Не стоит уповать на то, что лишь азовские медузы нейтрализуют катера Mark VI. Фото с сайта www.navy.mil
В этом году Азовское море заполонили медузы, относящиеся к семействам Корнерот и Аурелия ушастая. Особенно их много в районе украинского курортного города-порта Бердянска на северном побережье Азова. Отдыхающие жалуются, что невозможно войти в воду из-за толстого ковра отмирающих медуз.
Но медузы могут стать проблемой не только для курортников. Именно в Бердянске Киев намерен создать базу для катеров типа Mark VI, которые США обещали в ближайшее время поставить Украине.
Чья же это лужа?
Чем же медузы могут помешать этим боевым единицам? Дело в том, что катера Mark VI оснащены двумя водометными движителями HamiltonJet HM651. Это мощные агрегаты. Но в крутом киселе из медуз они не смогут нормально работать, а то и вовсе выйдут из строя.
Однако уповать на аурелии ушастые для нейтрализации катеров Mark VI вряд ли стоит. Об их появлении на Азовском и Черном морях объявил недавно назначенный командующим Военно-морскими силами Украины (ВМСУ) контр-адмирал Алексей Неижпапа (сколько же приклеивали на этого человека обидных кличек в школе и в училище!). Он, едва вступив в должность, дал пространное интервью одесской газете «Думская», в котором заявил о намерении Украины «вернуть» Крым, а также о подготовке войны с Россией. «Будет много потерь – и наших воинов, и гражданского населения», – сообщил Неижпапа. «Азовское море – это не лужа Российской Федерации, – подчеркнул он в том же интервью. – Если они думают, что будут себя вести, как привыкли, у них не получится. Уже в этом году мы увеличим количество единиц в Азовском море. Мы должны получить из США самые современные катера типа Mark VI – всего 16 единиц. Естественно, часть из них обязательно будет в Азовском море. С ракетными комплексами на борту – более эффективными для этого региона».
Ну превратить Азовское море в лужу украинскую у контр-адмирала Неижпапы вряд ли получится. Катера Mark VI, конечно, не изменят радикально баланс сил в Черноморском бассейне в пользу Украины, но, безусловно, доставят немало хлопот нашим пограничникам, военным морякам и росгвардейцам.
Что же они собой представляют? Катера Mark VI (их еще относят к типу Wright – в честь кэптена Джона Райта, командовавшего соединением катеров специального назначения «морских котиков») разработаны и строятся с 2014 года американской судостроительной компанией SAFE Boats International в Бремертоне, штат Вашингтон. Первоначально они предназначались для замены катеров Mark V из состава сил специальных операций (ССО) ВМС США, чьи сроки службы истекают. Кстати, катера Mark V до 2014 года не раз наведывались в Севастополь, поскольку американские ССО стабильно проявляют повышенный интерес к этому региону. Однако 12 серийных катеров Mark VI были переданы не «морским котикам», как называют в Соединенных Штатах флотских спецназовцев, а ВМС США. Потребность в них оказалась высокой в Персидском заливе и в водах, омывающих передовую базу США на острове Гуам. Их также привлекли для охраны главной базы ВМС США на Тихом океане Сан-Диего.
Полное водоизмещение катеров типа Wright – 72 т, длина – 25,8 м, ширина – 6,2 м, осадка – 1,2 м. Два дизельных двигателя MTU 16V2000M94 мощностью по 2600 л.с. каждый, работающие на водометы, позволяют развивать максимальный 45-узловый ход. Дальность плавания на 25 узлах – 750 морских миль, то есть 1390 км. Другими словами, за один выход катер сможет обойти чуть ли не каждую бухту в Азовском море. Он обладает высокими мореходными и маневренными качествами.
Вооружение катеров включает две 25-мм автоматические дистанционно управляемые установки Mk 38 Mod 2 и шесть 12,7-мм пулеметов М2 на турельных установках. Но это в стандартной комплектации. Вместо части крупнокалиберных пулеметов М2 возможна установка 7,62-мм пулеметов M240 и шестиствольных 7,62-мм пулеметов M134 «Миниган», а также 40-мм автоматических гранатометов Mk 19. Управление оружием осуществляется системой Mk 50, позаимствованной у дистанционно управляемого модуля бронетанковой техники M153 CROWS.
Кормовая 25-мм пушка часто не устанавливается и тогда образуется довольно просторная палуба для иной полезной нагрузки. Например, для дополнительной скоростной моторной лодки жестко-надувного типа, которая может доставить на берег и эвакуировать с него разведчиков и диверсантов. Там же могут размещаться беспилотные летательные аппараты и необитаемые подводные аппараты. Ну а самое главное – пусковые установки малогабаритного противокорабельного ракетного комплекса Griffin («Гриф»). Именно его имел в виду контр-адмирал Неижпапа, когда говорил о ракетных комплексах на борту украинских катеров Mark VI – «более эффективных для этого региона». Griffin включает ПКР длиной 1,1 м и диаметром корпуса 140 мм. Ее масса – 20 кг, а боевая часть весит 5,9 кг. То есть такой ракетой корабль не потопишь, а вот катер вполне можно серьезно повредить. Дальность стрельбы ракетой «Гриф» с борта катера по морской цели – 5,5 км. В состав комплекса входят также электронно-оптическая система обнаружения, целеуказания и подсветки FLIR Systems BRITE Star II. У катеров развитое радиоэлектронное вооружение и средства связи. Mark VI обладают информационными системами C4SI, находятся в едином сетецентрическом пространстве и обмениваются данными онлайн, что упрощает действия катеров в одиночку и в группе. Связь обеспечивается новейшей системой Link 16. Команда катера состоит из десяти человек. Он может взять на борт еще восемь «морских котиков». Для всех членов экипажа имеются спальные места, а «пассажиры» размещаются в удобных амортизированных креслах. Есть и камбуз для приготовления горячей пищи.
Катера Mark VI, несомненно, получились очень удачными. ВМС и ССО США планировали закупить 48 катеров типа Wright. Но теперь Украина перебежала им дорогу. Соединенные Штаты хотят поставить Киеву 16 катеров Mark VI, три-четыре из них по программе военной помощи, а за остальные Украине придется платить. Удовольствие это недешевое: 600 млн долл., включая услуги по обучению экипажей и технической поддержке. В пакет соглашения также входят 32 дистанционно управляемые артиллерийские установки MSI Seahawk A2 (по две на катер) с 30-мм автоматическими пушками Mk 44 Bushmaster II (всего 40 пушек, включая восемь запасных); 20 электронно-оптических систем FLIR (включая четыре запасных); 16 нелетальных инфразвуковых излучателей LRAD и 16 систем госопознавания, средства связи, различное сопутствующее оборудование, запчасти и т.д. Поставки ПКР Griffin и других боевых систем будут оговариваться в рамках отдельных контрактов.
Главное отличие украинской версии Mark VI от американской – артиллерийские 30-мм установки MSI Seahawk A2 британского происхождения. В то время как на американских катерах размещаются 25-мм установки Mk 38 Mod 2 израильской разработки. Не иначе как организаторы сделки решили увеличить калибр оружия, дабы повысить огневую мощь украинских боевых единиц.
В Киеве, несомненно, надеются, что США погасят если не всю, то, во всяком случае, большую часть суммы сделки. Тем более что ССО и ВМС США смогут пользоваться украинскими катерами в Черноморском бассейне по своему усмотрению и в своих интересах. Сегодня можно говорить о том, что Соединенные Штаты принуждают Украину к вооруженным провокациям против России. И поставки катеров Mark VI станут одним из инструментов такого принуждения.
Наш ответ Неижпапе
Как же обуздать свору Mark VI? Над этим придется думать. Сейчас Береговая охрана Пограничной службы ФСБ РФ, Росгвардия и ВМФ России располагают на Черном море и на Азове большим количеством патрульных катеров, которые по скорости ни в чем не уступают Mark VI. Пограничные катера «Мангуст» проекта 12150 водоизмещением 28,7 т развивают ход до 50 узлов. Более крупные катера «Соболь» проекта 12200 водоизмещением 57 т разгоняются до 47 узлов и имеют максимальную дальность плавания 700 миль, то есть практически сопоставимую с Mark VI. Патрульные катера «Раптор» проекта 03160 и транспортно-десантные катера проекта 02510 типа БК-16 ВМФ РФ и Росгвардии, созданные на базе широко известных шведских катеров типа CB90, тоже не уступают им в скорости. Но все они слабее «американцев» по вооружению, средствам обнаружения и боевого управления.
Катера «Мангуст» и «Соболь» вооружаются тумбовыми пулеметами МТПУ калибра 14,5 мм. Они разработаны на базе пулемета Владимирова эпохи Второй мировой войны. Попасть из них на скорости, а тем более на волнении в какую-нибудь движущуюся морскую цель просто невозможно. Для «мангустов» создан боевой модуль с дистанционным управлением «БДМ – «Управа-Корд» с 12,7-мм пулеметом. Но, во-первых, им оснащены только два катера, которые несут боевую службу в составе Балтийского флота. Во-вторых, калибр 12,7 мм слабоват против 30-мм «Бушмастера». Аналогичными модулями оснащены катера типа «Раптор» и БК-16. То есть они тоже уступают Mark VI.
Предпринимались попытки усилить вооружение «мангустов» (проект 12150В). В носовой части катера предусматривалось размещение шестиствольной 30-мм артиллерийской установки АК-306 с четырьмя пусковыми установками ПТУР «Вихрь». Однако расчеты показали, что такая конструкция слишком тяжела для катера небольшого водоизмещения и угрожает его остойчивости и прочности.
Сейчас производство катеров проектов 12150 и 12200 вообще остановлено из-за санкций. Зарубежные поставщики перестали продавать России дизели MTU и приводы Арнесона, обеспечивающие высокие скоростные характеристики.
Очень многообещающим казался проект 14310 «Мираж» – пограничного сторожевого корабля 4-го ранга. При полном водоизмещении чуть более 120 т он развивает максимальную 50-узловую скорость, а на 13 узлах способен пробежать 1300 миль. Его днище оснащено интерцепторами – устройствами, уменьшающими качку и на хорошем ходу как бы приподнимающими корабль над водной поверхностью, что обеспечивает высокую остойчивость на волнении. «Мираж» способен нести достаточно мощное вооружение: шестиствольную 30-мм артиллерийскую установку АК-306, два МТПУ с 14,5-мм пулеметами и до шести управляемых ракет «Атака» комплекса «Штурм». Головной «Мираж» на испытаниях, которые проводились в районе Феодосии, успешно поразил морскую цель. К сожалению, из-за отсутствия надежных дизелей эти корабли построены в количестве трех единиц, которые несут службу на Каспии.
Бывший командующий Черноморским флотом адмирал Владимир Комоедов считает, что для противодействия ВМСУ на Азове пункт базирования Черноморского флота в Темрюке «можно было бы укомплектовать быстроходными катерами, а также тральщиками, так как в мелководном регионе будет сохраняться минная опасность». Очень мудрое предложение. Но какими катерами и какими тральщиками? ВМФ отказался непонятно по каким причинам от строительства очень удачных и относительно дешевых рейдовых тральщиков проекта 10750Э, которые могли бы решить проблему противодействия минной опасности на этом театре.
Что касается катеров, то нельзя не вспомнить проект 20970 «Катран». Он разработан в нескольких вариантах. «Катран» первоначально был ориентирован для поставок на экспорт для замены во флотах государств Африки, Азии и Латинской Америки ракетных катеров проекта 205 «Москит», которые массово дарились Советским Союзом дружественным режимам. Однако покупать «катраны» эти страны не смогли – не на что. В базовой версии водоизмещение катера проекта 20970 составляет 290 т, длина – 44 м. Два дизеля, работающие на водометные движители, обеспечивают максимальную 42-узловую скорость. Дальность плавания экономическим ходом – 2100 миль. Экипаж состоит из 23 человек. Главное ударное вооружение – корабельный ракетный комплекс «Уран» с ракетами Х-35 с дальностью стрельбы до 130 км и Х-35У с возможностью поражения целей на дистанции до 260 км. Ракеты могут размещаться в двух спаренных или двух счетверенных пусковых установках. Артиллерия представлена 57-мм универсальной автоматической установкой А-220М и 30-мм шестиствольным автоматом АК-630М с цифровой системой управления стрельбой «Багира». Имеются два 12,7-мм пулемета, зенитный ракетный комплекс малой дальности 3М-47 «Гибка» и ручной противодиверсионный гранатомет ДП-64, при стрельбе из которого используются данные, получаемые от опускаемой ГАС обнаружения подводных диверсионных сил и средств «Анапа-М».
Активная трехкоординатная РЛС «Позитив-М» выполняет функции БИУС по целеуказанию и целераспределению. Автоматизированная система управления включает интегрированную мостиковую систему. Комплекс постановки пассивных помех ближнего рубежа ПК-10 помешает ракетам противника «увидеть» «Катран».
Катера такого типа очень нужны не только на Азове, но и для обороны российских берегов в Финском заливе, в заливе Петра Великого и на Каспии, а также в других акваториях. Впрочем, применительно к Азовскому морю ударное вооружение «катранов» представляется избыточным. Ведь перед ними будет стоять задача не топить всех и вся, а лишь сдерживать провокационные вылазки ВМСУ и их американских партнеров. Иначе проще простого было бы подогнать на российский берег Азова батарею БРК «Бал» и наносить удары. Или привлечь к выполнению этой задачи авиацию. Она бы тоже успешно справилась с уничтожением Mark VI.
Поэтому вместо «уранов» для использования в «узких морях» хотелось бы видеть что-нибудь попроще. Вроде продемонстрированной еще на выставке «Интерполитех-2004» малогабаритной противокорабельной ракеты «Гном» разработки ГосМКБ «Радуга» с дальностью стрельбы до 40 км.
Но о ней почему-то забыли. А жаль!
комментарии(0)