0
2681
Газета Вооружения Интернет-версия

15.03.2019 00:01:00

Беспилотники на IDEX 2019

Разработчики воздушных роботов конкурируют за заказчиков из стран Персидского залива

Денис Федутинов

Об авторе: Денис Вячеславович Федутинов – эксперт в области беспилотных авиационных систем.

Тэги: idex, бла, беспилотник, робот, дрон, бусел, vbat, ahawk, jy300, sky guard


idex, бла, беспилотник, робот, дрон, бусел, vbat, ahawk, jy300, sky guard Белорусский беспилотник «Бусел МБ2».

С 17 по 21 февраля в Абу-Даби, столице Объединенных Арабских Эмиратов, прошла очередная выставка вооружений и военной техники IDEX 2019. Существенную часть экспозиции выставки занимали беспилотные и роботизированные системы, предназначенные для применения в различных средах. Беспилотные авиационные системы традиционно имели наиболее значимую долю среди них. При этом разработчиками из различных стран мира были экспонированы несколько десятков беспилотных летательных аппаратов (БЛА) разного типа и класса. Обилие представленных образцов БЛА заставляет сузить область обзора, сосредоточившись на некоторых новинках, а также в целом на системах, представленных в виде реальных изделий, или полноразмерных макетов.

ТЯЖЕЛОВЕСЫ

Относительно тяжелые БЛА, например, относящиеся к классу MALE (Medium Altitude Long Endurance – класс средневысотных БЛА с большой продолжительностью полета. – «НВО») и выше, были практически не представлены, за исключением нескольких аппаратов, показанных в виде масштабных моделей, главным образом на стендах Китая.

Среди наиболее интересного здесь стоит выделить выставленный корпорацией CETC БЛА JY-300. Аппарат класса MALE должен стать носителем конформных антенн и служить беспилотным средством дальнего радиолокационного обнаружения (ДРЛО). Как сообщалось, БЛА JY-300 имеет взлетную массу около 1300 кг и может нести 400 кг полезной нагрузки. Он способен выполнять полеты продолжительностью до 12 часов, на высотах до 7,6 км. Встроенные в конструкцию данного беспилотника РЛС, как представляется, должны позволить выполнять обнаружение воздушных и морских целей на больших расстояниях.

9-12-2.jpg
Беспилотник-«тейлситтер» V-BAT
американской компании Martin UAV.
Фото автора
Компания Yugoimport привезла в Абу-Даби ранее демонстрировавшуюся (в частности, на прошлогодней выставке UMEX) беспилотную авиационную систему с БЛА вертолетного типа Strsljen/X-01. Аппарат выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом, имеет максимальную взлетную массу 750 кг и может нести до 350 кг полезной нагрузки, в том числе различные ракеты класса «воздух–поверхность». Беспилотник способен оставаться в воздухе 3,5 часа при запасе топлива 200 л и 4 часа при максимальном запасе топлива 240 л.

В ходе выставки IDEX 2019 было также сообщено о планах саудовской компании Science Technology по разработке нового разведывательно-ударного БЛА. Как отмечается, проект нового беспилотника разрабатывается для решения задач разведки и наблюдения, выполнения точечных авиаударов, обеспечения поисково-спасательных операций и т.п. Также, по имеющимся данным, в работах по проекту будут принимать участие компании из США, Южной Кореи и Украины.

ТАКТИЧЕСКИЕ БЕСПИЛОТНИКИ

Пожалуй, самым широко представленным на IDEX был тактический класс беспилотных авиационных систем. Причем присутствовали здесь как аппараты самолетного и вертолетного типов, так и некоторые гибридные решения.

В частности, одной из любопытных беспилотных премьер выставки IDEX 2019 стал сербский БЛА, представленный компанией Yugoimport SDPR. Это гибридный БЛА, выполняющий горизонтальный полет по-самолетному, а взлет и посадку – при помощи интегрированного в конструкцию аппарата квадрокоптера. В настоящее время реализована полностью электрическая версия БЛА. В то же время ведется работа над более продвинутой версией, где этап взлета-посадки будет обеспечиваться электродвигателями, а горизонтальный полет – двигателем внутреннего сгорания. Макет данной модификации и был выставлен на стенде компании. Беспилотник самолетного типа выполнен по двухбалочной схеме с высоко расположенным крылом размахом 3,75 м. Максимальная взлетная масса БЛА – 260 кг. По информации разработчиков, он сможет нести до 75 кг полезной нагрузки и выполнять полеты продолжительностью до 3 часов. Максимальная скорость полета – 250 км/ч, потолок – 5000 м. В качестве примера возможных ударных нагрузок на демонстрационном образце под балками были расположены многоканальные пусковые устройства с неуправляемыми ракетами С-5.

Еще одна любопытная разработка, предлагавшаяся на IDEX китайской корпорацией AVIC, – беспилотник вертикального взлета-посадки A-Hawk. Это восьмироторный БЛА вертолетного типа взлетной массой около 100 кг, он может нести до 65 кг полезной нагрузки. Как сообщалось, аппарат может выполнять полеты продолжительностью до 30 минут, поднимаясь на высоту до 3 км.

Другой разработчик из КНР – авиастроительная компания CATIC – показала БЛА Ziyan Blowfish I. Это малоразмерный электрический беспилотный летательный аппарат вертолетного типа одновинтовой схемы с рулевым винтом. Масса пустого БЛА Ziyan Blowfish I может составлять 9,5–12 кг, а полезная нагрузка – достигать 12 кг (включая различное вооружение). Аппарат выполняет полеты на крейсерской скорости 70–90 км/ч, тогда как максимальная скорость достигает 145 км/ч. Продолжительность полета может достигать 45–60 минут. Потолок – 5100 м. Проект данного БЛА был показан в прошлом году на выставке Africa Aerospace and Defense в Претории (ЮАР).

9-12-3.jpg
Беспилотный вертолет Ray-Sparrow 5A-03
сингапурской компании Ray10. Фото автора
Другой БЛА вертолетного типа – Ray-Sparrow 5A-03 сингапурской компании Ray10 – выполнен по классической одновинтовой схеме с рулевым винтом. Диаметр несущего винта – 3,4 м и максимальная взлетная масса – 220 кг делают его фактически «одноклассником» хорошо известного австрийского БЛА Camcopter S-100. Беспилотник оснащен двумя турбовальными двигателями мощностью около 20 л.с. каждый. Он может выполнять полеты продолжительностью до 90 минут на скоростях до 120 км/ч. По информации компании-разработчика, аппарат способен нести до 55 кг полезной нагрузки, включая системы разведки и наблюдения, а также оружие. Любопытно, что беспилотник оснащается системой спасения, которая включает парашют и два надувных амортизирующих мешка.

Компания Insitu, входящая в состав Boeing, привезла на IDEX обновленные версии двух своих беспилотников Integrator и ScanEagle. Двухбалочный аппарат с крылом размахом 4,9 м имеет максимальную взлетную массу 65,9 кг. БЛА оснащен двигателем внутреннего сгорания, работающим на топливе JP-5/JP-8. Беспилотный аппарат может выполнять полеты на высотах до 6000 м продолжительностью до 18 часов. Современная версия БЛА Integrator оснащена спутниковым каналом связи для выполнения полетов «за горизонтом». Полезная нагрузка включает оптикоэлектронную систему наблюдения на размещаемой под центральной частью фюзеляжа гиростабилизированной платформе, поворачиваемой при взлете-посадке.

Еще один БЛА, представленный на стенде компании INSITU, – это ScanEagle 3. Аппарат отличается от предыдущей версии увеличенной массой полезной нагрузки. Как и Integrator, ScanEagle 3 выполнен по двухбалочной схеме. Максимальная взлетная масса аппарата составляет 36,3 кг, размах крыла – 4 м. Беспилотник может нести до 9,1 кг полезной нагрузки. Оптикоэлектронная система наблюдения расположена в носовой части БЛА. Разработчики заявляют простоту интеграции используемых в рамках семейства БЛА систем наблюдения. «Картинка» с борта передается на наземную станцию управления по цифровому шифруемому каналу связи.

Любопытный проект БЛА привезла американская компания Martin UAV. Беспилотный аппарат V-BAT представляет собой «тейлситтер». Взлетная масса – около 38 кг, размах крыла – 2,74 м. БЛА может нести полезную нагрузку в районе 3,6 кг. Максимальная продолжительность полета – не менее 8 часов, а заявленный радиус действия по каналу связи составляет примерно 100 км.

Саудовский Центр оборонных исследований им. принца Султана (Prince Sultan Defense Studies & Research Center) представил уже знакомый по прошлому салону IDEX беспилотник тактического класса – Sky Guard SG-003. Аппарат выполнен по двухбалочной схеме с высоко расположенным крылом размахом около 8 м и хвостовым оперением в виде перевернутой V. Аппарат имеет взлетную массу около 250 кг, включая 50 кг полезной нагрузки. Беспилотник может выполнять полеты продолжительностью до 8 часов на высотах до 6000 м, в том числе в полностью автономном режиме.

Threod Systems – специализирующаяся на беспилотных системах компания из Эстонии – представила на выставке новую версию их БЛА Stream C. Беспилотник был адаптирован для выполнения взлета и посадки в вертикальном режиме. Для этого он был дооснащен размещенными на концах балок четырьмя электродвигателями с тянущими винтами. Обновленный Stream C имеет взлетную массу 45 кг, что на 15 кг больше, чем у базовой версии. Потолок и продолжительность полета были несколько уменьшены по сравнению с оригиналом. Так, данный БЛА может оставаться в воздухе до 5 часов, против 6 часов у базовой версии. Разработчики предполагают применение Stream C, в частности, с борта боевых кораблей или спасательных судов.

9-12-4.jpg
БЛА типа Sky Guard SG-003 разработан
специалистами Центра оборонных
исследований им. принца Султана из
Саудовской Аравии. Фото автора
Белорусский Научно-производственный центр многофункциональных беспилотных комплексов показал на выставке БЛА «Бусел МБ2». Хорошо известный БЛА малого класса был модернизирован для оснащения сбрасываемыми боеприпасами. Комплекс класса «мини» с дальностью применения от 20 до 70 км (в зависимости от установленной целевой нагрузки) способен осуществлять разведку и наблюдение с помощью бортовых оптических систем в светлое и темное время суток. В случае выявления целей они могут быть поражены размещаемым на борту вооружением. В качестве такового, в частности, могут использоваться ручные гранаты. По имеющимся сведениям, «Бусел МБ2» в настоящее время проходит заводские испытания. В текущем же году могут начаться и госиспытания данной системы.

МУЛЬТИРОТОРНЫЕ БЛА

Весьма любопытно наблюдать рост представляемых на выставке IDEX, как и на других выставках оборонной тематики, доли беспилотных мультикоптеров, которые ранее были более заметны на выставках полицейской тематики. При этом все более явно проявляется тенденция по оснащению таких мультироторных БЛА различным оружием.

В частности, компания China-Emirates Science and Technology Innovation Laboratory представила проект комплекса с БЛА вертолетного типа Falcon Baby, в состав которого входит гексакоптер, каждый из тянущих винтов которого приводится в движение отдельным двигателем внутреннего сгорания. Данный БЛА может оснащаться различным вооружением.

В упомянутый выше комплекс Falcon Baby может также входить достаточно габаритный электрический мультикоптер. На концах четырех лучевых балок аппарата расположены по два электродвигателя, вращающих тянущие и толкающие винты. При этом в отличие от большинства подобных БЛА горизонтальный полет обеспечивается отдельным дополнительным электродвигателем с толкающим винтом. В качестве полезной нагрузки разработчиками была продемонстрирована возможность несения не только средств разведки и наблюдения, но и сбрасываемых боеприпасов.

На стенде эмиратской компании IGG был представлен БЛА вертолетного типа NЕО разработки американской компании FlyCam UAV с направленным вертикально вниз трехствольным гранатометом производства южноафриканской компании Rippel Effect Systems. Сам БЛА представляет собой мультироторный аппарат с восемью толкающими винтами, приводимыми в движение электродвигателями. Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 19 кг, включая около 9 кг полезной нагрузки. Потолок составляет примерно 2700 м, крейсерская скорость – 65 км/ч. По информации компании-разработчика, аппарат может эксплуатироваться в том числе в сложных погодных условиях, включая дождь и порывистый ветер.

9-12-5.jpg
Гибридный беспилотник на стенде компании
Yugoimport SDPR. Фото автора
Сингапурская компания ST Kinetics, являющаяся подразделением Singapore Technologies Engineering (ST Engineering), показала в своей экспозиции на IDEX беспилотный мультикоптер Stinger, оснащенный автоматическим оружием на гиростабилизированном подвесе. В качестве возможного варианта оружия на БЛА установлен легкий автомат Ultimax калибра 5,56 мм с магазином на 100 патронов, который был создан местной компанией Chartered Industries of Singapore. При полной загрузке системой наблюдения, оружием и боеприпасами БЛА Stinger может оставаться в воздухе в течение приблизительно получаса. Испытания с применением оружия были начаты в 2017 году и закончились, по словам представителя компании-разработчика, успехом. На IDEX была представлена доработанная версия, первый публичный показ которой состоялся на Singapore Airshow 2018.

Тайваньская компания SkyNet Anti-Drone Systems, известная своими разработками в области систем обнаружения и противодействия БЛА, среди прочих систем представила на выставке оснащенный автоматическим оружием беспилотник. Довольно массивный аппарат вертолетного типа выполнен по мультироторной схеме с четырьмя тянущими и четырьмя толкающими винтами, расположенными попарно на концах четырех лучевых балок.

Необычный аппарат Cerberus GL выставила на IDEX компания Skyborne Technologies из Австралии. БЛА представляет собой мультикоптер с тремя тянущими винтами. Максимальная взлетная масса беспилотника составляет 6 кг. БЛА может выполнять полеты на скоростях до 45 км/ч и на удалении до 5 км от оператора. Максимальная продолжительность полета с тремя выстрелами может достигать 22 минут. Аппарат в качестве примера ударной нагрузки оснащен 40-мм гранатометом. При этом при стрельбе на дистанции в 180 м обеспечивается точность попадания с круговым вероятным отклонением в 1,5 м. Также разработчики в качестве возможных вариантов ударной нагрузки указывают карабин калибра 12 мм, микробоеприпасы с ИК-наведением, противодроновую сеть и т.п.

Китайская компания WooZoom показала на выставке мультироторный беcпилотный аппарат Vector. Взлетная масса квадрокоптера – 10 кг, включая 2,5 кг полезной нагрузки. БЛА может выполнять полеты продолжительностью до 40 минут в радиусе до 10 км. Максимальная высота полета – 2000 м, максимальная скорость – 120 км/ч. На борту помимо оптикоэлектронной системы может быть размещено легкое огнестрельное или пневматическое оружие.

Российские беспилотники на выставке IDEX были представлены только в одном месте – на стенде компании «Калашников», в состав которой входит разработчик и производитель систем БЛА компания ZALA. Здесь был показан известный по российским выставкам набор беспилотников малого класса самолетного и вертолетного мулитироторного типов. Новинкой, сделавшей компании хорошую прессу, стал БЛА-камикадзе KYB. Впрочем, аппараты подобного рода заслуживают отдельного рассмотрения.

ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ТРЕНД

В отличие от Дубайского авиасалона в силу все же более армейской специфики выставки IDEX здесь за некоторым исключением присутствовали в основном системы тактического и малого классов. На основе показанных образцов можно сделать несколько выводов об основных тенденциях на рынке БЛА применительно к данному региону.

В частности, можно говорить о продолжении тренда на использование БЛА вертикального взлета-посадки. Об этом свидетельствует как обилие представленных мультироторных аппаратов, так и продолжающиеся усилия по оснащению БЛА самолетного типа устройствами, позволяющими взлетать и садиться в вертикальном режиме.

Кроме того, можно говорить как о существующем тренде – оснащении легких БЛА оружием. Причем здесь имеют место два основных направления – адаптация БЛА под несение стрелкового оружия, а также установка систем сброса боеприпасов. Существенное понижение размерности БЛА, которые так или иначе могут называться вооруженными, дает основания предполагать, что в перспективе могут появиться и более миниатюрные образцы, предназначенные, к примеру, для спецопераций.

Требования заказчиков по повышению продолжительности полета БЛА не привели к широкому использованию топливных элементов. В существенной степени данную задачу разработчики решают созданием гибридных БЛА, использующих и двигатели внутреннего сгорания и электрические двигатели, а также попытками создания БЛА на двигателях внутреннего сгорания в категориях, где ранее использовались исключительно электромоторы.

В целом выставка демонстрирует интересный срез мирового рынка беспилотных систем. На мероприятии присутствовали как компании, имеющие устойчивые позиции на рынке систем БЛА, так и новые игроки, иногда выходящие на рынок лишь с идеей, под которую на выставках собираются необходимые ресурсы. Заказчики из стран Персидского залива избалованы многообразием предложений, и это обстоятельство обусловливает высокую конкуренцию за заказчика и соответственно неплохие конкурсные условия для отбора наиболее интересных проектов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
351
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1936
Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Глеб Тукалин

В регионе недовольны мерами правительства против серых майнеров

0
6130
Технология XXI века: эксперты обсудили принципы обучения робототехнике

Технология XXI века: эксперты обсудили принципы обучения робототехнике

Владимир Полканов

0
5391

Другие новости