«Основы государственной политики РФ в области военно-морской деятельности» – ключ к стратегическому развитию. Фото с сайта Президента РФ
Начиная с 2018 года под руководством Военно-промышленной комиссии Российской Федерации с участием федеральных органов исполнительной власти, государственных корпораций, организаций оборонно-промышленного комплекса страны проводится работа по подготовке очередной государственной программы вооружения (ГПВ) на период 2024–2033 годов.
Ее формирование является крайне важной работой, в результате которой должны быть выработаны научно обоснованные решения по реализации военно-технической политики в отношении технического оснащения Вооруженных сил, и в частности Военно-морского флота, современными образцами вооружения, военной и специальной техники.
Бесспорно, при разработке новой ГПВ должен учитываться весь предыдущий опыт подготовки и реализации подобных программ. Основная цель – обеспечить актуальность и работоспособность госпрограммы на весь 10-летний период ее действия. Для этого необходимо избавиться от родимых пятен прошлых программ, таких как: неточная оценка планируемых ассигнований, слабый прогноз уровня инфляции, недостаточные объемы авансирования, использование при расчетах заниженных цен и опережающий рост стоимости изделий промышленности, отнесение большей части расходов на второе пятилетие, слишком оптимистичные сроки создания опытных образцов вооружения (головных кораблей) и их серийного производства (строительства).
Одним из главных вопросов формирования любой ГПВ является выстраивание иерархии приоритетов при распределении средств на закупку вооружения и военной техники для тех или иных видов или родов войск Вооруженных сил страны.
В последнее время все чаще поднимается вопрос о завышенной доле ассигнований на закупки в интересах ВМФ. Для обоснования этой позиции используются теории о второстепенной роли флота в решении задачи обеспечения военной безопасности государства. Обществу навязывается идея о том, что Россия является сугубо континентальной державой и все значимые военные конфликты с участием ее Вооруженных сил проходили на суше. Созданный к 80-м годам прошлого века океанский ракетно-ядерный Военно-морской флот СССР объявляется бессмысленным монстром, боевая эффективность которого так и осталась непроверенной. И как следствие, предлагается расходы на военно-морское строительство значительно сократить, а сэкономленные финансовые средства использовать как резерв для «бюджетного маневра» в интересах повышения эффективности развития других видов и родов войск.
Наука и промышленность готовы обеспечить страну любыми типами боевых кораблей. Фото с сайта www.navalshow.ru |
Он признает, что Великая Отечественная война была войной континентальной, а борьба на морских и океанских театрах – борьбой на второстепенных направлениях, влияние которых на ход войны в целом хотя и было существенным, но отнюдь не решающим. Однако после Второй мировой войны, в которой главные морские державы мира (США, Англия, Франция) были нашими союзниками, при новой расстановке сил на мировой арене роль и место Военно-морского флота в обеспечении военной безопасности и защите интересов страны принципиально изменились.
«Теперь же, – писал Сергей Георгиевич, – нам противостоит коалиция морских держав, которые наряду с сухопутными армиями, авиацией и ракетными войсками располагают мощными современными военно-морскими силами. Роль борьбы на океанских направлениях в общих усилиях вооруженных сил намного возросла, и в определенных условиях эти направления могут стать главными. Ныне флот своими ударами с моря стал способен изменить ход и исход вооруженной борьбы даже на континентальных театрах военных действий и влиять на исход крупнейших стратегических операций и даже войны в целом. Поэтому борьба с флотом противника для наших Вооруженных сил приобрела несоизмеримо большее значение, чем в прошлых войнах».
«Следовательно, – утверждает Горшков, – для обеспечения военной безопасности государства с океанских и морских направлений необходимо создавать флот не прибрежного, а океанского плавания, который станет первым рубежом обороны страны».
Рассматривая океаны и моря в качестве основных плацдармов развертывания стратегических группировок вооруженных сил, наиболее развитые страны уделяют исключительно большое внимание их подготовке и оборудованию как театров военных действий будущих войн и военных конфликтов. Так, в основе современной военно-морской доктрины США, которые являются нашим главным оппонентом в мировой политике, лежит положение о ведущей роли ВМС в достижении стратегических целей войны, как вида вооруженных сил, способного практически самостоятельно решать широкий круг задач не только на океанских и морских, но и на континентальных театрах военных действий.
Сегодня практически все регионы и районы планеты находятся в зоне досягаемости современного морского оружия. Не случайно военно-морские силы остаются активными участниками военных конфликтов, которые происходили и происходят на нашей планете после Второй мировой войны. Подтверждение этому – события, произошедшие в Югославии, Ираке, Ливии, ряде других локальных конфликтов последних лет, а теперь и в Сирии.
Наибольшую угрозу для безопасности России представляют Соединенные Штаты Америки. Современные образцы высокоточного оружия большой дальности морского базирования, стоящие на вооружении ВМС США, обладают тактико-техническими характеристиками, позволяющими наносить удары по любым критически важным военным объектам, объектам экономики и управления государства, расположенным в европейской части и на Дальнем Востоке России.
В этих условиях отсутствие у России сильных оперативных группировок для действия в дальних морских зонах и океанских районах, предназначенных для поражения носителей высокоточного оружия большой дальности противника до выхода их на рубежи применения оружия и уничтожения кораблей ПРО в районах их боевого предназначения, практически не оставляет возможности для адекватного реагирования на новые вызовы безопасности Российской Федерации с океанских и морских направлений.
Кроме этого, флот был и остается важным инструментом политики государства. Только ВМФ способен в интересах решения задачи по отстаиванию внешнеполитических интересов Российской Федерации обеспечить быструю реакцию на обострение обстановки в любом из районов земного шара, оперативно развернув туда свои силы и продолжительное время производя необходимое воздействие вплоть до применения оружия, не нарушая при этом сухопутных и морских границ других государств.
Присутствие в Мировом океане боевых кораблей под Андреевским флагом является основным условием безопасного функционирования жизненно важных морских коммуникаций, в том числе сохранение статуса Севморпути как национальной транспортной коммуникации с возможностью ее международного использования.
Эти подходы закреплены в «Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года» (далее – Основы) (утверждены Указом президента Российской Федерации от 20 июля 2017 г. № 327). В статье 8 Основ подчеркивается: «Российская Федерация по-прежнему сохраняет статус великой морской державы, морской потенциал которой обеспечивает реализацию и защиту ее национальных интересов в любом районе Мирового океана».
Стратегические требования к Военно-морскому флоту сформулированы в статье 39 Основ: «Российская Федерация не допустит существенного превосходства военно-морских сил других государств над Военно-морским флотом и будет стремиться к его закреплению на втором месте в мире по боевым возможностям». При этом отмечается, что к основным мероприятиям по реализации этих требований относятся «разработка и реализация федеральных и иных целевых программ в области морской и военно-морской деятельности… государственной программы вооружения, программы кораблестроения и государственного оборонного заказа на плановый период» (статья 49 Основ).
Возникает вопрос: как сделать эти мероприятия эффективным инструментом строительства и развития флота?
Главным условием является соответствие объемов финансирования и его распределения по годам, заложенным в государственную программу вооружения и государственный оборонный заказ на плановый период (ГОЗ), технологическим графикам строительства кораблей.
Кораблестроение является одной из наиболее сложных и наукоемких отраслей экономики. Процесс создания новых кораблей в зависимости от их класса занимает от 10 до 15 лет, поэтому вопрос достижения плановых значений стоимостных и временных параметров заключенных государственных контрактов очень чувствителен к финансовой политике, проводимой государственным заказчиком.
На начальном этапе строительства выполняется авансирование всей создаваемой кооперации предприятий, в первую очередь на закупку материалов и оборудования с длительными сроками изготовления. Это определяет особенности распределения финансирования заключенных государственных контрактов, предусматривающего выделение не менее 40% объемов ассигнований в первые годы строительства. Игнорирование этой практики ведет к увеличению сроков реализации заключенных государственных контрактов и, как следствие, к удорожанию их стоимости.
Для недопущения этой ситуации государственная программа вооружения должна максимально учитывать подготовленные АО «ОСК» технико-экономические исходные данные в части определения головного исполнителя, стоимости и сроков строительства (ремонта) кораблей, которые разрабатываются исходя из компетенции предприятий, их плановой загрузки и технологических графиков строительства кораблей.
Проекты ГПВ и ГОЗ должны в обязательном порядке согласовываться с АО «ОСК» на предмет возможности реализации обществами Группы ОСК предусмотренных в них мероприятий.
При отсутствии со стороны государственного заказчика финансирования, достаточного для покрытия потребности производственного цикла строительства, его выполнение на начальном этапе может осуществляться за счет привлечения кредитных средств, обеспечивая оптовую закупку материалов и комплектующих, необходимых в дальнейшем для завершения выполнения контракта. При этом погашение кредита и процентов по нему возможно при оплате государственным заказчиком государственного контракта на завершающем этапе его выполнения.
Кроме этого, необходимо более широко использовать практику межведомственных комплексных целевых программ, которые будут объединять в себе все процессы создания новых кораблей, такие как получение научно-технического задела, решение проблем разработки и внедрения в практику новейшей техники и технологий для создания кораблей перспективных проектов, модернизацию производства, капитальное строительство в интересах развития производственных мощностей предприятий судостроительной отрасли и т.д.
Немаловажную роль играет поиск путей по снижению цены и сроков реализации проектов по строительству кораблей. Эти параметры во многом зависят от серийности заказов, предусмотренной программой вооружения. Кроме этого, на ситуацию негативное влияние оказывает внесение государственным заказчиком изменений в технические требования к кораблю на этапах его строительства.
Опыт показывает, что размер серии кораблей в одном контракте должен составлять не менее шести единиц. При этом любые изменения в технический проект и спецификацию целесообразно вносить при заключении очередного контракта на строительство серии кораблей данного проекта. Для этого разработку модификаций образцов ВВСТ, используемых на корабле, необходимо синхронизировать с началом строительства последующих серий. Проведение испытаний опытных образцов ВВСТ в составе серийных кораблей требуется исключить.
Другим резервом в вопросе снижения цены строительства кораблей является повышение уровня унификации применяемых при их проектировании комплексов, систем вооружения и судового оборудования, что должно решаться на отраслевом и межотраслевом уровнях.
Упрощения процесса перестройки производства для строительства боевых кораблей и судов обеспечения различных проектов с учетом изменяющихся требований заказчика можно добиться за счет внедрения модульного принципа при их проектировании и строительстве на базе единой платформы. Это также дает возможность снижения стоимости строительства, логистического обеспечения и ремонта кораблей. С момента создания базовой модификации каждая последующая разновидность проекта требует в 3–5 раз меньше затрат по времени и в 5–6 раз объемов финансирования на их разработку и подготовку производства. Заказчик получает гибкость планирования корабельного состава, а верфи – стабильность технологического процесса и кооперации поставщиков.
В условиях ограничения ассигнований остро встает вопрос включения в государственную программу вооружения мероприятий по модернизации кораблей старых проектов, стоимость и сроки выполнения работ на которых сопоставима со строительством новых кораблей аналогичного предназначения. При принятии решения о проведении модернизации целесообразно отказаться от ее выполнения при условии, что стоимость работ составляет более 50% от стоимости нового строительства.
Все предлагаемые меры по повышению качества планирования государственной программы вооружения должны обеспечить повышение ритмичности строительства кораблей и судов для ВМФ России и выход к 2030 году на параметры, заложенные в утвержденной президентом Российской Федерации в 2014 году «Программы кораблестроения до 2050 года», которая в соответствии с Указом президента Российской Федерации 2012 года № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов модернизации оборонно-промышленного комплекса» является основой для формирования государственных программ вооружения и создает условия для реализации основных приоритетов в области строительства и развития Военно-морского флота в среднесрочной и долгосрочной перспективе, которые нашли свое отражение в «Основах государственной политики Российской Федерации в области военно-морской деятельности на период до 2030 года».
комментарии(0)