0
3150
Газета Вооружения Интернет-версия

12.07.2019 00:01:00

Бесчеловечные солдаты для войн будущего

Станут ли беспилотники «чудо-оружием» нового тысячелетия

Анатолий Цыганок

Об авторе: Анатолий Дмитриевич Цыганок – полковник в отставке, кандидат военных наук, член-корреспондент Академии военных наук, лауреат Премии имени А.А. Свечина.

Тэги: беспилотник, вооржуение, бла


беспилотник, вооржуение, бла Для массового применения БЛА на поле боя есть существенные ограничивающие факторы, влияющие на их уязвимость. Иллюстрация с сайта www.lockheedmartin.com

Беспилотные летательные аппараты (БЛА) впервые появились в армиях ведущих стран мира еще многие десятилетия назад, однако в последнее время характер их применения в ходе вооруженных конфликтов или войн различной интенсивности изменился весьма радикально, а спектр решаемых ими задач уже давно вышел за рамки просто ведения разведки и наблюдения. В частности, беспилотники, оснащенные комплексами радиоэлектронной борьбы, могут решать следующие задачи: ведение разведки в оперативной глубине; формирование целеуказаний для пилотируемых летательных аппаратов и высокоточного оружия; проведение электронной атаки на системы управления и связи противника; нанесение высокоточных ударов по объектам противника и подавление (уничтожение) вражеских систем и средств ПВО.

Причем применяют сегодня воздушные дроны уже не только вооруженные силы развитых стран мира, но и армии стран рангом поменьше. И даже более того, все в больших масштабах используют беспилотники в своих целях даже террористические и повстанческие группировки, не обладающие каким-либо серьезным научным и промышленным потенциалом. Так, например, в 2018 году в Сирии российскую военную базу атаковал рой из 13 беспилотных летательных аппаратов, запущенных террористами: шесть воздушных целей российским подразделениям радиоэлектронной борьбы (РЭБ) удалось взять под контроль, перехватив внешнее управление, а семь дронов были уничтожены зенитными ракетно-пушечными комплексами «Панцирь-С1».

ПРОБЛЕМНЫЕ МОМЕНТЫ

Впрочем, несмотря на то что масштабы применения БЛА различных типов и классов в вооруженных конфликтах и локальных войнах в последние годы постоянно увеличиваются, для их массового применения на поле боя есть существенные ограничивающие факторы.

К числу основных из них относятся низкая автономность существующих комплексов на основе БЛА; недостаточная пропускная способность подсистемы связи для одновременного дистанционного управления множеством дронов или получения от них больших объемов развединформации; необходимость создания принципиально новой наземной обслуживающей и эксплуатационной инфраструктуры; необходимость специальной подготовки операторов БЛА; сложности, связанные с эффективным применением беспилотников против объектов, прикрываемых системами ПВО и радиоэлектронного противодействия (РЭП); необходимость разработки новых правил и технических средств обеспечения безопасности полетов с учетом БЛА как равноправного участника воздушного движения.

Еще одним немаловажным ограничением на использование БЛА является то, что эффективно они могут применяться в относительно свободном воздушном пространстве днем, да еще и при минимальном противодействии средств ПВО и РЭП противника.

Ночное же применение беспилотников не получило широкого распространения по следующим причинам: сложность ночного пилотирования; высокая стоимость оборудования, в первую очередь – тепловизора; сложность дешифрирования полученной информации, так как при ночной съемке трудно распознавать гражданские или военные цели. При этом большие БЛА, применяемые днем, нередко становятся легкими целями для средств ПВО, в том числе и переносных зенитных ракетных комплексов. Так, при проведении 78-дневной операции союзных сил НАТО в Югославии в 1999 году было потеряно около 47 беспилотников различного типа, из которых 35 были сбиты сербской ПВО. Три грузинских БЛА, включая по меньшей мере один «Гермес-450», были сбиты над Абхазией российскими истребителями в ходе конфликта 2008 года.

Так как противодействовать помехам в видеоканале или канале радиоуправления в большинстве случаев невозможно. В этом случае БЛА должен быть запрограммирован таким образом, чтобы при выявлении помех и прерывании управления с земли или попытке вмешаться в управление он переходил бы в полностью автономный полет в режиме радиомолчания и продолжал его до выхода из зоны действия РЭП.

При этом дрон, который летит в автономном режиме (в режиме радиомолчания) и имеет слишком малую эффективную отражающую поверхность для РЛС, может быть обнаружен фактически только визуально. В случае постановки помех в канале спутниковой связи и навигации GPS (подмена координат) аппарат должен переходить на управление с помощью инерциальной системы или по магнитному компасу.

Еще одним проблемным фактором, сдерживающим широкое внедрение БЛА, являются экономические затраты. Так, даже относительно низкотехнологичные беспилотники стоят немало, требуют принципиально новых подходов к эксплуатации и обслуживанию, но при этом обеспечивают незначительный уровень эксплуатационной гибкости по сравнению с пилотируемыми летательными аппаратами.

РАБОТА НА ПЕРСПЕКТИВУ

В настоящее время продолжаются процессы совершенствования комплексов на основе БЛА. Бурное развитие беспилотной авиации в военных целях обусловлено прежде всего фактическим исчерпанием возможностей экстенсивного развития пилотируемой авиации. А реализация интенсивного пути развития последней за счет перехода к пятому, а тем более шестому поколению авиационных комплексов требует очень существенных финансовых затрат.

Основные задачи, которые стоят сегодня перед военными ведущих зарубежных стран мира: создание гиперзвуковых беспилотников; использование при проектировании БЛА технологий снижения радиолокационной и оптической заметности; увеличение автономности и длительности полета; повышение пропускной способности каналов связи; оснащение БЛА интеллектуальными системами автономного управления, маневрирования в полете, целеопределения и применения оружия; оснащение беспилотников средствами активного противодействия системам ПВО, а также комплексами защиты на основе средств РЭБ и лазерного оружия; оснащение БЛА системами определения и противодействия средствам РЭП или информационно-техническим воздействиям с целью нарушения или перехвата управления; проработка вопросов создания смешанных авиационных групп, состоящих из пилотируемых и непилотируемых летательных аппаратов; разработка новых тактических приемов действия множества БЛА на основе поведения «стаи» (роя). При этом простейшим способом борьбы с дронами одного роя может быть запуск встречного роя. Причем электронные «бойцы» должны действовать не самостоятельно, а в общей системе. Например, совместно с комплексами РЭБ типа «Красуха» и «Автобаза».

Другим путем повышения живучести помимо увеличения автономности является существенное наращивание скоростных возможностей БЛА. Однако показателем сложности таких работ служит тот факт, что, несмотря на то что компания Lockheed Martin обсуждала свой проект беспилотника SR-72, способного развивать скорость полета до 6 М, с экспертами по двигателям из компании Aerojet Rocketdyne в течение нескольких лет, конечный продукт в виде разведывательного БЛА для прорыва системы вражеской ПВО, по данным компании, будет готов не ранее 2030 года.

Остро стоит вопрос и с повышением живучести БЛА при преодолении систем ПВО. С целью защиты БЛА от зенитных ракет с инфракрасным наведением компания Elbit Systems разработала лазерную систему управляемого противодействия ИК-средствам mini-Music. Атакующая ракета вначале определяется системой предупреждения о ракетной атаке, затем захватывается тепловизионным автоматом сопровождения, что позволяет направить лазерный луч точно на атакующую ракету и тем нарушить функционирование ее системы наведения.

Вполне возможно, что крупные БЛА будут иметь некую систему оборонительных микроракет или перехватчиков, аналогичных комплексу активной обороны для вертолетов HAPS (Helicopter Active Protective System), разработанному компанией Orbital ATK (в 2018 году вошла в состав подразделения Northrop Grumman Innovation Systems. – «НВО») для защиты от реактивных противотанковых гранат.

Ведутся исследования применения групп БЛА и новых тактических приемов на основе роевого интеллекта. Один из демаскирующих рой БЛА признаков – внешние управляющие радиосигналы. Возможно, что данный недостаток может быть использован для эффективного обнаружения роя БЛА за счет использования перспективного комплекса с неизлучающей РЛС. Можно предположить, что это будет комплекс пассивной разведки, который сможет обнаруживать дроны по излучаемым ими радиоэлектронным сигналам различного назначения. Кроме того, разработчиками ведутся работы, направленные на повышение автономности отдельных БЛА с одновременным улучшением их маневренности. Считается, что рой малоразмерных и низкобюджетных БЛА может «перегрузить» систему ПВО противника, которая отреагирует «стрельбой из пушки по воробьям». Результат очевиден: быстрый расход боекомплекта ракет, несоизмеримо более дорогих, чем дроны; дезорганизация управления; создание условий для безответного уничтожения средств ПВО высокоточным оружием и др.

Уже сегодня США, Китай и Израиль имеют воздушные флоты различных по возможностям и назначению дронов. И если с относительно крупными БЛА можно бороться огневыми средствами, то с пространственно разнесенным роем миниатюрных аппаратов с элементами сетевой управляющей системы это весьма проблематично.

Достаточно эффективное противодронное средство – компактные лазерные установки типа LWS (Laser Weapon System). В них используется работающий в инфракрасном диапазоне твердотельный лазер мощностью до 30 киловатт. В низкоэнергетическом режиме он способен вывести из строя сенсоры БЛА, а в высокоэнергетическом – весь аппарат в течение нескольких секунд. После принятия на вооружение ВС РФ лазерной боевой установки «Пересвет» она или же ее аналоги могут быть задействованы для борьбы с беспилотниками.

Достаточно эффективное средство борьбы с дронами – обычные сети из тонкого волокна. К примеру, разработка SkyWall 100 английской компании Open Works Engineering представляет собой «умный гранатомет», который выстреливает в сторону беспилотника сеть на дальность до 100 метров. С захваченным дроном она опускается на парашюте. А в Японии создан антидрон с «ловчей» сетью размерами 2х3 метра.

АНАЛИЗ СИТУАЦИИ

В результате активного применения беспилотников различного типа и класса в войнах первых двух десятилетий нового века (в частности, второй ливанской войны, войн в Ливии и в Сирии) к военным многих стран мира пришло понимание актуальности систем круглосуточной воздушной разведки в целом. Причем для Российской армии в этом плане актуальным становится разработка БЛА с высокой продолжительностью полета.

Анализ массового использования на поле боя БЛА не только подтвердил все возрастающее их значение для решения таких задач, как ведение разведки и наблюдения, нанесение ударов по вновь выявленным целям, но также выявил проблему их своевременного обнаружения и уничтожения. Заметим, что именно за беспилотниками имеется явное преимущество при нанесении ударов по целям в глубине обороны противника, что особенно важно для уменьшения людских потерь. В этом плане приоритетное направление в разработке БЛА для российских Вооруженных сил – ударный беспилотник взлетной массой до 20 тонн. Именно появление такого ударного дрона будет следующим и большим шагом к боевым самолетам 6-го поколения, которые очень даже могут быть беспилотными.

Российским специалистам следует учесть и опыт специалистов управления воздушной разведки ВС США, занимающихся исследованием путей решения проблемы ограниченной пропускной способности систем связи, что предусматривает использование общего воздушного радиоканала связи с большой шириной полосы частот для бортовых платформ на основе БЛА; лазерных каналов связи со скоростью передачи данных до 1 Гбит/с; бортового индикатора движущейся цели, который мог бы применяться в качестве «индикаторного протокола» для других бортовых датчиков (как следствие, получаем потребность в широкой полосе частот); инструментальных средств автоматизации, облегчающих планирование и распределение доступной ширины полосы частот для достижения лучшего возможного результата.

Особо следует отметить, что, как выяснилось в ходе боевых действий в Ливане и Сирии, имеющиеся сегодня на вооружении радары в значительной мере оказались бессильны для решения задачи обнаружения малых БЛА. В результате требуется решить задачу по разработке новых радиолокационных станций для обнаружения и опознавания беспилотников и других малоразмерных воздушных целей. Причем наибольшую угрозу представляют «стаи» (рои) малоразмерных дронов, бороться с которыми будет очень сложно. Никакое зеркальное противодействие здесь не подходит. Эффективным будет только применение радиоэлектронного оружия, разрушающего интеллектуальные связи в подобном рое.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
320
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1893
Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Иркутские власти поспорили с федеральными из-за тарифов

Глеб Тукалин

В регионе недовольны мерами правительства против серых майнеров

0
6126
Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 4-7 ноября в зеркале Telegram

0
5300

Другие новости