В случае необходимости Космические силы США будут наносить удары по противнику, используя орбитальное оружие. Иллюстрация с сайта www.nasa.gov |
АРЕНА ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ
В первом стратегическом документе космических войск Америки определяется порядок их действий и излагаются требования к КС во всех областях их функционирования. Доктрина состоит из пяти глав, в которых даются общая характеристика космоса и его представление как арены военных действий, рассматриваются составляющие компоненты космической мощи ВС США, включая ее гражданский элемент, а также определяются требования к войскам и порядок их применения. Доктрина изложена на 64 страницах и, как указывается в предисловии, является основополагающим документом КС.
Там также отмечается, что она пройдет согласование с союзниками США и будет постоянно редактироваться в соответствии с практическим опытом и изменением внешних условий.
В документе отмечается, что обеспечивать достижение преимущества над любым потенциальным противником американские войска будут за счет обеспечения превосходства в космосе. В случае необходимости защитить национальные интересы, указывается в доктрине, КС США будут вести не только оборонительные, но и наступательные действия, они будут наносить удары по противнику, используя орбитальное оружие. В ней также говорится о том, что «обоснованные наступательные операции направлены на достижение относительного преимущества над противником за счет нейтрализации его возможностей по действию в космическом пространстве». Кроме того, ответные действия ВС США в данной сфере могут быть направлены не только на «противокосмическую оборону противника», но и на весь спектр его военных возможностей, включая наземные цели и орбитальные аппараты.
Глава КС США генерал Джон Реймонд заявил, что в новой доктрине нельзя найти ответы на все вопросы, которые стоят перед космическими войсками, но она поможет начать экспертное обсуждение всех военных проблем, связанных с использованием Пентагоном околоземного пространства. «Наша цель не влезать в конфликты, мы хотим их сдерживать. Но если сдерживание потерпит неудачу, мы должны защитить нашу способность вести совместную и коалиционную борьбу», – объявил генерал.
Профессор политологии Университета Хэмлайн (штат Миннесота) Дэвид Шульц отметил, что действия МО США в космосе «противоречат международному праву». «Создается прецедент для использования открытого космоса не только в оборонительных, но и в наступательных целях. Вместе с военным бюджетом и поддержкой Дональда Трампа это превращает США в первую страну в мире, которая действительно хочет значительно милитаризовать открытый космос», – подчеркнул ученый.
В соответствии с данными МО США численность личного состава КС США, официально учрежденная 20 декабря 2019 года, в настоящее время составляет около 16 тыс. человек. По меркам Белого дома, это довольно скромный показатель, но значимость этого нового вида ВС постоянно растет. Сегодня на околоземных орбитах находится больше двух тысяч искусственных спутников, половина из которых принадлежит Америке. Все эти космические аппараты, предназначенные для обеспечения связи, навигации, электронной разведки и предупреждения о ракетном нападении, эффективно и надежно функционируют.
Президент США Дональд Трамп, объявляя о создании КС, заявил, что космос наряду с землей, морем, воздухом и кибернетическим пространством является сферой военных действий.
РЕАКЦИЯ РОССИИ
Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова 20 августа в ходе еженедельного брифинга объявила, что внешнеполитическое ведомство обратило внимание на опубликованный первый доктринальный документ КС США, в котором определены приоритетные задачи, дальнейшие направления работ по развитию КС и намечены пути их реализации.
Она отметила, что данный документ подтверждает агрессивную направленность курса Вашингтона в космической сфере и его нацеленность на достижение военного превосходства США над остальными странами мира, включая тотальное господство в космическом пространстве, которое Вашингтон объявил ареной «ведения боевых действий».
«Пристального внимания заслуживают доктринальные установки о фокусировании деятельности КС на повышении готовности к проведению военных операций в космосе, причем не только для сдерживания, но и «принуждения». В качестве основной цели военных космических операций (ВКО) рассматривается ограничение доступа и свободы действий «противников» в космическом пространстве, а также при необходимости снижение эффективности их военного потенциала как на Земле, так и в киберпространстве», – заявила дипломат.
Она также особо подчеркнула, что ВКО могут быть как оборонительными, так и наступательными, включающими нанесение превентивных ударов, и отметила, что для навязывания воли США своим контрагентам КС разрешается применение силы «в том числе «для физического уничтожения военного потенциала противника» или угрозы силой в космосе, из космоса или в отношении космоса». «Допускается возможность использования военного космического потенциала и для поражения наземных целей в любой точке Земли, то есть против любого государства», – отметила Захарова.
По ее словам, новые доктринальные установи Пентагона предусматривают как совершенствование КС, так и подготовку квалифицированного личного состава, который будет иметь необходимые навыки для ведения боевых действий в космическом пространстве, с использованием систем радиоэлектронной борьбы (РЭБ), кибернетических средств, систем управления боевыми действиями в космосе и другими видами техники и будет способен «побеждать в войнах, которые США ведут в космосе, из космоса и в отношении космоса».
«В качестве оправдания создания КС как отдельного вида ВС США, а также реализации данного деструктивного курса, явно провоцирующего гонку вооружений в космическом пространстве и в целом дестабилизирующего ситуацию в области международной безопасности, Вашингтон вновь прибегает к своей привычной тактике перекладывания вины на других. В очередной раз заявляется о неких «потенциальных противниках» США в космосе, которые занимаются «разработкой, испытанием и распространением продвинутого противокосмического оружия», создавая тем самым угрозу для объектов на орбите», – заявила представитель внешнеполитического министерства.
Захарова отметила циничность позиции Вашингтона, который задачи ведения боевых действий в космосе, включая наступательные, объявляет соответствующими «международному праву и Договору о космосе 1967 года, предписывающему использование космического пространства исключительно в мирных целях». «Для дополнительной легитимизации своего деструктивного курса в космической области КС предлагают сосредоточиться на разработке стандартов поведения в космосе, сфокусированных сугубо под интересы Вашингтона. Видимо, речь идет о разработке «норм ответственного ведения боевых действий в космосе» в русле установок стран Запада на построение «мира, основанного на правилах», потому что международное право здесь не присутствует», – отметила дипломат.
Она также сказала, что для России использование и исследование космоса исключительно в мирных целях и предотвращение гонки вооружений в околоземном пространстве остаются главными приоритетами, и добавила, что Москва не стремится добиться «доминирования и превосходства». Россия заинтересована в поддержании стратегического баланса, который будет способствовать укреплению международной безопасности. Захарова напомнила, что российско-китайский проект Договора о предотвращении размещения оружия в космосе, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов (ДПРОК) на сегодняшний день является основным инструментом, способным остановить процесс превращения космоса в театр войны. По мнению российского руководства, «все существующие и любые эвентуальные озабоченности государств по поводу оружия в космосе могут и должны быть решены за столом переговоров по ДПРОК на Конференции по разоружению», которое будет продолжать работать в этом направлении.
«Мы самым внимательным образом отслеживаем агрессивные устремления Вашингтона, тщательно анализируем возможные последствия. Видим возможность для снятия взаимных озабоченностей в рамках российско-американской рабочей группы по космической безопасности, первое заседание которой прошло в Вене 27 июля текущего года. Подтверждаем нашу готовность к дальнейшему обсуждению всей проблематики космической деятельности в двустороннем формате», – заключила Мария Захарова.
ОТВЕТНЫЙ ХОД
Российские эксперты уверены, что у страны есть чем ответить на новую доктрину КС США. Об этом в эфире радио Sputnik заявил директор Центра военно-политических исследований МГИМО, доктор исторических наук Алексей Подберезкин, комментируя сообщения РИА Новости о появлении документа.
По его мнению, положения американской доктрины представляют опасность для России, поскольку в ней речь идет о возможности размещения в космосе любых видов ударных вооружений. «Представьте себе ситуацию, когда над нами летает спутник с грузовым отсеком, в котором может поместиться 5–6 кубических метров отравляющего вещества, в определенный момент контейнер открывается, и все, что там есть, начинает сыпаться на наши головы. Это один из гипотетических вариантов, и их очень много», – заметил эксперт и добавил, что, если на спутниках будет размещено ударное космическое оружие, это будет означать, что сократится подлетное время до возможных целей, в то время как сейчас вся система обороны построена на возможности засечь пуск ракет и уничтожить их на разгонном участке.
«А если этот спутник находится над твоей головой, то будет полет по кратчайшей траектории. Поэтому все это – реальная угроза для безопасности РФ», – подчеркнул аналитик. При этом он заверил, что РФ, вне всяких сомнений, есть чем ответить на эти угрозы со стороны США, поскольку в ней активно ведутся работы по созданию противоспутниковых вооружений.
«Естественно, что такое оружие, размещенное на космических спутниках, станет первоочередной целью, в том числе для средств космического поражения. Другое дело, что это станет бесконечным соревнованием щита и меча, но уже перенесенным в космос», – сказал ученый и выразил опасение относительно развертывания новой гонки вооружений.
Следует напомнить, что в конце прошлого месяца в Вене состоялись переговоры делегаций России и США, ка которых обсуждались вопросы обеспечения безопасности в космосе. Российскую сторону представляли сотрудники МИД, Минобороны и Роскосмоса. В американскую делегацию входили представители Пентагона, Министерства энергетики, Совета по национальной безопасности и Госдепа.
Как сообщила пресс-служба Госдепа, в рамках встречи представители России и США обменялись мнениями о нынешних и будущих космических угрозах, своих позициях по данной проблеме, стратегиях и космических доктринах. Члены делегаций обсудили перспективные темы будущих форумов, направленных на содействие безопасной, профессиональной и устойчивой деятельности в космосе. Обе стороны выразили заинтересованность в продолжении таких обсуждений и в повышении их продуктивности.
Среди многих вопросов на переговорах была затронута тема необходимости улучшения связи между двумя странами по направлениям, которые позволят снизить риски недопонимания сторон, помогут в разрешении космических инцидентов и позволят предотвратить «непреднамеренную эскалацию» противостояния в околоземном пространстве.
Несколько ранее помощник госсекретаря США Кристофер Форд в одном из своих выступлений выразил надежду, что переговоры в Вене позволят двум странами изучить возможности повышения стабильности и безопасности в космическом пространстве, а также «продвинуть дело разработки норм ответственного поведения в этой жизненно важной области».
Он также заявил о желании американской стороны создать линию связи с Москвой для предотвращения конфликтов в космосе. Форд пояснил, что наличие двустороннего канала связи позволит оператору из США связываться с российским оператором по мере того, как «возникают потенциальные проблемы и может произойти недопонимание».
комментарии(0)