небольших скоростях при полетах с авианосцев. Крыло большего размера позволяет также увеличить полезную нагрузку. Добавлен посадочный гак. Самолет может нести до 8160 кг различных средств поражения, включая две управляемые ракеты класса «воздух–воздух» AIM-120C/D и две управляемые авиабомбы GBU-31 JDAM, размещаемые во внутреннем отсеке вооружения. Боевой радиус – 1100 км (вариант ВМС США), дальность полета – 2200 км. На сегодня построено 28 F-35C.

47-2-2.jpg
Истребители-невидимки составят основу парка
корабельной авиации США.
Фото с сайта www.navy.mil

Впрочем, программа создания единого истребителя продолжает подвергаться критике со стороны и политиков, и экспертов. В частности, ряд специалистов полагают, что вряд ли возможно, по крайней мере на сегодняшнем этапе развития техники, обеспечить эффективную реализацию в одной машине тех зачастую противоречивых требований, которые к ней предъявляют заказчики (малозаметность, укороченный взлет, высокие ударные возможности), что, в свою очередь, приводит к тому, что самолет получается как бы посредственным универсалом во всем, но зато не имеет преимущества ни по одному из направлений по сравнению с зарубежными аналогами.

В конце января 2018 года Пентагон подготовил доклад, в котором признал ненадежность F-35 по ряду параметров. Перечень недостатков занимает десятки страниц. Причем 111 дефектов относятся к первой категории сложности и могут привести к гибели или тяжелой травме летчиков. Окончательно ликвидировать недоработки планируется до 2024 года. После аварии в Южной Каролине в сентябре 2018 года США и Израиль приостановили полеты своих F-35, и даже японцы тщательно проверили все свои F-35A, хотя те и отличаются конструктивно от разбившегося F-35B.

Впрочем, отказываться от такой амбициозной программы Америка и ее союзники не собираются – слишком много вложено сил и средств, а самое главное – слишком много времени ушло на создание единого истребителя. В Пентагоне при этом оптимистично заявляют, что намерены ускорить производство F-35, а с увеличением поставок будут происходить изменения и в ценах, которые закономерно будут снижаться и, по прогнозам Lockheed Martin, смогут достичь 85 млн долл. вместе с двигателем F135, разработанным Pratt & Whitney (для английской версии – с участием Rolls Royce Defence). Кроме того, проблему дороговизны самолетов Пентагону удается постепенно решать благодаря участию союзников, внесших свой финансовый и промышленный вклад в дело создания и серийного выпуска F-35.

При этом глава Белого дома дал понять, что Вашингтон ждет дополнительных заказов на американское оружие, о чем постоянно упоминает в разговорах с представителями военно-политического руководства зарубежных стран – союзников и партнеров США.

В частности, на днях появилась информация о том, что Япония рассматривает возможность закупки дополнительно 100 истребителей пятого поколения F-35A/B, хотя первоначально планировалось приобрести 42 новых F-35A. При этом в Японии они будут собираться по лицензии и постепенно должны стать основой национальных ВВС. За один F-35 по первому контракту компания-производитель просила около 94 млн долл., дополнительный заказ на 100 машин оценивается примерно в 8,8 млрд долл., то есть примерно по 88 млн долл. за самолет. Об этом, в частности, пишет издание Nikkei Asian Review.

В свою очередь, Великобритания подтверждает свои планы по приобретению 138 самолетов F-35B, хотя до настоящего времени были законтрактованы только 48 истребителей.

Если США реализуют свои первоначальные планы перевооружения и поставят национальным Вооруженным силам запланированные 2456 самолетов всех модификаций (в том числе 1763 самолетов F-35A для ВВС США и 693 самолета модификаций F-35B и F-35C для ВМС и авиации КМП США), то стоимость одного F-35A для американского бюджета в ценах 2019 финансового года может составить 120,87 млн долл., в том числе 85 млн долл. – непосредственно закупочная стоимость машины, тогда как остальное – это стоимость всех работ по созданию самолета в пересчете на одну машину (общие затраты на НИОКР – 87,63 млрд долл.).

При этом, указывают специалисты, в случае увеличения объемов поставок истребителей семейства F-35 цена на одну машину для союзников США может упасть в 2019 году даже ниже 85 млн долл. (по данным Lockheed Martin, со времени заказа первой партии серийных самолетов закупочная стоимость одной машины упала уже более чем на 60%, и это далеко не предел). К тому же для их бюджетов истребители будут дешевле за счет того, что расходы на НИОКР, а также накладные расходы будут уже оплачены американскими налогоплательщиками.   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
4864
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
2827
Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Выборы американского президента не обойдутся без поиска «российского следа»

Геннадий Петров

Спецслужбы страны подозревают РФ во вмешательстве в ход нынешней избирательной кампании

0
2184
Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Пекин может лишиться в Латинской Америке «зрения» и «слуха»

Сергей Никитин

США добиваются от Аргентины закрытия китайского спутникового центра

0
2510

Другие новости