0
3078
Газета Вооружения Интернет-версия

14.01.2021 21:33:00

Ограбление года чревато последствиями

Вместо модернизации Ил-80 Россия может ускорить программу Ил-96ВКП

Тэги: Ил96ВКП, Ил80, оак, авиация, вкс


Ил-96ВКП, Ил-80, оак, авиация, вкс Летающий командный пункт обеспечивает стратегическое управление всеми видами и родами войск. Фото Дмитрия Терехова

Хищение десятков блоков бортовой радиоаппаратуры с воздушного командного пункта российских Вооруженных сил в аэропорту «Таганрог-Южный» достойно титула «самое дерзкое преступление года». Именно так, ведь Ил-80 – самолет очень редкий (в конце 1980-х выпущено четыре экземпляра), напичкан сверхсекретной аппаратурой и предназначен для использования военно-политическим руководством РФ в случае большой войны.

Тема попала в топ-лист новостей и взволновала общественность до такой степени, что пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову пришлось пообещать: «Разумеется, будут сделаны выводы… будет и расследование, и будут приняты меры с тем, чтобы это не повторялось впредь». Сообразно, режим доступа на аэродром ужесточили и усилили охрану размещенных рядом предприятий авиапрома.

Не смогла остаться в стороне и Объединенная авиастроительная корпорация. Устами неназванного «представителя», пообщавшегося с репортерами РИА Новости, ОАК признал пропажу «второстепенной аппаратуры, не связанной с непосредственным функциональным предназначением борта». Какой точно – не уточняется. Примечательно, что столь маловразумительный комментарий выпустили в медиапространство «под Новый год» – через три недели после обнародования факта проникновения посторонних лиц на борт самолета.

Напомним, что 4 декабря при осмотре воздушного судна охрана аэропорта обнаружила следы несанкционированного вскрытия грузового люка Ил-80 (отсутствовала пломбировка). Начальник службы авиационной безопасности Таганрогского авиационного научно-технического комплекса им. Г.М. Бериева (в составе ОАК) обратился в полицию. Осмотрев самолет, следователи выяснили: злоумышленники украли 39 блоков различного связного оборудования и еще 5 плат из демонтированных блоков. Сообщение Главного управления МВД России по Ростовской области говорит о хищении имущества на сумму более миллиона рублей и возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного пунктом «б» части 4 статьи 158 УК РФ (кража).

«Таганрог-Южный» – объект двойного назначения с собственным аэровокзалом, однако с 2015 года пассажирские перевозки не осуществляются. Основное назначение – полеты экспериментальной авиации; здесь расположена испытательная база ТАНТК, а территория самого предприятия непосредственно прилегает к аэродрому. Злополучный Ил-80 прилетел в Таганрог для прохождения плавного ремонта, ведь помимо самолетов марки «Бериев» ТАНТК также занимается морскими патрульными Ту-142 (строились на местном авиазаводе) и авиацией специального назначения. А это – воздушные командные пункты, самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (А-50 и А-100), а также различные экспериментальные образцы, например А-60 с «лазерной пушкой».

Любая информация о самолетах специальной авиации России – предмет пристального внимания иностранных разведок. В случае с Ил-80 работали специалисты узкого профиля, ведь с открытием грузового люка Ил-80 справится далеко не каждый авиатехник. В отличие от базового авиалайнера Ил-86, платформу которого использует Ил-80, у него иная конструкция и увеличенные размеры – с учетом массово-габаритных параметров специальной аппаратуры.

Скорее всего несанкционированное вскрытие воздушного командного пункта – дело рук не иностранных разведчиков, а местных специалистов, точно знающих, что и как снимать. Вывезти награбленное наверняка помог автомобиль, имеющий пропуск на стоянку авиатехники. Дело в том, что установленная на борту Ил-80 радиоаппаратура – довольно тяжелая, конструктивно выполненная хорошо защищенной к различным воздействиям, которые может применить высокотехнологичный противник в случае войны с Россией.

Пока преступники не пойманы, мотивация их поступка точно не известна, но суть понятна – подзаработать на продаже «секретов Родины». В лучшем случае дело ограничится разборкой блоков на компоненты для последующей реализации на радиорынках и соскабливанием с электрических разъемов позолоты (на спецаппаратуре ее много – требуется обеспечить стабильность контактов для работы без «глюков»). В худшем – по тайным каналам блоки уйдут за границу, и у «вероятного противника» появится возможность разобраться с нюансами архитектурного построения аппаратуры и ее функционирования. Тогда сумма ущерба нашей стране будет гораздо выше миллиона рублей остаточной стоимости похищенного имущества, о которой говорится в сообщении Главного управления МВД России по Ростовской области.

Прошедшие модернизацию

Бортовой номер злополучной машины не приводится. Плохо, если она входит в пару с регистрационными номерами RF-93645 и RF-93642, прошедшую ремонт с модернизацией в условиях современной России. Как известно, развал Советского Союза сопровождался деградацией отечественной авиации. Многочисленные «Илы» утратили летную годность и стали «недвижимостью». Однако в новом веке стали приходить сообщения о проведении работ по восстановлению летной годности и модернизации самолетов строя. Министерство обороны организовало в 2005–2006 годах поездки журналистов в Ахтубинск, где помимо прочей техники можно было наблюдать и проходящий испытания модернизированный самолет Ил-80.

Во время посещения в январе 2008 года воронежского авиазавода кандидатом в президенты РФ Дмитрием Медведевым ему показали другой такой самолет на завершающем этапе капитального ремонта ТО-10000.

Следующие новости по теме поступили пять лет тому назад. Дочерняя структура государственной корпорации «Ростех» выпустила информационное сообщение, говорившее о завершении государственных испытаний «воздушного командного пункта стратегического управления второго поколения, созданного на базе Ил-80». Самолет характеризовался как «воздушный пункт стратегического управления, предназначенный для применения в условиях оперативного развертывания войск, отсутствия наземной инфраструктуры, а также в случае выхода из строя наземных пунктов управления, узлов и линий связи». От аналогичных машин прошлого поколения он выгодно отличается повышенной живучестью, функциональностью, надежностью, улучшенными массогабаритными характеристиками и более низким энергопотреблением.

Модернизированный самолет несет бортовой комплекс технических средств (БКТС), в состав которого входят высокотехнологичные изделия нижегородского НПП «Полет». «Конструкция Ил-80 позволяет принимать на борт высший командный состав ВС РФ, боевой расчет, состоящий из оперативной группы офицеров Генштаба и специалистов технической группы, отвечающей за работу спецоборудования самолета. Технические характеристики комплекса позволяют осуществлять управление сухопутными войсками, военно-морским флотом, воздушно-космическими силами, ракетными войсками стратегического назначения. Это уникальный по своим характеристикам комплекс, обеспечивающий стратегическое управление всеми видами и родами войск. Помимо России авиационную технику такого уровня выпускают только в США», – отмечалось в информационном сообщении.

Работы по модернизации начались в 1991 году в рамках ОКР «Звено-2» с упором на создание нового унифицированного бортового комплекса технических средств. Через шесть лет приступили к выполнению эскизно-технического проекта по модернизации ранее выпущенных самолетов. Первым переоборудовали борт RA-86147, вторым – RA-86148. Летные испытания начались в 2007 году и заняли восемь лет. По их завершении машины перекрасили и нанесли новые регистрационные номера: RF-93645 и RF-93642 соответственно.

Перспектива

В мае 2019 года замминистра обороны Алексей Криворучко сказал, что в России были завершены опытно-конструкторские работы по модернизации воздушных командных пунктов на базе самолетов Ил-80, и промышленность приступила к переоборудованию ранее построенных самолетов. Возможно, речь идет о желании военного ведомства восстановить летную годность и провести модернизацию RA-86146 и RA-86149. Они долгое время находились в отстое на аэродроме Чкаловский, сохраняя устаревший комплекс «Звено».

Открытая литература изобилует различными названиями этих машин: «Ил-86ВКП», «Ил-80/87» и др. Внешне они выделяются от пассажирских Ил-86 наличием крупногабаритного обтекателя радиотехнических систем на верхней части фюзеляжа сразу за кабиной летчиков. Подобные самолеты должны находиться в небе круглые сутки, для чего Ил-80 оснащается системой дозаправки в воздухе. В связке с ними работают самолеты Ил-82 (первый полет – 1987 год) на базе Ил-76. Они имеют схожие отличия от серийной продукции по причине размещения на борту «радиотрансляционных и ретрансляционных систем».

Согласно юбилейной книге АК «Ил», самолет специального назначения носит название Ил-80 и представляет собой воздушный командный пункт с установленными на нем мощнейшими электронными системами. Поскольку таковые потребляют много электричества, для его генерации на борту появились дополнительные мощности – два силовых агрегата на базе авиадвигателей АИ-24. На крыле самолета установлены пилоны с размещенными на них генераторами электрической энергии для радиоэлектронного оборудования.

С целью защиты самолета со стороны возможного ядерного взрыва Ил-80 отличается от Ил-86 усиленной конструкцией крыла, фюзеляжа и шасси. Отсутствуют иллюминаторы, на крыле дополнительные пилоны с электрооборудованием. Бортовое оборудование спроектировано и изготовлено на соответствие повышенным требованиям к надежности, с вероятностью отказов в несколько раз ниже, чем у серийной гражданской авиатехники.

Долгое время «Илы» специального назначения окружал режим повышенной секретности. Так продолжалось до 2010 года, когда жители столицы наблюдали «необычный Ил-86» среди многочисленных летательных аппаратов, пролетевших над Москвой в ходе воздушной части майского парада 2010 года. А через пару лет одна машина участвовала в торжественных мероприятиях в Жуковском по случаю празднования столетней годовщины создания Военно-воздушных сил России.

Третье поколение

Возможно, события декабря 2020 года в Ростовской области и их последствия заставят военное ведомство пересмотреть подход к воздушным командным пунктам и вместо модернизации Ил-80 ускорить создание подобного самолета третьего поколения на платформе Ил-96–400М. Подобная разработка (Ил-96ВКП) началась несколько лет тому назад, сразу после завершения испытаний первого модернизированного Ил-80. Она тесно связана с созданием комплекса «Звено-3С».

Платформа Ил-96–400М выгодно отличается лучшей аэродинамикой, увеличенным внутренним пространством и экономичной силовой установкой из четырех двигателей ПС-90А, которые в перспективе (с 2027 г.) могут быть заменены парой новейших ПД-35. Эти и другие усовершенствования значительно повышают экономичность самолета и как следствие – дальность и продолжительность полета.

Между тем главным недостатком Ил-86, подкосившим «советский аэробус», стал повышенный расход топлива двигателей НК-86. По сути, он представлял модификацию НК-8, использованных на самолетах предыдущего поколения Ил-62 и Ту-154Б. С 1987 года Казанским МПО выпускался улучшенный НК-86А с монокристаллическими рабочими лопатками первой ступени турбины и межремонтным ресурсом, увеличенным до 4000 часов. Тяга на взлетном режиме увеличилась на 300 кгс – до 13,3 тонны. Однако и эта модель по своим характеристикам заметно уступала западным «сверстникам». Так, степень двухконтурности составляла всего-навсего 1,18, что в четыре-шесть раз ниже соответствующего показателя лучших иностранных моторов того времени. Как следствие, удельный расход топлива на крейсерском режиме составлял 0,739 кг/кгс*ч против 0,536 у американского PW4056 (со степенью двухконтурности 4,9), что устанавливались на варианты Boeing 767 и 747.

Может статься, что события на аэродроме «Таганрог-Южный» статут дополнительным аргументом для сторонников новой техники, стремящихся подвигнуть военно-политическое руководство России на увеличение финансирования программы Ил-96–400М и специальных машин на его базе за счет ресурсов, которые ранее предполагалось пустить на модернизацию самолетов строя, включая Ил-80.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Против санкций и расстояний

Против санкций и расстояний

Андрей Гусейнов

Бизнес разработал новые решения и продукты для гражданской авиации

0
3247
Масштабные удары уничтожают стратегические объекты Украины

Масштабные удары уничтожают стратегические объекты Украины

Владимир Мухин

ЧП в "Крокус Сити Холле" не повлияло на ход спецоперации

0
11994
Удары "Кинжалами" предвещают создание в Украине "санитарной зоны"

Удары "Кинжалами" предвещают создание в Украине "санитарной зоны"

Владимир Мухин

Российские военные собрали людские ресурсы для стратегического наступления

0
13834
Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков. Китай неожиданно решил провести второй раунд челночной дипломатии по урегулированию украинского кризиса

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 04.03.24

0
13584

Другие новости