Фото сайта defense.gov
В конце августа внимание военно-морской общественности по обе стороны Атлантического и Тихого океанов привлекли два события, которые случились одно за другим. Сначала на сайте ВМС США появилось сообщение, что американская атомная подводная лодка USS Seawolf («Сивулф», в переводе с английского – «Морской волк») пришла в норвежский порт Тромсё. Событие само по себе экстраординарное. Перемещения американских субмарин строго секретятся и не оглашаются, дабы потенциальный противник не мог угадать маршруты их движения и районы патрулирования. А у берегов Аляски всплыла российская атомная подводная лодка «Омск» проекта 949А «Антей», участвовавшая в учениях Тихоокеанского флота «Океанский щит – 2020». К чему бы это?
Шоу волка
Атомные подводные лодки (АПЛ) типа USS Seawolf вообще самые секретные из секретных в американском флоте, поскольку считаются уникальными в ВМС США. Их построено всего три единицы. Как сообщают зарубежные источники, «Морские волки» подводным водоизмещением 9140 т развивают максимальную 35-узловую скорость хода и ныряют на глубину около 500 м. Они несут до 50 крылатых ракет «Томагавк» и «Гарпун», а также торпеды, которые выстраиваются из восьми 660-мм торпедных аппаратов, расположенных в районе центрального поста. При всем том эти субмарины считаются самыми малошумными в американском флоте. Их поисковая скорость составляет 20 узлов. Как утверждается, в обшивку лодки «вживлены» устройства, не только измеряющие собственные шумоизлучения на разных глубинах, скоростях хода, температуре и солености забортной воды, но и гасящие вредные колебания корпуса.
Первоначально АПЛ типа «Сивулф» предназначались для обнаружения и уничтожения новейших по тому времени советских атомоходов проекта 971 «Щука-Б». Но холодная война закончилась, Советский Союз развалился, а российские подлодки перестали выходить в море. Надобность в массовом строительстве «Морских волков» отпала. Их на стапелях сменили АПЛ типа «Вирджиния», поскольку субмарины типа «Сивулф» оказались слишком дороги. Первые две лодки обошлись американским налогоплательщикам по 3 млрд долл. каждая в ценах конца 90-х годов прошлого века, когда эти атомоходы сдавались заказчику, или более 5 млрд долл. в текущих ценах. Третья же АПЛ – «Джимми Картер» – потянула еще больше. Впрочем, эту субмарину можно отнести к самостоятельному типу. Благодаря 30-метровой вставке в корпусе ее подводное водоизмещение выросло до 12 140 т.
Сданным флоту «Морским волкам» нашли все-таки применение. Один «Сивулф» должен контролировать подводную обстановку на севере и северо-востоке Тихого океана, прежде всего в районе Вилючинска на Камчатке, где базируются российские атомные подводные лодки, в том числе стратегического назначения. Арена деятельности второй АПЛ этого типа – «Коннектикут» – арктические воды. А «Джимми Картер» вообще достраивался как шпионская субмарина. Ее спецперсонал прослушивает подводные кабели связи, а при необходимости может и порвать их. Лодка способна выпускать и принимать подводных диверсантов и выполнять другие специальные миссии.
Сейчас, как мы знаем, к российским берегам на Севере подошел «Сивулф». По словам контр-адмирала Энтони Карулло, командующего группой подводных лодок ВМС США, переброска «Морского волка» с Тихого океана в Атлантический «повышает и без того большие возможности по ведению подводной войны» и демонстрирует неизменную приверженность Соединенных Штатов «обеспечению морской безопасности и сдерживанию во всем регионе». На самом деле командование ВМС США обеспокоено возросшей активностью подводных сил российского Северного флота в Арктике и Атлантике. Сейчас в состав ВМФ РФ поступают атомные и дизель-электрические субмарины с невиданными прежде возможностями. Они способны наносить удары крылатыми ракетами не только по натовским армадам, но и по береговым целям на больших дистанциях. Вот почему «Морской волк» выдвинулся к Кольскому полуострову. По мнению американского портала The Drive, таким образом Вашингтон решил послать «сигнал Кремлю».
Но пока «Сивулф» посылал «сигнал», оставив свой пост в северной части Тихого океана, там произошли события, которые заставили американских стратегов почесать затылки.
Мы из «Омска»
Экипаж «Сивулфа» не успел насладиться внезапно обрушившейся популярностью своего корабля, как у берегов Аляски всплыла российская атомная подводная лодка «Омск», участвовавшая в учениях Тихоокеанского флота «Океанский щит – 2020». Ее, разумеется, заметили. В Северном командовании вооруженных сил Соединенных Штатов сначала предположили, что субмарина терпит бедствие, и даже хотели предложить свою помощь. Но российский атомоход ушел под воду, да еще выпустил ракету, которая поразила надводную мишень на расстоянии 329 км.
Неожиданное всплытие АПЛ «Омск», несомненно, было демонстративной акцией. Российская лодка послала из Берингова моря «привет» «Морскому волку» и, соответственно, сигнализировала Вашингтону, что «мы здесь».
«Омск» относится к подлодкам проекта 949А «Антей» – одним из крупнейших в мире. Их подводное водоизмещение составляет 23 900 т, а длина – 154 м. Они являются носителями мощнейших противокорабельных ракет (ПКР) П-700 «Гранит», развивающих скорость полета в 2,5 М и способных поразить противника на дистанции до 550 км. ПКР снабжена фугасно-проникающей боевой частью весом 584–750 кг или ядерным зарядом мощностью 50 кт, то есть она в два с половиной раза больше атомной бомбы, сброшенной американцами на Хиросиму в августе 1945 года.
АПЛ проекта 949А, которые наши моряки называют «батонами» за форму корпуса, напоминающую хлебобулочное изделие, за рубежом именуют «убийцами авианосцев», поскольку увернуться от удара 24 «Гранитов», которыми вооружен каждый из «Антеев», практически невозможно. Могут атаковать П-700 и береговые объекты, последние даже с большим успехом, поскольку они не перемещаются в пространстве, как надводные корабли, для стрельбы по которым на большие дальности требуется внешнее целеуказание. На Аляске, например, находятся базы пусковых установок ракет GBI американской стратегической системы ПРО.
О том, что всплытие «Омска» было заранее задуманным мероприятием, свидетельствует видеосюжет, переданный с борта атомохода перед ракетной стрельбой. Все члены экипажа, запечатленные на видео, облачены в чистейшие. хорошо отглаженные голубые форменки, будто и не было нескольких дней напряженных учений. А получить целеуказание лодка могла и не всплывая – только высунув антенну из-под воды на несколько секунд.
Сейчас два тихоокеанских «батона» проходят модернизацию по проекту 949АМ. Вместо «Гранитов» лодки получат 72 ракеты «Оникс», «Калибр-ПЛ» и «Калибр-М». Дальность стрельбы последними составит более 4000 км. Будут значиться в их арсенале и гиперзвуковые ракеты «Циркон».
Быстрые и агрессивные
Впрочем, в обозримом будущем демонстративные акции субмарин с целью попугать другую сторону скорее всего сойдут на нет.
В феврале 2019 года Пентагон подписал с корпорацией Boeing контракт на 43 млн долл. на строительство четырех сверхбольших необитаемых подводных аппаратов (Extra Large Unmanned Undersea Vehicles – XLUUV) типа Orca («Косатка»). Они разработаны на базе большого автономного необитаемого подводного аппарата (АНПА) Echo Voyager гражданского назначения, предназначенного для геологоразведки на океанском дне и монтажа там самого разнообразного оборудования. Его длина –15,5 м, а с 10-метровым модулем полезной нагрузки – 25,9 м, диаметр корпуса – 2,6 м, масса – около 50 т, глубина погружения – 3000 м, максимальная скорость хода – 8 узлов, а крейсерская – 2–3,5 узла, дальность плавания – 150 миль. ВМС США испытали Echo Voyager, и он их, за исключением дальности плавания, вполне устроил.
Косаток еще называют «убийцами китов». Они не имеют соперников в океанах и смело атакуют даже кашалотов. Такие же агрессивные способности намерены придать Orca специалисты Boeing.
Для быстрейшей реализации проекта компания Boeing заключила партнерское соглашение с кораблестроительной корпорацией «Хантигтон Ингалс Индастриз», которая построила большой боевой АНПА Proteus с очень удачно скомпонованным отсеком полезной нагрузки. Он может нести четыре мины, или две 324-мм торпеды, или две кассеты с тремя мини-торпедами (нечто вроде авиационных неуправляемых ракет). Используя эту наработку, модульную конструкцию Echo Voyager и элементы искусственного интеллекта, гигант авиационной промышленности и предложил Пентагону свою «Косатку». Особенно сильное впечатление на военных произвела дальность плавания XLUUV – до 6500 миль (12 038 км) в автономном режиме. Энергетическая установка – дизель-электрическая. На маршевом участке АНПА пойдет на небольшой глубине и через шноркель будет получать воздух для работы двигателя внутреннего сгорания.
Боинговская «Косатка» может транспортироваться к месту развертывания АПЛ типа «Виржиния» или стартовать от причала, например, в каком-нибудь малоприметном норвежском фьорде. Как указывает известный американский знаток военных подводных технологий Хай Саттон, для XLUUV предусмотрена разнообразная нагрузка: разведывательное электронное оборудование, противолодочные торпеды, противокорабельные ракеты и ракеты, предназначенные для поражения наземных целей. В перспективе эти АНПА могут получить средства перехвата российских ударных самоходных подводных аппаратов «Посейдон». Предполагается также, что аппараты Orca будут нести АНПА меньшего водоизмещения и компактные разведывательные и ударные беспилотные подводные аппараты. Постановка мин и противоминные операции тоже войдут в круг их «обязанностей».
Первый квартет боинговских «Косаток» не будет нести никаких боевых нагрузок. Он предназначен для всесторонних ходовых испытаний, тестирования средств навигации и связи. Но с учетом форсированных темпов разработки этого АНПА можно уже в ближайшие годы ожидать появления полноценных XLUUV, которые поступят на вооружение американского флота.
В России тоже не дремлют. С 2015 года по зарубежным СМИ кочует информация о российском боевом АНПА «Цефалопод», то есть «Головоногий» – это название класса морских животных, к которым относятся осьминоги, кальмары, каракатицы и т.п.
Как явствует из рисунка этого аппарата, сделанного уже упоминавшимся американским знатоком подводного оружия Саттоном, «Цефалопод» по размерам гораздо меньше российского самоходного подводного аппарата (СПА) стратегического назначения «Посейдон» и действительно внешне напоминает какое-то экзотическое морское животное. Как утверждает журнал Popular Mechanics, он предназначен для эскорта своих подлодок и уничтожения чужих. Он может применяться также для охраны военно-морских баз и других важных объектов.
В носовой части аппарата и на макушке вертикального киля находятся гидроакустические станции, обнаруживающие противника, а в средней части корпуса – малогабаритные торпеды, которых, впрочем, достаточно для уничтожения любой подводной лодки. АНПА оснащен четырьмя подруливающими винтами, что обеспечивает ему высокую маневренность. «Беспилотные подводные аппараты полностью трансформируют военно-морскую войну, – подчеркивает журнал Popular Mechanics. – Мы не можем сказать точно, на какой стадии находится проект, но в любом случае он демонстрирует направление, по которому работает Россия. Судя по наличию торпед и мощной системе гидроакустической разведки, «Цефалопод» может играть важную роль в морских сражениях».
Как отмечают эксперты американского издания Military Watch, на вооружении Военно-морского флота РФ, таким образом, может появиться система, которая по-своему будет гораздо опаснее «Посейдона». Боевой подводный комплекс «Цефалопод» способен выполнять функцию «дрона-убийцы» для вражеских субмарин. Он будет незаметно подкрадываться к кораблям и подлодкам противника и наносить удар мини-торпедами. «Цефалоподам», вероятно, доведется схлестнуться с американскими «Косатками».
Достоверная информация по «Цефалоподу», разработкой которого занимается ЦКБ МТ «Рубин», крайне скудна. Единственное его изображение сделал Хай Саттон. Трудно судить, насколько оно отвечает действительности. По представлению Саттона, этот АНПА размером примерно с микроавтобус. В нижней части корпуса – отсек полезной нагрузки, где размещаются противолодочные 324-мм малогабаритные тепловые торпеды.
О силовой установке ходят разные толки. Одни зарубежные аналитики говорят о наличии на «Цефалоподе» энергоемких литиево-ионных аккумуляторов, другие утверждают, что этот боевой автономный подводный аппарат будет снабжен компактной ядерной энергетической установкой по типу той, что предназначена для СПА «Посейдон». Впрочем, могут быть разные версии аппаратов. В зависимости от выполняемых задач на них могут ставиться аккумуляторные энергоустановки или атомные.
Саттон в статье, опубликованной недавно журналом Forbes, отмечает, что СПМБМ «Малахит» занимается созданием комбинации АНПА и АПЛ. Дескать, при современном уровне развития военной техники никакого искусственного интеллекта не хватит для управления подводным кораблем и его оружием. Именно поэтому СПМБМ «Малахит», по словам Саттона, предложило использовать автономный атомный турбинный генератор на подводных лодках, чья двигательная установка будет полностью автоматической и не будет нуждаться в присутствии человека, а управление кораблем будет осуществляться в полуавтоматическом режиме. Немногочисленные члены экипажа призваны лишь контролировать действия автоматики и принимать решения о применении оружия. По мере развития систем искусственного интеллекта такая лодка сможет стать полностью необитаемой.
Но это дело, на наш взгляд, не самого ближайшего будущего. Сейчас же приходится заниматься более неотложными проблемами.
Бездушный «Суррогат»
10 июня этого года генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит заявил, что возглавляемое им бюро завершило научно-исследовательскую работу по разработке морского роботизированного комплекса «Суррогат», способного имитировать атомные и неатомные подводные лодки. Аппарат разработан для проведения учений в ситуациях, когда привлечение реальных подводных лодок может отвлекать их от решения основных задач. Использование необитаемого имитатора позволяет также снизить стоимость учений и уменьшить риски, сохранив при этом реалистичность боевой обстановки. По словам Игоря Вильнита, «Суррогат» может нести буксируемые антенны различного назначения, что «позволит реалистично воспроизводить физические поля подлодки противника – акустическое и электромагнитное».
АНПА длиной 17 м и водоизмещением около 40 т способен развивать максимальную скорость более 24 узлов и «нырять» на глубину 600 м. Дальность плавания – около 600 миль на 5 узлах. Снабженный литий-ионной батареей имитатор подводной лодки способен в течение 15–16 часов имитировать атомную или неатомную подводную лодку противника.
Как нам представляется, эти замечательные способности «Суррогата» можно использовать и по-другому. Известно, что американские и норвежские подводные лодки, а также субмарины других стран НАТО постоянно «висят» у выходов из российских военно-морских баз у Кольского полуострова, отслеживая выходы российских АПЛ и дизель-электрических подводных лодок (ДЭПЛ), а затем беря их на сопровождение. Такая же картина наблюдается в районе Вилючинска на Дальнем Востоке. Только там подлодки европейских стран НАТО заменяют японские субмарины. Подключение «Суррогатов» к процессу выхода наших подводных лодок из баз на боевую службу значительно затруднит противникам наблюдение за ними.
Еще один вариант использования «Суррогатов» – вскрытие противолодочных контуров на маршрутах следования российских АПЛ и в акваториях, примыкающим к натовским государствам. Доставленный, к примеру, к американскому берегу такой АНПА поднимет по тревоге противолодочные силы. Это позволит выявить их стационарные системы наблюдения, порядок передачи информации, а также организацию противолодочной борьбы. В итоге эти сведения облегчат действия российских АПЛ в водах у Соединенных Штатов.
Итогом пьесы стало воплощение в металл бездушных роботов-акванавтов. Завтра они уже выйдут на боевую службу – и тот, кто первым «оседлает» эти боевые средства, несомненно, получит значительные преимущества в подводной войне.
комментарии(0)