0
7570
Газета Вооружения Интернет-версия

28.01.2021 20:12:00

«МиГ»: летающий бриллиант

80 лет на военной службе

Владимир Карнозов

Об авторе: Владимир Александрович Карнозов – военный аналитик.

Тэги: россия, армия, вооружения, авиация, миг29, миг31


россия, армия, вооружения, авиация, миг-29, миг-31 Несмотря на все перепетии, МиГ-29 занимает почетное место среди лучших истребителей мира. Фото с сайта www.mil.ru

«МиГ» – один и самых известных за рубежом брендов российского авиапрома. Благодаря высоким боевым и летным качествам самолеты этой марки долгое время пользовались огромным спросом на мировом рынке вооружений. Фактически «МиГ» стал синонимом словосочетания «русский истребитель» – смертоносный в бою и неприхотливый в эксплуатации. И хотя «МиГ» все еще продолжает оставаться визитной карточной отечественной боевой авиации, от былого величия в основном остались лишь артефакты. Сегодня по всему миру найдется до тысячи морально устаревших, физически изношенных, но не прекративших полеты фронтовых истребителей МиГ-21/23/29 советской постройки. Число сравнительно современных фронтовых истребителей МиГ-29СМТ/М/М2, собранных в условиях новой России, плюс близких к ним по конструкции и тактико-техническим характеристикам МиГ-29К/КУБ корабельного базирования, не превышает полторы сотни.

Системный кризис в отрасли, вызванный развалом Советского Союза, вкупе с бесконечной чехардой кадровых перестановок и структурных изменений, не прекращающейся даже сегодня, сыграли с МиГом злую шутку. Мировая слава и узнаваемость сохранились, а предложить полностью новый, действительно инновационный продукт под маркой «МиГ» Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК, входит в «Ростех») не может. Да и не хочет. Причин – множество, включая субъективного свойства, многие кадровые сотрудники центрального аппарата ОАК – выходцы из «суховской», считай конкурирующей с МиГом кооперации.

Один мотор как приговор

Первые образцы МиГ-1 поступили строевым частям ВВС РККА в первом квартале 1941 года. 80 лет спустя имеем: у ВКС России нет ни одного полка на легких фронтовых истребителях марки «МиГ». МиГ-21 и МиГ-23, а также созданный на базе последнего истребитель-бомбардировщик МиГ-27 списали еще в 1990-е под предлогом, что одномоторные самолеты «намного опаснее» двудвигательных в эксплуатации. Мировая практика говорит иное, но, вспоминая, что творилось в стране и армии на рубеже веков, подобный «аргумент» под сомнение не ставился. Между тем десятки стран мира до сих пор эксплуатируют МиГ-21 и МиГ-23, а сирийская правительственная армия довольно успешно применяет их для нанесения бомбово-штурмовых ударов по мятежникам.

«Мотивированный» отказ российских военных от боевых самолетов одномоторной схемы стал очередным в серии ударов по МиГу, ведь таковыми ни одно другое отечественное ОКБ на закате советской эпохи всерьез не занималось.

Классический МиГ-29

Единственным типом легкого фронтового истребителя, сохранившимся на вооружении России, является МиГ-29. Массовый выпуск самолета вариантов 9–12, 9–13 (суммарно до 1400 единиц) и 9–51 (свыше 300) прекратился вскоре после развала СССР, однако громадный производственный задел позволил еще долгое время поставлять их за рубеж.

Россия унаследовала больше половины советского парка МиГ-29 общей численностью 800 единиц по состоянию на 1991 год. Остальные (примерно 350) достались нескольким странам СНГ, в том числе Украине до 240 и Белоруссии – 80.

На рубеже веков в частях и центрах ВВС России насчитывалось около 340 боевых МиГ-29, с учетом двухместных учебных – более 400. После развала СССР наши военные брали МиГи у промышленности очень ограниченно: менее 20 МиГ-29С в начале 1990-х годов и по совокупности около полусотни МиГ-29СМТ/УБТ в новом веке. Сегодня даже эти – самые продвинутые в техническом смысле – истребители выведены из активного парка действующей армии, сохранившись в строю лишь символически.

Последним строевым полком (14-й ГвИАП) на МиГ-29 была воинская часть № 55711 на аэродроме Халино под Курском, но пару лет назад и он полностью перешел на «сушки». Оставшиеся у ВКС истребители семейства МиГ-29 были сосредоточены на четырех аэродромах: Приволжский, Кубинка, Армавир, Липецк. Они используются центрами, специализирующимися на подготовке летчиков-истребителей и повышении их квалификации.

Выводимые из состава Вооруженных сил фронтовые истребители легкого класса передаются Сирии, Монголии, Сербии и другим развивающимся странам (совокупно более 30 единиц). Пока что в процесс вовлечены самолеты советской постройки (с фирменным обозначением 9–12, 9–13 и 9–51), но скоро, по-видимому, дело дойдет и до МиГ-29СМТ (9–17). Планеры последних были собраны в новом веке из советского производственного задела. Вместо морально устаревшей электроники на них установлена современная: стрелочные приборы уступили место цветным многофункциональным индикаторам на жидкокристаллических матрицах. Радиолокатор Н-019 с параболической антенной сменил «Жук» с плоской антенной решеткой.

Поступление первой партии МиГ-29СМТ в войска было мерой вынужденной – от нее отказался Алжир, недовольный качеством исполнения заказа промышленностью. История наделала много шума и могла сильно подмочить деловую репутацию отечественного авиапрома, если бы не активное вмешательство Минобороны РФ. Военное ведомство не просто приняло «негодные» самолеты, но и заказало у промышленности дополнительные, благодаря чему был выбран весь сохранившийся на заводах в Москве, Луховицах и Нижнем Новгороде задел по планерам.

На индийский манер

Постепенно страсти вокруг алжирской истории утихли, и подобные машины нашли место в составе ВВС Индии. Правда, речь идет о несколько ином, «кастомизированном» исполнении – MiG-29UPG (9–20). Прототип, созданный на основе серийного самолета 9–12, поднялся в небо 10 лет тому назад. По завершении испытаний РСК «МиГ» передала заказчику установочную партию самолетов, перестроенных из ранее выпущенных. От обычного МиГ-29 самолет с индексом UPG отличаются двигателями РД-33М-3 с повышенным ресурсом, новой радиолокационной станцией «Жук-МЭ», измененной конфигурацией фюзеляжа путем увеличения гаргрота, установкой аппаратуры дозаправки в воздухе и расширенной номенклатурой средств поражения. Проведены мероприятия по доведению срока службы до 40 лет. Подобная модернизация значительно – в разы – увеличивает боевые качества крылатой машины, но и стоит весьма недешево в сравнении с остаточной стоимостью самолета.

В прошлом году правительство в Дели приняло решение о закупке в России дополнительной партии в 21 самолет. Теперь речь идет не о переделке машин из состава ВВС Индии, а поставке из страны-экспортера. Как практически будет реализован соответствующий контракт – непонятно. Среди набора опций присутствует и вариант доработки МиГ-29СМТ, ранее проходивших эксплуатацию в ВКС России, до стандарта MiG-29UPG.

Поколение 4+

После завершения производственной программы истребителей четвертого поколения (МиГ-29 и МиГ-31) и закрытия темы машины пятого поколения («Изделие 1.42») основные усилия ОКБ им. Микояна сосредоточились на разработке фронтовых истребителей поколения 4+. Работа свелась к глубокой модификации МиГ-29, которая ведется с переменным успехом по настоящее время.

Большие надежды возлагались на Индию. Там на рубеже веков был обнародован план по закупке у иностранного поставщика 127 многоцелевых истребителей. После многочисленных проволочек в 2007 году был формально открыт международный тендер Medium Multi-Role Combat Aircraft (MMRCA). Россия представила на него МиГ-29М, вскоре по маркетинговым соображениям переименованный в МиГ-35.

Проанализировав поступившие предложения, организаторы конкурса остановили свой выбор на «Рафале», но не смогли договориться с фирмой «Дассо» по финансовым вопросам и программе лицензионного производства. В результате правительство в Дели ограничилось закупкой небольшой партии непосредственно у производителя и перезапустило международный конкурс, но на меньшее число самолетов (110–114). Россия снова заявилась с МиГ-35, последний вариант которого с в очередной раз измененным составом вооружения и бортового оборудования выставлялся на аэрокосмическом салоне МАКС-2019.

Корабельный вариант

Большие надежды, возлагавшиеся на Индию в качестве основного покупателя МиГов поколения 4+, оправдались лишь частично. Хотя она пока еще не закупила ни одной такой машины для Военно-воздушных сил, был успешно заключен и практически реализован большой заказ на 40 МиГ-29К/КУБ для флота (заводское обозначение одноместной варианта 9–41, двухместного 9–47). Поставки проходили с 2009 по 2016 год, сегодня МиГи успешно выполняют полеты с палубы авианосца «Викрамадитья». Отечественный флот воспользовался плодами индийского контракта, приобретя 24 подобных самолета для оснащения нашего единственного авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов».

Хотя корабельная машина и сохранила внешнюю схожесть и числовой индекс «29», она представляет иной, более современный и универсальный тип самолета. Аэродромный вариант этой машины под индексом МиГ-29М/М2 поставляется Египту. А МиГ-35 в его нынешнем виде можно рассматривать как продолжение данной линейки с наращиванием возможностей бортовой аппаратуры и средств поражения.

При разработке МиГ-29 первоначального облика (9–12) основной упор делался на маневренный воздушный бой. Авиаконструкторы пошли на малые дальность полета и величину боевой нагрузки, ограничив арсенал управляемых средств поражения ракетами «воздух-воздух». МиГ-29К/КУБ и его аэродромные модификации представляют собой многофункциональные боевые машины, способные бороться как с воздушными, так и морскими и наземными целями. Максимальная боевая нагрузка возросла с 2 т (9–12) до 6–7 т у МиГ-35.

Начиная с 2007 года, когда название МиГ-35 появилось в официальном документообороте с иностранными заказчиками, на него подписалась всего лишь одна иностранная держава. При этом египетские самолеты чаще обозначаются «МиГ-29М». На форуме «АРМИЯ-2018» МО РФ выдало РСК «МиГ» контракт на шесть МиГ-35. К настоящему времени все они поставлены для прохождения государственных испытаний.

Военным летчикам предстоит оценить эффект от внедрения на МиГ-35 комплексной системы ограничителя предельных режимов полета, разработкой которой инженеры РСК занимались последние пять лет. Она помогает экипажу активно маневрировать в воздушном бою, автоматически предотвращая срыв в штопор. Система не допускает выхода на запредельные углы атаки, в то же время, позволяя держать максимальную перегрузку. «Безопасность и комфорт летчика является приоритетной целью для наших конструкторов и инженеров. Запатентованная комплексная система позволяет улучшить тактико-технические показатели истребителей марки «МиГ», – заявил управляющий директор Корпорации «МиГ» Андрей Герасимчук.

Новый руководитель пришел на МиГ в тяжелые времена. Заказчики гораздо больший интерес проявляют к самолетам марки «Су». В таком случае зачем ВКС России МиГ-35 при наличии хорошо отлаженного производства Су-30СМ и Су-35С? Не будет ли более рационально расходовать бюджетные средства на закупку самолетов пятого поколения Су-57, первый серийный экземпляр которого недавно передан ВКС России? Впрочем, ответы на эти и другие вопросы относятся к компетенции Минобороны, хотя напрямую влияют на судьбу легендарной фирмы. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Россия теряет Южный Кавказ

Россия теряет Южный Кавказ

НАТО наращивает влияние на постсоветском пространстве

0
2759
Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков. Пекин будет «поддерживать африканцев в поиске африканских решений африканских проблем»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 13.01.25

0
2989
100 ведущих политиков России в декабре 2024 года

100 ведущих политиков России в декабре 2024 года

Дмитрий Орлов

0
6087
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
10471

Другие новости